Описание фильма

"30 дней ночи"   

Название фильма: 30 дней ночи
30 дней ночи
Страна-производитель: Новая Зеландия — США
Английский: 30 Days of Night
Жанр: триллер / ужасы
Режиссер: Дэвид Слэйд
В ролях: Джош Хартнетт, Мелисса Джордж, Бен Фостер, Дэнни Хьюстон, Ману Беннетт, Крэйг Холл, Марк Бун Джуниор, Джоэл Тобек, Меган Фрэнич, Пуа Магасива, Марк Рендолл, Джаред Тернер
Год выпуска: 2007
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
кадры из фильма
 

Сюжет и комментарий

На Аляске зимой день ничем не отличается от ночи — сплошная темень. И так — целый месяц. В этом не было бы ничего необычного, если бы из привычной темени не поползли силы зла, вампиры, наводящие ужас на маленький городок Бэрроу. Безо всякой надежды на спасение, с минимальным количеством провизий и в полной мерзлоте, небольшая группа людей пытается дотянуть до рассвета. Но как это сделать, когда впереди у тебя еще 30 дней полной темноты?

Несмотря на то, что вампиры – существа исключительно старосветские, в Америке им как-то особенно везёт на удачные творческие перерождения. Здесь уже не раз бывало, что особенно находчивый режиссер совмещал концепцию вампиров с каким-нибудь местным колоритом и вдыхал вдруг новую жизнь в тихо увядающий вампирский жанр. Ровно двадцать лет назад подобное проделала Кэтрин Бигелоу, превратившая вампиров в некое подобие разбойников с большой дороги в своём шедевре “Near Dark”. Теперь примерно то же самое осуществил Дэвид Слэйд, отправив вампиров на Аляску кормиться после наступления полярной ночи.

Строго говоря, идея была не его – он всего лишь экранизировал довольно-таки блестящий комикс Стива Найлза и Бена Темплсмита. Но экранизировал так, что нельзя не признать – такого яркого, эффектного и попросту мощного вампирского ужастика не было со времен, как минимум, «Вампиров» Карпентера.

При этом отметим, что сценарно «30 дней ночи» очень далёк от идеала – тут есть провалы и неровности, глупости и противоречия, и вообще, фильм кажется переписанным несколько раз никак не связанными между собой людьми, которые при этом ещё и ненавидели друг друга. Однако это тот самый редкий случай, когда всё это совершенно неважно – потому что Дэвид Слэйд берёт эту кособокую историю и ставит её так, что с фильма выходишь с некоторым настойчивым, но очень правильным звоном в ушах.

Слэйд, дебютировавший несколько лет назад отменным провокационным триллером «Леденец», совершенно потрясающе ставит кадр – по общей красивости картинки «30 дней ночи» вполне могут посоперничать с какими-нибудь «300 спартанцами». Им же, кстати, фильм даст и сто очков вперёд по чистой физической мощи – многие сцены здесь сняты и смонтированы так, что их воздействие ощущаешь практически телом. Фильм вообще не особо церемонится со зрителем – звук тут намеренно записан для усиления чувства дискомфорта, музыка будто оглушает, и через некоторое время начинаешь чувствовать, будто это тебя только что перевернуло в машине, а не героев фильма. Обычно все такие приёмчики кажутся жульничеством и ударами ниже пояса, но у Слэйда всё это работает неожиданно чётко и слаженно – то есть, трясущаяся камера и рваный монтаж были придуманы именно для этого, а не того, что делает Пол Гринграсс в «Борнах». Всё правильно, то есть – важен не сам приём, а то, кто и как им пользуется. Слэйд всем пользуется именно так, как надо, и за это ему, пожалуй, стоит сказать спасибо. В полку лучших жанровых картин года прибыло.

Вердикт Кочерыжкина – отменный модерновый вампирский хоррор – лютый, бескомпромиссный и адски красивый

С сайта "Интересное Кино":

Мифология сильней новаций. То, что складывалось веками, нельзя сломать и отменить одним только революционным жестом. Это в полной мере испытали на себе режиссеры, которые в последние годы вываливают на нас тонны личных «откровений» на тему оборотней и вампиров, но даже в самых «новаторских» порывах идут не дальше заявленных жанровых мутаций, а под конец банально выруливают все к тем же мифологическим истокам. Обычно, такие фильмы считают неудачами (два примера – «Вампирша» (2007) Себастьяна Гутьереса и «Волки-оборотни» (2006) Джеймса Айзека).

