Описание фильма

"Обитаемый остров"   

Название фильма: Обитаемый остров
Обитаемый остров
Страна-производитель: Россия
Английский: Обитаемый остров
Жанр: боевик / фантастика
Режиссер: Федор Бондарчук
В ролях: Василий Степанов (Максим Каммерер), Петр Федоров (Гай Гаал), Юлия Снигирь (Рада Гаал), Алексей Серебряков (Странник), Федор Бондарчук (Прокурор), Гоша Куценко (Вепрь), Сергей Гармаш (Зеф), Михаил Евланов (Ротмистр Чачу), Анна Михалкова (Орди Тадер), Андре
Год выпуска: 2007
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
кадры из фильма
 

Сюжет и комментарий

2157 год. Русский космический корабль, пилотируемый двадцатилетним Максимом Камеррером, терпит крушение на далекой обитаемой планете Саракш. Отважному астронавту предстоит познакомиться с таинственной страной, управляемой Неизвестными Отцами — пятью анонимными властителями, манипулирующими сознанием жителей с помощью специальных излучателей. Здесь Максим встретит новых друзей, наживет врагов, обретет любовь, и, пройдя через опасные испытания, голод, смертельную опасность и потери, возглавит повстанческое движение, бросив вызов пятерке алчных правителей.

Блокбастер с человеческим лицом
Итоги

Экранизация романа братьев Стругацких "Обитаемый остров" никого не оставила равнодушной: одни называли творение Федора Бондарчука "лучшей киноиллюстрацией книг Стругацких", другие с упоением фильм топтали. В результате "Остров" оброс огромным количеством легенд.
Сценарий, написанный фантастами Мариной и Сергеем Дяченко, вполне прозрачен. Двадцатилетний шалопай из будущего Максим Камерер, бесцельно бороздящий космические просторы, терпит крушение на мрачной планете Саракш. Убогие хибары саракшанской бедноты соседствуют с величественными небоскребами властей предержащих. Стальные дирижабли и форма военных напоминают об эстетике Третьего рейха. Эти аллюзии не случайны, ведь Саракшем управляет кучка тиранов - неизвестных отцов. Они убедили население в том, что ему ежесекундно угрожает опасность со стороны соседей, расставили повсюду башни, якобы защищающие от врагов, но на самом деле излучение этих башен подавляет обитателей Саракша. Телевизор долдонит о повышающемся благосостоянии граждан и происках неприятеля, а сами отцы заперлись в башне из слоновой кости и требуют от двух своих главных министров Умника (сам Федор Сергеевич) и Странника (Алексей Серебряков) новых изобретений, которые помогут им подчинять ¬народ.
Красавец Максим (его роль исполняет дебютант Василий Степанов, которого уже назвали "русским Брэдом Питтом"), прилетевший со счастливой Земли, поначалу выглядит сущим дурачком. Узнав об устройстве планеты от местной девушки Рады (невероятно обаятельная актриса Юлия Снигирь), Максим по-детски скалится, будто услыхал глупую шутку. Ведь такого не может быть на Земле, а следовательно, нигде больше. Но потом, разобравшись что к чему, решает устроить революцию.
Временами режиссеру Федору Бондарчуку как будто не хватает фантазии. Попытавшись создать ни на что не похожую вселенную, он сосредоточился на мелочах. Например, на декадентских интерьерах кабинета, где мраморные колонны соседствуют с хайтеком, а "варварские" золотые ванны с аскетичными гостевыми стульчиками. В то же время такие важные приметы этого мира, как башни-излучатели, представляют собой обычный, никак не обыгранный, промышленный совкострой. А от цитат из лучших произведений кинофантастики так попросту рябит в глазах.
Однако все эти придирки - ерунда по сравнению с тем, какие месседжи упрятаны в картине. Подобное государственное устройство вещь немыслимая. Постоянный поиск врагов и оболванивание людей - фатальная недальновидность, которую неизбежно проявляют тираны и которая обязательно закончится революцией… Но! Имеет право чужак, едва ли успевший разобраться во всех тонкостях общественного и политического устройства, вставать во главе революции? Не наворотит ли он еще больших бед, свергнув отцов неизвестных: вдруг к власти придут еще худшие сатрапы? А может, народ, который терпит подобное с собой обращение, и вовсе достоин таких правителей?
Стругацкие ответили на эти вопросы в 1968 году, когда роман был опубликован впервые. А Федору Сергеевичу еще только предстоит... в апреле, когда выйдет вторая часть фильма. Пока же нельзя не признать, что человек, имя которого раньше отчего-то ассоциировалось с "гламуром беспонтовым", поставил умный блокбастер, не только радующий глаз, но и занимающий мысли. Пожалуй, главный фильм 2009 года.
Стас Лобастов

"Будь Бондарчук тираном, он бы ходил в стразах!"
Известия.RU

Картина Федора Бондарчука "Обитаемый остров. Фильм первый", стартовавшая на экранах 1 января, за четыре прокатных дня собрала 14 млн долларов. Об этом сообщается в официальном блоге проекта. Озвученная сумма немедленно взбудоражила Рунет. Да и вообще, "Обитаемый остров" вызвал жаркие споры интернет-сообщества.
"Не самые лучшие премьерные кассовые сборы даже для России, что, несомненно, свидетельствует о том, что у картины будут проблемы с окупаемостью". Так завершается размещенная на популярном информационном сайте www.kinonews.ru информация.
Авторитетный в Рунете блогер kinanet, известный любитель точных цифр, написал: "Смущает другая цифра: будто бы этот фильм посмотрело около 4 млн зрителей. То есть средняя цена билета равна примерно 100 рублям?". К обсуждению оперативно подключились блогеры, работающие в сфере кинопроката и рекламы. Вспомнили данные по "Иронии судьбы. Продолжение". Абсолютный на сегодняшний день лидер российского проката собрал почти 50 млн долларов. За 25 дней было продано 7 235 337 билетов, и средняя цена на билет составляла 6,9 доллара. Несложные арифметические действия доказывают, что четыре миллиона зрителей должны были принести в кассу фильма значительно большую сумму, нежели та, которую назвал продюсер Александр Роднянский в интервью влиятельному американскому изданию Variety. "Не может быть, что на "Любовь-морковь-2" и "Стиляги" средняя цена выше 6 долларов, а на "Обитаемый остров" - почему-то 3,4 доллара", - пишет kinanet.
Напомним, что продюсерские ожидания колеблются вокруг 80-90 млн долларов за два фильма. Только так можно "отбить" бюджет - около 40 млн долларов. Ведь кинотеатрам остается до 50% сборов, а еще надо "минусовать" затраты на рекламу... Однако пока введение единого электронного билета по всей стране остается прожектом, говорить о кассовых сборах российского кино - все равно что гадать на кофейной гуще.
Дискуссии в Рунете зачастую влияют на решение людей - смотреть или не смотреть кино. Например, блогер corpuscula написала (и в комментариях многие ее поддержали): "...смотреть не пошла, прочитала отзывы... содержание и загадочный (для меня) месседж фильма не отвлек ни на секунду от обсуждения гламурных штанов и криков: "Эльфы - они же на самом деле не такие!". Блогер hnju комментирует: "Фильм как целое не воспринимается. Логические связи отсутствуют. Некоторые сцены хороши, большинство - ничем не примечательны. Соответственно вопросы "почему?" или "о чем это?" бессмысленны".
О сути происходящего на экране спорить на самом деле трудно, так как в первой части авторы основное внимание уделили материальной среде планеты, куда попал главный герой. С одной стороны, поражает тщательность, с которой Федор Бондарчук, оператор Максим Осадчий, художники Кирилл Мурзин, Павел Новиков, Виктор Шмелев, художник по костюмам Татьяна Мамедова, художник по гриму Дмитрий Кириллов работали на площадке. Но убедили они не всех зрителей. Особенно досталось розовому танку в финале, а обсуждая костюмы и дизайн, например, goblin написал: "Федор Бондарчук больше всего гордится костюмом прокурора, который снабжен шлейфом со стразами... Это же так по-тоталитарному! Ничего, что от самых известных тиранов остались только военные френчи да сапоги, но Бондарчук смело идет дальше. Вот будь лично он тираном, он бы ходил весь в стразах! И, что характерно, ходит". Огорчены любители фантастики и тем, что не оправдалось их ожидание увидеть особые спецэффекты. Блогеры единодушны в том, что космический корабль главного героя Максима напоминает эпизод из "Матрицы". И пересчитывают цитаты из "Пятого элемента", "Эквилибриума", "Бегущего по лезвию бритвы" и т.п. Потому в Рунете так активно и обсуждается бюджет фильма: где, мол, 40 миллионов, когда спецэффекты не впечатляют? Но блогер zlobuster дает убедительный ответ: "Бюджет - это не только спецэффекты. Это аренда площадок, павильонов, транспорта, зарплата съемочной группы, траты на декорации, костюмы, работа каскадеров, в конце концов, это постпродакшн и рекламный бюджет".
Зато почти все спорщики едины в оценке актеров. Хвалят Алексея Серебрякова (Странник), Максима Суханова (Папа), Петра Федорова (Гай) и отдельно - соблазнительные формы красавицы Юлии Снегирь. В ЖЖ _vasik так и написал: "Посмотрел кино, практически ничего не вынес. Стругацких люблю. Жду вторую часть - может, что и склеится. Пока лучший кадр - это попа Рады". А вот другому дебютанту - Василию Степанову - досталось по полной. Особенно за улыбку - даже в самые неподобающие моменты. Вступиться за парня решил блогер zlobuster: "Не поверите, но герой действительно с трудом понимает, что происходит. Потому что для него это другой мир. Стругацкие так прописали персонажа". Немало в Рунете высказываний и в духе limonoff_s: "Если человек жаждет негатива - он его найдет. Читал книгу или нет, не очень важно... Брат мой, кстати, с сеанса вышел и сказал, что все слишком по книге, и это скучно и плохо, надо было больше отклоняться. Но через пару дней остыл. Признал, что понравилось". Многие согласны с мнением skytteanum: "Лично мне в фильме больше всего не хватало именно истории, за которой было бы интересно следить. Что касается режиссерской работы... Что в "9 роте", что здесь у Бондарчука хорошо получается драматургия характеров, а не боев, которые сделаны уж совсем шаблонно... И все же на второй фильм пойду".
Второй фильм продюсеры "Обитаемого острова" обещают выпустить в прокат уже в апреле. Хотя некоторые блогеры советуют выдержать более длительную паузу...
Вита Рамм

