Описание фильма

"Артистка / Актриса"   

Название фильма: Артистка / Актриса
Артистка / Актриса
Страна-производитель: Россия
Английский: Артистка / Актриса
Жанр: комедия / мелодрама
Режиссер: Станислав Говорухин
В ролях: Мария Аронова, Дмитрий Певцов, Виктор Степанов, Александр Абдулов, Евгения Добровольская, Михаил Ефремов
Год выпуска: 2007
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
кадры из фильма
 

Интересно:

Производство: Вертикаль, Россия, 2007
Кинопрокат: Гемини
Российская премьера: 30.08.2007

Примечание:

Официальный сайт

Еще название:

Актриса

Дополнительная рецензия:

Рецензия на фильм «Артистка»
Жила-была одна артистка. Способная, но не очень везучая. Не складывалась как-то ее судьба ни в театре, ни в кино, ни в личной жизни. Переживала, конечно. А в соседней квартире жила ее любимая подруга с мужем. Ну и, как это часто бывает в жизни, — не было не гроша, да вдруг алтын. Пришел как-то в гости к семейной паре одноклассник мужа. Известный ученый, доктор наук, профессор. И возникло у него к нашей героине нежное чувство. А вскоре и роль, о которой мечтала наша героиня, появилась. А тут и сказке конец...

О актерах и артистках
Когда смотришь современные российские боевики или комедии молодежно-криминального оттенка, в голову приходит только одна мысль: да неужели у нас вся страна — сплошь милиционеры, бандиты и подростки, торгующие «дурью»? Кто же работает в бесчисленных парикмахерских, булочных и зубоврачебных кабинетах? Кто чинит автомобили, водит такси и продает арбузы на рынках? Нет, можно в принципе понять, для кого снимают кино наши «кончаловские» и « бусловы», но вот про кого они снимают? Уж точно не про тех, про кого снимает свои фильмы Станислав Говорухин. То есть, не про нас с вами.

Простота сюжета последнего фильма Говорухина «Артистка», уступает разве, только его названию, состоящему из одного слова. Требовательному зрителю, при прочтении синопсиса, может показаться, что сюжета тут и вовсе нет. Разве можно считать сюжетом, историю знакомства неудачливой актрисы с ботаником-ученым, в прямом и переносном смысле этого слова? Ну, хорошо, не ботаником, биологом, но все честь по чести: брюшко, лысина и очки с впечатляющими диоптриями… Кажется, подобная история еще могла существовать во времена рассвета гайдаевско-рязановского стиля в советской комедии. Но сегодня, когда дикий капитализм 90-х и нефтяной угар 00-х придушил всю эту милую мелодраматическую замуть бескомпромиссными «бумерами» и прямолинейными как судьба приговоренного «жмурками»!?

Сегодня фильм Говорухина — словно ожившая рептилия из мира динозавров: очень ископаемо, но чрезвычайно живо. Он подчеркнуто нетороплив и скромен, но очень обаятелен. Здесь нет персонажей, ворочающих судьбами мира, и спецэффекты, даже при всем желании режиссера, воткнуть просто некуда. То есть, собственно, это и не фильм даже, а пьеса Валерия Мухарьямова со всеми отсюда вытекающими: максимальным количеством общих планов и скукоженным до размеров двух с половиной интерьеров местом действия. Квартира, театр и пара кадров на улице. Зачем зрителю вообще на это смотреть?

Впрочем, эта категоричность так же ошибочна, как и кажущая простота сюжета. Даже название «Артистка» (а не актриса, как было бы правильнее для служащего в театре), и то не так примитивно: есть в нем некий оттенок, отражающий насмешку судьбы, безысходность в жизни главной героини в исполнении ироничной Евгении Добровольской. В таком же ключе играет и фамилия героини, Петрова. Артистка Петрова, которую даже режиссер называет по привычке Ивановой. Вот эта предсказуемость образов и ситуаций, и есть на самом деле то, из-за чего фильм завоевывает зрителя с первых кадров. Это история, которая может произойти (и происходит) с каждым. Если это и ирония, то скорее уж самоирония над нашей с вами, а не над выдуманной жизнью. И это стоит того, что бы увидеть.

Вообще весь фильм построен на безупречной актерской игре, благо, что учитывая театральное прошлое сценария, ничем другим режиссер оперировать просто не мог. И здесь хочется верить каждой реплике, какой бы короткой и простой она не была. Каждая разыгранная сцена, словно пинг-понг в исполнении настоящих мастеров. Только цель — не выбить шарик, а наоборот, продержать в игре как можно дольше.

При распределении ролей, Говорухин не пользовался каким-то особым правилом. Если Ефремов и Бондарчук вполне вписаны в свой обычный репертуар и играют скорее уж себя, то подчеркнуто скромный, немногословный Певцов в роли «мужа подруги» (что уже само по себе «звание») и простоватый до маргинальности Абдулов в роли театрального электрика (что не делает его культурнее) удивляют самым неожиданным образом. Особенно в наше время, когда на создание образа у режиссера нет ни времени, ни желания, а очень часто и просто таланта. Приятно увидеть маленькие, аккуратные шедевры актерской работы.

