Описание фильма

"Монгол"   

Название фильма: Монгол
Монгол
Страна-производитель: Россия — Казахстан — Германия
Английский: Монгол
Жанр: драма / исторические
Режиссер: Сергей Бодров-ст.
В ролях: Таданобу Асано, Хулан Чулуун, Амаду Мамадаков, Басан, Алия, Хэ Ци, А Юэр, Однам Одсурэн, Хонлей Сан, Амарболд Тувшинбаяр, Баярцэцэг Эрдэнэбат
Год выпуска: 2007
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
кадры из фильма
 

Сюжет и комментарий

"Не презирай слабого детеныша ? он может оказаться сыном тигра", — говорит монгольская пословица.

Мальчик Темуджин, которому предстоит стать Чингисханом, повелителем половины мира, прошел через голод, унижения, рабство. На него охотились, его пытали и предавали. Он выжил, хотя казалось, что это невозможно. Его сила, ум и воля к жизни были несравнимы с возможностями обычного человека. Его поддерживала любовь Борте, первой и любимой жены, которую у него никто не смог отнять.

Чингисхан-подкаблучник
ИД "Коммерсантъ"

В отличие от националистического блокбастера "Кочевник", который Сергею Бодрову пришлось доснимать за другим режиссером-растратчиком, "Монгол" не несет такого откровенного политического месседжа в духе Александра Невского из серии исторических афоризмов "Кто к нам с мечом придет...". Монгольский эпос сдобрен больше не политической демагогией, направленной на демонстрацию силы, а народными мудростями безвредного характера, помогающими рядовому (до поры до времени) воину выжить в неуютных степях Внутренней Монголии. Одна такая монгольская мудрость служит эпиграфом картины: "Не презирай слабого детеныша, он может оказаться сыном тигра".
Герой "Кочевника", казахский исторический деятель более позднего периода (XVIII век) Аблай-хан, герою "Монгола", конечно, не ровня: в уровень с Чингисханом из персонажей азиатской истории мог стать разве что Тамерлан. Но жанровая однородность обеих бодровских картин нивелирует перепады в масштабе личности: и то и другое не столько биография, сколько биографическая справка, такая же типовая, как советские характеристики "морально устойчив, скромен в быту" или формулировки из эсэсовских досье в "Семнадцати мгновениях весны": "Характер стойкий, несгибаемый. В связях, порочащих его, замечен не был, поскольку всю жизнь любил одну жену".
Некоторые мелкие различия между "Кочевником" и "Монголом" общей картины не меняют: Мансура, то есть будущего Аблай-хана, хотят убить сразу, как он только родился, испугавшись предсказания, что он окоротит воинственных джунгаров, а в "Монголе" Темуджина, то есть будущего Чингисхана, начинают плющить уже сравнительно большим мальчиком, когда после гибели отца он попадает в плен к врагам и несколько лет проводит в колодках. У обоих бодровских кочевников сложные отношения с братом: в "Кочевнике" -- на почве любви к одной девушке, в "Монголе" -- на почве любви к власти. Но если у казахского воина есть лучший друг, то для монгольского эту функцию берет на себя его обожаемая жена -- с ней юный Темуджин, еще не знающий, что он сын тигра, случайно знакомится в девять лет. Точнее, она сама с ним знакомится, пропуская мимо ушей попытку малолетнего жениха поставить ее на место -- на вопрос "Как тебя зовут?" тот пытается сначала сопротивляться: "Первым спрашивать должен я", но нахальная щекастая девочка невозмутимо заканчивает беседу в категоричном тоне: "Ты должен выбрать меня в невесты".
Вообще, "Монгол" -- кино на диво феминистское: как ни пытаются внушить герою здравомыслящие мужчины, что западло воевать из-за баб, потому что это всего лишь разновидность домашнего скота, которая ценится прежде всего за крепость ног, Темуджин упорно остается однолюбом. Когда обстоятельства и происки врагов разлучают его с женой, он думает только о том, как бы ее вернуть, а вернув, смотрит ей в рот и впитывает каждое слово, включая опять же пословицу "В одном котле две бараньи башки не сваришь". Фактически весь сюжет "Монгола" держится на том, что враги то и дело разлучают монгола с любимой, достаточно упорно, чтобы к тому моменту, когда Темуджину наконец удается зажить с нею нормальной, стабильной семейной жизнью, она уже успела обзавестись двумя детьми от других кочевников. В очередной раз воссоединяясь с женой, эту щекотливую ситуацию Темуджин разрешает элементарно, объявляя чужим детям, что теперь единственным легитимным отцом следует считать его и никого другого. Аналогичным волюнтаристским образом отец монгольского народа поступает и со своими подданными, поняв, что сделать из них людей смогут только драконовские законы, и назначив смертную казнь за любые проступки, включая отказ путнику в еде и питье.
В "Монголе", в отличие от "Кочевника", нет приглашенных американских звезд, но российских граждан среди актеров все равно раз-два и обчелся. Зато украшает картину интересный лысый мужчина: в "Кочевнике" в этом амплуа выступал Марк Дакаскос, а в "Монголе" -- китаец Сун Хонг Лей в роли названого брата Темуджина, с которым они никак не могут мирно договориться о том, кто из них король степи. Разрешать противоречия приходится обычным мужским способом, но, как и "Кочевник", "Монгол" не стремится к средневековой жестокости -- иногда в батальных сценах довольно хорошо заметно, что меч разрезает не живую плоть, а пакет с кровью, приделанный под одеждой, а кровавые брызги, разлетающиеся круглыми красными шариками, порой смахивают на рекламу какого-то шоколадного драже. Впрочем, принципиальная мягкость в показе насилия обусловлена не каким-то политическим стремлением исказить историческую правду и обелить личность героя, а всего лишь понятным желанием получить щадящий прокатный рейтинг за границей и завлечь на столь познавательное зрелище максимум подростков, которые как раз проходят по истории феодальную раздробленность.
Лидия Маслова

