"Неваляшка"
Название фильма: | Неваляшка |
|
|
Страна-производитель: | Россия | ||
Английский: | Неваляшка | ||
Жанр: | комедия / боевик | ||
Режиссер: | Роман Качанов | ||
В ролях: | Павел Деревянко, Сергей Маковецкий, Елена Николаева, Алексей Панин, Артемий Троицкий, Ноэль Андерсон, Линда Нигматуллина, Андрей Васильев, Виктория Кастро, Виталий Качановский | ||
Год выпуска: | 2006 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
||||||||
Сюжет и комментарий
Это история не только о спорте, но и почти рождественская сказка о мечте, любви, стремлении к высоким целям. Неваляшка — прозвище молодого боксера, выступающего в легком весе. Среди своих соперников он выделяется невероятной худобой и фантастической подвижностью. Его невозможно уложить на ринг (отсюда и прозвище). А самому Неваляшке скучно соревноваться с намного уступающими ему соперниками. Он мечтает о большем!
Однажды в новостях наш герой видит телерепортаж о знаменитом американском супертяжеловесе, чемпионе мира по прозвищу "Пила", и его подружке — экзотической красавице из "Плейбоя" Кэтрин Джойс. Неваляшка влюбляется в роскошную чернокожую красотку. И его смутная неудовлетворенность своей жизнью превращается в ясную цель — он должен победить чемпиона-супертяжеловеса и завоевать девушку своей мечты. Неваляшка всеми правдами и неправдами пробивается в тяжеловесы. В это же время он случайно знакомится с бывшим боксером-чемпионом Семенычем. Семеныч становится другом Неваляшки, и начинает тренировать его, готовя к боям в тяжелом весе. В жизни Неваляшки также появляется и девушка, юная балерина, дочь весьма состоятельного бизнесмена. Между Неваляшкой и Татьяной вспыхивают теплые и нежные чувства, которые помогают молодому боксеру не сдаваться, идти вперед к победе.
Но по досадной случайности за океан уходит любовное письмо Неваляшки, адресованное Кэтрин Джойс. Об этом письме вскоре узнает и грозный "Пила", который на весь мир объявляет, что он смертельно оскорблен посягательствами на его девушку и вызывает Неваляшку на поединок. Этот необычный матч между легковесом и супертяжеловесом станет кульминацией нашей истории. Финальный бой приближается… Сможет ли Неваляшка одержать победу в жестоком бою и сохранить настоящую любовь?
Дело о мёртвых душах и боксёрских грушах
…Я тут недавно видел сверхсекретные карты Генштаба — там нет Америки… «Даун Хаус»
Надежда ЗАВАРОВА
Есть ли жизнь после постмодерна, нет ли жизни... науке это неизвестно. Хочется верить, что принцип «цикличности» в искусстве сохранится — и на смену одному стилю придёт другой, который, в свою очередь, уступит место новому. И не так уж важно, близок вам дух постмодернизма или вы раздражаетесь от одного упоминания о нём — просто приятно сознавать, что есть в искусстве законы, которыми мы не в силах пренебречь, даже если очень захотим, даже если нанесём по ним, как учит герой Маковецкого, «хлёсткий удар», куда вложим знания, опыт, цинизм, иронию.
Так, наблюдая за стараниями простого русского боксёра Вани набрать вес и одолеть на ринге заморского тяжеловеса, невольно думаешь о том как будут завидовать наши «едоки картофеля» сверхъестественному метаболизму Неваляшки! Такой бы метаболизм — да девочке Майе, всё ещё ожидающей чуда в незабвенном фильме! Но, как говорится, всё в руках сценариста: кому хот-дог, кому — боксёрскую диету, а кому — «жаркое из Настасьи Филипповны», как в «Даун Хаусе»…
Тогда Роман Качанов снял фильм, до мозга костей и финальных титров постмодернистский, где каждый участник кинопроцесса упивался радостью и сладостной свободой стёба, и даже далёкий гул, издаваемый вращающимся в гробу Фёдором Михайловичем, лишь сообщал динамичный ритм всему творившемуся на экране и казался частью звуковой дорожки фильма. Это был постмодерн в самом расцвете сил! А «Неваляшка» — творение несмешного и грустного времени его заката.
