Описание фильма

"Королевство"   

Название фильма: Королевство
Королевство
Страна-производитель: США
Английский: Kingdom, The
Жанр: драма / триллер
Режиссер: Питер Берг
В ролях: Джейми Фокс, Дженнифер Гарнер, Крис Купер, Джейсон Бэйтман, Эндрю Эспозито, Джереми Пивен, Брук Лэнгтон, Фрэнсис Фишер, Байрон Браун, Кайл Чэндлер, Ричард Дженкинс, Минка Келли, Энтони Мартинс, Брайан Маллиган, Али Сулиман
Год выпуска: 2007
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
кадры из фильма
 

Сюжет и комментарий

Группа элитных агентов ФБР под руководством Рональда Флери расследует обстоятельства взрыва в американском поселке в Саудовской Аравии. У них есть одна неделя на то, чтобы найти и схватить того, кто стоит за этим чудовищным терактом. Однако никакая тренировка не могла подготовить Флери и его команду ко всем трудностям, которые ожидают их в совершенно чуждой им стране.

Трагедия ошибок
Итоги

Хотелось как лучше, а получилось как всегда. Авторы думали, что снимают патриотический боевик, напомнив по касательной о трагедии 11 сентября, чтобы сыграть на всем понятных чувствах. А вышла игра-стрелялка с большим уроном для имиджа Америки как главного миротворца на свете. На военной базе США в Саудовской Аравии, родине бен Ладена, происходит теракт: подрывают себя шахиды, из автоматов льется свинцовый огонь, взлетают на воздух дома. Красивому афроамериканцу, сотруднику ФБР (Джейми Фокс), звонит друг, сообщая про теракт, и тут же погибает. Что больше движет агентом - желание отомстить за друга или грамотно провести следствие, - непонятно. И это путает сюжетные карты. Идея мести - прекрасная движущая сила. А чувство долга, конечно, не самая яркая краска. Однако в той позиции, которую заняли авторы "Королевства", не приходится выбирать. Так что месть, сверкнув в глазах героя, уступает место дипломатии. Она четверке фэбээровцев, отправленных в Эр-Рияд вести следствие, очень пригодится. Потому что они здесь чужаки. И хотя по американской привычке все время норовят говорить с позиции силы, сила не на их стороне и правила игры другие.
Смешно смотреть, как грубо сколотил режиссер Питер Берг свою социально и этнически политкорректную команду: излучающий интеллект чернокожий во главе, еврей-всезнайка (Джейсон Бейтман) с ноутбуком, пожилой уроженец сердца Америки, соль земли из кукурузных штатов (Крис Купер), ну и сексапильная, но суровая агентша в угоду феминисткам (Дженнифер Гарнер). Такая условная схема Штатов накладывается на не менее условную схему арабского мира. Пока идут разговоры о том, как же могли террористы достать столь похожую на американскую форму (да через Интернет), где они добыли оружие (тут вся страна вооружена), кто ими руководит (видно, про "Аль-Каиду" еще ничего не известно), в Интернете появляется ролик, где показана бойня на базе. Снимали его с крыши дома, торчащего неподалеку. Но, как и следовало ожидать, на крыше террористов нет. Единственную зацепку следователи находят на дне воронки от взрыва машины - похоже, это была "скорая". Но пока они рылись в яме, прошло полфильма, пора закручивать сюжет. И вот машины мчатся по шоссе, начинается погоня, потом осада дома и грандиозная квазидокументальная перестрелка, в которой удивительным образом погибают все, кроме непотопляемой четверки. Тут-то и вылезает неверный ход, который опускает Америку ниже плинтуса: единственный хороший саудовец (Ашраф Бархом), приставленный к агентам, погибает. Так что некому будет рассказывать, что араб и американец - братья навек. Выходит, не то что США, даже Голливуд не готов жертвовать персонажами ради установления справедливого мира на Востоке, куда американцы влезли без спроса. Пусть арабы пустят нас в свои плохие страны с нашими хорошими законами и погибнут при их исполнении, а мы получим право контролировать самый богатый нефтеносный регион. Это послание читается в фильме с начала до конца. И выглядит паранойей, порожденной тем, что 11 сентября превратилось из трагедии в индульгенцию, прикрывающую ошибки политиков.
Ирина Любарская