Заварить кашу на Саракше
Газета "Труд"

В первый день нового года в прокат выходит "Обитаемый остров" - первая часть кинодилогии Федора Бондарчука по роману братьев Стругацких.
Диссидентский роман "Обитаемый остров" написан Аркадием и Борисом Стругацкими в 1968 году. Землянин Максим Каммерер, из-за аварии оказавшийся на планете Саракш, с искренним недоумением наблюдал за жизнью ее обитателей: уличные банды, войны, страх, жестокость и коварство правителей. Первые читатели "Обитаемого острова" увидели здесь много параллелей с устройством своей жизни.
Во время съемок фильма Федор Бондарчук, сыгравший в собственной картине одного из правителей планеты, поставил задачу создать визуальный ряд, отвечающий атмосфере книги. Как говорил режиссер, "этот мир наводнен невероятным количеством предметов и деталей, и все это надо было сделать реальным, материализовать".
Для материализации придуманного Стругацкими мира привлекли множество специалистов: уже подсчитано, что для фильма изготовлено около 400 пар обуви и почти 3000 костюмов (только для главного героя художники разработали примерно 10 вариантов одежды), некоторые из них вручную расшивались кристаллами Сваровски. Особого внимания требовал грим, которого было использовано 450 килограммов: специальные технологии изменили лица некоторых актеров почти до неузнаваемости. Сергей Гармаш, Гоша Куценко, Андрей Мерзликин в картине выглядят крайне необычно.
Цифры
"Обитаемый остров"
7000
человек массовки
3000
костюмов
1350
килограммов тротила
13
боевых машин
Василий Степанов
"В жизни я вовсе не такой жизнерадостный мальчуган"
- Кастинг на роль Максима Каммерера был большой?
- Большой. Но меня это совсем не тревожило: когда я туда шел, то даже не думал о том, что могу попасть в этот проект. У меня не было образования, я тогда даже студентом не был. Так что это была авантюра - я совершенно не представлял, что мне предложат главную роль в таком масштабном фильме. И когда это произошло, я был шокирован - все в жизни сразу изменилось.
- А что изменилось в вас после фильма?
- Я теперь все время что-то в себе ищу. Хочу расширить свой душевный диапазон, чтобы потом не играть только героические роли. Я бы хотел и отрицательную роль сыграть. Но планировать ничего не буду - не хочу все знать заранее.
- В образе Максима вам было комфортно?
- Мне казалось, что, входя в образ, надо жить в нем, существовать так же, как и мой герой, растворяться в персонаже, становиться им. Оказалось, это не совсем так, главное - понять логику его поведения. Какие-то его поступки мне были непонятны, я бы так не сделал - это вызывало у меня очень сильные эмоции и помогало играть.
- А в чем вы совсем не похожи на Максима? - Я в жизни вовсе не такой жизнерадостный мальчуган, как Максим: он улыбается там, где я бы никогда не улыбнулся. Но нельзя изобразить искреннюю улыбку чисто механически, потренировавшись перед зеркалом, это будет выглядеть очень неестественно. Спасибо Федору Сергеевичу - он находил для меня такие слова, что та улыбка, которая была нужна, появлялась сама собой.
- Вам легко было читать роман Стругацких?
- Нет, приходилось стараться, чтобы понять логику авторов. Там так все медленно, размеренно. Сценарий динамичнее. Но все равно, когда ты вчитываешься, когда привыкаешь к этому ритму, в нем очень удобно существовать. Я потом и "Жук в муравейнике" прочитал и совершенно при этом не напрягался.
Сергеева Жанна
 

Интеллигент несчастный
Роман КОРНЕЕВ

Понятное дело, как и в случае большинства наших громких кинопроектов последнего времени, это не Максим Каммерер отправляется на злополучную планету Саракш, а мы с вами, зрители, отправляемся в путешествие по тёмному лабиринту чужого киномастерства, о котором до начала сеанса не известно ровным счётом ничего.
Так уж повелось, что в российском кинематографе определиться в качествах фильма заранее не получится. Не помогают западные рецепты, сколько ни изучай фильмографии создателей, ни разглядывай постеры, ни пересматривай ролики и ни листай галереи кадров, а в особенности — сколько ни вчитывайся в официальный синопсис, да хоть бы и в первые рецензии, результат будет нулевой, ибо о фильме мы в итоге будем знать ничего и даже меньше.
Ну, снимает Бондарчук Стругацких у себя в Крыму, за большие деньги снимает не первый год, ну, выпускает местами странные, а местами скудные трейлеры. Вроде действительно, надежду на аутентичность сценария дают имена Дяченок в титрах, которые наверняка к первоисточнику отнесутся с должным почтением, не могут не отнестись. Да и постановка вроде действительно дорогая и масштабная, но определённости при всём этом — ни на грош.

А тут ещё Максим этот странный Каммерер, белокурый да белозубый, улыбается с экрана своей улыбкой юного гагаринца. В общем, одни сомнения.
Так что для тех, кто, наконец, попал на сеанс прямо из-под ёлочки, главная радость уже предоставлена. Ведь программа-минимум заключалась в том, чтобы это действительно оказался настоящий фантастический блокбастер со всеми элементами жанра. И она была выполнена с дотошностью бухгалтерии и нажимом «нашего ответа» всему. «Обитаемый остров» на самом деле — тот самый фантастический блокбастер. С историей, приключениями, спецэффеками, масштабом, декорациями, напряжённым саундтреком, стрельбой, мордобоем, героями, антигероями, лирическими прогулками при луне и чуть ли не ган-катой.
Бондарчук обещал нам блокбастер, и он его предоставил. С напряжёнными и романтическими моментами, с огромным разнообразием локаций, персонажей, ситуаций и всесторонне преподнесённой моралью. Здесь по-прежнему Башни транслируют людям лучи бесконечной любви к государству и лютой ненависти к врагам, внешним и главное внутренним, тут по-прежнему живёт своей жизнью планета, повёрнутая головами внутрь себя, не смеющая даже мечтать о том, чтобы выбраться из тупика невежества и прозябания.

Дяченки не подвели, местами итоговый сценарий буквально страницами повторяет диалоги книги, да и в остальном, что касается сюжета — в нём нет ни грамма отсебятины, и даже главная заведомая проблема проекта — пресловутое разделение его пополам оказалось в сценарном плане проделано филигранно: первый фильм — это не «первая половина фильма», а вполне закруглённая, со своим, хотя и с открытым финалом история того, как загадки планеты практически разгаданы, спасти Саракш изнутри силами одного сильного, доброго, хотя и очень наивного человека не удаётся, и теперь нужно искать другой путь.
И всё это было бы совершенно замечательно и вызывало бы исключительно аплодисменты авторам, если бы не традиционные для нашего (ладно, не будем кривляться, практически любого) кинематографа вопросы.
Для начала, о фантастике. «Вогнутость» Саракша авторами действительно показана, причём без натужного педалирования, именно что оптическим эффектом, и это хорошо, но вот тот первый и последий раз, когда научная фантастика должна быть продемонстрирована без малобюджетных экивоков в сторону костюмеров и декораторов, а так сказать лицом к зрителю, получается как-то не очень.

