"Ганнибал: восхождение"
|
Название фильма: |
Ганнибал: восхождение |
|
Страна-производитель: |
США |
Английский: |
Hannibal Rising |
Жанр: |
драма / триллер |
Режиссер: |
Питер Уэббер |
В ролях: |
Гаспар Ульель, Ли Гонг, Хелена Лиа Тачовска, Ингеборга Дапкунайте, Риз Айфэнс, Кевин МакКидд, Беата Бен Аммар, Чарлз Макиньон, Иван Маревич, Доминик Беттенфельд, Ричард Брэйк, Брайан Каспе, Дэвид Фэллоус, Ричард Лиф, Петра Лустигова, Ванеса Новакова, Хью |
Год выпуска: |
2007 |
Наша оценка: |
|
|
Купить |
|
Дополнительная рецензия:
Мычание ягнят
Анна Федина
Успех "Молчания ягнят" позволил его продюсеру — великому Дино де Лоурентису — превратить историю психиатра-людоеда в сагу. Знаменитый триллер, который в начале 2000-х обзавелся сразу двумя продолжениями — "Ганнибалом" и "Красным драконом", теперь оброс и приквелом. "Ганнибал: Восхождение" призван поведать миру о том, как вырастить из мальчика не мужа, но маньяка.
Режиссер Питер Уэббер, три года назад блестяще дебютировавший мелодрамой "Девушка с жемчужной сережкой", сильно рисковал, берясь за "Ганнибала". Без Энтони Хопкинса — а его в фильме о молодом Лекторе не могло быть по определению — триллер заранее лишался главного козыря. Нет Хопкинса — нет воплощенного зла: сумасшедшего профессора, играющего со своими противниками в психологические игры и заранее пожирающего их широко распахнутыми голубыми глазами.
Не могло быть в "Восхождении" и Джоди Фостер, а значит, о вечном противостоянии неразделимых, как инь и ян, противоположностей — мужчина—женщина, добро—зло — тоже следовало забыть. И Питер Уэббер забыл. Его "Ганнибал" совсем о другом.
В конце войны в доме на лесной опушке пряталась от фашистов и мародеров литовская семья: мама (Ингеборга Дапкунайте), папа, 10-летний сын Ганнибал и 5-летняя дочка Миша. Их нашли. Сначала немецкий летчик застрелил родителей, а потом на одинокое жилище набрели озверевшие бандиты. Доев гнилую картошку, они окинули взглядом дом и увидели пухлощекую девочку... Через несколько дней, когда должен был настать черед мальчишки, из лесу вышли советские солдаты. Каннибалы сбежали, а Ганнибал вырос в статного юношу с прекрасными манерами, университетским образованием и неукротимым желанием отомстить.
Натуралистичный и в то же время стильный (за воссоздание духа эпохи в фильме отвечала Анна Шепард, работавшая на "Пианисте" и "Списке Шиндлера") "Ганнибал" может считаться младшим братом "Убить Билла" и "Олдбоя". Причем в отличие от своих более именитых коллег Питер Уэббер не питает иллюзий относительно мести и ее влияния на душу мстителя. Месть, сколько бы она ни прикрывалась высокопарными фразами о благородном возмездии и торжестве справедливости, все равно остается преступлением. Мститель превращается в убийцу, и сам, в свою очередь, должен быть наказан. Зло порождает зло. Цепочка бесконечна?
По мнению Питера Уэббера и сценариста Томаса Харриса — нет. У Ганнибала Лектора (Гаспар Ульель) в "Восхождении" достойных противников не нашлось, зато у молодого человека есть антагонист — инспектор Паскаль Пупиль (Доминик Вест). Его семья тоже погибла во время войны, но он преступников не расчленяет, чтобы скушать, а разыскивает и предает суду — куда более достойный способ избавиться от душевного разлада. Кстати, Джоди Фостер тоже шла к Энтони Хопкинсу, чтобы, поймав маньяка, заставить замолчать ягнят, снившихся ей по ночам.