В зоне особого внимания
Время новостей

На военной базе американцев в Саудовской Аравии совершен теракт. Для того чтобы расследовать причины случившегося, на место событий выдвигается группа специальных агентов ЦРУ, которая могла бы без проб пройти кастинг в очередной серии «Фантастической четверки»: Рональд Флери (Джеми Фокс), прирожденный лидер и поклонник старого трэш-сериала «Человек за шесть миллионов долларов», у которого есть к террористам еще и личные счеты; компьютерный дока Адам Льюитт (Джейсон Бейтман); специалист по взрывчатке Грант Сайкс (Крис Купер), олицетворяющий соль американской земли и наконец единственная барышня в команде (но зато с дипломом патологоанатома) Дженет Майерс (Дженнифер Гарнер). Пятым в квартете уже на месте, в Эр-Рияде, оказывается местный полицейский Аль-Гази (Ашраф Бархом), вполне, впрочем, вестернизированный - в частности, по его собственным словам, он выбрал профессию полицейского, потому что души не чаял в «Зеленом Шершне» с Брюсом Ли. Вместе чудо-герои дают бой распоясавшемуся злу.
Нет ничего проще, чем представить себе «Королевство» заранее, еще не смотря, вопрос будет лишь в том, насколько «глубоко» (по голливудским стандартам) будут прописаны характеры персонажей, а следовательно, каковы шансы на оскаровские номинации. И уж в любом случае над фильмом незримо простер совиные крыла призрак пентагоновско-цэрэушного госзаказа. Борьба с терроризмом - дело такое, его на самотек пускать никак нельзя.
Впрочем, «Королевство» спасает эстетика. Режиссер Питер Берг (известный еще как сценарист, актер, частый гость телешоу, вполне разносторонний и нестарый еще господин с правильным, если судить по фильмографии, кругом общения) и раньше показывал себя отменным стилизатором, одновременно дотошным и ненавязчивым. В его фильме «Сокровища Амазонки» (2003) был тонко и действенно вызван дух приключенческого кино середины 80-х годов, фильмов о силачах и лианах, о кладах и комических помощниках из числа местных жителей - в диапазоне от «Романа с камнем» и «Идущего в огне» до «Рэмбо» и «Коммандо».
Неудивительно и справедливо, что в «Сокровищах» на правах знаковой звезды появился, пусть всего на мгновение, Арнольд Шварценеггер, который лет пятнадцать назад смотрелся бы в фильме Берга как влитой. В случае с «Королевством» впору удивляться, почему на мимолетный привет не согласился здесь, например, Харрисон Форд. Ведь Берг в «Королевстве» бойко и по-своему вдохновенно играет в очередной жанр - громоздкие, как авианосцы, и величавые, будто стратегические бомбардировщики, военно-патриотические боевики, в основе которых может лежать хоть газетная публикация о рассекреченной операции спецслужб, хоть очередной бестселлер Тома Клэнси (к слову, и у нас подобного кино было предостаточно).
Эти превосходные картины (особенно активно их снимали в конце 80-х и в самом начале нулевых годов) были невозможны без заседаний в правительственных кабинетах, стратегических карт и прибытий военных советников на базы на вертолетах, так что советники прикрывали лицо от поднятой винтами арабской ли, африканской или латиноамериканской пыли; без развевающегося на ветру американского флага и титров, которые сопровождали появление каждого нового героя, причем неизменно указывалось не только имя, но и звание, а иногда и награды; без бравурных боевых сцен, в которых, несмотря на творящийся вокруг ад, главному герою было суждено в худшем случае получить ранение или потерять боевого друга. Все это и многое другое, замешенное на куда менее лобовых нюансах, имеется в «Королевстве» в количествах вполне супермаркетовских. И скомпонованы все элементы вполне профессионально - дух не захватывает, а глаз радуется.
В «Королевстве» нет той мощи, которая приковывала к экрану во время ридлискоттовского «Падения Черного Ястреба» или на первых сценах «Правил боя» Уильяма Фридкина, место первобытной ярости заменил тонкий расчет человека, привыкшего держать не столько автомат (хотя бы и бутафорский), а джойстик максимально приближенного к реальности компьютерного симулятора. Но и это тоже куда как неплохо. Потому что если на полном серьезе видеть в каждой автоматной очереди, доносящейся с экрана, предупреждающий сигнал и отзвук битвы богов, то музы и вправду возьмут да и замолчат надолго.
Станислав Ф. Ростоцкий

