Описание фильма

"Пианистка"   

Название фильма: Пианистка
Пианистка
Страна-производитель: Австрия, Франция
Английский: La Pianiste
Жанр: драма
Режиссер: Михаэль Ханеке
В ролях: Изабель Юппер, Удо Самел, Сюзанна Лотар
Год выпуска: 2001
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
кадры из фильма
 

Сюжет и комментарий

В серии «Магия кино» под рубрикой «Шедевры Европейского кино» - не для всех телезрителей картина французско-австралийского производства называется «Пианистка». По мнению многих кинокритиков, эту ленту можно назвать самой скандальной в этом году.
Эрика - женщина в возрасте. Всю свою жизнь она отдала искусству. Она профессор, преподаватель, в том числе учит детей и подростков игре на пианино. Ее кумир - Шуберт. Какие могут быть проблемы у такого человека? Эрика - одинока, живет с матерью, постоянно с ней ругается, но вместе с ней ложится в постель. У нее нет личной жизни. Работа и дом, дом и работа. Ее сексуальные пристрастия несколько необычны... Она тайно ходит в порномагазины и зачем-то держит у себя дома целый набор инструментов для садомазохистких пыток. Какие сексуальные фантазии в голове у интеллигентной Эрики? Один из учеников влюбляется в нее, у них завязываются странные отношения...
Кстати, только четыре фильма в Канне за последние десять лет удостоились особой звездочки в каталоге фильмов. Они предупреждают, что картина может нарушить психику чувствительных зрителей. Один из них - драма «Пианистка» режиссера Михаэля Ханеке.

Еще:

Профессорша Венской консерватории, сухая, въедливая, деспотичная, вымещает на своих учениках собственные сексуальные комплексы. Ей уже за сорок, но о плотской любви она все еще только мечтает. Истеричная мать-алкоголичка контролирует чуть ли не каждый ее шаг (они даже спят в одной постели). Раз-два в неделю — ценой домашнего скандала — героине удается уворовать часа три неподнадзорного времени, которое она проводит или в порнокабинке секс-шопа, или в подглядывании за утехами влюбленных пар в автомобилях в кинотеатре под открытым небом. Психика ее, конечно, нарушена, физиология стонет (в одном из эпизодов женщина даже успокаивает себя, орудуя под ночной сорочкой опасной бритвой). И вот, наконец, в кошмаре ее одинокой жизни появляется поклонник. Да еще какой: сущий рекламный герой — молодой, спортивный, обаятельный, преуспевающий, к тому же, как и сама пианистка, страстный любитель и знаток музыки. Героиня, естественно, в него влюбляется. Но что она, доселе герметично существовавшая в мире прекрасной музыки (после просмотра «Пианистки» можно стать не только фанатом Шуберта, кумира героини, но и завсегдатаем филармонии), знает о плотской любви? Ровно столько, сколько можно почерпнуть о ней из лживых и грубых порнофильмов. Чью-то извращенную фантазию, навязываемую потребителю порно как стандарт (Ханеке дает нам возможность поглядеть вместе с героиней эти картины), она и принимает как норму. Ее избранника такое поведение профессорши сначала озадачивает, затем веселит, а, в конце концов, приводит в ярость. У Ханеке в фильме музыка, которой был напоен сначала чуть ли не каждый кадр, в какой-то момент смолкает, как удушенная. Она умирает, когда пианистку распинают на кресте ее комплексов и наивности. Собственно, жить после изнасилования можно, в чем нас убеждает статистика. Но как жить, если над тобой надругался человек, которому ты и так готов был отдаться? Как жить с постоянным ощущением першения в душе, которую твоему любимому недосуг было узнать, не то что поостеречься в ней гадить?

Ханеке, по всей видимости, принадлежит к исчезающему виду кондовых гуманистов. Он не позволяет своей героине мстить, потому что культура, которой она всецело принадлежала, в конце концов, оказывается в ней сильнее животного инстинкта. Но и дать ей шанс выстоять — было бы отъявленной художественной ложью.
Этот фильм, увы, чересчур ювелирно и изящно сделанный, чтобы стать массово популярным, я бы прописал обществу как клистир. Или, если хотите, противоядие. Сугубо интимная и даже нарочито экстравагантная история, рассказанная в «Пианистке», отнюдь не замыкается в порнокабинке, консерваторском классе, раздевалке на ледовом стадионе, где неумелая профессорша будет неловко причащаться к оральному сексу, или неуютной квартире, наполненной попреками ее матери и несмолкаемым и тупым квохтаньем телевизора. Этот сюжет отбрасывает тень на куда более масштабные исторические и социальные ландшафты. Примечательно, что Ханеке снял «Пианистку» после того, как гневно покинул свою страну, проголосовавшую за фашиста и ксенофоба. Речь не только о том, что можно ошибаться в предмете страсти, но и том, что лучше не иметь иллюзий, когда ты признаешь кого-то своим властителем. Добра не жди. Возможно, с нашим историческим опытом понять это даже легче, чем австрийцам или французам, ибо наше общество являет классический пример того, как его готовность искренне отдаться власти по любви заканчивается ее лютым насилием. Странно, что при этом мы еще живы. Короче, за любовь!
"А МУЗЫКУ УНЕСЛИ".
Сергей Васильев.

