Описание фильма

"1408"   

Название фильма: 1408
1408
Страна-производитель: США
Английский: 1408
Жанр: триллер / ужасы / экранизация
Режиссер: Микаэль Хафстрем
В ролях: Джон Кьюсак, Сэмюэл Л. Джексон, Мэри МакКормак, Жасмин Джессика Энтони, Лен Кариу, Уолтер Льюис, Эндрю Ли Поттс, Дрю Пауэлл, Ким Томсон, Кейт Уолш
Год выпуска: 2007
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
кадры из фильма
 

Сюжет и комментарий

Посмотрел с удовольствием.

Известный романист решает собственными глазами убедиться в существовании загробной жизни в печально известном номере 1408 отеля "Дельфин".

Алексей Дубинский

Посредственный, но ладно сшитый хоррор, очередной кино-Кинг, где за работу с пространством можно поставить «зачёт», но все равно оценить ее как отработанную штамповку. Главная претензия к режиссеру будет такой – в непременном желании напугать нас он слишком суетливо бросается от одного фантазма к другому. Стремительная мешанина событий и кошмаров после безликого и скучноватого начала только все портит – здесь нет стилистического единства всех ужасов, режиссеру слишком хочется попробовать и того, и того, и этого. В результате – обычная страшилка, вполне адекватная банальной фантазии ее литературного родителя: Кинг, похоже, не упустил ни одного бытового предмета или пространства, которое можно вывернуть наизнанку своей якобы пугающей стороной. Поклонники Кинга автоматически проглатывают его выдумки, но с каждым разом тот все больше напоминает обленившегося отца, которому надоело рассказывать детям на ночь новую сказку. Тогда он берется перелицовывать свои старые истории, а заодно по каплям разбавляет их чужими – номер, питающийся воспоминаниями и тайными фобиями жертв, в какой-то момент напомнит лемовский Солярис. А еще в фильме есть зачем-то Сэмюэл Л. Джексон – он весьма импозантен в роскошном костюме и особо прекрасен после растрепанного старика в Стоне черной змеи; его герой (точнее, сам Джексон) не нужен, но за ним наблюдать интересней, чем за буйством духов отельного номера.
 
Борьба со злом

«1408» Хефстрема колеблется между фильмом ужасов и драмой, и никак не может определиться.

Неплохой в прошлом писатель Майк Энсли (Джон Кьюсак), ныне решил удостовериться, что сверхъестественных сил не существует. Он ездит по местам с дурной репутацией, ночует на кладбищах, селится в отелях, где были совершены зверские убийства, чтобы в очередной раз ничего не обнаружить и написать еще один издевательский бестселлер вроде «10 ночей в гостиничных номерах с приведениями». Но однажды он получает таинственную открытку с фотографией отеля и одной лишь фразой «Не входи в номер 1408». Приняв это как профессиональный вызов, Майк едет в отель и, проигнорировав предостережения управляющего отелем — загадочного мистера Олина (Самуэль Л. Джексон), — все-таки заселяется в злополучный номер.

Фильм снят по довольно скверному рассказу Стивена Кинга, выросшему, что интересно, из иллюстративного материала к другой книге Кинга — «Как писать книги». На примере этого сюжета писатель демонстрировал, как меняется рассказ в процессе литературной работы. Однако позднее Кинг написал на основе использованной истории полноценный рассказ и включил его в сборник «Все предельно».

Сценарист Мэтт Гринберг и режиссер Михаэль Хефстрем, известный у нас по триллеру «Цена измены» с Клайвом Оуэном и Дженнифер Анистон, довольно основательно проработали над источником, превратив ничем не примечательный небольшой рассказ ужасов в подобие драмы. Совершенно безликому герою Кинга, про которого и сказать-то можно только, что он материалист, добавлена некоторая глубина характера и, плюс к тому, личная драма: болезненные отношения с отцом и недавняя смерть юной дочери. Не так прост в интерпретации Хефстрема и управляющий отелем Олин, который явно что-то скрывает. Но самую интересную трансформацию претерпело Нечто, с которым встречается Энсли в номере 1408: Чистое Зло, как называет его Олин. Кинг весьма мало внимания уделяет этому самому Злу — читателю просто сообщается, что оно чрезвычайно ужасно, — но у Хефстрема его проявления выходят на первый план. Довольно быстро опробовав на герое всякие мелочи вроде самозакрывающегося окна, неожиданно включающейся музыки и призраков, Зло берется за Энсли по-настоящему и, прямо как Солярис Лема, создает людей из памяти писателя — умерших отца и дочь — и наблюдает его страдания. Впрочем, «Солярис» Лема был примечателен именно тем, что мыслящий океан, воссоздавший возлюбленную героя, делал это не со зла, да и вообще, мыслил иными категориями. В «1408» все банальней: Энсли прицельно и точечно мучают.

