"Индиго"
Название фильма: | Индиго |
|
|
Страна-производитель: | Россия | ||
Английский: | Индиго | ||
Жанр: | триллер / фантастика | ||
Режиссер: | Роман Прыгунов | ||
В ролях: | Иван Янковский, Гоша Куценко, Михаил Ефремов, Мария Шукшина, Артем Ткаченко, Елена Дробышева, Анастасия Ричи, Роман Шмаков, Павел Слива, Мариус Штандель, Павел Ясенок, Петр Скворцов, Иван Мудров, Никита Пресняков, Николай Ефремов | ||
Год выпуска: | 2007 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
||||||||
Сюжет и комментарий
Они живут в разных районах Москвы. Тихон помнит все о своей прошлой жизни. Таня понимает язык животных. Жека взламывает любую компьютерную программу. Леха видит сквозь предметы. Андрей предчувствует опасность. Их объединяет непохожесть на других. Они ИНДИГО. Находясь вместе, ребята чувствуют себя свободными и неуязвимыми в мире не понимающих и не принимающих их взрослых. Но уже началась охота. Кто-то методично выслеживает одаренных подростков по одному.
Мир взрослых привычно отстраняется от странных подростковых проблем. Даже после пропажи одного за другим друзей Андрея, его отец — участковый милиционер Каляев, не верит в серьезность истории о маньяке, преследующем Индиго. Не верит он и в исключительные способности своего сына, о которых ему рассказала специалист по Индиго профессор Ардашникова, обследовавшая Андрея и предлагавшая ему место в своей гимназии для особо одаренных детей. Каляев мечтает, чтобы у сына было "все, как у людей", и не может принять его избранности.
Индиго — не инопланетяне, не хоббиты и не киборги. Они чувствуют, любят и ненавидят, как и все другие люди. Также как и другие подростки, они живут надеждами, верят, что все впереди, выручают друзей, влюбляются и борются за свою первую любовь. Но в закрутившемся вихре непонятных и страшных событий им придется бороться еще и за собственную жизнь. Потому что они — Индиго.
Шоу дрозофил
Текст: Вадим Зельдин
На экраны выходит "Индиго" — русская версия "Героев", научная фантастика про подростков и дрозофил.
Кучка детей-паранормалов тусуется в недостроенной многоэтажке на пронизывающем ветру — подальше от милиционеров и родителей. Их зовут "индиго": кто-то умеет видеть ауру, другой читает мысли, третий понимает животных с полуслова, четвертый — спец по реинкарнациям. На индиго имеют виды энергичная Ирина Сергеевна (Мария Шукшина) — прогрессивный педагог, которая хочет их учить, и чуткий психиатр Вадим Борисович (Гоша Куценко), который хочет их исследовать и лечить таблетками. Пока ученые спорят на ток-шоу Малахова, что делать с проблемными детьми, индиго сводят счеты с жизнью при странных обстоятельствах. Неформальному лидеру кучки (Иван Янковский) мерещится в суицидах чей-то заговор. Оно и верно: бывшему индиго Павлу (Артем Ткаченко) — человеку явно ненормальному — анонимная голова диктует из компьютерного монитора зловещие инструкции...
Весь последний год общественность провела в тревожном ожидании, что вот еще немного, и на сонное царство отечественного жанрового фильма свалится бомба, а контуженная молодежь повалит в мультиплексы. Сторонники авторской режиссуры гнали волну на "Мертвых дочерей" Павла Руминова, но быстро разбежались уже на начальных титрах. Гламурная партия голосовала за "Жару", и опять впустую: в бокс-офисе потеплело, но не настолько, чтобы устраивать массовый заплыв. Патриоты — за "Мы из будущего", в котором, однако, для молодежного праздника оказалось слишком много скелетов из прошлого. И вот теперь еще одна попытка — мистический триллер "Индиго": опять приключения одной команды, опять про молодежь.
