"Голубая бездна"
Название фильма: | Голубая бездна |
|
|
Страна-производитель: | Франция | ||
Английский: | Grand lue, Le / Big Blue, The | ||
Жанр: | драма / мелодрама | ||
Режиссер: | Люк Бессон | ||
В ролях: | Розанна Аркетт, Жан-Марк Барр, Жан Рено, Пол Шенар, Серджо Кастеллитто, Марк Дюре, Гриффин Данн, Жан Буиз, Андреас Вутсинас, Валентина Варгас, Кимберли Бек, Патрик Фонтана | ||
Год выпуска: | 1988 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|||||
Сюжет и комментарий
Энцо Молинари (Рено) и Жак Майоль (Барр) вместе росли на одном из греческих островов. Отец Жака, ныряльщик, погиб при сборе устриц из-за неисправности примитивного водолазного оборудования. Проходят годы, и мы видим мальчиков уже взрослыми после нескольких лет разлуки. Оба ныряют на глубину без воздуха, и соревнование на чемпионатах мира практически ведется только между ними. Симпатичная работница страхового агентства (Аркетт), случайно увидев Жака, влюбилась с первого взгляда. Она последовала за ним в Перу, Сицилию, где и стала свидетельницей начала непрекращающегося поединка между друзьями. От Жака она уже ждала ребенка. А друзья погружались все на большую и большую глубину. Пройдена отметка в 120 метров. Чем закончится эта своеобразная подводная дуэль?... Снят фильм очень красиво, кадры голубой бездны притягивают и манят, есть какой-то необъяснимый легкий саспенс, тревога, что и не удивительно — ведь картину снял Люк Бессон. Для Жака и Энцо голубая бездна лучше, чем жизнь на земле. В то же самое время яркая выписка персонажей, обаяние Рено и Барра, внимание к деталям и юмор в подаче быта сицилийцев нередко заставят Вас улыбнуться. (М. Иванов)
Это мой самый любимый фильм Люка Бессона. Кстати, меня нельзя отнести к фанатикам его творчества ("Леон" и "Пятый элемент" мне с первого просмотра не понравились, "Подземку" я еще не посмотрел, "Такси" - симпатичный фильм, но там, насколько я помню, Бессон не режиссер, а автор сценария), но за этот фильм я ему готов простить сотню пятых алиментов. Просто в фильме настолько видно, что эта тема трогает самого Бессона до глубины души, поэтому картина довольно сильно отличается от большинства его других работ.
Знаете, как бывает... Вот сидите вы в компании с каким-то человеком, выпиваете, болтаете о том, о сем. Мужик вам рассказывает анекдоты и какие-то истории из жизни, причем рассказывает довольно тускло и неинтересно. Вы уже почти заснули, как вдруг, вяло подбадривая его наводящими вопросами, задеваете какую-то тему, которая для мужика является чем-то совершенно особенным. Это может быть собирание марок, ремонтирование автомобилей, соблазнение девушек или коллекционирование джазовых пластинок. И что тут происходит с мужиком! Глаза горят, водка давно забыта, он взахлеб начинает рассказывать, причем так, что тебе тоже хочется немедленно собирать марки, промывать карбюраторы, соблазнять девушек пачками или охотиться за редчайшей пластинкой Каунта Бейси.
Вот так и Бессон. Он с детства бредил морем, подводным плаванием и дельфинами. Причем бредил настолько, что собирался всю свою жизнь посвятить этому занятию. Говорят, этому помешал несчастный случай, который случился с Бессоном в 17 лет, поэтому океан потерял фанатичного океанографа, а мир приобрел очень яркого и талантливого режиссера.
Благодаря тому, что Бессон рассказывает о своих самых заветных мечтах, фильм получился очень искренний и глубокий, несмотря на довольно простенький сюжет, о котором мы сейчас и поговорим.
Где-то на берегу Средиземного моря живут два мальчика - Жак Майоль (во взрослом варианте его играет Жан-Марк Барр) и Энцо Молинари (во взрослом варианте его играет Жан Рено). Оба они - страстные ныряльщики и бредят морем (кстати, Бессон совершенно потрясающе подобрал актеров на роли главных героев в молодости). Они соперничают друг с другом, потому что оба считаются лучшими ныряльщиками на побережье среди молодежи, но каждый из них хочет стать самым лучшим. Внезапно у Жака случается несчастье - под водой погибает его отец из-за неисправности самодельного устройства для ныряния, после чего пути Жака и Энцо расходятся.
Проходит много лет. Энцо становится чемпионом мира по глубинному погружению без акваланга, но самая заветная его мечта - соревноваться с Жаком, который работает водолазом где-то на высокогорных плато Перу. Энцо присылает Жаку приглашение на очередной чемпионат мира, Жак соглашается и принимает участие в соревновании.