В фильме, как и положено в наш быстрый, насмешливый век, множество цитат, отсылов и со значением подобранных деталей, и всё приправлено изрядной долей насмешливости: позы замирающего в воздухе Неваляшки гротескно напоминают о «Матрице»; русского боксёра-тяжа, долго и уверенно идущего в Москву через Тайгу, зовут Добрыня Никитич, да и сам Неваляшка для друзей — Ваня Жуков; суровый темнокожий «Пила», с которым у Неваляшки, как обещает реклама, состоится «главный бой в его жизни» — так и вовсе Роби Рэй Брэдбери. А за героем Алексея Панина, Леопольда Гнедого, с его лирическими виршами о боксе и Родине, маячит тень незабвенного Никифора Ляпис-Трубецкого.
Всё это как будто должно заставить нас следить за историей с ещё большим интересом, поминутно посмеиваясь и покачивая головой, потому как поняли намёк, уловили связь с классикой, оценили цитату. Но почему-то этого не происходит. Все цитаты и отсылы гуляют сами по себе — они, конечно, ловко вплетены в канву фильма, но остаются вне собственно культурного контекста, который так важен в эстетике постмодернизма. Игра с классическим произведением, свободное жонглирование узнаваемыми деталями, ирония, а главное — пусть и остраненная этой игрой, но кровная и неразрывная связь с по-своему истолкованным первоисточником… Только ленивый не знает об этих первичных признаках постмодерна, на необозримой ниве которого ещё недавно работали многие художники, в том числе и Роман Качанов. А в «Неваляшке» всё существует в некоем вакууме, а от этого, по сути, теряется сам смысл цитирования и игры чужими смысловыми кодами, ассоциациями, именами и т.п.
В интервью, опубликованном на официальном сайте фильма, Качанов говорит: «Для меня главное, чтобы зритель сопереживал тому, что видит на экране…. Мне все-таки хочется, чтобы зрители в зале смеялись, сопереживая героям. Или хотя бы плакали: надеюсь, в моем фильме будут моменты, когда люди растрогаются…» Но, несмотря на упования режиссёра и его безусловные старания, сопереживать героям не удается. Некому.
Одной из причин равнодушно-спокойного отношения к призрачным героям можно считать своеобразную пунктирность и сюжета, и самих персонажей. Тут уж начинаешь задумываться о том, почему коллективное написание сценария не пошло на пользу нашему фильму, в отличие от итальянских картин, скажем, пятидесятилетней давности. У мощного коллектива авторов «Неваляшки» получилась невыразительная, лишь отчасти спасаемая в глазах публики несколькими смешными шутками, история, где все характеры как-то принципиально вяло и невнятно выписаны. Зритель, уловив несколько ярких, но мелких штрихов, просто не успевает ощутить участие в судьбе персонажа (как того хотелось режиссеру), потому что сцена, которой пытались «растрогать» зрителя, уже кончилась — пропала из фильма навсегда и бесследно вместе со всеми связанными с ней мыслями и чувствами героев.
Актёрам в сущности нечего играть: кроме необходимых по сценарию физических характеристик (вес) или определенных спонсорами и нужных сюжету действий (пьянство), у их персонажей нет уникальных, запоминающихся черт — это люди «без свойств». Из такого драматургического материала не вылепишь ни яркий лубочный образ, ни тем более традиционного полноценного героя, которому можно сочувствовать или над которым можно от души посмеяться. Нивелирована и речевая ткань фильма: нехитрые шутки и остроумные реплики, не принадлежа по сути ни одному из персонажей, кажутся взаимозаменяемыми. Например, фразу Семёныча («Детям нужен полноценный северный олень») безо всяких потерь для образа мог бы произнести любой герой картины. Текст существует в параллельной фильму плоскости. Впечатление такое, что его раздали персонажам чуть ли не по жребию.
Схожая самодостаточность текста, предполагающая возможность его автономного существования, прослеживалась ещё в «Даун Хаусе», но там и задача была другая, и шутки посмешнее, и характеры поярче, потому что авторы сценария как-то тщательнее и веселее подошли к своей работе, а главное — имели возможность утолить сценарный голод плотью великого создания Федора Михайловича.
Так что об актёрских удачах «Неваляшки» говорить не приходится. Да разве вина в том актёров? Скорее уж беда… Невооруженным взглядом видно, что Павел Деревянко хороший, а Сергей Маковецкий — очень хороший артист, ремеслом владеют, и с исполнительской техникой все у них в порядке. Но хорошо сыграть картонно-неживого героя попросту невозможно.
Вообще о «Неваляшке» легче было бы говорить, не будь предыдущих работ Романа Качанова. Если бы не было «Даун Хауса» или даже телесериала «Взять Тарантину», где стилистика более цельная, где есть бесшабашная раскованность, а порою вызывающая и шокирующая острота жизни, то «Неваляшка», может быть, и стал бы победителем. А так, он, конечно, проигрывает — пусть не нокаутом, а по очкам, но всё же это — поражение.
