Описание фильма

"Братство камня"   

Название фильма: Братство камня
Братство камня
Страна-производитель: Франция
Английский: Concile de pierre, Le / Stone Council, The
Жанр: драма / триллер
Режиссер: Гийом Никлу
В ролях: Моника Белуччи, Катрин Денев, Мориц Блайбтрой, Сами Буажила, Эльза Зильберштайн, Николя То, Лоренцо Балдуччи, Николя Юэ, Питер Бонке, Лоран Гревиль, Йоси Оида, Паскаль Бонгар, Ив Мармион, Эрик Каравака, Элина Ловенсон
Год выпуска: 2006
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
кадры из фильма
 

Сюжет и комментарий

Усыновившая монгольского мальчика французская ученая, попадает вместе с ним аварию, после чего ребенок впадает в кому. По совету таинственного немецкого доктора, который заявляет, что может вывести ее сына из комы с помощью нетрадиционных методов, она отправляется в Монголиючтобы разузнать все о прошлом мальчика...

Монгольский мальчик для Моники Белуччи
Утро.ру 
 
Молодая француженка (Моника Белуччи) усыновляет монгольского мальчика, подброшенного в иркутский приют. Несколько лет спустя им начинают сниться странные сны, а где-то в Монголии старик смотрит на звездное небо. Следует череда убийств и неприятных видений, тут и там рассыпаются намеки на тайные верования, засекреченные советские оборонные объекты и давние преступления. Наконец, всплывает что-то про какой-то ритуал, в котором участвует некий "Каменный Совет", он же Братство. "Что-то", "какой-то" и "некий" здесь определяют степень ясности всего, что происходит на экране, для зрителя.
Древние ритуалы и ядерные катастрофы, предательство лучших друзей и доброта незнакомцев - обычный набор писателя Жана-Кристофа Гранже. Его кровавые конспирологические триллеры - добротное пляжное чтиво, но их экранизации, начиная с "Багровых рек", не дотягивают до уровня настоящего летнего развлечения, легкого, но увлекательного. Если "Братство камня" и может чем-то увлечь, так это костюмами Моники Белуччи, по цвету сочетающимися с ленточками на священном монгольском кургане.

Экран легко разоблачает всю ложную многозначительность сюжетных перипетий, красивыми словами здесь не прикрыть невразумительность завязки. Кто, где, почему - все это открытый финал обещает рассказать зрителю в следующей крупнобюджетной экзотической пустышке. Когда-то давно открытый финал был эстетическим или этическим заявлением автора фильма. Теперь это всего лишь коммерческий трюк. И как трюкачество воспринимается в фильме все остальное - вплоть до такой мелочной приманки, как обнаженная Моника Белуччи - кажется уже, что ее контракт предписывает сцены ню в каждом фильме, независимо от его сюжета. Режиссер Гийом Никлу (снимавший триллеры с Тьерри Лермитом и Жозиан Баласко) и ветеран-оператор Петер Сушицкий (на его счету фильмы от "Листомании" Рассела и "Звездных войн: Империя наносит ответный удар" до "Экзистенции" Кроненберга и "Продавщицы" Стива Мартина), полагаются на медленные драматические наезды, узкие темные коридоры, красно-желтые тени, которые должны нагнетать страх и напряжение.

От вульгарности такого подхода их удерживает работа художника-постановщика Оливье Радо, костюмеров и декораторов. Такая привычная, приглушенная, интерьерная европейская часть и экзотическая, яркая, пейзажная азиатская тонально сведены в "Братстве камня" к общему знаменателю. В определенной степени старания художников оправдываются: обои в доме героини Белуччи и интерьер русского посольства становятся источниками наслаждения сами по себе, монгольская экзотика не бьет по глазам, а забота о визуальной целостности придает фильму вид добротного, крепко сбитого произведения.

