"Бег"
Название фильма: | Бег |
|
|
Страна-производитель: | СССР | ||
Английский: | Бег | ||
Жанр: | экранизация | ||
Режиссер: | Александр Алов, Владимир Наумов | ||
В ролях: | Людмила Савельева, Александр Баталов, Михаил Ульянов, Татьяна Ткач, Владислав Дворжецкий, Евгений Евстигнеев, Николай Олялин, Владимир Осенев, Александр Январев, Владимир Басов, Тамара Логинова, Олег Ефремов, Роман Хомятов | ||
Год выпуска: | 1970 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
||||||||
Сюжет и комментарий
Фильм «Бег» — первая отечественная экранизация по произведениям Михаила Булгакова. В основу сценария была положена не только одноименная пьеса, но также использованы фрагменты из романа «Белая гвардия» и либретто оперы «Черное море» (о М. В. Фрунзе). Литературным консультантом фильма была вдова писателя Е. С. Булгакова. Картина по мотивам произведений М. А. Булгакова рассказывает о судьбах нескольких людей, закрученных в вихре страшных лет революций, гражданской войны и эмиграции. В центр сюжета помещена любовь Серафимы Владимировны Корзухиной (Савельева), брошенной в минуту опасности мужем, негодяем и спекулянтом (прекрасная роль Евстигнеева), и Сергея Павловича Голубкова (Баталов). Очень хорош Михаил Ульянов в роли лихого генерала Чарноты. Когда картина вышла на экраны, билеты достать было почти невозможно. Я пересматривал ее несколько раз. Отдельно хочу выделить произведшего тогда на всех огромное впечатление Дворжецкого в роли генерала Хлудова. Фильм записан на двух кассетах.
Сюжет картины связан с завершающим этапом гражданской войны, сражением в Крыму на Сиваше, закончившимся поражением белой армии. Тема крестного пути русской интеллигенции, одна из доминирующих в творчестве Булгакова, связавшей свою судьбу с «белой идеей», в «Беге» оборачивалась другой, не менее сильной и острой: вины и ответственности каждого за пролитую кровь. Изобразительно картина снята как мощное эпическое полотно (оператор Леван Пааташвили). В отдельных сценах было занято более пяти тысяч человек.
Центральная фигура «Бега» — белый генерал Хлудов (первая роль в кино Владимира Дворжецкого). Палач, вешатель. садист, драматически осознающий то, что происходит с Россией, народом, с ним самим. Судьба Хлудова — трагедия совести, которая не в силах переступить через кровь. Вокруг Хлудова сгруппированы другие герои фильма — петербургский интеллигент Голубков (Алексей Баталов), генерал Чарнота (Михаил Ульянов), столичный чиновник Корзухин (Евгений Евсегнеев) и его жена Серафима (Людмила Савельева). Дороги каждого из них по-своему варьируют мотив картины.
Изобразительно и композиционно фильм решен как свободный полет авторской фантазии, не стиснутой сценическими рамками. Постепенно открываются два основных аспекта: событийный, сюжетный — безостановочный бег героев поначалу в Крым, оттуда за рубеж, и снова путь в Россию Голубкова и Серафимы. Второй, глубинный слой — движение, поток истории с ее кошмарными катаклизмами, в которые ввергнуты виноватые и невинные. Люди вышвырнуты из своих домов, они несутся в непреходящем хаосе, беспорядочно перемещаясь, не в силах остановиться. Это движение толпы, вовлекающей в свое чрево человека и овладевающей его судьбой. Недаром один из самых впечатляющих эпизодов «Бега» — тараканьи бега, модель страшного существования людей. Для картины вообще характерны подобные узловые сцены (например, игра в карты Корзухина и Чарноты), в которых скрещиваются смысловые линии и эмоциональные кульминации судеб людей и страны. Фильм заканчивался развернутой метафорой — белой снежной дорогой, которая лежит перед вернувшимися в Россию Голубковым и Серафимой. История словно завершила свой очередной круг и начала новый, что созвучно идее Булгакова: жизнь впереди, всегда впереди.
(М. Иванов)