Известия Ру
Вначале славных ел
Текст: Станислав Ф. Ростоцкий
"Время новостей"
Это может показаться странным, но знаменитый убийца-каннибал Ганнибал Лектер в свое время тоже был маленьким. Когда ему было восемь лет, мирную жизнь его зажиточного аристократического семейства в замке под Каунасом нарушило явление фашистских извергов. Родители Лектера погибли, а сам он вместе с младшей сестренкой Мишей попытался спрятаться, но бесполезно: на них натолкнулась банда совсем уж озверевших литовцев-эсэсовцев во главе с неким Владисом Грутасом (Риз Айфэнс). Из Миши сварили похлебку, а сам Лектер (Гаспар Ульель) чудом остался жив и спустя годы, пройдя все ужасы послевоенного времени и суровую школу советского детдома, отправился в скитания по Европе. Чтобы найти себе новый дом во Франции, у вдовы своего дяди, японки леди Мурасаки (Гон Ли), стать самым молодым учеником в медицинской школе, укрепить нервную систему до такой степени, чтобы не реагировать на детектор лжи, – и тщательно, последовательно и неумолимо выслеживать оставшихся в живых людей Грутаса и его самого. Чтобы заставить их мучиться так, что не представишь и в самых страшных кошмарах. А самому вполне сознательно отведать наконец человеческого мяса.
Если рассуждать о фильме в категориях ресторанной критики, то новый "Ганнибал" более или менее калориен, куда как неплохо усваивается, да и сервирован прилично: режиссер Питер Уэббер, известный по своему дебюту "Девушка с жемчужной сережкой" /Girl with a Pearl Earring/ (2003), оказался (на сей раз при посредничестве оператора Бена Дэвиса) способен и пронизать почти что вермееровским светом лесополосу под Каунасом, и придать фрагментам расчлененного человеческого туловища на прозекторском столе вид барочного натюрморта. Исполнивший роль молодого Ганнибала 22-летний Ульель – застенчивый красавчик скейтбордист, поклонник Жанны Моро и Милана Кундеры – тоже, в общем, на месте, хотя представить, что именно из него в конце концов вырос канонический Ганнибал Энтони Хопкинса, довольно сложно. Так что качество приготовления вопросов не вызывает. Главная проблема тут в рецепте, то есть в истории.
Придумавший Лектера писатель Томас Харрис и раньше писал довольно неровно, так что по сравнению с "Красным драконом" /Red Dragon/ (2002) и "Молчанием ягнят" /Silence of the Lambs, The/ (1991) литературная основа "Ганнибала" /Hannibal/ (2001) (где история тяжелого лектеровского детства уже была намечена) грешила отсутствием былой строгости и какими-то совсем уж бульварными аттракционами. Но в "Восхождении" Харрис, похоже, окончательно зарапортовался. Есть подозрение, что если подобного рода сценарий принес бы на студию с улицы какой-нибудь неофит, его бы с улюлюканьем погнали в шею, а сама рукопись долго бы еще ходила по продюсерским рукам как пример драматургического курьеза. И дело даже не в отдельных смехотворных мелочах вроде занятий грядущего людоеда японским боевым искусством кендо (восточная философия восточной философией, а путь самурая путем самурая, но Лектер, даже юный, с бамбуковым мечом наперевес – это все-таки перебор). И даже не в чрезмерном педалировании образа свиньи (рыло скалится с барельефов в лектеровском поместье, перед приходом немцев госпожа Лектер (Ингеборга Дапкунайте) прячет фамильные драгоценности в оскаленной кабаньей голове, висящей на стене среди других охотничьих трофеев, да и сами представители славного семейства Sus Scrofa появляются на экране минимум дважды, причем в первый раз еще до всех главных героев): все-таки кабан является персонификацией греха, а как геральдический символ обозначает сочетание смелости и свирепости; да и в "Ганнибале", если кто помнит, без свиней не обошлось. Но самое главное – пытаясь развить и углубить уже существующую мифологию Лектера, Харрис окончательно ее развенчал, сведя все до примитивного психоанализа. С подобной детской травмой (если кошмар, что выпал на долю латышского мальчугана вообще можно так назвать) практически любой в конце концов дошел бы до выгрызания чужих щек. Да и рекламный слоган "все началось с мести" энтузиазма не вызывает: всегда казалось, что уж кто-кто, а Лектер в своих зверствах руководствуется иными поводами, чем вульгарная вендетта.
Так что чем ближе к концу, тем сильнее начинает казаться, что куда больший смысл имела бы иная версия "Восхождения": буколическая, бесконфликтная история воспитания юного барчука-вундеркинда, детство – отрочество – юность в окружении любящих родителей и верных товарищей по учебе, первая любовь и никаких похлебок из младшей сестры. Но вот если бы в самом конце, за секунду до финальных титров, в глазах идеального юнца вдруг вспыхивал бы невесть откуда взявшийся недобрый огонек, эффект был бы, пожалуй, сильнее.
www.film.ru