В единственном на весь фильм полноценном CGI-сиквенсе мы видим странный кальмарообразный космический снаряд, сваренный на газу из фузионного реактора, железного стула и двух допотопных мониторов. Всё это кино, начиная с компьютерных астероидов (тм) до финального взрыва (уж не знаю, топливных баков? 0_0) производит именно что до ужаса малобюджетное впечатление. Сейчас ролики к компьютерным игрушкам лучше рисуют, а ведь фильм с этого начинается, задавая общий тон действу. Непонятно.
Но дальше дело расходится, см. декораторы и костюмеры, эти ребята действительно большие молодцы, тут опять же вовсю справляется со своей работой Макс Осадчий, который умеет и любит снимать экшн, коего в фильме много, но радует глаз и длинными пейзажными планами. В общем, постановка очень и очень богатая визуально. Однако по её поводу возникает вопрос жанровой самоидентификации фильма.
Бондарчук явно хочет показать нам антиутопию, тут и штурмовики в чёрном и с крестами, Старший Брат следит за тобой и пр., но дело в том, что явно проводившиеся режиссёром активные просмотры всего того, что успело наснимать человечество в этом духе, привели Бондарчука немного не туда. Весь этот вечный дождь, неоновые вывески, бесконечный базар-вокзал на улицах, корейская кухня на открытом огне и прочие посиделки на мокрых крышах — это всё антураж совсем другого, пусть где-то и родственного жанра — жанра киберпанк.
Угу, он самый. Без компьютеров (таковой мелькнул разок, а так ничего высокотехнологичнее пары мобил мы не видели), без генной инженерии, без имплантантов, без нагромождений иероглифов уличной рекламы (но с её упоминанием), с примитивным телевидением и громкоговорителями, зачем-то оповещающими всех о каких-то там подстанциях, в конце концов — без интернета.

Вообще, в постиндустриальном мире XXI века, спустя сорок лет после написания романа Стругацких, история с Башнями и не принимающей их кучкой отщепенцев, у которых-де от них болит голова, может восприниматься только как иносказание того самого зомбоящика, который, как известно, не нуждается ни в каком таком «излучении», все и так верят только тому, что там показывают.
Тут уж либо телевидение, либо Башни, либо антиутопия с Анонимными Отцами, либо киберпанк со зловредными Корпорациями и гордыми хакерами-одиночками, но не то и другое разом, и потому по сути крамольные нынче слова про борьбу интеллигентов-подпольщиков с возникшей поверх смутных времён порочной «вертикалью» подспудно нивелируются своей излишней для современного слуха прямотой, там, где положено быть иносказательности, и показным анархизмом малохольного блондина-супермена. В общем, дилемма.
И ведь та же история, по сути, происходит и с главным героем. Сакраментальный вопрос «Максим у нас по жизни такой дурак, или он просто очень добрый и наивный» по сути остаётся без ответа до самого финала. Только-только зритель почувствует некую сопричастность с героем, тот тут же отчебучивает, причём в точности по первоисточнику, хотя, как говорится, есть нюанс.

В романе основную массу несуразностей доблестный сын Земли совершает «на взгляд со стороны», в главах, где повествование ведётся от третьего лица Гая и прочих жителей Саракша. А в фильме Каммерер — главный герой в прямом смысле, камера следует за ним, отрываясь только на интерлюдии про лысого Папу, Прокурора в ванне и вечно ничего не успевающего Странника с присным Мерзликиным.
А коли ты главный герой, поди, объясни свои действия. Вот как реагировать на слова «ну, предположим, и пытать можно». Ты с детства такой идиот или уже позже с третьей полки упал? Вот почему-то во вставном (и совершенно лишнем) номере с «каратистами из кафе», свистнутом из всё того же киберпанка, Максим как-то сообразил, что к чему, а вот наставленный на него пистолет ротмистра Чачу всего лишь «не попал в голову», и славно.
То же касается и остальных персонажей, чьи действия вообще требуют каких-либо объяснений. Всё-таки, почему Гай не сдал властям неожиданно «ожившего» Мака Сима? Перестал излучение чувствовать? Почто чиканутый инопланетянин сдался небанально фигуристой Раде? Ну, и уж постоянными столкновеними со старыми знакомыми в стиле «Москва — большая деревня» можно было фильм и не перенасыщать, пусть они сколь угодно есть в первоисточнике.

Одного «совпадения» Рады с Гаем — уже выше крыши, а тут ещё сидельцы, подпольщики, бегающий по городу за «дикарём» расовый Мерзликин, не совсем логичное в таком исполнении попадание в гвардию, в конце концов опять же «случайный» выход Максима чуть не на самых главарей подполья.
Вы скажете, что так было в книге, а я отвечу — в книге было не так. Печатное слово — другой жанр, и что было логичным в виде текста, может стать бредом при произнесении с экрана, вдумчивый диалог станет излишне пафосным, неловкий поворот сюжета глупым, а проблемы персонажей надуманными. Потому что в книге между двумя диалогами — десять страниц текста, а в фильме — две монтажных склейки.
То есть сценарий всегда заведомо короче текста, по которому он написан. И его нужно дополнять — образами, жестами, взглядами, актёрской игрой, режиссёрской работой. А у Бондарчука, увы, на площадке играют трое — Евланов-Чачу, сам Бондарчук и совсем немного вечно играющий желваками Серебряков-Странник. Остальные же очень старательно и, в случае артиста Степанова или артиста Фёдорова, очень эмоционально исполняют свою роль, но в общем — играют мебель. Особенно это касается Рады, которая в игре «замри-отомри» отмерла всего один раз — в сцене с улыбкой в кафе.

И тут мы возвращаемся к главному вопросу — о разделении фильма на две части.
В общем, повторюсь, опыт на этот раз прошёл успешно, не превратив дилогию в два «царь-трейлера», как это было с «Параграфом 78», но сценария всё-таки по факту было — всего на один фильм. Потому двухчасовое полотно пришлось изрядно «разбавлять», безбожно удлиняя сцены, особенно всякие романтическо-философские. Не то, чтобы это стало для фильма фатальным, нет, он смотрится богатой, интересной, развёрнутой постановкой, но вот некий нерв, натянутая струна сюжета неуловимо ослабляется.
Тут бы воспользоваться шансом и сделать из проекта эдакую «режиссёрскую версию» в лучших традициях, там дополнительно придать логики действиям персонажей, сям покруче завернуть загадку, здесь вставить фанатский эпизод, но эта штука требует не только иного монтажа, но и более заинтересованного зрителя, чем случайный посетитель кинотеатра, я уж не говорю о досъёмке некоторых эпизодов, на которые не было уже никакого бюджета.

А тут — вот эпизод с «голованами» (ну, без кавычек этот вервульф-трэш рука не поднимается написать) в таком исполнении вполне можно было и пропустить, или вот зачем фильму аж две затяжных сцены с Бондарчуком в ванне? Чтобы показать, что банальные боксёрские загубники на Саракше ещё не изобрели? И почему только он? Ну, показали бы Суханова в ванной, тоже был бы занятный ракурс. Или устроили бы детективный момент для не читавших, пропедалировав тот немаловажный момент, что Странник в этот момент ничуть не корчится.
Можно пожать плечами и сойтись во мнении, что это придирки. Вон, Борису Натановичу понравилось. Но все эти моменты приводят к главному — они смазывают общее впечатление, которое в итоге неплохое, но чего-то не хватает. Катарсиса какого-то, восторга, ощущения праздника жизни. Как было с трилогией «Властелин Колец», как было с трилогией «Матрица». Кто-то скажет, ишь, сравнил. С другой стороны, надо радоваться, наше коммерческое кино доросло уже и до таких сравнений, пусть пока и не в их пользу.
Впрочем, это ведь только первый фильм. Во втором нам обещают пустыню, Белую субмарину и ядерную войну. А значит, ещё всё впереди.
До встречи в кино.
С сайта Кинокадр Ру

