Фильм состоит из двух частей: "Бессоница" и "Уход". О последних днях и ночах, последних муках и сомнениях великого мастера слова. Так получилось, что свой последний фильм Сергей Герасимов снял о последних днях жизни Льва Толстого, о его разрыве с семьей и уходе из дома. В резком поступке великого писателя, роль которого Герасимов сыграл сам, он увидел нравственное величие Толстого, его верность собственным взглядам. Этот фильм стал своеобразным творческим завещанием Сергея Герасимова: как бы трудно ни было, не прекращать духовного поиска, изучать жизнь и любить человека - такова истинная миссия художника.
Незадолго до смерти в 1985 г. Герасимов как художник он успел совершить прорыв в иное человеческое измерение. "Лев Толстой" недооцененный фильм, великолепный по многим статьям. Но лучшее и главное в нем — Толстой-Герасимов. Многие режиссеры мечтали снять фильм о последних годах гения и бунтаря, писателя, философа, моралиста, мужицкого графа. Мечтали В. Пудовкин, Г. Козинцев. А Герасимов снял, потому что посмел. И не просто снял, а еще и сыграл, создав монофильм, монотрагедию. Он венец, награда и подвиг. Когда 78-летний человек просиживает по 5 часов в гримерной, а потом часами играет и одновременно режиссирует — это подвиг. Когда старый человек, со всевозможной силой переживания, полного растворения в создаваемом образе, день за днем мучительно умирает — это подвиг вдвойне.
Когда Софья Андреевна (Т.Макарова) в фильме говорила Льву Николаевичу в порыве чувств: 'Я переписала тысячи страниц, которые читает весь мир' - это касалось, безусловно, ее, - актрисы, профессора ВГИКа, Тамары Макаровой. Ибо жизнь и творчество Сергея Герасимова вряд ли были бы такими яркими, если бы не было рядом такого соратника, друга и жены. Фильм 'Лев Толстой', кажется, был задуман и снят, потому как они хотели объясниться друг другу - не бытово, а может, на примере великой четы Толстых. Вряд ли Они могли вести такой откровенный, дерзкий и прямой разговор в жизни. Им обоим явно в этом помогли Лев Николаевич Толстой и Софья Андреевна Толстая (эта роль стала также последней работой в кино Т.макаровой).
С.Герасимов: "Нашей главной задачей было не пересказать биографию Толстого, а показать, как актуальна сегодня его борьба за человеческое в человеке, как важно для каждого из нас его постоянное стремление к самосовершенствованию. Молодому поколению необходимы нравственные уроки Толстого, его идеалы добра и справедливости".