Связанные одной нефтью
ИД "Коммерсантъ"

В "Королевстве" довольно выпукло обрисованы отношения "любви-ненависти" между двумя странами, которые мирятся с существованием друг друга главным образом благодаря нефти,- она нужна Америке так же, как Саудовской Аравии нефтедоллары. Прежде чем начать описывать смоделированный ими теракт, авторы считают нужным ввести политически неподкованного зрителя в курс дела и перед начальными титрами излагают с помощью коллажа из псевдодокументальных кадров краткую историю Саудовской Аравии: начиная с 1932 года, когда ваххабиты создали королевство, продолжая 1938-м, когда была основана аравийско-американская нефтяная компания ARAMCO, и выруливая на происки бен Ладена, не дававшего саудовской королевской семье спокойно сотрудничать с американцами и стремившегося их поссорить.
Такое деловитое начало настраивает на то, что нас ждет суровый, сдержанный, мужской фильм, однако эта иллюзия быстро рассеивается, когда авторы переходят к трогательной сценке, в которой один из фэбээровцев (Джейми Фокс) отправляет отцовские обязанности: рассказывает одноклассникам своего сына о самом счастливом дне в своей жизни - когда родился пресловутый сын. Идиллия прерывается сообщением о трагедии: в саудовском городе Эр-Рияде террористы-смертники, нагло и цинично переодевшись в форму саудовских полицейских, устроили массовый расстрел сотрудников американской нефтяной компании и членов их семей, мирно игравших в софтбол солнечным воскресным днем, а потом взорвали несколько машин. Кроме гражданских американцев погибли также два спецагента, один из которых был близким другом главного героя, так что он рвется расследовать случившееся не столько из патриотических соображений, сколько из личной мести.
Выясняется, что в отправке американской спецгруппы на место теракта никто особенно не заинтересован, кроме главы ФБР, которому в общем-то уже все равно, поскольку дни его в начальственном кресле сочтены. Саудовская королевская семья боится потерять контроль над ситуацией, чтобы не потерять контроль над своей нефтью, а госдепартамент США боится испортить отношения с главным американским союзником на Ближнем Востоке. Ничего не боятся только четыре храбрых фэбээровца, которые под руководством героя Джейми Фокса вопреки всеобщему сопротивлению отправляются в королевство, радуя глаз как профессиональным, так и демографическим разнообразием: кроме афроамериканца во главе отряда в нем имеются также еврей-аналитик (Джейсон Бейтман), девушка-патологоанатом (Дженнифер Гарнер) и мудрый старикан баллистический эксперт (Крис Купер).
Нефтяное королевство встречает храбрецов неприветливо: напряженные арабские военные на всякий случай отбирают у них паспорта и оружие и запирают на ночь в спортзале. К тому же вокруг них все время подпрыгивает и приседает американский посол-клоун, пытающийся деморализовать фэбээровскую команду и заранее внушить им, что ничего у них не получится: "Чуть что - только свистните, и моя машина сразу отвезет вас в аэропорт". Поэтому им ничего не остается, как довести расследование до победного конца хотя бы из вредности, хотя совершенно невозможно работать в таких условиях, когда настороженные и вооруженные до зубов аборигены все время путаются под ногами у компетентных американских специалистов, уверенных, что они, хоть сами и не местные, все равно лучше знают, как правильно взяться за дело.
Единственной отрадой для непрошенных американских гостей становится красивый полицейский полковник (Ашраф Бархом), с которым у персонажа Джейми Фокса наклевывается что-то вроде крепкой мужской дружбы. Других межличностных отношений в "Королевстве" не наблюдается, да они и не нужны никому в этом агитационном плакате о силе американского духа, настолько тенденциозном, что в Бахрейне и Кувейте его запретили показывать, а в Саудовской Аравии, может, тоже запретили бы, но там кинотеатров нет. Правда, в финале делается запоздалый реверанс в сторону объективности, и кровожадная фраза "Мы их всех поубиваем" звучит одновременно, симметрично и с арабской, и с американской стороны, но этот формальный дипломатический жест уже не может закамуфлировать, на чьей стороне авторы "Королевства".
Лидия Маслова

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#