"Обитаемый остров" по сравнению со "Звездным десантом"
Текст: Семен Кваша

На Кинорынке, который происходит одновременно с Кинотавром, прошла презентация фильма "Обитаемый остров" — показали несколько сцен из самого ожидаемого русского блокбастера этого года. Продюсер фильма Александр Роднянский ответил на несколько вопросов о мире Полдня, мире Саракша, танковых атаках и эргономике автоматов.
- На презентации "Обитаемого острова" вы сказали два главных слова: "Мир Полдня". То есть вы оставили эту концепцию? В будущем 22 веке будет коммунизм? Как ваш Мир Полдня соотносится со Стругацкими?
- Это и есть Стругацкие. Мы вслед за ними принимаем их метафору, их правила игры. Предположим, что существует некое идеальное общество. Предположим, что в этом идеальном обществе люди преодолели проблемы первого этапа своего развития. Не случайно он называется "Мир Полдня", такая зрелость человечества. До какой степени они в состоянии вмешаться в дела других, не столь совершенных миров, принять их проблемы, беды и нервы того общества, в котором оказывается герой Мира Полдня. Об этом же книга Стругацких и соответственно фильм "Обитаемый остров".
Но Мира Полдня в фильме вообще нет. Есть человек оттуда. Наивный, сильный молодой, физически совершенный, оказывающийся в этом очень неустроенном обществе. Все остальное действие происходит на планете Саракш, которая иногда очень напоминает, а подчас ничего общего не имеет с Землей сегодняшнего, 2008 года.
- Скажите пожалуйста, нужно будет при просмотре фильма играть в любимую игру с узнаванием киноцитат? То, что мы видели — там есть, как мне показалось, есть довольно развернутая цитата из "Бегущего по лезвию", когда Максим идет по имперской столице, это безумно похоже на проход Харрисон Форд по Лос-Анджелесу, только гораздо светлее.
- Я вот только что прочитал пару матералов по поводу презентации, и там по отношению к этому эпизоду было три сравнения: "Безумный Макс 3", "Blade Runner", было еще третье... неважно. Я уже неоднократно сталкивался с тем, что когда мы показываем фрагменты — в них находят цитаты из Джордж Лукас, Ридли Скотт "Гаттаки", откуда хотите. А потом, когда смотрят полностью фильм (это уже было четыре раза), обнаруживают, что он совершенно самостоятельный. Там, безусловно, есть такие оммажи, приветы тем, кого мы любим, но это точно не цитаты.
Конечно "Обитаемый остров" фильм насмотренных, кинематографически образованных людей. Было бы странно снять его как впервые. Мы же всегда находимся в ситуации чудовищного выбора: либо изображать первооткрывателей в жанре, который является одним из самых любимых для зрителей, в котором сделаны десятки выдающихся фильмов, либо все-таки поиграться в кино, постараться, не лукавя, передать привет тем, кто был до, но сделать самостоятельный фильм. В "Ведомостях" сегодня прочитал: "Это глянцевый каталог цитат из мировой кинофантастики". Вот Безумный Макс, вот Пол Верховен, вот Ридли Скотт...
- Пол Верхувен — они имеют в виду "Звездный десант"? Не очень похоже.
Не похоже совсем. Потом, скажу вам нагло: "Обитаемый остров" по сравнению с "Звездным десантом" — просто Джомолунгма. С технологической точки зрения. Там они многого не умели.
- Мне тут дали подержать саракшский автомат, объяснили, что внутри у него АК-74, а на него уже навешано все остальное. А кто все это нарисовал? Кто сделал эти танки? Как все это происходило?
- Вы знаете, это любопытная очень история. Со временем мы сделаем книжку, в которой мы будем сопоставлять первичные рисунки и то, что уже получилось на съемках. Рисовал вначале Кирилл Мурзин, в титрах он называется концепт-художник, а затем несколько художников-постановщиков — Новиков, например — разрабатывали конкретные детали, переводили это в материал. Не строили, а уже разворачивали в конкретику.
У меня было искушение показать великолепную нарезку, которая убила бы всех. Но я подумал: "Ну полгода до фильма. Нужно быть очень осторожным, а что потом показывать?" А потом, создаются завышенные ожидания. Я и так этого боюсь.
- Да, ожидания очень высоки.
- Так и должно быть. Но вы даже по этому материалу понимаете, что, как минимум, технологически это на очень высоком уровне — ничуть не слабее ни одного фильма из тех, что мы с вами сейчас вспомнили. Был нарисован целый мир, потом уже это попало в руки делателей, профессионалов кино, которые уже работали вместе с Федором. Вообще весь мир имеет непосредственное отношение к Бондарчуку. Он все это очень любит. Всем занимается, от дизайна одежды до всех механических штук, от мельчайших приборчиков до крупных средств передвижения. Он очень детальный. Федор знает бесконечно хорошо все материалы, все названия, он очень ясно себе это представляет. Он сам декорации красит! И вы не увидите фуфла нигде, там фанеры нет.
Главная же история в чем состоит? Нам нужно создать виртуальный придуманный мир так, чтобы он у вас не вызывал сомнений в его реальности, чтобы вы могли доверять героям, любить или не любить, сочувствовать и переживать. Просто ради интереса: там несколько десятков моделей зонтиков. Проработанная система всех лычек, нашивок, знаков различия разных родов войск. Это никому не интересно, разумеется...
- Нет-нет, фантастика — это же кино для мальчиков. Как раз для маньяков, которые будут на это обращать внимание и на форумах обсуждать.
- Ну да, поскольку я и сам такой, я на это обратил внимание, для меня это очень важно. О Федоре я вообще не говорю, он человек мельчайшей детали.
- Над чем сейчас работа идет? Вы говорили, что ее осталось как раз на полгода.
- Мы смонтировали фильм, остановились на версии два часа для первого фильма и час сорок пять для второго. Это очень плотно, материала было намного больше. Эта версия очень близкая к книге, не только по букве, но и по духу. Сейчас мы делаем сразу монтаж международной версии. Понятно, никто там не захочет смотреть два фильма, хотя есть желающие, прежде всего в Азии, в Турции, например. Они готовы показывать два фильма. Но мы рассчитываем на прокат и в других странах, и стараемся сделать одну версию. Она будет идти три часа. Мы мечтаем сделать 2.45, пока не знаем как. Там же важная драматургия, которая работает по накоплению. Максим, ведомый лучшими побуждениями, постоянно сталкивается с непреодолимыми препятствиями и открывает для себя новый поворот, разочаровывается, приходит к обескураживающим выводам. Если мы уберем одно из звеньев, оборотов этой спирали, фильм может стать более примитивным, более плоским. Картина очень хорошо работает в этом накоплении. Весь фильм отлично воспринимается в ретроспективе, в финале. Ну, мы мечтаем о 2.45, тоже, кстати, сложный хронометраж, но что поделать.
Сейчас работаем над CGI. Для первого фильма уже почти все готово.
- А что там? Взрывы, огонь?
- Нет, это все вживую. Вы кое-что видели на презентации.
- Что, и когда башня взрывается, это реальная пиротехника?
- Да. Все, что вы смотрели — ни одного CGI. Даже атомный взрыв, даже танковая атака.
- Что, даже танки не размножены?
- Ну, будет один план, где тысячи танков — они будут ремультиплицированы. Но там много танков. Там такое мясо, мы можем вообще без CGI сделать фильм, отделаться парочкой кадров. И не забывайте, дело происходит на Саракше, где мир наизнанку, там другие атмосферные условия, это такая чаша. Это все будет обработано.
- То есть везде будет искаженный горизонт, как в романе?
- Да. Второе — роботы в лесу, это тоже CGI. Хотя танкетки, выскакивающие из-под земли — они "живые". Потом, общий план города — CGI, настоящая имперская столица. Падение корабля и виды космоса, разумеется, тоже. Кое-где будут аккуратные дорисовки, нужные нам для уплотнения.
- В конце прошлого года Константин Эрнст рассказал нам, что билборды и телевизионные ролики для продвижения фильма больше не работают. Вчера вы нам сказали примерно то же самое. А какие еще есть способы?
- Для сегодняшнего объема фильмов, которые конкурируют в одно и то же время, при всем объеме их рекламы позиционировать фильм так, чтобы он отличался, очень трудно. Я пытался сформулировать две вещи. Первое — нагло: есть фильмы (я говорю только с точки зрения проката) разные, бывают замечательные, бывают не очень удачные. И есть "Обитаемый остров". Мы сделали событие. И второе — нам нужно попытаться в любом сегменте, в наружке или на телевидении, передать ощущение беспрецедентного по масштабам проекта и передать ощущение мира. Не вообще наружная конструкция, а особая наружная конструкция, особая телевизионная реклама.
С сайта Филм Ру

Каммерер на связи

Публикуем первую и вторую части ответов Василия Степанова, сыгравшего Максима Каммерера в фильме "Обитаемый остров", на вопросы читателей Фильма.Ру. Вопросов оказалось очень много, полный текст интервью Василия появится в ближайшее время.

О фильме

Вы довольны фильмом? (Сергей)
— Я, честно говоря, просто потрясен. Недавно увидел законченный фильм, и он произвел на меня сильнейшее впечатление. Я не ожидал, что это будет так мощно.

Сколько длились съемки? (Алиса)
— В целом, съемки фильма длились 11 месяцев, конечно, у меня были не все 222 съемочных дня, как у режиссера, оператора и всей группы, но близко к тому. Больше, чем у всех других моих партнеров по фильму, это точно.

Как оцениваете своего героя? (Артем)
— Он просто отличный парень. Честный, искренний и отважный. Очень интересный характер. Он меняется от сцены к сцене, от эпизода к эпизоду, и к финалу второго фильма это будет уже совсем не тот Максим Каммерер, каким он приземлился на планету Саракш.