Поначалу трудно понять источник обаяния столь немудреной истории. Пока не видишь главного: причина убедительности фильма «Артистка» не только и не столько в актерском таланте, сколько в том, что актеры играют хорошо знакомую им жизнь: мир театра и казенных комунналок. И пусть последнее стремительно исчезает из нашей жизни, зато главный герой, ученый-паразитолог, неожиданного получающий работу и лабораторию в Испании, — примета скорее уж самого последнего времени. В результате, перед нами вполне легкая и оптимистична история, не испорченная слишком уж радужным финалом и натянутым «женским счастьем». В жизни все непросто. Даже если тебе начинает очень везти.

Да, возможно Говорухин отстает от стремительно бегущего времени, не заботясь о «маркетинге», «позиционировании», «продвижении», «ориентировании продукта на активного зрителя» и прочих умных вещах из арсенала современных кинематографистов. Но этому есть уважительная причина: он снимает кино. А это требует много времени. Намного больше, чем «выстругивание» одинаковых историй про украденный чемодан с деньгами и «гламурных» олигархов.
автор Олег Денежка

filmz.ru

Рецензия(и):
Пью мало. МАЛО!
Электрик Босякин

Не пей вина, Гертруда!
Гамлет

Сказка о нашей нелегкой женской судьбе.
Кот Бублик

Анна (Евгения Добровольская) - артистка в театре имени Грибоедова. К сожалению, творческая судьба ее сложилась неудачно: из когда-то давно "подающих надежды" она, в силу подсорокалетнего возраста, превратилась в типичную театральную неудачницу, которая всю жизнь ждет роль Гертруды или королевы Марго, а играет буфетчиц на ролях "подай-унеси". Да и с личной жизнью у Анны - большие проблемы. Замуж сходила неудачно, ребенка не родила, мужа-пьяницу бросила и осталась одна-одинешенька с комнатушкой в коммуналке, где кроме нее живут престарелая актриса Ираида Эдуардовна и электрик из того же театра Босякин (Александр Абдулов).

Одна отрада в жизни Анны - задушевная подруга Муся (Мария Аронова), живущая в отдельной квартире, расположенной на той же площадке, с мужем-фирмачом (Дмитрий Певцов). У Муси, в отличие от Анны, в этой жизни все хорошо: она четыре раза была замужем, причем все четыре - удачно. Нынешний ее муж, которого в юности все звали Котом за любвеобильность, и сейчас продолжает свои похождения на стороне в чужих огородах, но Мусю это все не сильно заботит: были бы дом - полная чаша, взаимопонимание, отсутствие скандалов, хорошая работа и разлюбезные подруги.

Муся любит разлюбезную подругу Аню и жалеет ее. Кроме того, Аня с удовольствием принимает участие в легких выпивонах, которые Муся частенько устраивает, и тогда подруги особенно долго разговаривают по душам, а также поют песню о придурочном отряде времен Гражданской войны, который в составе аж сотни конных бойцов был отправлен на разведку, чтобы все тихонько разнюхать так, чтобы ни одна веточка не хрястнула.

Как-то раз в жизни Ани и сочувствующей ей Муси случилась приятнейшая неожиданность. К Мусиному мужу заявился его старый школьный друг по кличке Вика - его настоящее имя было Викентий Иванович (Юрий Степанов), - а так как Кот в этот момент мотался по своим кошачьим делам, Муся с Аней приняли Вику, напоили его водовкой и развлекли светской беседой.

Аня сразу запала на Вику. Потому что он - мужчина положительный и интеллигентный. Вика ученый, доктор наук, изучающий паразитов, - клоповод, короче говоря. Потенциальный, как считает его мама, лауреат Нобелевской премии. Кроме того, в ближайшее время он должен ехать на три года в Испанию - ему там дают лабораторию, ну а самое главное - Вика до сих пор неженат, ибо все как-то не сложилось с делами-заботами и паразитами.

Ну могла ли Аня не увлечься таким перспективным женихом? Ну да, паразитолог! Ну да, застенчивый, рассеянный, тютя и поц, любит рассказывать о своих паразитах-шмаразитах, но ведь действительно не пьет, перспективный и насквозь положительный! В общем, у Ани с Викой возникла ожидаемая любовь, тщательно подогреваемая умелыми Мусиными кунштюками. Ведь не за Босякина же Ане выходить, правильно? Босякин, правда, вовсю зовет, да и мужчина - явно с руками и не так уж сильно и пьющий, однако тонкая театральная душа Ани жаждет чего-то неземного, паразитологического!

А тут еще Гертруду вдруг дадут, кинорежиссер с физиономией Бондарчука возьмет играть в сериале, так что счастья у Ани будет - только успевай окапываться! Вот тут - и сказочке конец, а кто попкорн во время просмотра кушал - молодчинка, однозначно!

