"Бесы"
Название фильма: | Бесы |
|
|
Страна-производитель: | Франция | ||
Английский: | Possedes, les | ||
Жанр: | драма / экранизация | ||
Режиссер: | Анджей Вайда | ||
В ролях: | Изабель Юппер, Серж Спира, Реми Мартен, Жан-Квентин Шателен, Филип Шамбон, Ежи Радзивилович, Лоран Малэ, Филипина Леруа Болье, Ютта Лампе, Ламбер Вилсон, Жан-Филип Экоффэ, Владимир Йорданофф, Бернар Блие, Збигнев Замаховский, Омар Шариф | ||
Год выпуска: | 1987 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|||||
Сюжет и комментарий
Нашумевшая в Европе экранизация одного из самых странных и зловещих романов Ф. М. Достоевского долго шла к российскому зрителю, хотя и появилась в уже сравнительно либеральные времена. Фильму, тем не менее, не очень повезло. В свое время Вайда поставил «Бесов» на сцене Старого театра в Кракове, чуть позже – в США. За железным занавесом» об этом знали мало: считалось, что Достоевский и так достаточно «сомнителен», чтобы с ним работал кто-то, кроме «проверенных» советских мастеров. О соблазне тотальной власти и дьявольской идее «всеобщего счастья» нельзя было говорить напрямую. Вайда посмел и долгое время оставался в одиночестве. К середине 1980-х его любимые польские актеры постарели, да и французские продюсеры потребовали, чтобы в фильме, снятом на их деньги, были заняты французские звезды. Вайда до сих пор уверен, что у поляков и русских получилось бы лучше, но лучшего фильма по «Бесам» пока не снято. В том, что здесь актер иногда искренне не понимает, в чем проблема его персонажа, есть нечто очень полезное и поучительное. Хорошо, что мы все такие разные.
По мотивам романа Федора Михайловича Достоевского. Бесы — революционеры, а Россия — болезнь, из которой исходят демоны. Чтобы повязать весь кружок кровью, в предательстве обвиняется Чатов, и его убивают сразу после того, как его жена родила ребенка от Ставрогина, тогда, когда он мог стать счастливым, уйдя от всего этого бреда. Под конец Вайда высказывает надежду, что Россия излечится и сядет рядом с Христом. Хочется верить и хочется, чтобы поскорей. Все остальные сюжетные линии романа набросаны в расчете на человека, знающего материал. Важно осмысление самого Вайды. (М. Иванов)