Вы видели уже обе части фильма? Какая вам нравится больше? Спасибо. (Серж)
— Нет, готовым, завершенным — я видел только первый фильм. Но думаю, сравнивать будет не верно. Скажу только, что второй фильм должен быть очень сильным, а финал должен всех потрясти, это было ясно еще на съемках.
Василий, поделитесь своими впечатлениями о работе с Федором Бондарчуком. Какие ваши мысли по поводу него как режиссера? Очень интересно узнать, как работать на площадке под руководством Федора Сергеевича... (Захаров Константин)
— Федор Сергеевич — царь и бог на площадке. Все подчинено его воле. И при этом все делается так, чтобы актерам было удобно и комфортно работать. Он замечательный педагог, я же ничего не умел, когда пришел на площадку, так что все достоинства моей роли — это полностью заслуга Федора Сергеевича.
А как тебе с Федором работалось? Чему научил? (Сурок)
— Научил буквально всему. Особенно, как вести себя перед камерой. Как правильно держаться, как лучше двигаться, как работать с партнерами на площадке. Да всему!
Я слышал, что фильм снят по книге братьев Стругацких. Как вы думаете, события прошедшие в фильме сильно отличаются от событий в книге? Спасибо. (NeoSpy)
— Нет, поскольку я внимательно читал роман, могу сказать точно, сценарий написан очень близко к роману. События ничем не отличаются. Тот же сюжет. Там есть некоторые изменения, кое-что добавлено, что-то ушло, но дух романа сохранен.

Насколько помню, по книге Каммерер — чернокожий, ну или по крайней мере мулат. На этом факте иногда заостряется внимание в книге. А чем заменили эти моменты в фильме? (DD)
— Чернокожий? Ну нет, он просто другой, смуглый, загорелый — типа иностранец ;))) Насколько я понимаю, когда роман писался, Максима — по соображениям цензуры — переделывали так, чтобы никто ничего не заподозрил. Он вообще сначала был с русской фамилией Ростиславский. А авторы фильма приняли другое решение: все бледные (потому что нет солнца) и темноволосые, а Максим похож на античного героя, греческого бога, как говорит Бондарчук — статный, мускулистый, светловолосый, голубоглазый и загорелый.

Монополии Голливуда пришел конец? В России научились снимать настоящие блокбастеры, как вы думаете? (Митя)
— Мы учимся. И, надеюсь, скоро мы будем снимать не менее мощно, чем в Голливуде. Во всяком случае, есть вещи, который Бондарчук делает невероятно круто — например, батальные сцены!

Скажите, ведь на экране жанр фэнтези выглядит мультяшно, не так, как в книге, трудно ли вам было психологически сыграть этого героя? Ведь для человека, который живет этим миром, не составит труда быстро войти в образ созданный как писателем, так и режиссером? (Виталина)
— Все-таки это не фэнтези, это фантастика, то есть не тоже самое. Тут нет никакой сказки. Тут есть другой мир, в чем-то очень похожий на наш. Те же люди, те же дома. Будто приезжаешь в другое государство, с которым ты не знаком, и все для тебя в диковинку, все вроде бы так, да не так ;)) Мне так кажется.

Откуда человек, прилетевший с планеты, где победили войны и насилие, знает приемы рукопашного боя??? (nic19941)
— В рукопашном бою не обязательно бить по лицу или убивать. Это спорт. Борьба. Говорю это уверенно как профессиональный спортсмен. А Максим наделен сверх-способностями, всему учится на лету, он гораздо сильнее и ловчее своих противников. И все его потенциальные способности мгновенно активизируются, когда того требуют обстоятельства.

Фильма, разумеется, еще не видел, только трейлер — уже по трейлеру кажется, что впереди очередное кино типа "Параграфа 78" — бум-бац, и даже неплохо снятый бум-бац, но без четкой мысли внутри. Особенно, когда перерабатывается известное в свое время произведение (понятно, потому как кризис идей), но часто это еще хуже, поскольку выпадают многие моменты, зачастую смысловые — просто не влезли они в сценарий. Собственно, вопрос: сравнивали ли вы книгу со сценарием, возникли ли у вас какие-то неприятные вопросы в этой связи? Спрашиваю потому, что Бондарчук — плоть от плоти актуальной конъюнктуры, и даже Колобка можно снять со спецэффектами Матрицы и провозгласить это экзистенциальным отражением русской национальной идеи в руском кинематографе, хотя Колобок при этом себя не перепрыгнет. (Константин)
— Я с вами не соглашусь. И колобок, кстати, очень непростой образ — к нему, как я знаю, часто обращаются современные художники. Максим тоже немного похож на Колобка — все его ищут, а он от всех уходит. Только вот финал будет совсем другим, Лиса не сможет его перехитрить. Что касается первой части вашего вопроса, фильм очень и очень глубокий, авторы сценария не пожертвовали ни одной из тем и идей, заложенных в романе. Сценарий написали известные писатели-фантасты Марина и Сергей Дяченко, известно, что Стругацкий их уважает и доверил им работу. Так что ничего важного, что "не влезло в сценарий", я не заметил.
И снова здравствуйте, Василий! :) Вопросов все больше и больше :)
Заранее признательна за ответы! (Эл)
1) Правда ли, что половину фильма озвучили Вы, а вторую — другой актер? И если да, то по какой причине?
— Не знаю, стоит ли об это сейчас говорить, но роль озвучил другой актер. Это было связано с тем, что живой звук был очень неровным, что-то у меня получалось, а что-то нет, так как опыта совсем не было никакого, и кроме того я заметно картавил. Так что переозвучивать кусками было невозможно. Переозвучили всю роль. И получилось очень здорово. Я бы, наверное, еще не справился с таким объемом. Озвучание требует особого мастерства. Но голос мне очень понравился, и он так похож на мой голос и на мои интонации, что никто вообще не узнает, даже мои коллеги.
2) Каким видом спорта Вы занимались и что побудило Вас после девятого класса пойти в физкультурный техникум?
— Как-то так получилось. После 9 класса я поступил в техникум Физической культуры и спорта и успешно его закончил. Мне нравится спорт, он собирает, подтягивает, дисциплинирует, забирает все ненужное и в то же время дает позитивную сильную энергию. Мне тогда было это нужно.
3) Правда ли, что Вы владеете техникой рукопашного боя?
— Да, я несколько лет профессионально занимался рукопашным боем.
4) Сложились ли у Вас по-настоящему дружеские отношения с кем-либо из съемочной группы (не считаю Юлии, с которой Вы уже были знакомы)?
— Да, мы подружились с Петей Федоровым. Петя свой человек, тоже закончил Щуку, он мне очень помогал на съемках, советовал, поддерживал, и сейчас тоже — иногда заезжаю к нему в гости, поболтать и поделиться впечатлениями.
5) Насколько доброжелательны и терпеливы были к Вам во время съемок Ваши коллеги — популярные актеры? В тех интервью, что я читала, почему-то о Вас говорят очень сдержанно — с чем это связано?
— Я не знаю, о чем говорите вы, но на площадке у всех были очень теплые отношения. Все мне чем-то помогали, поддерживали, давали какие-то мудрые и профессиональные советы: и Гоша Куценко, и Алексей Серебряков, и Андрей Мерзликин, а Сергей Леонидович Гармаш вообще устроил мне настоящую школу молодого бойца. Мы все обменялись телефонами, но только звонить и спрашивать о чем-то просто так — странно. Все-таки они все уже настоящие монстры, мастера, а я еще совсем пацан, обычный студент, вряд ли может идти речь о горячей дружбе ;))))
6) Помогает ли Вам в учебе приобретенный на съемках опыт?
— Конечно, помогает. Но скорее это касается какого-то самоощущения и умения чувствовать партнера. Я же учусь в театральном институте, не во ВГИКе, а в Щуке — своя, особенная актерская школа.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

О роли

Скажите, а вам не страшно? Все же на этом герое целые поколения выросли, у всех о нем свои представления, если вы с Бондарчуком не угадали — проклянут :) (Лена)
— Страшно, и вам было бы страшно. Что значит, не угадали? Всем угодить невозможно. И не нужно пытаться. Такой человек, как Бондарчук, не станет принимать необдуманных решений. Он точно знал, чего хочет. Знал, кого искал. У него было абсолютно ясное представление, каким должен быть Максим Каммерер. И задачи он передо мной ставил очень точные. Мне мой герой нравится.

Как вы попали в "Обитаемый остров"? Ну, просто интересно — объявление было "ищем Каммерера" или как? (Татьяна)
— ;))) Да, своеобразное объявление было, и, оказывается, о том, что Бондарчук ищет какого-то "полубога" знало пол-Москвы. Я не знал. Я поступал в театральный, и на одном из туров ко мне подошел человек (это был Павел Каплевич, директор по кастингу на проекте) и пригласил меня на пробы. Я поехал. Попробовался. И прошел.