Куда остроумней поступает Дэвид Слэйд в «30 днях ночи». Пока его перепуганные герои лихорадочно гадают, кто рвет в кровавые ошметки их бедный городок, и не вампиры ли они, сам режиссер отказывается обозначить зло конкретными словами. Распоясавшиеся монстры с запекшейся кровью на жутких рожах наследуют сразу всей вампирской мифологии, но с таким нахальством, что не возникает и сомненья – они здесь первые, а после них – потоп.


Вот этот легкий инновационный сдвиг, позволяющий фильму казаться свежее своих ближайших конкурентов (аналогом в «оборотническом» жанре можно назвать, пожалуй, «Псов-воинов» (2002) Нила Маршалла) и при этом не скатиться в запредельную ересь, делает «30 дней…» самым ярким образцом жанра хоррора, возможно, со времен «Спуска» (2005) все того же Маршалла. Замечательно освоенное пространство заснеженной Аляски отсылает к карпентеровскому «Нечто» (1982), а сумасшедшая борьба за выживание в иных сценах даст фору любому хоррор-боевику Роберта Родригеса – у того экшн сплошь «мультяшный», здесь – строго драматический и натуралистический.

Монстры тоже подобраны со вкусом. Мало того, что это уже не просто тупое нападающее стадо, физически превосходящее людей, но, по сути, деперсонализированное, а едва не целый клан, такое закрытое общество для клыкастых леди и джентльменов со своим внутренним уставом, иерархией, кодексом и едва обозначенным легендарным прошлым. Ко всему прочему, главный упырь Марлоу (в этой роли узнаваемо-неузнаваемый Дэнни Хьюстон) – настоящий идеолог, проводник общей межвампирской идеи, да и просто знатный афорист (причем, все изречения и сентенции высказаны на клокочущем «вампирском» языке с целью не меньше, чем в обозримом будущем быть выбитыми на скрижалях).

Стильный, атмосферный фильм, с живыми, полнокровными героями, а не традиционным пушечным мясом (вопреки всем сюжетным схемам), расстраивает, пожалуй, только в одном – явной временной разбалансированности. То, что происходит в фильме, в его ритме и заданном уровне саспенса, может потянуть на ночь, на две, в крайнем случае, на три. Почему-то нет особой веры, чтобы горстка выживших людей, перебегая от дома к дому, смогла продержаться против банды монстров целый месяц. Все эти уловки в титрах «прошло 7 дней», «прошло 18 дней» и т.д. не делают чести сценаристам и режиссеру – не получается толком убедить, что вдруг раз – и пролетело столько времени.


Скрываясь по чердакам с хилыми запасами воды и шоколадок, да и учитывая общую нервозность потенциальных жертв, не выстоять так долго. К тому же, вампиры, под конец решившие сжечь весь город, слишком долго тянут – перебив население Бэрроу в считанные часы, что они делали все это время? Такой основательный простой в действиях – как-то слабовато для хитрого стратега Марлоу. Со временем не удается определиться еще и потому, что весь фильм укутан в сплошную ночь – как тут вообще можно маркировать хронологические промежутки?

Таким образом, за грим, прорисовку персонажей, свежий подход к затертым темам, умение взбодрить зрителя, а главное – за работу с пространством – пять баллов. За «30 дней» – увы, слабенькая тройка. В результате, все же те самые искомые четыре балла, которые в последние годы в современных хоррорах днем с огнем не сыщешь.