Видимо, совсем не просто соединить в кино пародийность и постмодернистский стёб даже с китчевой эстетикой телевизионного шоу (бой Неваляшки комментирует Иван Ургант), а тем более с балаганным простодушием сказки или заразительностью площадного действа; происходящее на экране лишено не только заявленной доли абсурдности, но и лёгкости, и озорства.
До встречи в кино.
С сата Кинокадр Ру
РЕЦЕНЗИЯ
Ваня Жуков (Павел Деревянко) - боксер в легком весе. Карьера его складывалась успешно, и Ваня даже стал чемпионом, но в сердце боксера было неспокойно: порхания бабочкой в легком весе никак не отвечали его эстетическим концепциям, а победы над соперниками в весе пера, которые от его ударов разлетались, как кегли, сделали Ванюшу типичным имманентствующим трансценденталистом. И когда метафизические процессы в мозгу чемпиона привели его в совершенно экзистенциальное состояние, он напихал в трусы свинцовых бляшек и перешел в тяжелый вес.
В тяжелом весе Ване пришлось тяжело, прошу прощения за невольный легкий каламбур. Не так-то просто, обладая весом в шестьдесят килограммов, справиться с соперником, который вдвое тяжелее тебя. И тут даже свинцовые трусы не помогут! Ваня, конечно, старался жалить тяжеловеса, как пчела, но тот ему врубает в дыню, как медведь, и Ваня падает - медленно, красиво, экзистенциально, но конкретно падает прямо на ринг. Однако тут же встает. Натура у Вани такая - не может долго лежать без дела. Поэтому ни один хук справа, ни один пропущенный апперкот не укладывает мечтателя надолго.
Поначалу зрителей, конечно, прикалывали эти дивные картины: здоровенный бугай молотит непонятно как попавшего в тяжелый вес задохлика, тот падает, но тут же встает и снова петрушкой прыгает по рингу, изредка доставая бугая своими быстрыми ударами по почкам - выше он просто не дотягивается. Ваню за эту интересную манеру даже любовно прозвали Неваляшкой. Но вскоре однообразность боксерских состязаний наскучила неблагодарным зрителям, и они стали освистывать Ванюшу. А так как он всегда проигрывал по очкам, спортивная карьера в тяжелом весе закончилась, толком не начавшись, Ваня сильно запил и во хмелю стал драться со значительно более слабыми соперниками: футбольными командами, взводами солдат и так далее.
В один из таких позорных для Ваниной биографии моментов его подобрал некто Семеныч (Сергей Маковецкий): в прошлом - боксер-профессионал, а в печальном настоящем - алкоголик-любитель, подрабатывающий, чем придется: то Дедом Морозом, то северным оленем. Семеныч почувствовал внутренний Ванин потенциал, когда увидел лежащий бездыханным взвод солдат, и стал его тренировать в надежде еще сделать из Вани чемпиона.
Неваляшка, что интересно, тоже стал активно возрождаться к новой жизни: начал заниматься спортом, завязал с паленой водкой и перешел на более дорогую, влюбился в балерину Таню (Елена Николаева), познакомился с ее отцом (Артемий Троицкий) и мачехой Линдой (Линда Нигматуллина). Но мачеха оказалась той еще жучкой, и она сделала все, чтобы помешать чистой юношеской любви Тани и Ванюши, потому что боялась, что падчерица одарит их семью внучкой, и тогда не видать ей мужниных миллионов: папа Тани - усталый человек с мужественной проседью - любил дочку не меньше, чем красотку Линду.
Ну и в результате происков мачехи Ване теперь придется биться с Робби Рэйбредберри (Ноэль Андерсон) - американским чемпионом-тяжеловесом. Сможет ли он, готов ли он? Правильно ли его натренировал Семеныч, увлекающийся дешевым алкоголем? Помог ли Ване спарринг с поэтом-лузером Леопольдом (Алексей Панин)?
Все это узнают зрители, посмотрев решающий поединок. Во время него, кстати говоря, решится судьба и нелегкой любви Ванюши и Танюши...
Режиссер Роман Качанов всегда снимал очень забавные цинично-стебовые фильмы. Сначала был "ДМБ", снятый по сценарному наброску Охлобыстина, - фильм-капустник без внятной концовки, который тем не менее доставил большое удовольствие зрителям колоритными персонажами, эффектными диалогами, несколькими изумительными эпизодами и фразой, ставшей бессмертной классикой: "А в армию они меня отправили за убеждения. Видишь суслика?" - "Нет". - "И я не вижу. А он есть!"