Как оцениваете своего героя? (Артём)
— По-моему, очень современный герой, живой какой-то, настоящий, решительный, целеустремленный, действует без оглядки — он меня по-хорошему задел, зацепил, мне нравилось его играть. Максим готов жертвовать собой, притом в бою. Он отказывается принять ситуацию, в которой люди хуже марионеток. Быть инструментом — не его судьба. Думаю, такой герой способен вдохновлять на благородные порывы.

Сложная была роль? Какая следующая роль, по-вашему, смогла бы больше раскрыть ваш талант? (Михаил)
— Роль сложная, хотя бы потому, что Максим за короткое, в общем-то, время сильно меняется, в каждой следующей сцене с ним происходит какой-то серьезный переворот, и к финалу фильма он становится другим человеком. Честно говорю, сложно играть такую дистанцию, особенно когда нет опыта. А следующая роль — я пока не думаю об этом. Мне еще много чему нужно научиться. И, мне кажется, я еще мало себя знаю: не знаю, на что способен.

Здравствуйте, Василий. По правде сказать, я, будучи большим поклонником творчества братьев Стругацких и Фёдора Бондарчука, очень переживал, кого же выберут на роль Максима Каммерера в экранизации "Обитаемого Острова". И очень рад, что выбор пал именно на вас. Найти актёра, который бы соответствовал образу Максима Каммерера, действительно очень непростая задача, ведь по книге Максим почти что супергерой (высокий, стройный, красивый, физически развитый). Думаю, что Фёдор Сергеевич не ошибся, выбрав для этой роли именно вас. Скажите: вам самому понравился образ вашего героя? Хотелось бы сыграть его ещё раз в экранизациях других романов Стругацких ("Жук в муравейнике", "Волны гасят ветер")? (Владимир)
— Спасибо, Владимир! Но все-таки нужно еще кино посмотреть, вдруг, я не оправдаю ваших ожиданий ;))) Я уже говорил, что на меня фильм произвел сильное впечатление, я даже не ожидал. Одно дело работать на площадке, и совсем другое — видеть результат. На пленке это уже совсем другой персонаж, он уже живет своей жизнью. Отличный получился герой — этот Максим Каммерер. ;))
В других экранизациях (если бы они были) как я могу играть? Ведь там уже зрелый герой, а 20 — как мне — только этому Максиму, из "Обитаемого острова". Те роли — для Алексея Серебрякова ;)))

Сложно ли было играть эту роль? Как вы считаете у вас есть сходство с вашим героем (по характеру)? (Anna)
— Играть было сложно, очень сложно. Сходство — и есть, и нет. Есть, потому что мы оба молоды. А в 20 лет все чем-то похожи: склонностью к максимализму. И, наверное, я тоже способен совершать благородные, но безрассудные поступки, последствия которых могут быть непредсказуемы. И еще мне понятна его активная позиция — нежелание мириться с несправедливостью. Но характеры у нас все-таки разные. Максим более экспрессивный, эмоциональный, я гораздо спокойнее. Он явно любит приключения, бороздит космос, я более домашний ;)))

Здравствуйте, Василий! Кто для вас Максим Каммерер? (Анаретта)
— Он просто молодой человек, 20-летний парень. Как говорят Марина и Сергей Дяченко, юный Робинзон. Путешествует, летает на своем звездолете и, по воле случая, попадает на чужую планету, с которой никак не выбраться. А там такое! В начале он всем открыт, искренне реагирует, обаятельно улыбается — абсолютно счастливый человек, а в финале устраивает революцию. Словом, ему приходится повзрослеть и кое-чему научиться.

Каждый актер, наверное, задумывался в какой либо момент — а что бы сделал — "Я" — если бы не знал сценарий. Но все-таки актер знает сценарий. И когда играешь роль кого-то, приходится жить и чувствовать за двоих. Часто ли чувства героя, его отношение к происходящему было различно с вашим личным мнением? И все бы вы сделали также, если бы кино стало реальностью? (FандориN)
— Как актер, я должен понимать своего персонажа, а не спорить с ним, должен точно выполнять задачи, поставленные режиссером, — так я думаю. Поэтому я не позволял себе возражать и даже если с чем-то был не согласен — сдерживал себя. А как человек: как можно предугадать свое поведение в экстремальной ситуации? На то она и экстремальная. Максим тоже представить себе не мог, что с ним такое приключится. Пытался спасти самого себя, а в итоге начал спасать мир. Все-таки героями становятся, а не рождаются. Поживем — увидим ;)))
Чтобы вжиться в роль актёры часто создают (по их рассказам) вокруг себя атмосферу, соответствующую сценарному духу. Были ли Вами предприняты попытки что-то изменить в своей жизни, попробовать подстроиться под образ, созданный Аркадием и Борисом Натановичами? Останутся ли такие изменения навсегда или вернётся жизнь на круги своя "после выхода DVD"? (Татьяна)
— И атмосфера, и сам фантастический мир Саракша, со всеми его подробностями и деталями, были созданы режиссером, художником, оператором — авторами фильма и всей командой, которая над ним работала. И эта атмосфера бережно поддерживалась на протяжении всего года и ощущалась мною как единственная реальность. Так что мне нужно было только прийти и погрузиться. Пришлось изолировать себя от общения, отказаться от себя самого. Изменить внешность, ходить в спортзал, набирать форму. И первое время я ощущал огромный дискомфорт и даже протест, настолько мне был непривычен мой новый образ. Но Федор Сергеевич помог мне со всем справиться, помог поверить в себя.

Почему вы выбрали такую незавидную роль? (Данила)
— Ничего себе незавидная! О такой роли можно только мечтать! И не важно, примут меня или нет.

Как Вы, голубоглазый блондин, оцениваете себя в роли кареглазого, смуглого Максима Каммерера? Как Вы оцениваете бледного Серебрякова в роли "длинного и страшного Странника с зелеными глазами навыкат"? Спрашиваю Вас, ибо сама еще буду смотреть :) (Василиса)
— Василиса, ну во-первых, блондин не я, а мой герой ;))) Во-вторых, я не думаю, что внешние характеристики героев в литературном произведении (не важно проза это, или пьеса) — это то, от чего нельзя отступать. Режиссер решил так! Ведь дело не в том, голубые у Максима глаза или карие. Дело в том, что он другой. По-другому выглядит, по-другому думает, по-другому чувствует — все делает по-другому. А Серебряков — замечательный актер и сыграл очень мощно. Посмотрите, сами увидите ;))) Если бы фильм снимался 20 лет назад, он был бы лучшим Максимом Каммерером!

О книге

Василий, а вы книжку "Обитаемый остров" прочли до или после того, как вам предложили роль? (Анна)
Здравствуйте. Вы читали произведения Стругацких? Если да, то какое вам больше нравится? (Алёна)
А вы читали оригинал Стругацких перед съёмками? И как вы оцениваете свои первые успехи и работу с Бондарчуком? Заранее спасибо! (4user)
— Здесь есть несколько вопросов, которые похожи между собой. Сначала я прочитал сценарий, а потом уже книжку. Нельзя же не прочесть роман, если тебе досталась главная роль ;))) Раньше я Стругацких не читал, потом пытался прочитать другие повести из трилогии про Каммерера, но как-то не пошло, не складывается у меня пока с фантастикой, наверное, не готов еще.
Про Бондарчука я еще раз могу сказать, что работа с ним изменила мое сознание. Федор Сергеевич — особенная личность, с особой энергетикой, он просто притягивает к себе людей. И он всегда знает, чего хочет добиться от актера. Он рискнул и взял меня, неопытного, зеленого, на главную роль в таком проекте! — и вытащил из меня все, что хотел.
С сайта Филм Ру