Топором по голове
Гоша БЕРЛИНСКИЙ
Пару лет назад тогда еще мало кому известный Дэвид Слэйд удачно дебютировал с провокационным триллером «Леденец» на антипефодильскую тематику. Определенный успех картины оказался весомым доводом для оставления клипмейкерства короткометражек и ухода в большое кино. Попав в компанию известного брутального типа и поклонника одного-марвеловского-супергероя, известного под именем Сэм Раими, он получил шанс снять кассовый фильм. Только, забегая вперед, следует отметить, что в сравнении с дебютом для Слэйда это скорее шаг в сторону, чем вперед.
Место действия по географии — где-то на Аляске. Маленький городок на краю света, окруженный на многие километры безжизненными снежными дюнами. Здесь живут только выносливые, мужественные люди, а уж те, кто остается на полярную ночь, длящуюся тридцать суток — и подавно. Месяц без солнечного света, это всегда своего рода испытание на выносливость. Однако на этот раз еще откуда ни возьмись на головы добропорядочных горожан сваливается вдобавок батальон враждебно настроенных кровососов, о цели появления которых придется догадываться, перебирая в памяти похожие сюжетные завязки.
«30 дней ночи» демонстрируют удивительную коллекцию сюжетных пробелов, недомолвок и обыкновенных ляпов. Ничего не остается, как додумывать, откуда эта нечисть появилась, что за бред из рода «мы сотни лет ждали, и теперь время пришло» несёт их предводитель и далее. К слову, упоминание вампиров — само по себе могло бы являться серьезным спойлером, но в случае с этим комиксом всё, что не касается финала, было известно заранее даже тем, кто не знаком с первоисточником.
Фильм начинается славно, многообещающе, пока не объявятся воочию бессмертные антагонисты, задумавшие то ли неплохо пообедать человечинкой, то ли начать колонизаторскую деятельность. В лучших традициях дядюшки Стивена Кинга, бомжоватого вида незнакомец, сдерживаемый решеткой, пророчит бедствия, а неординарные погодные условия превращаются в природную клетку для персонажей. С гашением света в городке Холм начинается то, что трое скрипт-мейкеров, включая одного из создателей графической новеллы Стива Найлса, называют сценарием. Называть — одно, на деле получается, к сожалению, другое.
Поначалу неторопливость и хладнокровность повествования воспринимается с пониманием. Ничего, говоришь себе, сейчас действие начнет набирать обороты — глядишь, разгонится. Не тут-то было. Почти кинговский триллер со слоганом «что за чертовщина происходит?» перетекает в предсказуемую игру в прятки, где проигравшему успешно перегрызают горло.
На какое-то время роль главного героя у персонажа Хартнетта вообще отбирает… топор. Никаких пистолетов с серебряными пулями и сверкающих клинков. Просто и по-хостеловски. О, этот харизматичный персонаж (наряду с братом Экскаватором, справедливо говоря) удачно разбавляют общую вялость фильма. Тут без сильного влияния раннего Раими не обошлось. Коль ребенка (нечастое явление для Голливуда) топориком зарубили где-то за кадром в связи с общественной моралью, то отсечение головы неудачника — во всей красе крупным планом. Отыгрались.
Можно только догадываться, что в действительности двигало продюсерской инкарнацией Сэма Раими, отдававшего режиссерское кресло Слэйду, чьи заморочки, удачно подошедшие почти камерному психологическому триллеру, в хоррор-комиксе мягко говоря, нелепы. Речь сейчас о практически полном отсутствии музыкального наполнения и, о боже, об ускорении кадров во время экшена. Ей-богу, напомнило потуги Павла Руминова с его «живой» камерой, особенно в моменты лихого, скомканного монтажа.
Безусловно, все эти топоры, утилизаторы, экскаваторы прилично освежают унылые прятки героев по темным уголкам забытого богом городка. Безусловно, оператор Джо Виллемс снова радует талантом, потчуя живописными кадрами, удачно обыгрывая и темные фигуры на фоне снега, и следы крови на нём. Хартнетт с серьезной миной исполняет единственного в меру некартонного персонажа, Форстер мастерски справляется с второстепенной (опять) ролью. В отличие от Мелиссы Джордж, чьи актерские способности ограничиваются строением глазок. Мы не возражаем, конечно, — это у неё отлично получается, да и нам приятно.
Но. И первое, и второе, и третье — то малое, что удерживает от причисления «30 дней» к длинному списку трэш-проходняка. И драматизм тут не драматизм, и хоррор — не хоррор, и экшен — не экшен. Видимо, что именно снимать, стильный комикс или вольную оду малобюджетным ужасам, с которых некогда сам Раими начинал, создатели фильма так до конца определиться не смогли.
Любите кино.
 

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#