"Натурщица / Трое и одна, и еще один "
Название фильма: | Натурщица / Трое и одна, и еще один |
|
|
Страна-производитель: | Россия | ||
Английский: | Натурщица / Naturshchitsa | ||
Жанр: | комедия / мелодрама / экранизация | ||
Режиссер: | Татьяна Воронецкая | ||
В ролях: | Виктория Толстоганова, Даниил Спиваковский, Виталий Егоров, Даниил Страхов, Николай Фоменко, Марк Рудинштейн, Татьяна Кравченко, Людмила Полякова, Мария Леонова | ||
Год выпуска: | 2007 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
||||||||
Сюжет и комментарий
По мотивам рассказа Юpия Haгибинa "Трое и одна, и еще один".
Она была светской львицей. Художники писали ее портреты, а поэты посвящали стихи. Но сейчас Софья Пшебышевская приезжает в Тифлис в кампании господина Эшенбаха, который подчеркнуто сдержан и даже холоден. Их взаимотношения — словно сжатая пружина, готовая лопнуть в любой момент. Вот только когда это случится? Драма столкновения двух миров, где фоном служат события предреволюционной России.
Нафталина серебряной пылью
ИД "Коммерсантъ"
Выходящая на экраны после премьеры на сочинском "Кинотавре" костюмная мелодрама "Натурщица" вряд ли станет хитом проката. Не отнесешь фильм Татьяны Воронецкой и к разряду стопроцентно фестивальных. Тем не менее он попадает в свою скромную нишу, которая сегодня никем не заполнена.
"Натурщица" на первый взгляд кажется затеей, подвешенной в безвоздушном пространстве. Для чего было вытаскивать мелодраматическую повесть Юрия Нагибина, декорировать "Мосфильм" под старый Тифлис и рвать в клочья страсти столетней давности? Из какого нафталинного шкафа вылезли эти персонажи - разбивательница сердец, светская львица Софья Пшебышевская и ее внешне ледяной, но внутри сжигаемый ревностью поклонник по имени Эшенбах? Какими судьбами их, вращавшихся в обществе королей и европейских арт-знаменитостей, занесло в провинциальную Грузию? Между тем фильм развивается, сначала с трудом, спотыкаясь, а потом все более непринужденно балансируя на грани комедии и драмы разбитых сердец.
Главные роли играют Виктория Толстоганова и Даниил Спиваковский: получается несколько безумный, но харизматичный дуэт. Сценарий, написанный Дмитрием Соболевым еще до "Острова", позволяет предположить в молодом драматурге Нагибина нового времени, умеющего адаптировать интеллектуальные запросы к массовым жанрам, и наоборот. Самое слабое звено в замысле - декоративное решение, которое должно было быть менее условным и одновременно - менее жирным, что ли. Это во многом проистекает из бюджетных ограничений: для данного типа фильма они губительны, но Татьяне Воронецкой удается переместить внимание со стиля на сюжет и в какой-то степени спасти положение.
Мода на Серебряный век возникла, когда декадентство было почти синонимом диссидентства, а со временем стала достоянием штатных обладателей дурного вкуса. Уже Алексей Балабанов все сказал про изнанку этой моды, назвав свое негативистское высказывание "Про уродов и людей". Тем не менее и сейчас осталось достаточное количество снобов, к радикализму явно неготовых, но любящих все возвышенное. Они и должны по идее составить аудиторию "Натурщицы".
Но авторы фильма хотят работать на современном уровне и потому абстрагируются как раз от этой архаичной части публики. Никакой ностальгии при взгляде в прошлое, нет и обязательной задачи увидеть в серебряном зеркале отражение актуальных мотивов: если они и заметны, то не выпячиваются. Стилизация под старую мелодраму - дело тонкое, на грани фола. Помогает юмор, заставляющий вспомнить прекрасную эпоху грузинского кино - не только из-за места действия, но и по интонации. Большевики-подпольщики, распространяющие листовки и предвещающие катастрофу страны, показаны как комические фигуры фона. На нем и сама история губительной страсти, рассказанная в "Натурщице", начинает казаться если не смехотворной, то совсем уж фантомной, нереальной.
Андрей Плахов
"Колдунью" видели в Минске
Российская Газета
На экраны вышел фильм Татьяны Воронецкой "Натурщица". Режиссер создала фильм-притчу о столкновении двух миров - романтики и прагматики, на примере взаимоотношений светской львицы и молодого ревнивого богача.
Татьяна Воронецкая - выпускница сценарно-киноведческого факультета ВГИКа, кандидат искусствоведения. Обладатель престижных наград в области документального кино, автор биографической книги о Леониде Филатове. А еще - режиссер игровых фильмов "Рецепт колдуньи", купленных для показа в Беларуси.
- Почему после успешного проекта "Рецепт колдуньи" вы обратились к одному из самых странных произведений Юрия Нагибина?
- "Рецепт колдуньи" - чисто жанровое кино, которое мы снимали по коммерческим соображениям. А "Натурщица" - авторское видение. Рассказ Юрия Нагибина "Трое и одна и еще один" я прочитала в 19 лет. Видимо, противостояние, описанное в произведении мэтра, вошло в меня на всю жизнь. Эта история о разном восприятии мира. Героиня, которую играет Виктория Толстоганова, живет в своем мире. Она принимает людей по своим меркам.
- В своей работе вы делили персонажей на положительные и отрицательные?
- Для меня тот и другой образ - персонажи положительные. Просто они очень разные. Одна из главных тем - расплата за попытку найти компромисс в жизни.
- Где снимали картину?
- В Москве на "Мосфильме". Мы построили на студии Тифлис. Атмосфера старого города - наиважнейшая составляющая картины. И нам это, как мне кажется, удалось. Грузины, которые снимались в картине, посмотрев ее, узнали и признали созданный нами город.
- Вы изначально видели определенных актеров в ключевых ролях или провели кастинг?
- По моим представлениям, героиню должна была играть актриса с мощной внутренней энергетикой и особым состоянием души. И найти такую было очень непросто. Актеров, способных своей внутренней энергией держать в напряжении зрителя, на мой взгляд, - единицы. Идеально подошла на роль героини Виктория Толстоганова - актриса, обладающая огромной энергетикой. Ее любит камера.
- Почему вы пришли к авторскому кино?
- Попсовое мироощущение сегодня активно насаждается литературой, ТВ. Уровень образования, культурного потребления сегодня упал. Мне захотелось снять именно некоммерческий фильм.
- Вас ведь многое связывает с Беларусью?
- Была там не раз, ведь у меня муж из Беларуси. Наш фильм "Рецепт колдуньи" очень понравился зрителям республики. В фильме играют А. Гольданская, А. Лазарев, Т. Васильева, Н. Королева... А еще добавлю: Беларусью куплен документальный фильм о Леониде Филатове. С этого фильма началась моя режиссерская карьера. Леня сказал мне: "Не мечись - не ищи режиссера, сама снимай". И я стала снимать. У меня более 10 документальных фильмов: о Шереметеве, Жемчуговой...
Татьяна Хорошилова