И все же по-настоящему страшно не становится, потому что надвигающаяся опасность уж слишком размыта. Понятно, что мальчику что-то угрожает, но, как обычно у Гранже, это люди, а не тайные силы или Дьявол, как в американских фильмах такого рода. Дьявол, как говорили в другом - хорошем - фильме, это женщина, и есть резон в том, что именно вечная красавица французского кино Катрин Денев ищет в "Братстве камня" бессмертие, но на экране и в сюжете она присутствует непростительно мало.

Вообще, в фильме много пугают и мало уделяют внимания тем прекрасным актерам, которые почему-то согласились там сниматься. Мориц Бляйбтрой вполне компетентен в роли сотрудника русского консульства Сергея Макова - видимо, в "Лунном папе", где он сыграл немого брата Чулпан Хаматовой, у него было достаточно языковой практики. И все же самый элегантный русский язык в фильме - у Белуччи. Отдельные слова, вроде "здравствуйте" и "происхождение", даются итальянской актрисе непросто, но так приятно смотреть на ее старания. Лучшие сцены в фильме достаются, конечно, на долю таинственного мальчика Лиу-Сана, который профессионально сыгран семилетним Николасом Тау. Он то не по-детски серьезен, то по-детски испуган и явно чувствует себя хорошо в этом дурацком мире взрослых, которые даже напугать сами себя не могут по-настоящему.

Наталья Рябчикова

Ребятам о бурятах
ИД "Коммерсантъ"
 
Даже те, кому по долгу службы приходится отсматривать весь выбрасываемый на экраны кинотрэш и кого удивить идиотизмом довольно-таки трудно, не могут скрыть своего изумления при встрече с мистико-эзотерическим "Братством камня".
Фильм рассказывает о Лоре, одинокой парижанке с неустроенной личной жизнью. Она едет в иркутский интернат и усыновляет узкоглазого бурят-монгольского мальчика по имени Лю-Сан (в некоторых аннотациях его характеризуют как тайца). По мере взросления с мальчиком начинают происходить непонятки: на груди проявляется таинственный знак, а по ночам ему и приемной маме снятся таежные медведи. Вокруг Лю-Сана крутятся темные личности, подозрительные врачи, мальчишку крадут, и Лоре в поисках его приходится совершить путешествие в Сибирь, к медведям и шаманам. Но самая опасная стычка предстоит героине с ее старшей подругой -- невропсихологом Сибиллой, которую Лора знает с детства как специалиста по экзотическим культурам и коллегу своих погибших в экспедиции родителей, но за этим гуманитарным имиджем скрывается зловещая изнанка. Планы оборотней в белых халатах в пяти минутах от исполнения, но тут как тут оказывается рыцарь плаща и кинжала, сотрудник российского посольства Сергей Маков: разобравшись с негодяями, он заодно обеспечивает Лоре дальнейшую личную жизнь.

Этот оптимистический триллер подписан французом Гийомом Никлу, не замеченным ранее ни в чем особенном, кроме экспериментального опуса "Летающие дети", состоящего из статичных сцен на музыку Майкла Наймана. Уже он вызвал шквал откликов в интернете, суммарно звучащих примерно так: "Без сомнения, худший фильм, который я видел в своей жизни. Самое депрессивное то, что режиссер, кажется, опять получит работу в киноиндустрии". С тех пор прошло 15 лет, иллюстратор Наймана снял шесть фильмов и вот теперь переключился на оптового поставщика литературного трэша Жан-Кристофа Гранже, автора кровопускательных "Кровавых рек" и хулиганского "Братства волков". Вот откуда появился мировой заговор оккультных сил, а также шаманские ритуалы, которые должны вернуть его участникам утраченную молодость.

Пользователи интернета и по поводу "Братства камня" продолжают недоумевать: "Если убожество сценария очевидно мне, простому зрителю, неужели к таким же выводам не пришел ни один из членов съемочной группы?" Высказывается предположение, что играющий Макова немецкий артист Мориц Бляйбтрой просто не понял сценария из-за своего плохого французского. Вряд ли это оправдание применимо к диве Катрин Денев, чье участие в проекте выглядит отягчающим обстоятельством, и к играющей главную роль Монике Беллуччи, чье ПМЖ -- Париж.

