Описание фильма

"Русалка"   

Название фильма: Русалка
Русалка
Страна-производитель: Россия
Английский: Русалка
Жанр: драма
Режиссер: Анна Меликян
В ролях: Мария Шалаева, Евгений Цыганов, Мария Сокова, Анастасия Донцова, Ирина Скриниченко, Вероника Скугина
Год выпуска: 2007
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
кадры из фильма
 

Сюжет и комментарий

Жила-была на берегу моря девочка по имени Алиса, и неслась она по течению жизни. Без особых раздумий, пристраиваясь к обстоятельствам и историческим событиям. И обладала Алиса удивительным даром исполнять желания. И оказалась она в огромном мегаполисе под названием Москва. И вел девочку по жизни Случай, и столкнул он Алису с одним человеком. И висел на его груди крест и было на нем написано "Спаси и Сохрани". Прочитала девочка, посмотрела на мужчину, и ее прежняя жизнь закончилась...

Русалка на Москве-реке
Газета.ру

Толстая приморская наяда, вступившая в связь с мимо ходящим морячком в волнах синего моря, – это мама. Морячок, стало быть, – папа, который, исполнив свой долг, ушел в плавание настолько долгое, что никогда не вернулся. Старушка с мороженым в кресле-качалке – это бабушка. Ветхие домишки, школа для умственно отсталых, прибой по ночам и мореходы-постояльцы в доме стареющей наяды – это родина. Серые многоэтажки, работа ходячим «гамбургером» и «пивной кружкой» – это Москва. Продающий участки на Луне парень, который, напившись, прыгает с моста в реку, – это принц. Странное чувство в груди – это любовь.
А все вместе – это «Русалка», история девочки Алисы (Мария Шалаева), которая умела исполнять любые желания и которой, однако, в жизни это не очень помогло. Роликом к этой ленте томили в кинотеатрах чуть ли не год, смешная девушка, передвигающаяся исключительно бегом то по берегу, то по улице, стала за это время как родная, и, в общем, казалось, что фильм будет славный. Подозрительность, тем не менее, – основной инстинкт, залог выживания. Слово «мелодрама» подразумевает изрядную вероятность того, что за роликом воспоследует очередной выпуск сериала «Эти забавные животные», посвященный брачным и охотничьим ритуалам мира гламура.
«Русалка», однако, извернулась блестящей рыбой, плеснула хвостом и явила столь неожиданную историю, что по началу просто глазам не веришь.
Самое неожиданное в ней – это что на экране присутствует собственно кино, а не анимированная какими-то зловещими силами режиссерско-продюсерская концепция. Сцена, в которой девочка Алиса сидит на лавочке и на пару с мальчиком-дауном сбивает яблоки с дерева силой мысли, – это да. Режиссер Анна Меликян напомнила, что делить фильмы на «для народа» и «для фестивалей» придумали, скорее всего, враждебные мыслящие пылесосы с планеты Криптон, и сняла историю, в которой буйство фанатов на Манежной, совершенно выдающийся ураган, сметающий хибару Алисы, мальчик-даун, роскошные московские апартаменты и невероятные платиновые блондинки уживаются так же, как в жизни.
Но дело не только в этом. Придумав историю о девочке из приморской провинции, которая хотела стать балериной, не стала, а однажды ночью, обидевшись на маму, подожгла дом и потом замолчала на долгие годы, приехала в Москву, поступила в институт ценой чужой жизни, влюбилась и натворила массу всего, Меликян выпустила на волю невероятно редкого для российского кино персонажа.
Героиню, чье обаяние в достоверности, как ни странно это говорить о девушке, которая умеет заставлять пароходы дудеть, яблоки – падать, а людей – умирать.
История русалочки, ходившей на подаренных ведьмой ногах как по ножам и превратившейся в пену морскую благодаря скотине-принцу, – одна из самых душераздирающих историй Андерсена. Умиление его творением, как правило, признак плохой памяти – в детстве читать его было просто жутко. Не стала умиляться и Меликян, сделав смешное, но довольно грустное кино. В этой сказке даже дорогие лофты и машины, терзающие чувство здравого смысла чуть не в каждой современной постановке, выглядят довольно безобидно – сказка же.
Сказка, как известно, ложь, но с намеком: реализм, особенно магический, такая штука, которая может принимать самые странные формы. Например, форму лофта или банки с маринованными огурцами, которые играют в ленте не последнюю роль. Тогда и русалка может быть ходячим гамбургером.
Антон Костылев

