"Призраки Гойи"
Название фильма: | Призраки Гойи |
|
|
Страна-производитель: | Испания | ||
Английский: | Goya's Ghosts | ||
Жанр: | драма | ||
Режиссер: | Милош Форман | ||
В ролях: | Натали Портман, Хавьер Бардем, Стеллан Скарсгард, Рэнди Куэйд, Бланка Портильо, Мишель Лонсдаль, Хосе Луис Гомес, Мабель Ривера, Саймон Андре, Скотт Клевердон, Кайетано Мартинес де Ирухо, Крэйг Стивенсон, Фернандо Тьельве, Унакс Угальде | ||
Год выпуска: | 2006 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
Художник Франсиско Гойя оказывается замешан в скандал, когда его музу Инес обвиняют в ереси...
Испанская грусть
Текст: Диляра Тасбулатова
"Итоги"
Хотя картина и называется "Призраки Гойи" /Goya's Ghosts/ (2006), режиссер, как это ни странно, сделал великого испанского живописца второстепенным персонажем. Понять его можно: Форман никогда не искал прямых путей, и честно изложить биографию Гойи, то есть навалять очередной байопик, ему показалось скучноватой затеей. Долгие годы он ломал голову: как бы так извернуться — снять картину о Гойе и об инквизиции, об ужасах войны и наполеоновской оккупации, о судьбе самой Испании и в то же время избежать академического формата "ЖЗЛ". В результате это ему удалось: акцент сместился в сторону выдуманных, а не реальных персонажей. Отлично сыгранный Гойя (Стеллан Скарсгард, любимый актер Ларса фон Триера) слегка потеснился ради падре Лоренцо в исполнении блистательного Хавьера Бардема, место же знаменитой герцогини Альбы, с которой у Гойи был длительный роман, заняла некто Инес Бильбатуа, муза художника. В картине Формана Гойе приходится лишь наблюдать за трагической судьбой Инес, за перипетиями жизни Лоренцо, менявшего свой курс в соответствии с политической конъюнктурой, за судьбой своей страны, которая пережила вторжение Наполеона, костры инквизиции, войну и прочие ужасы.
То есть — если упростить, конечно, — Форман снял мелодраму на фоне большой Истории; художника же сделал "репортером", от острого глаза которого не ускользнуло ни одно значимое событие. Основная же нагрузка легла на плечи Хавьера Бардема, замечательного испанского актера, набирающего силу от роли к роли. Но даже при том головокружительном диапазоне (сегодня он — юноша с пылким взором, завтра — старый паралитик, послезавтра — писатель-интеллектуал), которым владеет сеньор Бардем, эта роль для него — выдающаяся. Она самая "испанская" из всех его испанcких ролей, а ведь Бардем снимался и у самого Альмодовара. Сложный, переливчатый, непредсказуемый характер: лицемерный, но с порывами неожиданного благородства, подлый, но с проблесками истинного мужества. Кроме того, это человек именно той эпохи, когда в чести было религиозное ханжество и в то же время личное мужество. Под стать ему и Натали Портман, сыгравшая сразу две роли — Инес и ее дочь Алисию. Конечно, до Бардема ей еще далеко, и все же Портман, которую еще недавно припечатывали как "вечную Лолиту", смогла сыграть возрастную роль.
Тем более что основной сюжет разыгрывается между Инес и Лоренцо. Жан-Клод Каррьер, драматург, работавший с Бунюэлем, завязал судьбы этих двух непохожих людей, саму невинность Инес и само коварство Лоренцо, в невероятный мелодраматический узел. Навещая девушку в камере, куда она была брошена инквизицией, Лоренцо стал отцом ее дочери, когда же Лоренцо казнят, за телегой с его бездыханным телом будет идти одна лишь Инес. Нет, почему же одна: чуть поодаль, чтобы не мешать долгожданному свиданию с уже мертвым возлюбленным, тащится старый, совершенно оглохший Гойя, замыкая эту скорбную процессию. Возможно, это самый выразительный кадр фильма, напоминающий полотна самого Гойи, беспощадного художника, который ни разу в жизни не приукрасил суровую действительность.
С сайта Филм Ру
Рецензия:
1792 год. Мадрид. Всесильные инквизиторы с подозрением вертят в руках гравюры Франсиско Гойи. Фривольность некоторых работ вызывает закономерные вопросы – кто таков? имеет ли связи? Брат Лоренцо готов поручиться за художника, он сам позирует Гойе для портрета. К тому же Франсиско желанный гость в покоях короля Карла IV... Дочери купца Иньес вменяется в вину иудейское вероисповедание. Под пытками бедная девушка подписывает признание. Гойя, рисовавший Иньес, обращается за помощью к Лоренцо. После встречи с заключённой, монах бежит во Францию. 15 лет спустя он вернётся на родину в качестве революционера-просветителя. Потерявшая разум Иньес будет утверждать, что у неё забрали ребёнка, ребёнка Лоренцо…
Снимать фильмы о жизни замечательных людей Милошу Форману приходилось уже не раз. «Амадей», «Народ против Ларри Флинта», «Человек на Луне» – звенья одной «биографической» цепи. При многочисленных формальных различиях во главу угла там ставилась Личность, перипетии судьбы которой Форман взвешивал, измерял, изучал под микроскопом. Судя по названию – «Призраки Гойи» – нечто подобное ожидало зрителя и на этот раз. Линия жизни великого Франсиско Хосе Гойи и вправду очень интересна, но, как ни странно, Милош Форман решил поговорить о другом: об исторической эпохе, о человеке в смутные времена перемен, о неоднозначности революционных свершений и т.д. Все эти «думы о вечном» поначалу кажутся не более чем фоном сюжетной интриги, но когда повествование окончено, понимаешь – антураж для умудренного сединами режиссёра куда важнее очередной мелодраматической истории о несчастной матери-одиночке, беглеце-монахе и оглохшем живописце. А очевидный в таких случаях вопрос – почему именно Гойя? – так и останется без ответа.