Героиня госпожи Беллуччи родом из Киева, что накладывает на актрису новые обязательства. Это вам не итальянку Малену играть: роль почти бессловесная, "ходы туда-сюда", и все дела. Вместо того чтобы привычно демонстрировать свои стати, Монике-Лоре приходится лазать по канализационным люкам, отбиваться от орлов и змей и в упор стрелять по разъяренному медведю. Все эти операции не без удовольствия фиксирует Питер Сушицки, оператор экстра-класса, раньше работавший с Кеном Расселом, а ныне с Дэвидом Кроненбергом. Но и его мастерства не хватает, чтобы стереть гримасу усталой брезгливости с лица Катрин Денев, героини классических триллеров "Отвращение" и "Голод". Последний появился, когда Денев была моложе нынешней Беллуччи, но уже успела озаботиться проблемой вечной молодости и выяснить, что лучший способ приблизиться к ней -- попить чужой крови. Никаких свежих рецептов наука за четверть века не изобрела.

Появлению любой картины можно найти какие-то подобающие объяснения. Например, продюсер решил красиво снять свою жену и вместе со зрителями полюбоваться ею на экране. Или незамужняя актриса задумала подработать на омолаживающие процедуры и подбила режиссера-недотепу на совместную разработку кинопроекта. Не буквально, но одно из подобных объяснений, скорее всего, подходит и к данному случаю. Каждый из участников "Братства камня" понимает, что вляпался в историю. Катрин Денев теряет остатки моложавости, Монике Беллуччи изменяет привычный сексапил, Морис Бляйбтрой невесть с какого переляку прославляет наследивших повсюду российских спецслужбистов. Всем немного стыдно, но в конце концов это неприятное состояние легче пережить, когда позоришься не один, а в братской связке с еще несколькими не самыми последними людьми.

Андрей Плахов

Примерещилось
Итоги
 
Жан-Кристоф Гранже, по одноименному роману которого поставлен фильм "Братство камня", наверное, самый популярный на сегодняшний день французский автор детективов и мистических триллеров, эдакий европейский Дэн Браун. Он чрезвычайно писуч, а его творения, как считают многие, весьма кинематографичны. Во всяком случае, экранизаций он удостаивается регулярно. Тут можно вспомнить обе части "Багровых рек", "Видок", "Империю волков". И вот новая премьера - "Братство камня", где главные роли исполнили Моника Беллуччи, Катрин Денев и Мориц Бляйбтрой.
Говорят, поначалу сценарий этого мистического триллера продюсеры хотели переписать. Заменить Монголию, где происходит действие, на более, видимо, близкую и понятную французскому сердцу Уганду. Потом, однако, смирились с Монголией: все ж таки снимать там, во-первых, дешевле (бюджет картины - 22 миллиона евро), во-вторых, безопаснее, нет угрозы напороться на каннибалов. И вот стриженная "под мальчика" красавица Беллуччи в роли переводчицы русского языка по имени Лаура отправляется на "уазике" по степям, по лесам монгольским, с мечтой отыскать ребенка для усыновления. А уже с малышом на руках счастливая мамаша везет его во Францию, где у мальчика на груди проступает таинственный шрам и обнаруживаются паранормальные способности. Добрый личный доктор, сильно смахивающий на нацистского преступника в исполнении Лоренса Оливье из фильма "Марафонец", успокаивает: не извольте, мол, беспокоиться. Однако Лауру и ребенка мучают одинаковые кошмары и видения. И в какой-то момент и доктор, и милая тетушка Сибилла (Денев), и бывший любовник Лукас (Сами Бужиля), и чуткая подруга Кларисса (Эльза Зилберштейн), - словом, все-все-все, кто присутствует в жизни героини, на самом деле оказываются... действующими членами тайной секты. Которые мечтают о вечной жизни и, кажется, власти над миром. А обрести это можно, лишь принеся в жертву "избранного" - сына Лауры.