За сбычу мечт!
Итоги

Режиссер Анна Меликян не боится показать, откуда у ее фильма ноги, а вернее, хвост растет. В первых же кадрах появляется совершенно феллиниевская толстуха-нимфа, которой овладел разомлевший на жаре морской волк в парадной матроске. Так в соленой воде, сбитой в пену ногами и руками случайной парочки, была зачата девочка-русалка по имени Алиса, наследница по прямой как странной девушки Амели с Монмартра, так и Форреста Гампа. Подобно Гампу в детстве Алиса была отмечена печатью блаженной дурости и удивительного упрямства. Ей хотелось заниматься балетом, а вместо этого подсунули хор - вот она и замолчала до совершеннолетия. За это Алису отдали в школу для дураков. Наверное, Алиса предпочла бы, как еще одна ее предшественница, к тому же тезка, девочка Элли, быть унесенной ураганом в Изумрудный город. Но семье просто пришло в голову перебраться в Москву, что в общем-то стоит всех Изумрудных городов, вместе взятых. Дальше развивается деликатно осовремененный сюжет андерсеновской "Русалочки" со спасенным из воды принцем-рекламщиком, не сумевшим вовремя по достоинству оценить случайно вошедшую в его жизнь девушку с зелеными волосами. Заканчивается фильм в соответствии с одноименной андерсеновской сказкой трагическим хеппи-эндом, в котором чуждая среда столичного мегаполиса выталкивает русалку, потратившую свое волшебство на пустого мужика, туда, где ей и место, - в эфемерный мир мечты.
Главная удача картины, конечно, молодая актриса Маша Шалаева, получившая за эту роль приз на "Кинотавре" и уже замеченная не только нашей, но и западной критикой. Ее нестандартная, негламурная внешность, умение быть естественной даже в искусственной конструкции и есть тот переключатель, который заставляет поверить в подкрашенную на компьютере реальность. Она стала лакмусовой бумажкой и для партнеров, проявив их неожиданные качества. Евгений Цыганов (принц-рекламщик), который от роли к роли ("Прогулка", "Космос как предчувствие", "Питер FM") уверенно выходит в первые любовники нашего кино, рядом с ней избавился от шелухи штампов, показав не победительного, а опустошенного героя. Даже модель Ирина Скриниченко, сыгравшая его невесту, смотрится не дебютанткой, а опытной актрисой, умело выстраивающей рисунок роли всего-то из маникюра и педикюра.
Давно у нас не появлялось автора, смело отстаивающего романтическое видение современного мира. В предыдущей картине Анны Меликян "Марс" сказка вырастала из простой вещи - у названия станции Маркс отвалилась буква, и все население, работающее на градообразующей фабрике мягкой игрушки, превратилось в марсиан, людей не от мира сего. В "Русалке", картине на несколько порядков выше предыдущей, она сумела показать убийственную среду большого города как череду ложных знаков и путей, на которые указывают рекламные щиты, постеры и растяжки, зовущие в никуда. Ей бы научиться отказываться от мелких деталей, с которыми она явно перебарщивает, ради цельности замысла. Недаром перед прокатом продюсеры сократили фильм на пятнадцать минут, увеличив при этом количество копий: краткость - сестра таланта.
Ирина Любарская

Москва от слез отвыкла
ИД "Коммерсантъ"