Все происходящее подано с некоторой долей неоднозначности — зритель так до конца и не поймет, что из этого сновидение, ночной кошмар, что призраки бессознательного, а что реальность. Впрочем, подобным поворотом сюжета в наше время не удивишь, король же этого жанра, безусловно, Линч, с которым Хефстрему тягаться не по силам: особенно пока воплощенное им подсознание так топорно и перенасыщено красивыми спецэффектами. Попытки изобразить фактуру и логику сна, а также драматический пафос (самое ужасное идет не извне, это не маньяки и призраки, а внутренние демоны и переживания) — оказываются погребены под волнами, щедро захлестывающими номер, рушащимися стенами и прочими эффектными штучками.

Сочтя концовку Кинга несколько некинематографичной, Хефстрем с Гринбергом изменили и ее. Но сделали это довольно неуклюже: во-первых, закольцовывать сюжет уже так банально, что почти что дурной тон, а во-вторых, довольно нелепой кажется успешная попытка героя сжечь номер вместе с находящимся в нем Злом. Разве там, откуда оно берется, в Геенне Огненной, огня не предостаточно?

Дарья Горячева, Киноанонс

Еще рецензия:

Майк Энслин (Джон Кьюсак) - писатель, специализирующийся на всяких паранормальных явлениях, призраках и загадочных событиях. Он, заслышав о каком-нибудь замке или гостинице с привидениями, тут же туда мчится и старается самолично повстречаться с нежитью. Энслин пишет книги обо всей этой чертовщине и неплохо на них зарабатывает. Однако на самом деле Майк - человек, испытавший бездну разочарования. Разочарован он тем, в действительности во время своих многочисленных поездок он ни разу не столкнулся ни с чем загадочным и необъяснимым. Привидений и потустороннего мира не существует - решил сам для себя Энслин, и его это обстоятельство гнетет.

Как-то раз Майк узнал о том, что в нью-йоркском отеле "Дельфин" есть номер 1408 (сумма цифр дает число 13), в который уже давно не селят никаких постояльцев, потому что с этим номером связаны всякие кровавые истории: самоубийства, убийства и так далее. Майк, заинтересовавшись номером, пытается его снять, но менеджеры гостиницы ему в этом отказывают. Однако издатель Энслина Сэм Ферелл (Тони Шелуб), посовещавшись со своим юристом, сообщает Майку, что тот спокойно можно добиться вселения именно в данный номер: существующий федеральный закон запрещает управляющим отелей отказывать во вселении в какой-то конкретный номер, если он никем не занят и не находится в аварийном состоянии.

Энслин, узнав об этом, летит из своего Лос-Анджелеса в Нью-Йорк и требует вселения в номер 1408, ссылаясь на соответствующий закон. Ему не отказывают, однако у стойки появляется управляющий "Дельфина" мистер Джеральд Олин (Сэмюэль Джексон), который приглашает писателя в свой кабинет, где изо всех сил пытается отговорить Майка от попыток переночевать в этом номере. Выясняется, что кроме всяких убийств и самоубийств в этом номере произошло немало смертей как бы от естественных причин - инфаркты и так далее. И всего в номере было 56 смертей с 1912 года.

Майка эти данные впечатлили, но не отвратили от стремления во что бы то ни стало поселиться в загадочном номере. Он давно уже не верит ни в привидения, ни в какие-то ни было потусторонние силы. Слова Олина о том, что никто не выдерживал в этом номере больше часа - Энслин считает всего лишь попыткой привлечь интерес к номеру и к отелю. Поэтому он не поддается ни на какие уговоры, принимает, предложенную Олином бутылку редкого коньяка и отправляется в номер 1408.