Честно говоря, словами описывать фильм "Братство камня" - занятие неблагодарное. Не удивлюсь даже, если иной зритель сочтет картину пародией на голливудское политкорректное кино. Мол, мало того что героиня Беллуччи сама в приюте росла и мальчика усыновила из далекой и неблагополучной страны. Так она еще и лесбиянкой в какой-то момент оказывается. Однако покупать билет на "Братство камня" стоит совсем не для того, чтобы разгадывать потаенные причины, сподвигнувшие режиссера Гийома Никлу на съемки. Все дело в том, что эта картина, как говорят американцы, something that has to be seen - то, что обязательно надо увидеть. Потому как Никлу удалось создать настоящее зрелище. Как в сложносочиненном коктейле, он смешал в своем фильме практически все ингредиенты, способные привлечь зрительское внимание. Экзотические виды загадочной страны, порок в глазах невинного ребенка, таинственные сектанты с их пугающими ритуалами... Да и сам сюжет настолько динамичен, а на поворотах - непредсказуем, что отсылает чуть ли не к классическому "Ребенку Розмари". Вы только представьте, как это может выглядеть: обнаженная Моника Беллуччи в чуме, над которой трясется немолодой и нечесаный голый монгол. Катрин Денев, превращающаяся в финале в... медведя, да так натуралистично, что на выходе из кинотеатра сам собой начинаешь напевать известную песенку: "Мерещится то ли Большая, то ли Малая Медведица". Пожалуй, остается еще сказать, что героиню, дитя, а заодно и все человечество спасает честный русский офицер ФСБ по имени Сергей Марков в исполнении Морица Бляйбтроя. Много вы видели французских фильмов, где самым-разэтаким героем оказывался русский офицер? Где-где, а в российском прокате касса "Братству камня" точно гарантирована.