После этого был "Даун Хаус" - роскошный стеб на тему "Идиота" Достоевского, с помощью которого Качанов с Охлобыстиным изумительно и очень расчетливо подергали за усы всяких кинокритиков-рецензентов, послушно вскипевших праведным гневом.
Ну и затем Качанов снял неплохой сериал "Взять Тарантину", в котором опять-таки было много забавных персонажей и несколько крышесносящих эпизодов вроде кровавой разборки калмыцких овцепасов с лос-анджелесской бандой Черного Зизу.
А теперь - "Неваляшка". Увы, уже без Охлобыстина, который теперь лицедействует в образе отца Иоанна. Но зато с Григорием Константинопольским в качестве соавтора сценария - тем самым Константинопольским, который снял чудесную пародию "Восемь с половиной долларов" с тем же Охлобыстиным.
Качанов повторил свою старую хохму, проделанную однажды с "Даун Хаус", и снова сбил с толку рецензентов. Потому что в качестве анонса к "Неваляшке" пишут следующее: "Это история не только о спорте, но и почти рождественская сказка о мечте, любви, стремлении к высоким целям". И если туповатый зритель или кинокритик попытается посмотреть "Неваляшку" как рождественскую сказку о мечте, любви и стремлении к высоким целям, то он или весь мозг себе вывихнет, или разразится визгливой рецензией, в которой будет кидаться в Качанова и других создателей фильма всем, чем можно и чем нельзя. Потому что это и не рождественская, и не сказка!
На самом же деле "Неваляшка" - типичный качановско-константинопольский (и незримо охлобыстинский) стеб, в котором ребята душевно потоптались на большинстве фильмов спортивно-боксерского жанра - от "Рокки" до убогого "Боя с тенью" - и на сопливых любовных мелодрамах.
Павел Деревянко в роли Неваляшки выглядит именно так, как надо: простой деревенский вихрастый паренек с головой, в которую он ест, имеет светлую идиотскую мечту и делает все, чтобы достичь ее максимально дебильным образом. Нежная любовь Вани с Татьяной - аккуратное воспроизведение традиционных штампов соответствующих мелодрам: на сцене беседы о Шопене мы с Бубликом ржали просто в голос. А фраза Тани, узнавшей о жутком письме заморской сучке: "Ты что, Ваня, ох#уел?" - звучащая из уст манерной рефлексирующей балерины, - это было настолько прекрасно, что и передать невозможно!
Сергей Маковецкий блеснул в роли алкаша Семеныча. Правда, вершин достоверности, как Юрский в роли дяди Мити, он не достиг, но большинство фраз звучали и очень смешно, и весьма эффектно.
Отдельное спасибо Качанову за Алексея Панина в роли поэта-графомана, которому все время дают в морду. Это первый фильм, в котором мне понравился Алексей Панин, точнее, понравилось то, что ему там все время отвешивают по тыкве.
Ну и хорошая находка - стебовый телекомментатор в отличном исполнении Ивана Урганта, от лица которого как бы ведется повествование. Вроде ничего особенного, да и приемчики вполне типовые, но выглядел Урган очень симпатично - впрочем, как и всегда.
Есть ли минусы? Да, есть. В отсутствие Охлобыстина (ну или еще из-за каких-то причин) Качанов с Константинопольским слегка потеряли былую легкость. Еще не совсем, не до полного крушения всех надежд, но традиционный стеб стал слегка провисать и временами выглядит несколько натужно. То есть видно, что хотели как лучше, а получилось слегка хуже, чем всегда. Однако тем не менее смотрится фильм очень неплохо, до четверочки с минусом дотягивает, и в нем есть несколько совершенно шедевральных моментов.
Но понравится он небольшому числу зрителей - тем самым романтично-настроенным циникам, которые ценят тонкий юмор маститых стебунов Качанова и Константинопольского и которые раз в пару лет пересматривают "Даун Хаус" и "ДМБ". А если вы - юная (или не очень) дама, верящая в любовь в богатом доме с хорошим концом, тогда "Неваляшку" не смотрите ни в коем случае, ибо этот фильм может привести ваши чувства в сплошные руины.
В общем, приличное кино, я порадовался тому, что его посмотрел. Уж лучше посмотреть один такой прикольный капустник, чем десяток натужных и туповатых "Боев с тенью". Веселый стеб - это всегда лучше, чем попытки создать "спортивную драму".
(c) Alex Exler