По большому счёту, выбор Формана продиктован не персоной, а окружающим контекстом, в котором этой персоне посчастливилось жить и творить. Естественно, режиссёр не забывает о сюжете, в этом компоненте Форман по-прежнему хорош (в соавторах сценария сам Жан-Клод Каррьер, поработавший на своём веку с Бунюэлем, Годаром, Вайдой, Шлендорфом, Осимой, Луи Малем). Всё это подано с учтивостью и спокойствием, без огрехов-помарок, но и без былого задора, какой-то едва уловимой чертовщинки. Форман осмысливает, размышляет, анализирует. Тут лучше не мешать.
«Призраки Гойи» – классический пример «позднего» творчества выдающихся режиссёров, когда ждать чего-то новаторского и дерзкого уже не приходится, и остаётся лишь благодарить автора за профессионализм и высоко заданную планку. «Призраки…» хороши в отрыве от фильмографии Формана, восхититься картиной можно лишь по незнанию этапных работ этого мастера. Сравнивая же, понимаешь, что великий Милош снял фильм, режиссёром которого мог быть почти любой талантливый подмастерье.
(с) Станислав Никулин
С сайта Киномания Ру
Рецензия:
Испания времен инквизиции. Одолеваемая страстями, мятежная, суровая страна.
То было время, когда каждый человек, обронивший случайное, неугодное церкви слово, мог уже никогда не увидеть белого света, будучи заточенный в темнице, признавшийся под пытками в том, чего никогда не совершал. Время, когда одна власть сменяла другую также стремительно, как день сменяет ночь.
Еще сегодня церковь решала, кому жить, а кому - умереть, а сегодня ворвались французы с их вечным непокорным свободным духом, провозгласили нового короля и приговорили к казни священнослужителей. А завтра пришли англичане и вернули мрачных инквизиторов к власти.
В это время жил и творил великий живописец Гойя. Удивительно и символично показана в фильме его жизнь. Он как будто со стороны наблюдает за тем, что творится в его стране. При любой власти он пишет картины, запечатлевая образы настоящего на своих холстах и гравюрах. Не приукрашивая, не скрывая ни любви, ни наготы, ни грязи, ни боли.
Судьба художника в фильме отражается главной, но спокойной линией. Он не влияет на ход вещей - он лишь замечает все, чувствует, дышит этим. Гойя - своеобразный дух Испании времен инквизиции. Везде продаются его гравюры, он сам является придворным живописцем, и, несмотря на неприкрытую откровенность своих картин, он пользуется уважением, любовью и доверием короля, его приближенных, и, что самое главное - церкви.
В жизни Гойи большое значение имела девушка, чей портрет он нарисовал однажды. Инес, дочь хорошего знакомого художника, - невинное дитя. Нежная, добрая, беззащитная и прекрасная, эта девушка однажды совершает мелкую оплошность, которая решает ее судьбу. Оставшись одна, несчастная и измученная, на протяжении многих лет она существует и не жива, и не мертва. Но Гойя не забывает ее... для художника Инес - его картина, его творение. Лицо девушки приходит к нему во сне и не дает покоя. Уже никогда он не сможет вычеркнуть из памяти это прекрасное видение, чей портрет он однажды нарисовал.
Это фильм о любви и страданиях, о предательстве и доверии, о вере и падении всех идеалов.
Замечательная игра актеров создает поистине неоднозначные образы. Натали Портман предстала разноплановой, яркой характерной актрисой. Отношение к Хавьеру Бардему, сыгравшему падре Лоренцо, меняется на протяжении всего фильма. Циничный, грубый, порой слабый, но и мужественный, этот актер создает неповторимый, волнующий образ человека, которого нельзя назвать отрицательным персонажем. И в конце фильма мне становится искренне жаль его, потерянного и одинокого.
По праву произведение испанского режиссера "Призраки Гойи" в одночасье стало одним из самых ярких, красивых, сильных и неоднозначных фильмов, которые я когда-либо видела. Словно картина, написанная широкими, смелыми мазками, эта история приковывает к себе взор, заставляя без устали смотреть, впитывая каждое мгновение, восхищая, удивляя...
(c) Джон Сильвер