"Легенда о Нараяме / Баллада о Нараяме "
Название фильма: | Легенда о Нараяме / Баллада о Нараяме |
|
|
Страна-производитель: | Япония | ||
Английский: | Narayama bushiko / Ballad of Narayama | ||
Жанр: | драма / экранизация | ||
Режиссер: | Кейсуке Киносита | ||
В ролях: | Кинуйо Танака, Тейджи Такахаси, Юко Мочизуки, Данко Ичикава, Кейко Огасавара, Сейджи Миягучи, Юносуке Ито, Кен Митсуда | ||
Год выпуска: | 1958 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
||||||||
Сюжет и комментарий
Чёрный кадр, удары в барабан задают ритм. Безликая маска, актёр в чёрном на ярком фоне занавеса. Стучит палками: "Слушайте все! С Востока до Запада! Мы покажем вам спектакль. Это легенда об Обасуте, старухе, покинутой в горах. Легенда о Нараяме.”
Примитивная музыка первобытных музыкальных инструментов погружает театр в древний мир, безликость и отстранённость актёра-рассказчика придают истории эпический характер и авторитет легенды, относя происходящее к ещё более древним временам, к тем временам, когда будущие легенды "были". Легенда об обасуте обычае отправлять стариков умирать на гору.
, От двух более поздних фильмов на тему той же легенды ("Легенда о Нараяме", Имамура, 1983 и "Жажда жить", Синдо, 1999) Живописная кинокартина Киноситы принципиально отличает лаконичность фабулы: происходят только те события и вводятся только те персонажи, которые хорошо работают на раскрытие основной темы. Ничего второстепенного. Ничего необязательного. Именно эта лаконичность придаёт необычайную художественную силу.
Лаконичность Киноситы - содержательная, но не изобразительная. Киносита – эстет. Например, он реализует метафоры "упал вечер" или "силуэт растворяется в ночи". А после изображённых здесь времён года и суток "Герой" Имоу теряет значительную часть новизны.
Композиционно фильм делится на три части. Первая и последняя – состоят только из одного эпизода и длятся 50 секунд и полминуты соответственно. Первая часть фильма, описанная выше, вводит зрителя в театр Кабуки, задавая стиль повествования, устанавливает дистанцию между зрителем и сценой, сообщает сюжет. Средняя, основная часть фильма – это представление легенды о "старухе, покинутой в горах", стилизованное под театральное. Благодаря обрамляющим эпизодам и стилизованности средней части фильма объектом изображения становится само понятие легенды.
Малоизвестный на Западе, Кейсуке Киносита - выдающийся режиссёр, новатор и экспериментатор, внёсший свой вклад в "золотой век" японского кинематографа (1950-е, по признанию японских кинематографистов). Был сценаристом большинства своих фильмов, снимал от двух до четырёх фильмов в год (всего около 50), неоднократно получавших награды японских кинофестивалей.
Еще:
По роману Сичиро Фуказавы.
Один из самых значительных "сенситивных" японских фильмов, признанных международной "арт хауз" общественностью в начале 60-х годов. Изысканно стилизованная картина о старинной традиции избавляться от стариков. Тех, кто не может уже работать и приносить пользу, относили на гору Нараяма, где души их вскоре отлетали к богам. Одна из женщин, уже под семьдесят лет, стоически принимает свою судьбу, выживая только на одной силе духа. Другая жертва противится смерти от рук жестокого сына, который убивает старика и сам, в свою очередь, становится жертвой убийства. Технически картина снята таким образом (завораживающая операторская работа), что зритель дистанциируется от дикой жестокости драмы — этому способствуют осторожный, театрализованный выбор натуры, освещения и авторский текст Кабуки. В отличие от римейка 1983 года, снятого Имамурой, ставящего ударение как на жестокости обычаев, так и на связи человека с природой, используя безжалостный реализм, Киношита располагает свою ленту в царстве фантазии. (М. Иванов)