В южном городе у местной секс-бомбы (вроде феллиниевской Сарагины) от заезжего морячка родилась дочка Алиса (Настя Донцова). Странное создание, мечтательница и немного колдунья. За то, что никто ее всерьез не любил, она сожгла родной дом и напустила шторм на побережье. Училась в школе для слабоумных и много лет не произносила ни слова, словно глухонемая, зато в душе у нее бушевала буря из афоризмов.
Вот, к примеру: "Когда людям некуда деваться, они едут в Москву". В Москве оказывается и Алиса на пороге совершеннолетия, и с этого момента начинается другая жизнь героини, и играет ее уже Мария Шалаева (заслуженный приз "Кинотавра" за лучшую женскую роль). Часть этой жизни проходит внутри рекламной телефонной трубки, на двух ногах передвигающейся по городу, а еще часть - в квартирном интерьере московского телевизионного принца (Евгений Цыганов), в которого девушка влюбится со всей пылкостью аутичной приморской девчонки.
История провинциалки в мегаполисе - это ли не тема для сентиментальной литературы и для кино тоже, которое положило сказку о Золушке в основу фабрики грез. И в советском варианте не обошлось без таких сказок, одна из них даже на голубом глазу отхватила "Оскара". Однако фильм "Москва слезам не верит" уже в момент своего появления был "ретро", и, таким образом, тема завоевания девушками жестокосердной Москвы вот уже практически полвека буксует, как будто бы в ней нет никакой актуальности.
И вот появляется "Русалка" - фильм, который учитывает и всю накопленную за полвека мифологию, и сегодняшний контекст (мигранты, проститутки, футбольные фанаты-ксенофобы, отметившиеся после матча с Японией). Время сказки расширяется: кажется, будто ее действие и впрямь занимает несколько эпох, плавно перетекающих одна в другую. В приморском доме Алисы мы видим фото Гагарина, и вообще эти сцены по атмосфере ассоциируются с давним советским прошлым. Но это совсем не "ретро": слишком явно чувствуется искушенный взгляд из другого времени. А когда на кривом щите нацарапано "Исполняем мечту с гарантией", это перебрасывает мостик из оазиса коммунистических мечтаний в пустыню современного прагматизма. Да и полные оптимизма рекламные слоганы, которые героиня встретит в столице, тоже оказываются довольно универсальны: "Навстречу вашим желаниям", "Все в твоих руках", "Прогресс зависит от тебя". Плюс кораблик по Москве-реке проплывает с бессмертным обещанием "Все будет хорошо".
Выходит, нет большой разницы между прошлым и настоящим, между провинцией и столицей - если посмотреть на них с высоты мечты, с дистанции сказки, из открытого космоса. И тогда патриархальный приморский пейзаж, данный в режиме сна, окрасится в кислотные цвета видеоклипа, а Алиса - неформатная девушка с зелеными волосами - окажется идеальной моделью для нового телепроекта "Луна для всех" и закольцует мотив Гагарина.
Дебютная картина Анны Меликян называлась "Марс", там тоже были море, мечта и космос, но они как-то не склеились с мягкими игрушками и Гошей Куценко. На сей раз получилось достаточно органично, и даже опасный дрейф в сторону персонажа Евгения Цыганова и сопутствующего ему столичного гламура прошел без роковых последствий. Не криминальны и другие приметы постмодерна, не исключая цитат из модных западных фильмов и прямых отсылок к "Алисе в стране чудес" и "Русалочке" Андерсена. Видно, что "Русалка" - плод не только авторского вдохновения, но и продюсерской работы (последний ее этап - существенное сокращение после "Кинотавра" прокатной версии). И все у Анны Меликян будет хорошо, если в поисках баланса между коммерцией и искусством она сохранит свой прорезавшийся режиссерский голос.
Андрей Плахов

Я рыба, я рыба
Роман КОРНЕЕВ
Анна Меликян — явление в нашем современном кино уникальное. Так работать с отдельно стоящим кадром, когда актёр и окружающая действительность безо всяких слов превращаются в многозначительную притчу, не всегда удаётся даже опытнейшей Кире Муратовой. При этом Анне Меликян для достижения нужного эффекта не требуется присутствие в кадре сверхфактурной Ренаты Литвиновой, у неё начинает петь как натянутая струна даже самый серый и незаметный персонаж, вызывая в зрителе почти болезненную реакцию.
Дебютный «Марс», с которым имя Анны Меликян стало известно широкой публике, был принят за откровение именно благодаря всем этим бесчисленным находкам в каждом кадре — подобный боксёрской груше Гоша Куценко там шёл в обнимку с плюшевым слоном по безлюдному городу производителей мягких игрушек под саундтрек Алексея Айги, показывая нам совершенно невозможный мир и его нереальных жителей. И в этот сказочный мир хотелось убежать, потому что наш радом с ним казался серым и безжизненным, стерильной банкой для стерильных лабораторных крыс с электродами в мозгах.