Степь да степь кругом
Итоги

В отечественный прокат выходит эпическая сага режиссера Сергея Бодрова-старшего "Монгол" о величайшем воителе в истории человечества - Чингисхане. На съемку картины было потрачено почти два года и 15 миллионов евро. Главные роли исполнили китайские, монгольские и российские актеры. Накануне премьеры ленты, обещающей стать блокбастером, режиссер рассказал "Итогам" о том, к какому шаману нужно идти, чтобы получить добро на работу в Монголии, почему фигура Темуджина вдруг так заинтересовала киносообщество.
- Сергей Владимирович, объясните, что происходит: сначала выходит японский "Чингисхан", следом ваш "Монгол", примерно в это же время Стивен Сигал скачет по всей Монголии и кричит, что, будучи чингизидом (!!!), хочет режиссировать проект про легендарного воина. Это что, новый тренд такой?
- Ну давайте по порядку. Стивен Сигал уже лет восемь ездит по разным странам - ищет предков. Он и в России был, и в Монголии, и в Казахстане... Но при этом на фильм никто ему денег не даст. Он уже не тот Стивен Сигал - репутация подмочена. Странно, что про Чингисхана не было снято ни одного приличного фильма. Не понимаю, почему фигурой такого исторического масштаба никто до сих пор всерьез не интересовался. А сейчас еще и китайская экзотика порядком надоела. Вот и заинтересовались Монголией и Чингисханом. Лично я к работе над фильмом почти семь лет готовился. В частности, нужно было обо всем договориться, все сделать правильно.
- В каком смысле правильно?
- Когда у нас начался предпродукционный период, мы с режиссером Гукой Омаровой, которая сейчас, кстати, работает над фильмом "Баксы"...
- А почему не "Евро"? Он крепче.
- (Смеется.) Это не в смысле доллары, а с ударением на последний слог - баксЫ. Так шаманов монгольских называют. Ну так вот, мы с Гукой Омаровой пошли к главному шаману Монголии. У него офис свой есть официальный - юрта посреди города. Он всеми баксы управляет, по мобильному, кстати, с ними общается. Записались на прием и, когда встреча состоялась, сделали подношения и рассказали о том, что собираемся картину снимать. Он ответил: "Молодцы, правильно сделали, что сначала ко мне пришли".
- Вы какой поддержкой хотели заручиться: моральной, материальной или метафизической?
- Вообще, как считают многие монголы, сам Чингисхан был очень сильным шаманом...
- И вы его гнева убоялись?
- А вот напрасно иронизируете. Например, Альберт Эйнштейн в свое время выдвинул "струнную теорию", согласно которой человек - это энергетический сгусток. Такое светящееся яйцо. Когда он об этом заговорил, общественность потешалась: старик, мол, гениальный, но чего-то в преклонном возрасте мудрит. А сейчас смотрите: серьезные физики струнную теорию раскручивают. Шаманы же об этом еще тысячу лет назад говорили. Это с одной стороны. А с другой - мы все-таки приехали в чужую страну... Есть старая поговорка: "В Риме веди себя как римлянин". Надо уважать чужие традиции, культуру. Почему бы не соблюсти все обычаи? Это надо было сделать из уважения к материалу. Да и потом: чего в колодец-то плевать?
- Оливер Стоун, к примеру, Александра, а заодно и зрителя одноименного фильма буквально заставил поверить в богоизбранность героя. А ваш Темуджин просто такой харизматический парень, self-made man. Отчего так?
- Self-made man - это человек, который поставил перед собой задачу стать миллионером и стал им.
- Темуджин поставил перед собой задачу стать ханом всея Монголия и стал им.