***

В отличие от крайне, на мой взгляд, слабенькой картины "Простые вещи", которая при этом была обласкана "Кинотавром" так, что аж заблестела, "Артистка" - кино вполне неплохое. Однако не без недостатков, о которых сейчас поговорим.

Основной недостаток - отсутствие легкости в некоторых моментах и эпизодах. К сюжету, в общем, придираться нечего - оно и понятно, что сказочка о нелегкой женской доле и о том, как вдруг все само собой станет хорошо в тот момент, когда все ужасно плохо. И Гертруду дадут, и роль в сериале дадут, и паразитолог даст - ну, в том смысле, что сделает предложение руки, сердца и карьеры жены сподвижника науки. Но при этом какие-то эпизоды выглядели тяжеловесно, искусственно и достаточно фальшиво - особенно эпизоды со спаиванием Вики, посещения мамашей дома Муси и беседы с Анной, признания в любви Вики.

Может быть, это связано с тем, что мне - в отличие, замечу, от многих других зрителей - не сильно понравилось, как Евгения Добровольская сыграла Анну. Не то чтобы плохо, но, на мой взгляд, не дотягивала. На троечку с плюсом. Максимум - на четверочку с минусом. Слезливые глазки и общая неустроенная женская судьба - есть, а харизмы - маловато. Особенно хорошо это было заметно на фоне ну просто ураганной и крышесносящей Марии Ароновой, которая, во-первых, стала главным украшением этого фильма, а во-вторых, перевела его из разряда слезливой мелодрамы в лирическую комедию.

Вот ее персонаж - это что-то с чем-то! Невероятно живая и естественная, ироничная, остроумная, одновременно сентиментальная и сочувствующая - абсолютно во всех сценах Аронова играла блестяще и очень часто эти сцены просто спасала. Недаром не понравились мне только те сцены, где ее персонажа нет.

Викентий в исполнении Юрия Степанова - как-то средненько. Смешного и обаятельного Хоботова не получилось, реального ученого - тоже. Из Викентия вышла какая-то не слишком смешная пародия на биолога - так, как его видят тетки-домохозяйки. Ну и ведет он себя соответствующим образом - как будто его тетки-домохозяйки дергают за ниточки.

Остальные эпизодические роли удались почти все, кроме совершенно картонной мамы Викентия. Александр Абдулов блеснул в роли Босякина - не переигрывал, сыграл ярко и образно. В конце в паре эпизодов мастерство так просто прорвалось во всю ширь, несмотря на некоторую картонность текста, который он должен был произносить.

Михаил Ефремов, который давно себя показал мастером эпизода (достаточно вспомнить убойное "Как для себя-с" из "Статского советника"), здесь себя показал мастером эпизода, прошу прощения за тавтологическую тавтологию. Роль актера-алкаша - слегка ловеласничающего, но все больше клянчащего трешку (ну, трехсотку) до зарплаты - удалась на все сто. Буквально несколько эпизодов, а удовольствие гарантировано.

Кстати, все вот эти слегка советские стереотипы в фильме проявлялись постоянно: трешка до зарплаты; раз бизнесмен - значит, жулик; раз ученый - значит, водку не пьет, застенчив до невозможности и при этом почему-то состоятельный (где вы сейчас-то состоятельного ученого найдете?), ну и так далее.

Меня, если честно, несколько удивило, что этот фильм снял такой могутный мужик, как Говорухин. По стилю он все-таки несколько женский - слегка розовые слюни по поводу несчастной артистической женской судьбы Гертруды, которая заканчивается счастливой свадебкой (условно) с Полонием-паразитологом. Много нарочитого наива, много чисто театральных условностей, не совсем уместно выглядящих в кино (что тем более странно, ведь Говорухин - именно кинорежиссер), однако в общем и целом - постановка достаточно крепкая, смотрится неплохо и, безусловно, угодит широкому кругу зрителей, особенно тем, кому за тридцать вплоть до пятидесяти и у кого муж-пьяница. Мужьям - пьяницам и не пьяницам - тоже понравится. Особенно социальному кругу Босякина. А вот ученые-биологи подвергнут Говорухина остракизму.

Вывод - вполне можно посмотреть, особенно если вы - те, кому за тридцать, сорок, пятьдесят, далее со всеми остановками. За режиссуру - четверка. За сценарий - тройка с плюсом. А вот с актерской игрой будем выводить среднее артистическое: Аронова - просто пять с плюсом, Абдулов и Ефремов - пять, Добровольская - четыре с большим минусом, туда же Певцов (впрочем, у него совсем маленькая роль), остальные - на подхвате.

Говорухин слегка удивил, но все-таки не разочаровал, что в эпоху, когда признанные мэтры староклячат в тихих омутах, - более чем хорошо.

(c) Alex Exler

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#