Жак и Энцо - совершенно разные люди. Энцо - классический итальянец: громогласный, шумный, крикливый, эмоциональный и добродушный. Он обожает застолье с выпивкой и трогательно боится свою мамочку, которая убьет его, если узнает, что Энцо поимел наглость есть макароны не маминого приготовления. Энцо обожает море, но оно для него - способ доказать всему миру, что он - Энцо - лучше всех остальных. Он - чемпион мира! И только один факт не дает Энцо покоя - сознание того, что Жак его может обставить. Что Жак ныряет лучше, чем он. Но чувство соперничества трогательно сочетается в Энцо с искренней любовью и заботой по отношению к Жаку.
Жак - совсем другой. Это человек, для которого море - не увлечение, не способ как-то выделиться среди других, а сама жизнь. Он бредит морем, он не может жить без моря. Самые большие друзья у него - дельфины, с которыми он умеет общаться и понимает их. При этом Жака совершенно не интересуют "земные" радости - женщины, выпивка с застольем, и даже на это соревнование он приехал только по просьбе Энцо. Ему совершенно не важно - победит он в этих соревнованиях или нет. И именно поэтому он должен победить. Потому что там внизу - его родная стихия.
Еще во время своей работы на высокогорье Жак познакомился с молодой американкой Джоанной (очень удачная роль Розанны Аркетт), которую очень заинтересовал молодой Майоль. Причем заинтересовал как в научном, так и в эмоциональном плане. Джоанна была просто заворожена Жаком, его увлеченностью морем, его явной отстраненностью от всего земного. Он ей кажется таким загадочным... А Жаку приятно внимание молодой американки, которой он может рассказать о своих друзьях - дельфинах, о красоте морских глубин.
Между тем, идиллия долго длиться не может. Энцо и Жак слишком серьезные соперники, чтобы все эти соревнования закончились благополучно. С каждым этапом они уходят все глубже и глубже в голубую бездну, вплотную подходя к тем глубинам, справиться с которыми человеческий организм не в состоянии. Но даже понимая, что это все становится смертельно опасным, они не могут остановиться. Энцо - потому что он должен быть первым. Жак - потому что бездна манит его и зовет к себе. Ради моря и своих друзей дельфинов он готов забыть обо всем: о земных заботах, о работе, о Джоан, которая ждет от него ребенка.
Фильм очень красив и разнопланов. Но главное - очень искренний. Поэтому трогает даже закоренелых циников, типа меня. Нельзя сказать, что я уж совсем не люблю море... Люблю, но не изнутри, как Бессон, а где-то снаружи. То есть я люблю сидеть на берегу с кружечкой пива, посматривать на сверкающую водяную гладь, изредка прорезаемую загорелыми девичьими телами, любоваться дельфинами, резвящимися где-то вдали (только не близко к берегу, а то я боюсь, что брызги попадут в пивную кружку)... Но после просмотра этого фильма даже мне захотелось нырнуть туда, в глубину, взглянуть в глаза дельфинам и понять нечто такое, что понял Бессон, и о чем он попытался рассказать в этом фильме.
Жан Рено в роли Энцо - это что-то невероятное! Я вообще очень люблю этого актера, но Энцо - это, на мой взгляд, самая лучшая его роль. Жан-Марк Барр тоже хорош. Не знаю, любит ли он в действительности море так, как это выглядит в фильме, но он очень убедителен. Кстати, в действительности Жак Майоль - это знаменитый ныряльщик, который, к тому же, является консультантом фильма. Но картина, насколько я понимаю, не о нем, а о Бессоне. Точнее, о мечтах Бессона.
В фильме все очень сбалансировано: драма, комедия, психология и романтика. Отдельные эпизоды с Энцо, его автомобилем и его мамочкой - сделали бы честь любой комедии.
В Голливуде (кстати, это был первый фильм Бессона, который снят на английском), говорят, "Голубая бездна" провалился и получил разгромную критику. Американцам фильм не понравился. Оно и понятно, ведь из глубины не выплыло никакое зубастое чудовище и не стало жрать всех подряд. Да и как-то тяжко воспринимается картина без присутствия в ней Брюса Уиллиса с его знаменитыми двумя выражениями лица. Впрочем, позже Бессон исправился, поэтому в "Леоне" Рено уже мочит всех подряд, а в "Пятом элементе" появляется искомый Брюс Уиллис, так что Америка Бессона приняла, как родного. А "Голубая бездна"... "Голубая бездна" для американцев осталась первым уродцем Бессона, а для меня - одним из самых моих любимых фильмов, который я пересматриваю снова и снова. После "Голубой бездны" я Бессону готов простить даже Брюса Уиллиса.
Кстати, очень рекомендую посмотреть его на большом экране, чтобы в полной мере насладиться превосходными морскими кадрами и чудесной музыкой Эрика Серра (кстати, в 1988 году фильм получил французскую награду "Сезар" именно за музыку). Кроме того, этот фильм нельзя смотреть в домашней обстановке, когда неожиданно может зазвонить телефон или появится теща, которая потребует вырубить видак, потому что ей срочно нужно смотреть очередной сериал. Эту картину нужно смотреть в спокойствии и комфорте. Чтобы ничто не отвлекало от этого чудесного, немного наивного, но трогательного и очень искреннего фильма.
С сайта Алекса Экслера
Последние комментарии к фильму: |
|
Автор | Сообщение |