На этот раз ставку сделали на научную фантастику, которая более, конечно, адекватна запросам целевой аудитории, чем военно-патриотическое ретро. Приструнили гламур, слепив геройскую команду из обычных московских юношей и девушек, что отчасти компенсируется составом исполнителей, набранных из неиссякающего резервуара звездных отпрысков — помимо Вани Янковского в фильме играют Коля Ефремов и Никита Пресняков. Запретили авторские эксперименты, позвав руководить процессом лояльного Романа Прыгунова, а за видоискатель посадив оператора-иностранца: мельтешения в глазах от заболевшей паркинсоном камеры, как на "Мертвых дочерях", здесь не ждите, все снято очень чинно. И, наконец, снизили риски, решив не изобретать велосипед, а водрузиться сразу на готовенькое — зарифмовать паранормальнах школьников с популярными "Героями", а спецшколу для индиго — с пансионом из "Людей Икс". Критики упомянули на пресс-конференции "Гадких лебедей" Константина Лопушанского, но больше из патриотических соображений: таких птиц в кадре не замечено.
Из всего перечисленного реально сработала, пожалуй, только установка на анти-гламур. Когда в кадре видишь молодых соотечественников, в которых не хочется бросаться кирпичами, даже если у них не все в порядке с головой — это уже, согласитесь, достижение, и тут авторы, пожалуй, нащупали правильную жилу. Все остальное, увы, осталось в сыром виде. Научную фантастику ограничили сомнительной лекцией о мутации дрозофил, бойко прочитанной Михаилу Ефремову Мариной Шукшиной. Актер, исполнивший в картине роль мента и папы главного индиго, так впечатлился данными науки, что основная доля всех ударных реплик пришлась в фильме исключительно на мушек. Боязнь вытворить в кадре что-нибудь неординарное тоже вышла боком: глазу прицепиться решительно не за что, а плотность спецэффектов, несмотря на вполне достойный бюджет, в фильме совсем неудовлетворительная. Вернее сказать так: здесь их почти что нет. "Герои" тоже оказались для "Индиго" слишком сильным источником вдохновения: оригинальную мифологию решили не сочинять, а в получившейся концы с концами решительно не сходятся. Мотивация героев, их цели и задачи не ясны. Главное правило жанра, где "определенные люди совершают определенные поступки", в предложенной истории не работает. А вытягивать саспенс из такого сценарного брака — задача безнадежная.
В результате единственным козырем "Индиго", кроме безупречного, как всегда, старшего Ефремова, остается командная харизма Вани, Коли и Никиты. Увы, но эти дети еще совсем не в той кондиции, чтобы на них валом валила молодежь. А что до мушек-мутантов, то к ним этой молодежи будет совсем, что называется, фиолетово. Один из оттенков индиго, кстати говоря.
С сайта Филм Ру
Все фигня, кроме ос
Газета.ру
Обретающиеся в темное время суток на крыше недостроенного небоскреба (куда, впрочем, удивительным образом попадает иногда и мотоцикл) герои фильма держатся вместе, поскольку являются «индиго» – существами, наделенными диковинными способностями. Например, видеть постороннюю ауру или разговаривать с животными. В то же время становится понятно, что в остальном они обыкновеннейшие московские подростки с типовыми устремлениями. Устремления известные. Вместо того чтобы сунуться, допустим, в милицию и сказать там: «Дяденьки, давайте мы поможем распутать какое-нибудь преступление, нам нетрудно (как поступил бы, к примеру, советский лох Витя Малеев, будь он хоть чуточку паранормален) », – ребята используют свои дары сугубо меркантильно. Понимающая язык фауны Таня уводит у людей домашних питомцев, а потом возвращает их за деньги. Леша болтается по игровым залам и, в многозначительном замедленном рапиде приглядываясь к автоматам, определяет, какой из них полон («звуковые волны, когда автомат под завязку, ярче»). После чего за садится за автомат и угадывает правильную комбинацию Денис, очень дружащий со всякого рода электроникой.
В общем, комфортно налаженный быт менее всего располагает к суициду, однако ж то один подросток ни с того ни с сего шагнет под поезд в метро, то другой спрыгнет с крыши.