Разумеется, в этом плохом номере писатель получит все, за чем он так давно охотился. Вопрос в том, сумеет ли он выдержать встречу с тем, что ему предстоит увидеть и сумеет ли пережить подобные потрясения.

***

Очередная экранизация Стивена Кинга - писателя, которого довольно сложно экранизировать, несмотря на всю кинематографичность большинства его произведений. В оригинале "1408" - это небольшой рассказ, который читается где-то за полчаса. Причем изначально это был даже не самостоятельный рассказ, а всего лишь литературная иллюстрация к учебнику Стивена "Как писать книги" - на примере этого рассказа Кинг показывал, как создается ужастик о Комнате Призраков в гостинице. Однако Стивена самого заинтересовал этот набросок, и он его все-таки дописал до конца, хотя первоначально этого делать не собирался.

Тем не менее рассказ довольно простенький и совсем небольшой: фильм от него отличается, как небо и земля. Для картины рассказ Кинга перерабатывали аж три сценариста: Мэтт Гринберг, Скотт Александер и Ларри Каразевски.

(В связи с этим очень забавно было читать рецензии, вроде вот этой, где критик, даже не дав себе за труд посмотреть список создателей фильма, нафантазировал всякой бредятины, вроде вот этого - цитирую: "В основном судачили о строптивом характере режиссера, шведа Микаэля Хафстрема. Тот очень долго препирался с Кингом и в конце концов настоял на том, чтобы маэстро выкинул из сценария все свои фирменные психологизмы и переписал финал. Что уж там такого хотел сделать Кинг, не знаю." Маэстро выкинул из сценария... Переписал финал... Укатайка полная.)

Переработали они его знатно - фильм с рассказом даже странно сравнивать, потому что схожего в них только основная канва. Бесчинства гостиничного номера у Кинга укладываются в несколько страниц и читаются за пять минут, а в фильме Энслин страдал больше часа.

Мне понравилось, как сделан этот фильм. Это действительно триллер, который во время просмотра не один раз берет за живое. Впрочем, там были моменты, которые сильно удивили - например, ползанье писателя по воздуховоду и соответствующие развлечения: они были явно лишними и заметно выпадали из общей канвы. Но были моменты и шедевральные - человек в окне напротив, ползанье по карнизу и эпизод с возвращением в Лос-Анджелес.

Джок Кьюсак сыграл отлично. Практически весь фильм держится на нем, и актер справился просто на пять баллов, весьма достоверно изобразив эмоции человека, который сначала весьма скептически относится к происходящему, затем приходит в дикий ужас, когда понимает, во что он попал, а после этого пытается каким-то образом спастись. И что особенно ценно, Кьюсак нигде не переигрывает - все эмоции выглядят очень естественно.

У Сэмюэля Джексона в картине практически один эпизод - беседа управляющего с Энслином. Но он его отыграл блестяще - впрочем, как и обычно.

Все остальное в фильме относится к постановке и спецэффектам. Сделано это все очень здорово, уж на что я не люблю ужастики и довольно прохладно отношусь к творчеству Стивена Кинга, а в особенности - к экранизациям его произведений, среди которых неудачных заметно больше, чем удачных. Но здесь налицо триллер, который практически от начала и до конца заставляет выделяться адреналин и при этом пробирает даже тех зрителей, которые любые ужастики рассматривают как повод посмеяться и поиздеваться над постановщиками. Здесь особо не посмеешься и не поиздеваешься - поставлено весьма впечатляюще. Ну и отдельное спасибо - за то, что не облажались с концовкой. Я все ждал, когда же пойдут традиционные голливудские финальные слюни - ан нет, смогли обойтись без этого.

