Описание фильма

"Кафе "Титаник""   

Название фильма: Кафе "Титаник"
Кафе
Страна-производитель: Югославия
Английский: Bife 'Titanik'
Жанр: драма
Режиссер: Эмир Кустурица
В ролях: Боро Степанович, Богдан Дикич, Нада Дуревска
Год выпуска: 1979
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
 

Примечание:

Награды:
"Лучший фильм" на Фестивале телефильмов в Портороже (1981)

Дополнительная рецензия:

Эмир Кустурица. Балканский неоварвар

Сергей Лаврентьев - о режиссере

 

 

Произнеси сейчас два слова «балканское кино», и в ответ немедленно услышишь – Эмир Кустурица. Витальный волшебник южноевропейского экрана прочно занял место среди режиссеров, которых знают и чтят во всем мире. У него две «Золотые пальмы» каннского фестиваля, а каждая новая киноработа становится событием задолго до ее окончания. Политические высказывания Кустурицы, все его поведение в течение югославского кризиса озадачивает, ставит в тупик – но ведь именно так и должен вести себя режиссер-звезда, который в 2005 году возглавлил жюри главного кинофестиваля планеты.

Так в чем же тут дело? Чем покорил киномир этот человек, олицетворяющий ныне экранный «балканизм»?
Прежде всего тем, что появился удивительно вовремя.
В начале восьмидесятых годов в мировом кинематографе достаточно явно обозначились кризисные явления. То был кризис идей – режиссеры уже просто не знали, о чем еще снимать - все, казалось, было опробовано. И то был кризис киноязыка. Кино переставало быть визуальным искусством. Забыв о камере, которая лениво переползала с места на место, создатели фильмов сосредоточились на диалогах и сюжетных поворотах, причем, и здесь ничего нового придумать не смогли. И становилось непонятно, чем же кинематограф отличается от театра, литературы или даже радио?

Полнометражный дебют Кустурицы «Помнишь ли ты Долли Белл?» получил главный приз на конкурсе первых работ в Венеции, потому что в этой ленте ощущалось волшебство кинематографа. Представить данную историю изложенной на бумаге или сыгранной на сцене было абсолютно невозможно.

Рассказ о молодом сараевском парне Дино, вступающем в жизнь в начале шестидесятых, возвращал экрану почти утраченное ощущение полифонии жизни, полнокровности человеческого существования. Невозможно сказать, что главное в этой ленте – изящный режиссерский экзерсис в стиле ретро, политические проблемы тогдашней Югославии или история возмужания юной души. Все переплетено, все имеет и светлую, и теневую сторону. И юный режиссер, который был не намного старше своего героя, восторгался и удивлялся многообразию жизненных проявлений одновременно со зрителем.
В 1983 году югославы прислали знаменитый фильм для показа на московском кинофестивале. Сурово-бдительная комиссия отклонила его со следующей формулировкой: «Фильм антигуманный, с большим количеством натуралистических сцен». За этой неправдой «ответственные товарищи» спрятали страх перед мощной жизненной силой, заключенной в простой и немного хулиганской ленте.
Кинообразованных зрителей эта сила заставила вспомнить чехословацкий кинематограф шестидесятых годов. И, хотя свое кинообразование Эмир Кустурица получил в Праге в середине семидесятых, когда знаменитое чехословацкое киночудо уже было раздавлено гусеницами советских танков, молодой студент непостижимым образом смог впитать мятежный дух, сконцентрировать в себе художественные и социальные поиски запрещенного кинематографа. А когда в 1985 году Золотую пальмовую ветвь за
«Папу в командировке» Кустурице вручал в Канне Милош Форман, во всем мире это было однозначно воспринято как признание неразрывной связи творчества юного югослава и тех чехов и словаков, что к 21 августа 1968 года тоже были отчаянно молоды.