Валерий Шпунько

Время рассматривать камни

Русский Newsweek
Затишье в летнем прокате, возникшее на этой неделе после того, как на прошлой вышли пятый "Гарри Поттер" (для масс) и "Жизнь других" (для требовательных зрителей), заставило обратить внимание на еще один фильм, который только что появился - "Братство камня" Гийома Никлу. А отчего, собственно, и не обратить? Франко-итало-германский проект, по европейским меркам - из разряда "мегапроектов". По роману Жан-Кристофа Гранже, которого сравнивают со Стивеном Кингом. В ролях - Моника Белуччи, Катрин Денёв, Мориц Бляйбтрой. Мистический черный триллер с кучей загадок и трупов - в этом жанре французы за последние годы преуспели.
"Братство камня" (в оригинале "Совет камня") отсылает сразу к двум известным франко-триллерам - "Братству волка" и "Империи волков", фильмам не без недостатков, но напоминавшим штучные авторские работы. Но теперь, похоже, производство французских триллеров поставлено на конвейер. Пошла эксплуатация успехов. Игра на зрительских ожиданиях.
"Братство камня" - сплошная калька, сборник цитат, словно сделано это кино по мотивам всего сразу. Первому часу просмотра это не мешает. Сюжет все равно интригует. Впрочем, давно замечено, что жанр триллера отличается особым, не свойственным другим массовым жанрам коварством. Придумать завязку триллера, в которой все кажется намеком на таинственные пугающие обстоятельства, не так сложно. Изобрести такую развязку, чтобы все не обернулось ахинеей, не в пример труднее.
Красивая Моника Белуччи изображает особу с русско-итальянскими корнями, которая усыновляет ребенка в Иркутске. Когда неподражаемая Белуччи переходит в фильме на русский, это искренне впечатляет. Акцент, конечно, тот еще, но ребятам из "Оставшихся в живых", отчаянно вымучивающих по три русских словах в рекламных роликах Первого канала, подобных фраз ни в жизнь не выговорить. Приемный сын при этом не русский - монголоид. И явно странный. Когда уже в Париже ему исполняется семь, он вдруг начинает говорить на непонятном азиатском наречии, которого знать не мог. На коже над сердцем у него проступает загадочный знак. Вдобавок выясняется, что ему и его приемной маме снится один и тот же страшный сон. Тут-то становится понятно, что героиня Белуччи усыновила кого-то не того.
Первая очевидная ассоциация - с "Оменом". А еще с "Ребенком Розмари". Ведь вдруг оказывается, что чуть ли не все, кто окружает героиню Белуччи, вроде бы не должны быть знакомы между собой, на самом деле знакомы. И знали ее родителей, погибших в автокатастрофе, когда ей было два года. А родители, возможно, не погибли, а были убиты. То есть против героини - большой и непонятный заговор с участием таинственных международных фондов.
Многочисленные сцены из первой половины фильма, когда все та же мама-Белуччи опасливо пробирается по закоулкам своего и чужих домов, предполагая, что за углом кто-то прячется, вызывает уже другую ассоциацию - с ужастиками категории "Б" и вечно кричащими в них от ужаса девушками. Тем более что героиня Моники тоже регулярно кричит, наткнувшись на очередной располосованный труп. Однажды, стоя под душем, она чует неладное и крадется по собственному дому, завернувшись в полотенце, - это уже чистый "Психоз", хотя сцена там и была другой. Впрочем, несмотря на дешевые режиссерские приемчики, все равно страшновато.
Потом возникают мотивы из других лент, в частности, из упомянутой "Империи волков": это когда мы понимаем, что к парижским убийствам имеет отношение выходец из нехристианского третьего мира, в данном случае не турок (как в "Империи волков"), но волосато-бородатый монголоид клошарского вида, и что вообще речь о некоем неевропейском мистическом культе. Параллельно развивается тема оборотней, имеющая такую киноисторию, что отдельные ленты называть не стоит. Бедную Монику последовательно атакуют орлы, змеи и даже медведи, только что не львы и не куропатки.
Упомянем наконец, что наряду со стандартными мистическими в "Братстве камня" развивается и другая традиционная кинотема - русская. Из голливудского кино она почти ушла, но в европейском по-прежнему актуальна. Но как раз тут "Братство камня", при всей своей клишированности, делает изгиб. Русские в фильме неплохие, если не считать известного ученого с именем Антон Брунер (с ударением на "е"). А сотрудник российского консульства Сергей Марков (тут выдадим небольшой секрет, но исключительно из патриотических соображений) и вовсе окажется человеком хорошим. Хотя регулярно произносит фразы "мы заинтересованы", "нам нужно" и т. п., говорящие о том, что зарплату он получает не только в кассе консульства, но и на сберкнижку - прямыми переводами с Лубянки. Сергея Маркова играет Мориц Бляйбтрой, который со своей ближневосточной внешностью стал, кажется, рекордсменом мира по количеству представителей разных наций, изображенных на экране. Бляйбтрой бывал уже турком, арабом, итальянцем, испанцем, таджиком (в фильме Бахтиера Худойназарова "Лунный папа", где он брат Чулпан Хаматовой). Обернулся теперь и русским. Самое забавное, что он - чистейшей воды западный немец. Но вот лицом таким вышел.
Еще про русское: наш язык, если верить фильму, откровенно международный. Не только героиня Белуччи, но и монголы, к которым она приезжает в поисках страшных разгадок, шпарят по-нашему так, что дай бог каждому. Впрочем, по-французски они парлят в фильме тоже бойко.
В какой-то мере все возвращается на круги своя. Как стандартная продукция "Братство камня" заставляет вспомнить те нечастые в СССР, но тоже стандартные французские и итальянские фильмы, которые делали хорошие сборы на юге во время летних отпусков. Этакое летнее кино для продления приятного теплого вечера и убийства времени. В течение года летняя публика в кино теперь обычно не ходит - ходит новая, юная. На летнее кино активно, как в СССР, прет публика возрастная. Она и про клишированность-то "Братства камня" ничего не поймет. Она будет искренне ужасаться. Искренне развлекаться. Будь я бизнесменом, отстроил бы на курортах привычные в СССР кинотеатры под открытым небом в окружении пирамидальных тополей, и официально разрешил бы в этих киношках лузгать семечки, сплевывая шелуху на пол. И даже не гонял бы мальчишек, которые непременно лезли бы на сеанс через забор, чтобы посмотреть фильм бесплатно: они были бы частью ауры. Эти кинотеатры (днем их - хоть под рынок) свое бы взяли.
Впрочем, и для обычной публики, особенно мужского пола, в "Братстве камня" есть привлекательный элемент. Не элемент - лицо и тело. Речь о Белуччи. Вариант Моники - это не случай старого советского анекдота "ты даже не пой, а просто туда ходи - сюда ходи". Хотя если бы она просто туда-сюда ходила по экрану, оторваться все равно было бы невозможно. Белуччи - настоящая и очень рисковая актриса. Она хороша в стандартном "Братстве камня" даже в тех сценах, которые требуют от исполнителя исключительно клише: и когда пугается, и когда изображает материнскую любовь, и когда после автокатастрофы выбирается из перевернутого автомобиля, стараясь не касаться земли израненными при аварии пальцами. Она не боится выглядеть некрасивой, избитой - см. "Необратимость", "Тайных агентов", недавний фильм Блие "Сколько ты стоишь?". В "Братстве камня" - все то же. Она вновь рискует демонстрировать свое тело, пусть и в возрасте "за сорок". Можно сказать: это очередные стандарты "Братства камня". Но со стандартами от Белуччи примириться легко
Юрий Гладильщиков