При всём этом «Марс» не ударялся в драму, оставаясь в рамках романтической комедии о том, что так не бывает, и этим не мог не нравиться в том числе и простому зрителю, не искушённому артхаусными фестивальными показами. Простая история, простые, предельно симпатичные персонажи без сваливания в новомодный гламур, авторский кадр и удачно ложащаяся на него музыка, в итоге фильм фактически стал открытием сезона, за которым, однако, целых три года ничего не следовало.
И вот, наконец, новый фильм. Знакомая тематика побега из одной реальности в другую, только на этот раз сказочная русалка Анны Меликян попадает в нашу сумрачную реальность, чтобы дать нам увидеть то, чего мы не видим сами.

С первых же кадров — знакомый уже стиль. Чудесный ребёнок посреди ирреальной «глубинки», снова горящий дом и снова соединённые воедино картинка, герой и музыка, на этот раз ещё и пронизанные энергичным монтажом на краю пирса под считалочку раз-два-три-четыре. Вот в этом начале, с папой-моряком и бабушкой в качалке, занимающем почти треть хронометража, в нём осталась та прежняя атмосфера «Марса», восхитительно оптимистичная при общей кажущейся беспросветности, и даже молчащая девочка-русалка ничуть не походит на новомодных одноногих собачек, она бы, пожалуй, так и пела бы в хоре до конца фильма, не будь у режиссёра других планов.
Анне Меликян вообще, кажется, всё равно, с кем работать. Дети, подростки, взрослые, старики, все они, появляясь перед камерой, начинают играть так просто и безыскусно, что даже самое невозможное разом становится для зрителя реальностью, погружая его в себя с головой.

Если бы фильм не нуждался в сюжете, а ограничивался вот этими зарисовками, с яблоней, с глазом, вырезанным из плаката, с диалогами «я балерина — ты дура», с отчаянно рыдающим под дождём бокалом пива, то «Русалка», пожалуй, сумела бы превзойти «Марс» по количеству режиссёрских находок, ничуть не уступив в свежести восприятия, но фильм в сюжете нуждается, и потому у него начинаются проблемы.
Если примирить одного «нашего» с целым несуществующим миром режиссёру удалось, то будучи вывернутой наизнанку, история стремительно сменила градус с комедийной мелодрамы в драму без приставок. Гениальные зарисовки остались на месте, а соединяющая их воедино действительность жестокого мегаполиса тут же принялась разъедать их в своей агрессивной среде, заставляя прописывать в сценарий всё больше и больше сюжетного скелета, порождая на выходе все эти «такие вечерины» и самое главное — всё более частящие и необязательно-проходящие смерти.

Режиссёр оказалась со своими героями более жестокой, чем весь этот якобы проклятый Вавилон с дыркой в глазу. И героиня тут же становится подобной им всем — любительницей жестоких шуток, убийцей сперва нечаянной, а потом и нарочной, хоть бы и лишь на словах.
И всё это, завершаясь таким же бессмысленным финалом, настолько нарочито не хочет дружить с непорочной героиней, что на некоторые шаги («а чупа-чупс для удовольствия») у режиссёра-сценариста просто уже не хватает силы воли, и сюжет продолжает уверенно разваливаться, завершаясь вроде бы вполне «марсовским», но на самом деле окончательно бессмысленным в своей произвольности финалом.

Продюсеры перед выходом фильма рассылали пресс-релиз о том, что «у фильма был уменьшен хронометраж и увеличен промо-бюджет», и эта новость по итогам мрачно завершившегося просмотра кажется вполне знаковой. Анна Меликян явно снимала изначально нечто в должной мере другое, нечто оттуда, с Марса, финал которого насыщен до предела горечью, но горечью, оставляющей после себя светлое чувство. В итоге же всего этого монтажа «Русалка» ушла от изначально просматривавшейся идеи фильма ещё дальше, чем географический путь героини от самого синего моря до Москвы.
Что тому было причиной, можно только догадываться, но сюжет, неловко выстроенный под финал на коленке монтажного стола, сумел в конце концов сожрать почти всё светлое, не оставив после себя почти ничего, кроме злости от того, что не хочется завершать рецензию словами «любите кино». Считайте это тривиальной зрительской обидой. Анна, зачем вы так, а?
С сайта Кинокадр Ру

 

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#