Оглушительная духовность блокбастера
Независимая газета

2157 год. По Вселенной несется звездолет, на борту – юный бездельник Максим из некоего далекого идеального мира. Звездолет терпит крушение и вынужден приземлиться на планете Саракш, где Империя Неизвестных Отцов воюет с двумя бывшими провинциями – Хонти и Пандеей. «Раньше мы были одним государством. У нас была общая история», – объясняют Максиму жители Саракша. Заодно здесь борются и с врагами внутренними – населением управляют с помощью психотронных излучателей. На некоторых излучение не действует – такие здесь называются выродками и, как правило, ликвидируются. И Максим устраивает на планете революцию – взрывает центр психотронного излучения.
Вышедший в 1969 году роман Стругацких «Обитаемый остров» был совершенно в русле творчества двух писателей, описывавших из романа в роман выдуманные миры, в которых всякий читатель легко узнавал признаки родной одной шестой части суши. Читать Стругацких по молодости увлекательно, а умение пользоваться эзоповым языком в советские времена приравнивалось к главной литературной добродетели. Стругацкие, эффективно применявшие это умение на практике вкупе с умением придумать захватывающий сюжет, дали множество крепких основ для экранизаций. Андрей Тарковский, к примеру, по сюжету «Пикника на обочине» снял философскую притчу «Сталкер», имеющую самое малое отношение к роману Стругацких. Александр Сокуров вольно экранизировал «За миллион лет до конца света» – получились «Дни затмения». На выходе босховское полотно Алексея Германа «Трудно быть богом». «Обитаемый остров» – первая из экранизаций братьев-фантастов, максимально приближенная к первоисточнику (если не считать хиленький эстонский «Отель «У погибшего альпиниста»).
36 млн. долл. – бюджет для России рекордный. Он влился в фильм в виде оглушающих и ослепляющих спецэффектов, в гуще которых актер-дебютант Василий Степанов в роли Максима борется с инопланетным злом. Фильм начинен и целой обоймой зрелых кинозвезд – Сергеем Гармашом, Максимом Сухановым, Федором Бондарчуком, Алексеем Серебряковым, Александром Феклистовым, Гошей Куценко, которые азартно и охотно используют все собственные штампы актерской игры. Серебряков катает желваки – он тут главный негодяй, Суханов делает непроницаемое лицо – он самый главный негодяй, Бондарчук в роли Главного прокурора вкрадчиво брутален, а Куценко – тому и делать ничего не надо. Он просто появляется. Говорить о значимых и значительных актерских работах в «Обитаемом острове» не приходится – они скрыты за грохотом и преувеличенным общим осознанием важности происходящего.
Важность, судя по всему, кроется в этих самых 36 млн. долл. «Обитаемый остров» – раскрашенная в жанре sci-fi epic мысль о том, что тоталитаризм – это плохо. Мысль столь же правильная, сколь и куцая. Как, если разобраться, куце и ее воплощение. Главный герой Максим (Мак Сим, как его отныне именуют на Саракше) – персонаж исключительно блеклый, несмотря на бесспорную красоту, белозубую улыбку и блондинистые кудри. В нем нет мысли и неподдельной эмоции, и со всей своей красотой он отлично пригодился бы в мультике про современного Ивана-царевича, сеющего добро с помощью хорошо натренированных кулаков.
Да, собственно, весь грандиозный по видео- и аудиоряду фильм, если бы его разбить на 20-минутные серии, явил бы собою чудный утренний сериал для детей, собирающихся в школу. Что-то вроде «Кена». Как раз между чисткой зубов и утренней кашей. Отвлеченное зло, сказочные злодеи, красавец-рыцарь, спасающий полюбившуюся девушку и заодно всю планету. У Стругацких отвлеченное зло имело конкретного прототипа. Здесь создатели фильма пытаются выйти на обобщения, придав фильму вневременное, философское звучание.
Однако философское звучание не может быть оглушительным. Все умное тихо и неагрессивно. Это сказки продюсеров – про глубокий и философский блокбастер. Блокбастер может быть профессиональным или непрофессиональным, он может быть нетупым, да и просто захватывающим и привлекательным во всех отношениях, кроме одного: он не бывает по-настоящему умным.
«Обитаемый остров» – очередной гламурный фильм Федора Бондарчука (как бы ни пытались режиссер и продюсеры – Александр Роднянский и Сергей Мелькумов – откреститься от гламура). По странной и давней русской традиции не хватает мужества сказать: я снял очень красивый и очень дорогой фильм, который всех заткнет за пояс своими спецэффектами и в первый же уик-энд соберет немыслимые рекордные кассовые сборы. И что так всем духовность далась?
Екатерина Барабаш

Жить на нем легко и просто
Русский Newsweek

Посмотрев одни только трейлеры и постеры «Обитаемого острова», рунет ощетинился. Первая часть фильма выходит 1 января, и он заранее породил дискуссии в блогах, каких прежде не вызывал, пожалуй, ни один российский фильм. Однако к моменту выхода второй серии (один из продюсеров Александр Роднянский уверяет, что она появится не в октябре 2009-го, как сообщалось, а в апреле) фанаты романа-первоисточника братьев Стругацких скорее всего настроятся более миролюбиво. Во всяком случае, от многих из тех, кому удалось посмотреть картину на предварительных показах, довелось услышать одно и то же: было предубеждение, но фильм его переборол.
На самом-то деле по трейлерам вывод сделать, наверное, невозможно. Отношение к «Обитаемому острову» - типично предвзятое. Оно вызвано в первую очередь самой персоной Федора Бондарчука. Фанаты романа еще до выхода фильма сошлись во мнении, что человек, рекламирующий российские выборы, а заодно мелькающий в глянце, не способен передать бескомпромиссную сущность романа.
Сомнения вызвала и гламурная внешность главного героя, которого сыграл Василий Степанов. Первая серия показала: Степанов - на своем месте и играет прилично. Максим Каммерер - юный идеалист с прекрасной Земли, какой она станет в будущем, некстати приземливший свой космолет на тоталитарной планете Саракш. В соответствии с романом он должен быть именно таким: физически совершенным, «истинным арийцем» в полном соответствии с представлениями Лени Рифеншталь о мужской красоте, только с демократическими убеждениями.
Единственная реальная претензия к первой серии: в нее трудно въехать. Те, кто не читал роман, могут не вполне понять, что происходит, особенно поначалу. В фильме всего чуточку чересчур. Кадр перенасыщен событиями и деталями инопланетного тоталитарного быта. Говорят, что первые части фильма сейчас подсокращены. Но останься фильм в прежнем виде - тоже ничего страшного, потому что спустя полчаса в него втягиваешься. Становится попросту интересно. По деталям - одежды, макияжа, быта - фильм продуман и выстроен так, будто все это ручная работа.
Характеры, даже эпизодические, выверены не менее тщательно, не зря почти во всех ролях очень хорошие, в том числе театральные актеры. Не припомню фильма, в котором даже эпизодические роли играли бы актеры уровня Суханова, Пирогова, Сирина, Цурило, Евланова, Анны Михалковой, харизматичного певца Сергея Мазаева; чтобы было столько проработанных персонажей второго плана - и опять-таки изображенных Серебряковым, Бондарчуком, Гармашом, Куценко, который тут необычен.
За два часа первой части много чего происходит - герой проходит через столь разные миры внутри Саракша, что его путешествие и впрямь пора прервать до второй серии. Тем более что герой преодолел предварительную финишную черту: покинул уже освоенную им и нами часть планеты, чтобы исследовать совсем уже неведомую. Похоже, создатели фильма учли опыт «Властелина колец». Тот же ход - обрывать повествование во время путешествия, при переходе героев из изведанного в неизведанное - использовал Питер Джексон. Вопрос о том, стоило ли делить фильм на две серии, думаю, мало у кого возникнет. Уж точно - не у фанатов романа: фильм столь длинный еще и потому, что бережно относится к сюжету и философии Стругацких.
С верой в то, что такая бережность сохранится, можно осторожно предположить: этот фильм - о цинизме политики. Не о том, что политику нельзя делать чистыми руками, а о том, что политика всегда грязная, что у нее не бывает абсолютно чистых целей. У всех трех сил, которые действуют на территории империи, в которую угодил Максим Каммерер, - правящие Неизвестные Отцы, лидеры оппозиционных выродков и Странник - своя заинтересованность в том, чтобы башни-излучатели, зомбирующие граждан, продолжали стоять и действовать. Пропагандистски воздействовали на умы - ведь их можно перепрограммировать в свою пользу. Что такое башни-излучатели и кто такой Странник, читавшие роман знают, а остальным разъяснять не стоит. Тем более что в случае со Странником это пока не разъяснил и сам фильм.
В этом смысле мы имеем дело не просто с антиутопией, но еще и трагедией молодого идеалиста из нового совершенного мира. По аналогии с романом воспитания «Обитаемый остров» можно назвать романом антивоспитания. Наивный совершенный человек Максим, пройдя через все слои чужого общества и познав оборотную сторону всех, даже самых прекрасных на звук идеологий, в итоге разочаруется в идеализме. Дмитрий Быков, исходя не столько из фильма, сколько из романа Стругацких, уже написал, что «история Максима Каммерера, в сущности, - версия шварцевского “Дракона”: излучатели-то он убрал, зомбировать население запретил. А дальше? А дальше - выберутся, уверен он: главное - дать людям жить самим».
Но когда Каммерер поймет, что его усилия были напрасны, что люди сами по себе не выберутся, он сломается - за пределами романа «Обитаемый остров». В итоге этот некогда светлый идеалист примет циничную идеологию Странника, что политику нельзя делать чистыми руками. В романе «Жук в муравейнике», уже в другой ситуации, на Земле, он работает агентом Странника, и они вдвоем отлавливают этакого Максима Каммерера нового образца - не наивного, искушенного, но все еще пытающегося в одиночку сражаться с системой.
Другой подтекст: фильм вольно или невольно рассказывает еще и о том, что происходит сейчас у нас. Создатели «Обитаемого острова» явно не желали делать оппозиционный фильм. Но нечаянно произвели картину, которая создает модель возможного будущего в России. Внутренних врагов у нас вроде пока нет - по крайней мере, таких, которых официальные телеканалы именовали бы выродками. Но вот внешние культивируются активно, и как Хонти и Пандея для Империи Неизвестных Отцов - это, как говорится в фильме, наши бывшие провинции. «Раньше мы были одним государством. У нас была общая история. За это они нас ненавидят», - примерно так излагает в фильме официальную точку зрения зомбированный патриот. А кто-то из незомбированных растолковывает еще одну актуальную мысль, что борьба с внешними врагами - лучший способ отвлечь народ от реальных внутренних проблем. От того, кто чем в стране реально владеет, от военных заказов, от коррупции (это опять-таки из фильма). Список можно продолжить: от проблем пенсий, платных образования и медицины.
Что вдруг сделало фильм актуальным? Текст - ничего больше. Когда в годы перестройки Марк Захаров экранизировал уже упоминавшегося «Дракона», они со сценаристом Григорием Гориным не без печали заметили, что политическая актуальность фильма - из-за происходившей тогда либерализации - тает с каждым днем съемок. В итоге, говорил Захаров, во всем фильме осталась лишь одна актуальная мысль: Ланцелот–Абдулов загоняет в угол главного молодого адепта прежнего драконьего режима Ракова словами типа: как ты мог? «Нас так учили!» - отвечает персонаж Ракова. «Но почему же ты оказался первым учеником, скотина?» - спрашивает Ланцелот.
С «Обитаемым островом», как признаются создатели фильма, все произошло ровно наоборот. В нем вдруг по-другому зазвучали фразы, которые еще четыре года назад на стадии написания сценария казались нейтральными. Фильму это, конечно, в плюс. Но не нашей действительности.
Юрий Гладильщиков