Ночь в монгольском лесу

Триллер «Братство камня» повествует о тяготах усыновления, загадочной России, не менее загадочной Монголии и, конечно, медведях, которые, может, и не ходят по улицам, но принимают деятельное участие в происходящих событиях.

Казалось бы, что может быть смешнее, чем Катрин Денев, оборачивающаяся в медведя, и Моника Белуччи в роли невезучей матери-одиночки, которой все вокруг манипулируют. Однако «Братство камня», тем не менее, отнюдь не комедия, а триллер по роману известного французского трэшового романиста Гранже («Империя волков»).

Миловидная француженка-переводчица Лора (Моника Белуччи) — усыновляет монгольского мальчика Лю-сана. Несколько лет она ведет спокойное тихое существование, пока на груди ее приемного сына не появляется тайный знак. Начиная с этого момента сюжет приобретает болезненную идиотичность и под конец разражается загадочной зоной ядерных испытаний в монгольской глуши, оборотнем-Денев, древним монгольским ритуалом исцеления, участниками которого становятся голая Белуччи, голый же шаман и какой-то несчастный грызун, и прочими душераздирающими деталями.

Как это ни печально, годы берут свое и Моника Белуччи, одна из красивейших европейских актрис, всегда исполнявшая знойных роковых красавиц, вполне гармонично смотрится в роли немолодой и не слишком удачливой мамаши. Катрин Денев, между тем, достигла таких высот авторитетности и популярности, что может себе позволить какие угодно эксперименты без ущерба для имиджа: ее снисхождение до роли оборотня выглядит не иначе как снобской шуткой.

Российскому зрителю «Братство камня» покажется почти что родным: в фильме действуют и российские спецслужбы, и всезнающие русские ученые-мистики. Героиня Белуччи, между прочим, по сюжету 10 лет потратившая на изучение русского языка, забирает ребенка из иркутского детского дома. Правда, основное действие происходит в Монголии, и временами закрадывается подозрение, что авторы фильма не слишком разбираются в географических тонкостях и считают, что Монголия — это где-то в России.

Что касается сюжета, то он странным образом выглядит вполне актуальным и злободневным. Сейчас, когда голливудские знаменитости взялись усыновлять детей из разных экзотических стран, «Братство камня» как будто бы предостерегает — проявляйте бдительность, не усыновите случайно шамана, а то хлопот не оберетесь.

Дарья Горячева, Киноанонс

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#