У главного героя Андрея (Иван Янковский) в момент неприятностей с другими индиго идет носом кровь, и он, несмотря на дружеские шутки «нормально ты сморкнулся», понимает, что это все не просто так, что несчастные расстаются с жизнью не по своей воле. Логично предположить, что процесс насильственного сокращения тусовки как-то связан со взрослыми, давно и нехорошо поглядывающими на компанию.
Самым агрессивным, но в тоже время неопасным представляется Андреев папа-милиционер (Михаил Ефремов), который хоть и сыплет обещаниями типа «если бы не мать, давно бы уж сам тебя порвал», однако же отвечает в картине за прямолинейность и простодушие. Куда более подозрительны благостная директриса школы для одаренных детей (Мария Шукшина) и неоднозначный психолог Суханов (Гоша Куценко). Плюс некий Павел Максимович (Артем Ткаченко, ради которого «Индиго», если вам почему-то это вдруг позарез надо, и стоит смотреть), грациозно ловящий ос рукой в воздухе и шелестящий «пойди-ка сюда, дружочек» столь по-горлумовски, что авторы уже в начале фильма раскрывают карты и дают понять, кто тут убивец. Другой вопрос – личность координатора, хитроумно возникающего на мониторе в виде размытой голограммы и измененным голосом интересующегося у Павла Максимовича, как все прошло на этот раз.
В процессе подготовки к съемкам режиссер Роман Прыгунов определенно пересмотрел не только «Людей Икс», но и сериалы «Азазель» (откуда извлек директрису) и «Герои» (где также действуют наделенные всякий своим даром персонажи).
Довольно скудный по нашим временам бюджет в 2 800 000 долларов не позволил развернуться в плане спецэффектов. Некоторая их часть вбухана в рой разъяренных ос, которых Павел Максимович (ранее грохавший всех по-простому, но, на свою беду, решивший вдруг скреативить) спускает на Таню, понятия не имея, что та и с насекомыми, если припрет, найдет общий язык. Осы, однако, имеют вид сугубо цифровой, в связи с чем вспоминается давний анекдот про предсмертные наставления пасечника: «Все фигня, кроме пчел. Да и пчелы – фигня».
В остальном ставка сделана на психологизм, который Прыгунов, кажется, опрометчиво считает своим безусловным коньком со времен дебютного триллера «Одиночество крови».
Требуемую атмосферу создают мертвецкая синюшно-зеленая картинка (которую уже лет как пять, если не десять, пора бы перестать считать актуальнейшим штрихом киномоды), пафос, вкладываемый актерами во всякое свое почесывание, и многозначительная музыка от Аркадия Укупника и группы «Стволы», чьей песней про «ты умерла вчера без спроса» в «Индиго» принято озвучивать состояние влюбленности. Надо ли говорить, что эти компоненты не добавляют сюжету и мотивации героев фильма большей внятности. Когда у Андрея с его 190-бальным айкью в финале спрашивают, а каковы же, на его взгляд, собственно, были намерения у организатора цепочки убийств, сценаристы устами героя так вот подкупающе прямо и отвечают: «Я не знаю».
Сергей Синяков
Аура под цвет джинсов
Газета
Сегодня на экраны вышла новая российская картина "Индиго" про нелегкую жизнь излишне одаренных детей и подростков. Индиго, как поясняет в фильме режиссера Романа Прыгунова директриса лицея для юных гениев, - это не только популярный синий окрас джинсов, но и цвет ауры ребятишек, наделенных необычными способностями. Как ясно из других (в основном зарубежных) лент на похожие темы, у циничных взрослых по отношению к одаренным детям преобладают два подхода: либо их боятся и стремятся подстричь под общую гребенку, либо пытаются эксплуатировать суперменские качества в стратегических целях. В "Индиго" за несчастными детьми-экстрасенсами тоже идет охота. Причем самое живое участие в этом принимает отвратительный московский маньяк.
