Описание фильма

"Черная книга"   

Название фильма: Черная книга
Черная книга
Страна-производитель: Германия, Великобритания, Нидерланды, Бельгия
Английский: Zwartboek
Жанр: триллер / военный
Режиссер: Пол Верховен
В ролях: Ван Хаутен, Кэрис Ван Хаутен, Том Хоффман, Халина Риин, Себастьян Кох
Год выпуска: 2006
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
кадры из фильма
 

Дополнительная рецензия:

Голландская связная
Текст: Лидия Маслова
"Коммерсантъ"

Новая картина Пола Верховена "Черная книга" /Zwartboek/ (2006), снятая через семь лет после посредственного "Невидимки" /Hollow Man/ (2000), знаменует его возвращение к голландским корням, а также к замыслу 20-летней давности. Выглядит это как попытка нарыть даже не в бабушкином, а в своем собственном сундуке что-нибудь еще пригодное для выхода в свет. Немного верховеновского нафталина понюхала Лидия Ъ-Маслова.

Перелицовка обносков своего блудного сына Пола Верховена обошлась правительству Голландии в 16 млн. евро – "Черная книга" стала самым дорогим голландским фильмом за всю историю и была выдвинута местным комитетом на "Оскар" как лучший иностранный фильм. Наверное, именно "оскаровский" контекст вызывает при просмотре "Черной книги" смутные ассоциации с фильмом другого оголливудившегося европейца – "Пианистом" /Pianist, The/ (2002) Романа Полански. Пола Верховена, к счастью, не настолько засосала опасная трясина слезливой сентиментальности, и в отличие от "Пианиста", "Черную книгу" смотреть все-таки можно, особенно если ты мужчина: автору по понятным причинам нравится убедительная грудь исполнительницы главной роли Карис ван Хаутен, и он показывает ее всякий раз, когда ощущает некоторый недостаток в аргументах.
Между тем эта бодрая и красноречивая часть тела проделала длинный путь к экрану – сначала режиссер и его соавтор сценария Герард Сутеман вообще не догадывались, что она должна быть у их героя. По их словам, они задумали "Черную книгу", вдохновившись сидением в военных архивах при работе над первым фильмом Пола Верховена о голландском Сопротивлении – "Оранжевым солдатом" /Soldier Of Orange/ (1977). Обнаружив изрядное количество неоднозначных фактов, выставляющих в сомнительном свете не только немцев, но и участников Сопротивления, авторы решили не впихивать компромат в уже имеющийся сценарий, а собрать в отдельный – Верховен называет "Черную книгу" своего рода тенью "Оранжевого солдата". Однако при работе над этим "теневым" проектом возникли неразрешимые драматургические проблемы, которые писатели никак не могли разрулить, пока их не осенило сделать главного героя женщиной. Тут сразу все встало на свои места, и проблема, как органично засунуть героя в недра гестапо, испарилась сама собой (достаточно немецкому офицеру разговориться в купе поезда с хорошенькой фрекен на почве филателии), и опять же бюст девушки в нужные моменты говорит сам за себя.
Кроме того, о ее еврейской национальности слишком откровенно говорят черные кудри, которые она обесцвечивает перекисью, а когда приходит время послужить родине в постели гестаповского гауптштурмфюрера (Себастьян Кош), предусмотрительно перекрашивает еще и лобок. Правда, забывает, что макушка тем временем уже отросла, и когда участница Сопротивления склоняется над ширинкой наблюдательного фашиста, он задает ей прямой вопрос. Немецкий офицер, которого играет Кош, выглядит в этом фильме единственным честным человеком не в последнюю очередь благодаря своему доброму лицу садовника, которого служба рейху в той или иной стране интересует прежде всего как возможность пополнить свою коллекцию марок. По контрасту свиное рыло фашизма изображает жирный оберштурмфюрер (Вальдемар Кобус), который расстреливает богатых евреев, присваивает экспроприируемые ценности (при одной из таких операций погибает семья героини), зверски пытает пленных партизан и стучит на собственных сослуживцев.
У членов голландского Сопротивления не все так отчетливо написано на физиономиях, так что относительно подлинной коллаборационистской сущности некоторых из них Верховену удается продержать зрителя в неведении почти до самого конца. Незадолго до него и разъясняется смысл названия – никакая это, конечно, не книга, а записная книжка с компрометирующими пометками, которую вел нотариус, хранивший сокровища своих клиентов, и которая случайно оказывается в руках героини. Независимо от этой книжки, а просто по недоразумению или как ненужную свидетельницу ее все время пытаются извести и свои, и чужие: то наружными средствами – вылив на нее чан с фекалиями как на "нацистскую подстилку", то внутривенно, введя смертельную дозу инсулина.
Но поскольку еще в самом начале ее показали живой, невредимой и даже замужней, хотя и несколько задумчивой, в кибуце для жертв второй мировой, то в ее сохранности ни секунды не сомневаешься, как и в абсолютной порядочности, бескорыстии и искренней привязанности к доброму фрицу. На всякий случай, для сравнения, чтобы никто не перепутал, показано даже, как выглядит настоящая нацистская подстилка – рыжая приятельница героини, неоднократно напоминающая, что девушке нужны хорошее питание, выпивка и золотые цацки, и последовательно реализующая эту заповедь в своих перемещениях из спальни немецкого оберштурмфюрера на танк к американскому солдату, а потом замуж за канадца. Но и ее ни в чем не винит мудрый Верховен, до сих пор, на исходе седьмого десятка, находящийся под обаянием непобедимой женской живучести и верности основным инстинктам.