У многих зрителей после просмотра возникают всякие вполне закономерные вопросы из серии "Что они хотели сказать этим фильмом?". К сожалению, подробно поговорить на эту тему не удастся, иначе придется покрыть рецензию россыпью спойлеров, чего делать не хочется, поэтому скажу только две вещи. Первое - основная идея в том, как я это понял, что внутренних демонов нет смысла загонять глубоко-глубоко и пытаться победить. Их нужно выпустить наружу, проанализировать и понять, как с этим дальше жить так, чтобы демоны тебя не пожирали. Ну и второе - не следует забывать, что это все-таки триллер. Поэтому многие вещи в сюжете служат одной-единственной цели - напугать. Ради того и снимали. Так что не следует искать темного кота Бублика в номере 1408 - его там нет.

Резюмирую. Смотреть, причем крайне желательно - в кинотеатре, иначе совершенно не тот эффект. Очень качественный триллер с хорошим сценарием и впечатляющей игрой актеров. Даже как-то и не ожидал. Молодцы. Мо-лод-цы!


(c) Alex Exler с сайта cinema.vrn.ru

 

Стивен Кинг может быть доволен
Утро.ру 
 
Стивен Кинг придумал начало рассказа про комнату с привидениями в качестве примера для своего пособия начинающим писателям. Теперь режиссер Микаэль Хафстрем и актер Джон Кьюсак представляют зрителям пособие на тему "Как снять впечатляющий и нескучный фильм ужасов, если все трюки уже были использованы чертову дюжину раз". Ответ: вспомни, что для этого нужны не только спецэффекты, но и сценарий.
Средней руки писатель Майк Энслин (Джон Кьюсак) специализируется на расследовании случаев паранормальной активности, которые все оказываются всего лишь слухами, суевериями или рекламными трюками. Когда-то в молодости он написал неплохой психологический роман, основанный на собственных отношениях с отцом, но с тех пор, как его собственная семья развалилась, единственный его собеседник - верный диктофон. Для завершения книги о десяти самых страшных номерах отелей Энслину не хватает последнего, но именно в этот номер в нью-йоркском отеле "Дельфин" его не хотят пускать.

Два года назад швед Микаэль Хафстрем сделал довольно беспомощную попытку снять триллер "Цена измены" с Клайвом Оуэном и Дженнифер Энистон. Продюсеры братья Вайнштейн дали ему еще один шанс, теперь на прочном фундаменте Стивена Кинга, который, правда, тоже выдерживает не любое обращение (стоит вспомнить "Ловца снов"). Хафстрему удалось не только воспользоваться психологической глубиной кинговского материала, но и влить свежую кровь в загнивающий жанр фильма ужасов.

Ему не жалко первых 25 минут фильма на установление характеров, на сцену противостояния Джексона (в роли менеджера отеля "Дельфин") и Кьюсака, от которой мурашки по коже бегут не хуже, чем от спецэффектов, на долгие, сложносочиненные диалоги. Потом все это отыгрывается в одиночной камере пыток, в которую превращается для Майка Энслина комната номер 1408. После этой прелюдии про писаку, который цинизмом хочет убить боль от смерти дочери, зритель уже хочет - как и герой - чтобы его поскорее напугали.

Фильм, снятый за 25 млн (вышедший одновременно "Эван Всемогущий" стоил около 200), обходится эффектами простыми, но эффективными. Большая часть этих эффектов психологическая, хотя есть и внезапно выпавший в комнате снег, и истекающие кровью стены. В одно мгновение происходит что-то страшное, в следующее на экране все снова совершенно нормально. Страх исходит от самих стен, от знания, что что-то случится, и от невозможности предсказать, что именно. Много внимания, разумеется, уделено звуковым эффектам и монтажным переходам и ритму, неожиданным и неоправданным с простой функциональной точки зрения ракурсам камеры, которая то взмывает под потолок фойе, то оказывается внутри ячейки для ключей. Хафстрем и оператор Бенуа Делом использовали технику из "Бойцовского клуба" с агрессивными врезками в доли секунды, но не забыли и старый добрый трюк с одновременным зумом и движением камеры в обратную сторону из хичкоковского "Головокружения".