- Безусловно, но история Темуджина гораздо сложнее. Его судьба бросала на такое дно, что страшно и представить. Но он смог выбраться. "Монгол" - это фильм о выборе, о том, что человек пошел наперекор всему и добился своего: из раба превратился в императора, завоевавшего, к слову, территорий больше, чем тот же Александр. Я на эту тему выбора и судьбы много у Льва Николаевича Гумилева читал. Он ведь хотел и о Чингисхане отдельную книгу написать. А Гумилеву я верю хотя бы потому, что он сидел. Это большое испытание: некоторые с ума сходят, некоторые сдаются. Он выстоял, пережил чуть ли не те же испытания, что и Темуджин. Поэтому я верю в этот сюжет о противостоянии самой судьбе.
- Не боитесь, что на фоне "киномонгольского" пейзажа ваша лента затеряется?
- Картин о Чингисхане очень мало. Да и японская лента здесь пошла двумя копиями, тогда как наша пойдет семьюстами. Скажу вам как профессионал - такие фильмы, как "Монгол", затеряться не могут. Фильм сделан качественно, на мировом уровне. Западные дистрибьюторы уже к нему огромный интерес проявляют. Картина была на крупном кинофестивале в Торонто. Права были проданы в 25 стран еще до того, как "Монгол" смонтировали. Мы общались исключительно с профессионалами, и если бы они считали эту историю убыточной и неинтересной, едва ли взялись ее раскручивать. В Америке, например, идет очень агрессивная реклама. Для начала будет сделано 700 копий, дальше - больше. Ни у одного русского фильма судьба так хорошо не складывалась.
- Идея сделать продолжение по-прежнему актуальна?
- Вроде бы да. Но стану ли участвовать в создании следующей картины - трудно сказать.
- У вас большая копродукция: и немцы, и казахи, и многие другие в создании поучаствовали. "Монгол" - кино эпохи глобализма, без национальных особенностей?
- Я снимал фильм с участием казахских и китайских актеров в Монголии. Так что фильм, конечно же, азиатский. Я вообще себя ощущаю азиатом.
- Вы поэтому снимали и "Кочевника" про казахов, на казахские деньги?
- "Кочевник" - это была просто работа. Меня попросили фильм доделать - была безвыходная ситуация, а взамен пообещали помочь с "Монголом". Режиссер Иван Пассер уже не мог работать и успел потратить 25 миллионов, сняв только половину. Я же доснял "Кочевника" всего за пять.
- Бедность не порок?
- Да уж, наверное. Мы умеем из любой ситуации выпутаться.
- Вот мы сейчас о моде на монгольскую историю рассуждаем. А ведь вы как-то сказали, что никогда не будете заниматься тем, что модно, так как за модой стоит погоня за длинным рублем. Вы пошли наперекор собственным принципам?
- Ни в коем случае. Просто когда я начал интересоваться темой, она не была модной. Да и сейчас я не вполне уверен в том, что "Монгол" станет суперприбыльным проектом. У нас огромный перерасход в средствах. Дай бог деньги вернуть.
- То есть "Монгол" не является блокбастером?
- Блокбастерами не рождаются, ими становятся по результатам кассовых сборов. Так что прокатим фильм и поглядим.
- Вам вообще нравятся наши новые блокбастеры?
- Очень нравятся. Мы оказались сильны в неизведанном ранее жанре. Я с огромным удовольствием посмотрел оба "Дозора". Ничего не понял про сюжет, зато насладился красотами и спецэффектами. Тимур Бекмамбетов - великолепный, талантливый режиссер. Это, видимо, и американцы оценили, раз пригласили его в Штаты снимать.
- Скажите, а от вас нам чего ожидать в будущем?
- Честно? Не знаю. У меня есть некий список историй, которые хотелось бы рассказать. Есть возможности делать фильмы, и я не хочу их упускать. Сейчас мне пришло несколько западных сценариев больших, дорогих картин. Но я даже открывать их не стану. Надо сделать перерыв.
Стас Лобастов