Куртизанки в тылу
Текст: Валерий Кичин
"Российская газета"

"Черная книга" /Zwartboek/ (2006) для режиссера Пола Верховена – его первый фильм, снятый после малоудачного "Невидимки" /Hollow Man/ (2000) семилетней давности, и первая лента, которую он за последние 20 лет сделал в родной Голландии и на родном голландском.
Но это уже не тот голландский Верховен, который уехал в Голливуд 22 года назад. Он вернулся домой, до зубов вооруженный голливудскими технологиями и опытом "Робокопов", "Основных инстинктов" и "Звездных десантов" – зрелищных блокбастеров, где от экрана "не можно глаз отвесть". В нем теперь трудно узнать того жесткого реалиста и закоренелого циника, который 30 лет назад снял в Европе свой главный фильм – "Оранжевый солдат" /Soldier Of Orange/ (1977), тоже о Второй мировой войне. Он был мастером – стал мастеровитым. Его 22-миллионнодолларовая "Черная книга" в столь же малой степени голландский фильм, в какой "Пятый элемент" /Fifth Element, The/ (1997) Люка Бессона – французский. Это фактически Голливуд, только с героями, говорящими то по-немецки, то по-голландски, то на иврите.
Но это уже не совсем Голливуд. Европейская прививка не прошла даром: голландские актеры проживают роли иначе, чем американские, ритм фильма чуть иной, гитлеровцы не все сплошь гады, и герои не так безусловно героичны. Не случайно после сентябрьской премьеры на Венецианском кинофестивале картину купили многие страны мира – но не Соединенные Штаты: там не так, как в Европе, склонны восхищаться незаконным браком массового кино с цинизмом для избранных.
Режиссер утверждает, что картина построена едва ли не на документальном материале – но в это трудно поверить: перед нами лихо сконструированная авантюра новой Маты Хари в тылу гестапо, – очаровательного Штирлица в юбке с разрезом, причем еврейской национальности и потому рискующего во сто крат больше. Сюжет сколочен очень умело, в нем множество обманок и многоходовых комбинаций, когда героиня из шлягерной певицы может вмиг обратиться в отважного воина, из побиваемой камнями парии – в народную героиню, из куртизанки – в Зою Космодемьянскую и, в финале, в "сельскую учительницу" с мудрым взглядом Марецкой.
Разумеется, Верховен ничего не знает про Штирлица и никогда не видел Марецкую, но он совершенно точно наслаждался "Салоном Китти" /Salon Kitty/ (1975)– потому что сцены натаскивания будущей "агентессы", выбривания лобка и пр. аккуратнейшим образом перенесены из похожего по антуражу и по художественной ценности фильма Тинто Брасса.
Ничего не хочу сказать дурного: фильм "Черная книга", скажем так, существует в широком контексте европейского кино и свободно черпает из этого контекста все нужные мотивы, образы и стереотипы. Не расставаясь при этом с голливудскими замашками. Поэтому он так напоминает паззл: вольно разбросанные по фильму фишки долго тасуются в различных комбинациях, временами образуя, как в калейдоскопе, очень занятный узор, и тут же распадаются, коварно обманывая наши надежды, чтобы в конце концов сложиться в буколическую картинку Маты Хари в скромном учительском одеянии на классически простом, как у Пазолини, пленэре израильского киббуца. Причем над всем этим витает смутная тень Хичкока времен фильма "К северу через северо-запад" /North By Northwest/ (1959).
Так же прихотливо перемешаны жанры. Фильм начинается как романтическая любовная история, опрокидывается в трагедию бомбежки, войны и бегства, причем здесь авторы не знают жалости: героиня теряет все, чем жила, чтобы начать новое существование – в новом обличье, с новой моралью и новыми жизненными целями. И эта ее новая жизнь пойдет в новом жанре: то почти комедийном, как в "Мистере Питкине в тылу врага" (1958), то приключенческо-конспирологическом, как в "Подвиге разведчика" (1947), а иногда в нем даже появляется кое-что от разухабистого мюзикла в духе концертных фрагментов с Марлен Дитрих.
Отдельной сюжетной линией во все это вплетены многослойные отношения бывшей Рашель, взявшей себе красивое арийское имя Эллис, с шефом местного гестапо Людвигом (Себастьян Кош), в офис которого она проникает в качестве ассистентки-любовницы со спецзаданием вызволить арестованных подпольщиков. Людвиг выполняет в фильме роль "прогрессивного фашиста": либерал по натуре, он вынужден подчиняться условиям игры в Третьем Рейхе, но "все понимает" и в принципе являет собой благодарный материал для вербовки Сопротивлением.
Понятно, что положение героини при этом весьма щекотливо: немногие из товарищей по Сопротивлению знают об ее истинной миссии в гестапо, а для большинства патриотов она предательница и немецкая подстилка. Это сообщает фильму дополнительное напряжение.
Все сделано мастерски и, как любая профессиональная работа, доставляет чисто эстетское удовольствие. Оно многократно умножается тем, что голландская актриса Карис ван Хаутен – женщина такой оригинальной красоты, эротичности и пикантности, что я удивлюсь, если ее не подхватит Голливуд и не сделает из нее вторую Грету Гарбо. Актеры в фильме вообще столь на месте, что картина без международно известных звезд все равно смотрится звездной. Но я понимаю и американцев, которые не знают, покупать ли им фильм, потому что он не только без международных звезд, но и без внятно сформулированного авторского "послания". Он обо всем сразу: немного о войне, немного о сексе, немного о холокосте, немного о красивых женщинах, а в целом – о том, какие все люди, в сущности, перевертыши, глупцы и суки.

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#