К чести создателей, за визуальными спецэффектами они не забывают и о старомодных эффектах точной реплики. Общение Энслина с Комнатой Страха - это еще одно пособие: как выпутаться сценаристу, режиссеру и актеру, если фильм делается для рейтинга "До тринадцати лет с родителями", и, значит, слово "fuck" можно сказать только один раз. Разумеется, его получает, в награду за прошлые заслуги, Сэмюэль Л. Джексон, а Кьюсаку на протяжении мучительного часа приходится полагаться на другие способы выразить свой скептицизм, гнев, ярость, страх, боль и прочее. Набор сам по себе удивительно разнообразен для фильмов ужасов, судя по последним образцам жанра. Джон Кьюсак в этой практически монодраме использует свою репутацию незадачливого героя комедий и мелодрам ("Быть Джоном Малковичем", "Интуиция", "Любимцы Америки") и одновременно заставляет совершенно забыть о ней. Он вызывает в памяти безумные глаза еще одного кинговского постояльца-писателя, Джека Николсона в "Сиянии". Вставленная посередине фильма психологическая драма хотя и бьет наотмашь самым привычным для американского кинематографа средством - слезинкой младенца, но оказывается верным контрапунктом. Ведь в жанре фильма ужасов, как следует из названия, дело не в банальной брезгливости или страхе, а в полном наборе сильных чувств, которые дает пережить история на экране.

Наталья Рябчикова

Шел в комнату - попал...
Итоги
 
Выход на экран таких картин, как "1408", обычно не сопровождается большой шумихой. И актеры в фильме играют хоть и известные, но не суперзвезды - Джон Кьюсак, Сэмюэль Джексон, Мэри Маккормак. Никто никого не подсиживал, не дрался и романов на площадке не заводил. Конечно, автор сценария - сам Стивен Кинг, но мало ли сценариев он написал? Да и бюджет по голливудским меркам небольшой - 25 миллионов долларов.
И тем не менее "1408" оживленно обсуждали. В основном судачили о строптивом характере режиссера, шведа Микаэля Хафстрема (первой его работой в Голливуде стала картина "Цена измены" с Дженнифер Энистон и Клайвом Оуэном). Тот очень долго препирался с Кингом и в конце концов настоял на том, чтобы маэстро выкинул из сценария все свои фирменные психологизмы и переписал финал. Что уж там такого хотел сделать Кинг, не знаю. Но нынешний финал воображения не поражает, хотя и скучным его не назовешь. Собственно, развязка этой истории куда менее важна и интересна, чем непосредственно повествование.

Сюжет картины таков. Писатель Майк Энслин (Джон Кьюсак) зарабатывает на жизнь тем, что развенчивает мифы о привидениях. Он ночует в отелях, которые заманивают своих посетителей буклетами типа "такой-то утопил здесь всю свою семью, а его призрак до сих пор бродит по ночам". Закачав в себя энное количество спиртного, Энслин спит мертвецким сном, естественно, с потусторонними силами не сталкиваясь. А с похмелья вписывает в свою книгу язвительную главу, разоблачая обманщиков-хозяев. Степень "жуткости" того или иного отеля он оценивает по десятибалльной шкале. "Ставлю шесть, нет, пять черепов за плохое обслуживание", - бормочет Энслин, высасывая остатки алкоголя из бутылочки. В общем, в паранормальные явления он не верит совсем. Пока однажды, несмотря на увещевания мрачного администратора гостиницы Dolphin Джеральда Олина (Сэмюэль Джексон), не вселяется в номер 1408, пользующийся дурной славой. "Я вообще-то не за вас беспокоюсь, просто неохота потом бардак убирать", - говорит Олин. "Ага-ага", - улыбается герой Кьюсака, захлопывает дверь и... попадает в ад.

"1408" - самый неожиданный (в приятном смысле) фильм лета. То, что по пресс-релизам представлялось очередной банальной помесью разнузданного ужастика с мистическим триллером, оказалось серьезной сильной психологической драмой о человеке, пережившем жуткую трагедию и попытавшемся спрятать воспоминание о ней далеко в глубинах подсознания. Здесь в нехорошем номере ночные кошмары Майка материализуются. Режиссер Хафстрем и сценарист Кинг как бы пытаются доказать зрителю, что, пряча неприятные воспоминания по пыльным чердачкам своего сознания, мы только усугубляем свою депрессию. Когда-нибудь она все равно захлестнет нас. В этом смысле просмотр "1408" напоминает визит к психотерапевту. Первая мысль, которая посещает после сеанса: какие твои страхи могли бы материализоваться, окажись ты, не дай бог, в комнате 1408 отеля Dolphin?