Проклятие «Обитаемого острова»

у киношников «Остров» уже получил славу произведения «с чертовщинкой». 

Нашумевший блокбастер обещает стать самым кассовым фильмом года. Только появившись на экранах, он вызвал массу бурных откликов, мало кого оставив равнодушным. Говорят, что за первую неделю января картину посмотрели сотни тысяч зрителей. А у киношников «Остров» уже получил славу произведения «с чертовщинкой». Слишком много ЧП случилось на съемках.
 
Все несчастья
 
О «гибельной энергетике» картины заговорили еще прошлым летом в Крыму, когда на съемках скончался молодой парень - реквизитор Паша - от разрыва сердца. Все, кто знал Пашу, были потрясены до глубины души. «Здоровущий, жизнерадостный, не болел, прекрасная семья, и вот так «сгорел» буквально за считанные дни на этом «Острове»!» - рассказала «КП» коллега Павла.
 
Гибель в кадре персонажей (а в фильме много кровопролитных сражений) сопровождались рисковыми эпизодами: однажды рухнул осветительный прибор. Потом внезапно оборвался стальной трос, державший в воздухе автобус. Автобус упал и едва не придавил каскадера. Другой каскадер от пламени получил сильнейшие ожоги. Да и режиссер Бондарчук (я была на съемках в Крыму и это видела) пребывал от этих накладок не в лучшем расположении духа: когда снимали танковое сражение на берегу Азовского моря, Федор то и дело срывался на помощников. Видно было, нервы у него на пределе. Через несколько месяцев он появился на костылях, многие поразились: что случилось? Бондарчук не захотел объяснить, где и как сломал ногу. К тому же на него ополчились экологи, которые упрекали мастера, что тот своими танками на побережье передавил редкие виды ящериц. А местные жители  жаловались, что от взрывов... у коров снизились удои. И это не все!


Главный герой чуть не утонул
 
Вот что рассказал «Комсомолке» сам Степанов:
 
- Снимали сцену, где мне нужно всплывать на поверхность с автоматом в руках - это был муляж, но выполненный очень натурально, и весил он, как настоящий. Я по сюжету вытаскиваю Гая, а в реальности он всплывает, а я не могу. Начинаю молотить руками и все равно остаюсь на месте, а воздух заканчивается! Каким-то чудом оттолкнулся и всплыл, но впечатлений хватило надолго.
 
Аномальное кладбище
 
Местные жители объясняли беды киношников тем, что они выбрали для съемок инопланетного кладбища жутковатое место под селом Собачеевка, о котором ходит дурная слава. Пастухи рассказывали, животные это место за версту обходят. Если верить легенде, раньше там были прекрасные луга, пока с неба не свалился огненный шар. Взрыв был такой силы, что очертания кратера угадываются до сих пор, а в гигантской воронке забили грязевые вулканы, которые и сейчас извергают тонны вонючей жижи. Считается, что эта грязь целебная, но у тех, кто там долго находится, начинаются головные боли,  нервные срывы. Членам группы и впрямь стало нездоровиться, и на съемках по 12 часов дежурили врачи.
 
Смерть напоследок
 
Последний съемочный день завершился еще одним ЧП. Отсняв последние кадры, вся группа подняла бокалы. Гоша Куценко заметил, мол, теперь уже ничего не случится...
 
Как вдруг пришло страшное сообщение: выбросилась из окна гостиницы жена одного из помощников Бондарчука. Молодая женщина, не объяснив, уехала в гостиницу, поднялась в номер и выбросилась из окна. Упала на иномарку, стоявшую внизу, но это ее не спасло - скончалась на месте.
 
- Это страшная трагедия, которую мы все сильно переживаем. Я не знаю, почему с этим фильмом связаны неприятности, - сообщил «КП» актер Алексей Серебряков.
 
Остается надеяться, что счастливая прокатная судьба фильма вознаградит его создателей за эти мистические ЧП на съемках...
 
Анна ВЕЛИГЖАНИНА.
 
ВНИМАНИЕ! О том, как из неизвестных актеров делают секс-символов, читайте в следующих еженедельниках «Комсомолки».
 
КСТАТИ
 
Кто еще из актеров стал секс-идолом после кинодебюта?
 
По рейтингам «КП», секс-символами 2008 года стали:
 
Владимир Машков - после фильма «Вор».
 
Константин Хабенский - после «Ночного Дозора».
 
Егор Бероев - после «Турецкого гамбита».
 
Лиза Боярская - после «Иронии судьбы»-2.
 
Екатерина Гусева - после сериала «Бригада».
 
Жанна Фриске - после «Ночного Дозора».
 
Как из героев делают секс-символов?
 
После появления на экранах «Обитаемого острова» исполнители главных ролей, доселе никому не известные актеры, вмиг стали самыми обсуждаемыми персонажами. И хоть скептики говорят, что главный герой выглядит уж слишком слащаво, все же признают, что парень действительно очень хорош собой. Юля же - олицетворение нежности и женственности. Как долго актеры продержатся на этом Олимпе, покажет время, а мы решили узнать, как они на него вообще попали.

Степанова покрасили
 
О белокуром парне, который сыграл в «Обитаемом острове» Максима Каммерера, до сей поры не было известно ничего. Молодой актер успел окончить техникум физической культуры и спорта, поработать учителем физкультуры и барменом. Сейчас он учится на втором курсе Щукинского училища и уже стал любимцем публики. Нам он рассказал, как из него лепили образ красавчика.
 
- В Интернете много пишут, что вас выбрали на роль главного героя исключительно из-за внешности...
 
- Если Федор Сергеевич Бондарчук взял на себя ответственность и дал роль совсем неопытному актеру, видимо, он видел, что сможет из меня что-то вытащить. Такой человек, как Бондарчук, не купится на внешность и не станет принимать необдуманных решений.
 
- Вы же не натуральный блондин? Для роли пришлось поменять цвет волос?
 
- Я стал блондином, мой натуральный цвет гораздо темнее. Пришлось ходить в спортзал, набирать форму, чтобы соответствовать образу. При этом сперва у меня возник некий внутренний протест, когда я увидел в зеркале свой новый образ. Настолько идеальным он получился. Я ощутил огромный дискомфорт - Максим весь прямо как из сказки, и мне казалось, что получится приторно, сладенько.
 
У Юлии роман с Василием?
 
В «Обитаемом острове» героиня Рада Гаал влюбляется в Максима Каммерера. Естественно, тут же пошли разговоры, что и в жизни у Юлии с Василием роман. Но сама Юлия эти слухи опровергает. Говорит, что у нее есть парень. А с Васей у них отношения, как у брата с сестрой.
 
Юля уже успела засветиться на экране. Снималась в клипе «До скорой встречи» у группы «Звери». После этого ее пригласили в малопрокатный фильм про шахтеров «Последний забой», потом был фильм «Вакцина». Сама восходящая кинозвезда родом из маленького  городка Тульской области. Поступила в педуниверситет на факультет иностранных языков. Когда уже заканчивала, поняла, что ошиблась в своем выборе. Пошла в фотомодели и там узнала, как лепить из себя сексапильную героиню. 
 
Анна КАЗАКОВА («КП» - Красноярск»).
Комсомольская Правда Ру

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#