«Эрика, её изысканные одеяния, её мать укрыты от других, как сыр под стеклянным колпаком. Колпак поднимется, если кто-то снаружи возьмётся за стеклянную шашечку сверху и потянет за неё».
Эльфриде Елинек «Пианистка».

Всем давно известно, что книги австрийской немолодой «эмансипе» читать вслух, да ещё публично, не рекомендуется так же, как и не рекомендуется смотреть детям и беременным женщинам фильмы Михаэля Хенеке. Конечный продукт творческой деятельности каждого из этих двоих вызывает не просто живейший интерес у, каким-то вселенским чудом остающейся в живых думающей части современности, но и продуцирует у этой самой части непозволительные сегодня совестливые позывы, возникающие сразу же от прочтённого и увиденного.

Вот уже сколько лет Эльфрида Елинек, со славой обличительницы всего постиндустриального общества, каждой своей книгой старательно, с напором одинокой любительницы диванных собачек, тычет носом сытое и довольно живущее ныне европейское общество в пороки и грязные радости этим же самым обществом так неустанно производимые. И есть представитель того самого беспокойного социума Михаэль Хенеке, снимающий жесткое, откровенное кино, лишенное «многобюджетного» пафоса.

Может, кто-то и мог предположить, что когда-нибудь, в году этак 2001-м, книга, написанная в 1983 году, и вышедшая миллионными тиражами в Европе и США, станет литературной основой скандальной ленты заслуженной собравшей в Каннах не только призы за главные роли, но и заветный Гран-при. Если кто об этом и догадывался, то уж точно не сама Елинек и Хенеке, по крайней мере, то какую реакцию породило слияние истории, сочиненной писательницей и режиссёрской фантазией немецкого эмигранта, предвидели в полной мере не все.
«Пианистка», не смотря на все нападки краснеющих пуритан видевших фильм, являет собой добротно прилаженную ко времени и месту качественную европейскую картину. В ней есть всё, что способно заинтересовать, заинтриговать заставить полюбить, и оттолкнуть. В ней есть «хенекевская» тонкость гуманиста, заложенная им ещё в "Седьмом континенте"(1989).

«Пианистка», по сути, является фильмом о боязни признания своей полной жизненной несостоятельности и как следствия боязни одиночества. И сама Эрика Кохут - скромная «госпожа учительница», тому яркое подтверждение.
Эрика живёт в небольшой квартирке с матерью, которую играет непозволительно стильная и талантливая Анни Жирардо. Мать Эрики, мерзкая старушенция, спровадившая своего собственного мужа и отца дрожайшей дочки в «желтый дом», не вылезает из своей квартиры, бесконечно смотрит телевизор, знает все телепрограмму наизусть, тайно попивает настойки и допекает свою беспокойную собственность: Кохут – младшую, запрещая ей покупать не только новые модные тряпки, но и, не давая право своему чаду на всякое подобие личной жизни.

Эрика же птица совсем другого полёта, она талантливый профессор Венской консерватории, образованная преподавательница подрастающему поколению бессмертных творений Шопена и Шуберта. Она незаметно выскальзывает из рук матери, вытекает из её заботливых пальцев, даже без спросу обзаводится неким подобием романтической привязанности к собственному ученику, уже неюному, но по сравнению с Эрикой очень даже молодому, дилетанту с техническим образованием.

И тут начинается то, ради чего стоит смотреть подобное кино. Эрика, которую мать упаковала, зашила, перевязала и запечатала горячим сургучом. Эрика – это сокровище, созданное одержимой матерью, для своего же единоличного пользования, выворачивает наружу всё, что и составляло её истинное искаженное извращенной привязанностью родителя нутро.

И всё это надо было сыграть: тонко, сдержанно, без актёрских «вывертов». Изабель Юппер на своем веку играла много странных дамочек, этаких миловидных «венер в мехах», но её Пианистка поистине зрелище завораживающее заложенным в нём тихим безумием. Есть ещё Бенуа Мажимель, он же Вальтер Клеммер, актёр без лукавства, что говорить, хороший актёр, сыгравший с Юппер на равных, не затерявшись, подарив своему герою юношескую непосредственность и мягкость.
Сильное кино снял Михаэль Хенеке, по настоящему расцветающее только при одиночных, внимательных и непременно повторных просмотрах. С выверенными не раздражающими суетливым новаторством кадрами снятыми Берже. И конечно, музыкой, звучащей лишь как гениальный фон, не отвлекающий от сути всей истории.

Самое же главное, что «Пианистка» Хенеке – это повод задуматься, прежде всего, не только каждому посмотревшему фильм, а всему обществу, и понять, какие химеры оно способно породить, заведомо обрекая людей на те роли, для которых они не были рождены. 

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#