Стас Лобастов

Ад входит в сервис
Газета.ру
 
Вышел триллер «1408» – экранизация Стивена Кинга про адскую комнату в отеле, которая изобретательно мучает хорошего человека.
«Если ты покажешь мне свой кошмар, то я покажу тебе свой», - этот принцип является основным пунктом договора Стивена Кинга с читателем. Честно и подробно отыскивая бреши в обороне противника, Кинг одновременно привносит в свои книги столько личного, что сопротивляться ему очень трудно - отклик на вполне живую эмоцию дело естественное. Писатель должен быть напуган больше всех, до истерики, тогда и остальным небо с овчинку покажется.

Когда дело доходит до экранизации - все начинает зависеть от того, насколько напуган режиссер. Легко представить, как Стэнли Кубрик клацал зубами по ночам, снимая «Сияние». Так же легко представить крепкий безмятежный сон Лоуренса Касдана, режиссера недавнего «Ловца снов».

Микаэль Хафстрем, экранизировавший кинговский рассказ «1408», определенно спал беспокойно.

Писатель Майк Энслин (Джон Кьюсак) зарабатывает на жизнь призраками. Он пишет путеводители по всевозможным местам с чертовщиной, честно обследуя их на предмет сверхъестественного. Обычно его вывод таков: никаких призраков не обнаружено, зато пироги с черникой здесь восхитительные. Собирая материал для новой книги об отелях с привидениями, он наталкивается на историю отеля «Дельфин», что на Манхэттене. Номер 1408 стал настоящим проклятием - с момента открытия здесь погибла чертова прорва людей. В Нью-Йорк Энслин ехать не особенно хочет - тут произошла трагедия, сломавшая его жизнь. Однако - чего-там-всего-денек-туда-и-обратно, и вот он уже стоит в фойе и требует ключ. Попытки управляющего отелем (Сэмуэль Л. Джексон) отговорить писателя ни к чему не приводят. «Никто не продержался дольше часа! - Да-да, конечно, могу я наконец вселиться?». И вот Энслин входит… и видит обычный номер.

Первой неприятностью станет внезапно появившаяся на подушке шоколадка.

Через некоторое время, совершенно ополоумев от творящихся здесь кошмаров, он придет к блестящему выводу - ему в виски что-то подмешали, ну, что-то такое нехорошее. Когда в холодильнике сидит маленький Сэмуэль Л. Джексон, по трубам вентиляции ползает какая-то мумия, а с дешевой маринистской репродукции начинает хлестать поток морской воды, поневоле задумаешься, не пошутили ли над тобой какие-то злобные хиппи.

Очень подробно воссоздав архитектуру кошмара, Хафстрем таки добился своего - фильм действует вне зависимости от логики повествования, на физиологическом уровне, воскрешая неслышное наяву эхо ночных вскриков.

И если зритель хоть раз во сне бежал от безликих преследователей, задыхаясь и невыносимо-медленно переставляя ноги - «1408» подойдет ему как отмычка к замку, выпуская из мозжечка поближе к глазницам - нет, не ужас, конечно, но липкий навязчивый морок.

Впрочем, как Кинг, так и Хафстрем, снявшй вполне достойную «Цену измены» - люди вполне приличные, и «1408» имеет очевидное намерение стать чем-то большим, чем пещерой ужасов. Например - вполне объемным и фактурным фильмом об отчаянии, для чего Джон Кьюсак очень подходит. К сожалению, это осталось скорее намерением. Хотя, глядя, как Майк Энслин безмятежно покачивается на морских волнах, разглядывая пролетающий в синем небе самолет, чувствуешь, что в чуланах «1408» остался пылиться совсем другой фильм - о том, что каждый носит с собой собственный ад, и собственное чистилище, и только рай лежит по ту сторону человеческого одиночества.

Антон Костылев

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#