На сопках Монголии
Газета.ру

Монгольские пушки, сокрушившие Аламут – твердыню повелителя асассинов, божественный ветер, раскидавший эскадру Хубилая на пути в Японию, русские князья, раздавленные помостом с пирующими победителями – все это и многое другое началось здесь, на берегах Керулена. Есть от чего закружиться голове – при слове Чингисхан сама история встает из курганов и начинает малевать картины великих походов и кровавой резни.
Да и время поднимать из могил тени великих предков подходящее – как заметил президент, поскреби русского – найдешь татарина. То, что племя татар Чингисхан перерезал почти поголовно еще до того, как покинул пределы родной Монголии, неважно, важен символ. Словечко Евразия булькает на поверхности политического котла, что варится к западу от Бреста уже долгие годы, помешивают его и в Москве, и в Астане, и в Элисте, и в Казани, где фигура просвященного тирана великой империи по-прежнему актуальна.
А значит – пора крутить столы и прислушиваться: дух Темуджина, слышишь ли ты нас? Впрочем, «Монгол» на исторические параллели вроде и не претендует – биография великого завоевателя выглядит попыткой понять, как же, все-таки, закалялась сталь? Юный Темуджин, сын Есугей-багатура, отправляется с отцом за невестой. Собирались заключить брак по политическим интересам, но вмешалась любовь – не по годам серьезная девочка Бортэ сама выбрала Тэмуджина, отец перечить не стал, на том и порешили. На пути домой отца отравили, вассалы его отказались поддержать сына-мальчишку, начались бедствия, нищета, унижения и долгий путь к объединению племен.
Собственно говоря, любовь Тэмуджина и Бортэ, и дружба-вражда Тэмуджина с его побратимом ханом Джамухой – это такой восточный Шекспир, история на все времена. Так ее и разыгрывает Сергей Бодров – как эпическое сказание о любви, дружбе и вражде, которое проходит сквозь большие и малые битвы.
И когда в финальном сражении одетые в черное смертники идут в конном строю на врагов, распластав над землей парные сабли, словно крылья, кажется, что эпос – штука и в самом деле вечно живая, равнодушная к тяжести проходящих столетий. Схватки, однако, при всем их великолепии, занимают не столь значительную часть экранного времени, чтобы отвлечься собственно от Чингисхана, его детства и зрелости, проходящих, как будто, без всякой внутренней борьбы и сомнений. Словно вырубленный из цельного куска терракота, он движется сквозь плен, колодки, скитания и сражения так невозмутимо, будто знает итог. Через какое-то время это начинает вызывать удивление – величайший завоеватель вселенной оказывается спокойным деятельным человеком, руководящим своими бойцами и своей судьбой с твердостью эффективного менеджера. Он удивительно современен, этот Чингисхан – как-то трудно рядом с этой фигурой расположить привычку монголов ломать хребет знатным преступникам, дабы не пролилась на землю благородная кровь, а тех, кто попроще – зашивать в сырую шкуру и оставлять на солнце умирать в безжалостно сжимающейся утробе.
А впрочем, бог с ними, этими страстями 800-летней давности: при всей безупречной выделке костюмов, драматической узкоглазости лиц и отличной постановке сражений Бодрова, кажется, интересовало что-то иное, на что и были с успехом потрачены 12 миллионов бюджета. Монголия сама по себе – красивая, словно сон Кольриджа. Одиночество правителя. Твердая поступь судьбы, которой было угодно поднять затравленного беглеца на трон. Воля человека, готового гнать судьбу, словно упрямого коня, к самому горизонту.
А что не получилось – то, как сказал Велимир Хлебников, покидая заболевшего товарища: «Степь отпоет».
Антон Костылев

Последние комментарии к фильму:

Автор Сообщение
Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
- авантюрный(164)
- анимационный(1018)
- биографический(336)
- боевик(3290)
- вестерн(245)
- военный(692)
- гангстерский(198)
- детектив(1753)
- детский(346)
- документальный(776)
- драма(9225)
- исторические(749)
- комедия(6221)
- криминальный(871)
- мелодрама(3453)
- мистика(687)
- музыка(295)
- музыкальный(359)
- мюзикл(157)
- обучающий(6)
- пародия(156)
- приключения(2247)
- психологический(318)
- семейный(684)
- сериал(883)
- сказка(216)
- спортивный(269)
- Тестовый жанр(0)
- трагедия(85)
- триллер(3198)
- ужасы(1314)
- фантастика(2301)
- фильм-катастрофа(71)
- шпионский(168)
- экранизация(2217)
- эротика(398)
- юмор(38)
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#