В сущности, взвихренность визуального ряда классических картин Кустурицы – это балканская аранжировка кардинальных идей, заявленных в Праге и Братиславе в середине шестидесятых. И все герои лент балканского волшебника – родные братья и сестры очаровательных чешских чудаков из классических фильмов «пражской весны». Они также наивны, так же неприспособленны, так же свято не верят даже, а чувствуют – проблема соединения двух влюбленных или воссоединения разлученных членов семейства не просто важнее, а интереснее всех политических бурь, вместе взятых.

Здесь и Дино, и его земляки, маленькие ребята, которым в начале пятидесятых мама сказала, что их отец уехал в командировку, тогда как на самом деле коммунисты-титовцы отправили его в «места, не столь отдаленные».
Здесь цыгане из
«Времени цыган» и «Черной кошки, белого кота» - народ, свободный от прочных связей с землей, на которой живет. И если первая лента, действие которой разворачивалось, в основном, в Италии, изобиловала мрачными красками, то во второй, события которой происходят уже после исчезновения прежней Югославии, в ситуации, казалось бы, к веселью не располагающей, все искрится и играет.

На рубеже восьмидесятых-девяностых годов в мировом кино разгорелся спор между новым академическим стилем изложения киноисторий и неоварварским подходом к ремеслу. Кустурица, пожалуй, стал самым главным новым варваром конца тысячелетия. И не только в своих фильмах, где частенько о делах чудовищных, кошмарных рассказывал с феллиниевской легкостью и бесшабашностью. Он – варвар и в декларировании своей политической позиции. После начала войны режиссеру пришлось покинуть Сараево. Он жил в Париже и Белграде, на вопрос о своей национальности неизменно отвечал – «югослав», а на премьере «Андеграунда» в столице когда-то большой, а теперь совсем маленькой страны, едва ли не обнимался со Слободаном Милошевичем. Да и последнюю работу Кустурицы
«Жизнь как чудо» вполне можно рассматривать в качестве художественного аргумента в защиту гаагского узника. Как никогда ранее, политические симпатии режиссера здесь четко заявлены: боснийская война началась исключительно из-за алчности местных политиков, а закончилась при участии тупых западных журналистов и глупых натовцев… Как никогда ранее балканские феллинизмы и всепроникающее варварство начинают здесь уже раздражать. Как никогда ранее, история большой любви оказывается в тени рассуждений о большой политике.

Загреб и Любляна, родное Сараево и Скопье не раскрывают ныне объятий Эмиру Кустурице. Но Париж, вся Европа, весь кинематографический мир по-прежнему чтит его. И не только как союзника по общей нелюбви к американскому империализму, этакого Майкла Мура игрового кино. От назойливого американского толстяка Кустурицу отличает, во-первых, наличие таланта, во-вторых, умение правильно этим талантом распорядиться. Ведь Балканы – весьма обширный регион, включающий в себя Румынию, Болгарию, Албанию, все республики бывшей Югославии и Грецию. Во всех этих странах уже более полувека активно функционируют национальные кинематографии. Многие румынские и болгарские, югославские и греческие фильмы вошли в золотой фонд мировой киноклассики. Есть здесь и мастера мировой величины – например, великий грек Тео Ангелопулос. Но только с появлением боснийского неоварвара Эмира Кустурицы, кинематография этого региона стала ощущать себя некоей художественной общностью. Он - объединяющая фигура, несмотря на разницу отношений к его кинематографу и его персоне.
Кажется, эпоха Кустурицы заканчивается. Неоварварство уходит из кино и, к сожалению, воцаряется в большой политике. Быть может, балканский волшебник продолжит снимать фильмы. Быть может, станет играть со своим оркестром. Или - будет сидеть в президиумах и открывать различные выставки и смотры.

Все это уже не имеет значения. Эмир Кустурица выполнил свое предназначение. Он пришел, когда было нужно, и сделал то, что было необходимо.

Сергей Лаврентьев, специально для сайта Другое Кино

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#