Фильм можно назвать долгожданным - и вовсе не оттого, что в ролях тут заняты отпрыски известных фамилий от Ивана Янковского до Никиты Преснякова, и было интересно посмотреть, отдохнула ли природа на детях. За причинами, побуждавшими ждать новой работы режиссера Романа Прыгунова, придется вернуться в начало 2000-х. Наша кинообщественность тогда радовалась возрождению российского кино, появлению массы новых молодых постановщиков и продюсерских компаний. Все предвкушали появление множества свежих отечественных картин, которые бы потеснили в прокате зарубежную продукцию.
Как раз в то время в конкурс Московского кинофестиваля попал полнометражный дебют Прыгунова "Одиночество крови": детектив про фармацевтов с Ингеборгой Дапкунайте в главной роли. Одни критики отнеслись к странной и неровной картине со сдержанным интересом, другие - разнесли ее в пух и прах. Но немногие сходу поняли, насколько ценным и дефицитным является безусловное наличие у режиссера собственного видения (с ударением на первом "и"). Между тем Прыгунов едва ли не единственный из своих коллег-клипмейкеров сумел уловить ту меру зрелищности и визуального креатива, которых до сих пор не хватает нашему кино и прежде всего - мейнстриму.
Если присмотреться к большинству картин, рассчитанных на широкого зрителя, то кажется, что они сняты в безвоздушном пространстве. Ракурсы и планы заимствованы у телесериалов, а постановка света - у статичных по своей сути театральных постановок. Или же, что еще хуже, режиссеры настолько увлекаются клиповым монтажом и цирковыми трюками с камерой, что фильм превращается в откровенный трэш. Когда сидишь в кинозале, все это дико раздражает, особенно если есть возможность сравнивать отечественный продукт с зарубежными аналогами.
Российский фильм для массовой аудитории (мы не берем сугубо авторское кино, которое привечают на зарубежных фестивалях), как правило, можно узнать с одного кадра - именно из-за бедного, тоскливого визуального ряда. Появление в профессии Романа Прыгунова вместе с его оператором Джеймсом Гуччиардо, явно не обделенных ни художественным вкусом, ни чувством цвета, виделось хорошим знаком. После "Одиночества крови" очень хотелось, чтоб они продолжили в том же духе. Чтоб опять сделали нам красиво и скорее сняли что-нибудь еще на уровне мировых стандартов.
Ждать пришлось шесть лет. Для нешедевра слишком долго, но в целом фильм "Индиго" не разочаровал. Визуально его просмотр даже радует, хотя для триллера картина, пожалуй, не слишком динамичная. А за стройностью сюжета, говорят, проследили помимо постановщика еще и продюсеры. Но раскрывать подробности интриги заранее ни к чему. Стоит лишь отметить, что в фильме нашли отражение многие увлечения современных тинейджеров - от компьютерного хакерства до скейтборда. Несовершеннолетние актеры во главе с юным Янковским держатся достойно. Поколение учителей и родителей, сыгранное, в частности, Михаилом Ефремовым, Марией Шукшиной и Гошей Куценко, понимает, что по сценарию им надлежит держаться на втором плане. Единственный, кто огорчает тотальной фальшью, это маньяк в исполнении Артема Ткаченко. Но поскольку как отрицательный герой он и не должен вызывать симпатий, то неприятие его персоны даже естественно, и режиссерской неудачей это не выглядит.
Екатерина Чен
Сказка без морали
Страна.Ru
«Индиго» среди критико-журналисткой братии принято ругать. Звонко, цепко и плохими словами. За подражание западным образцам, в частности, сериалу «Герои» и трилогии «Люди Х» (как будто не все кино чему-то подражает), за компьютерных ос, за Ивана Янковского, Анастасию Ричи, Никиту Преснякова, Колю Ефремова и его папу Михаила. Впрочем, Марии Шукшиной, Артему Ткаченко и уж, тем более Гоше Куценко, и Андрею Малахову (в роли самого себя) достается особенно. Я фильм ругать не буду. И притянутый с Запада на родную сторону за уши сюжет с логическими дырами размером с Марианскую впадину, и дети, которые искренне стараются, и уж тем более Гоша Куценко с плешью, в принципе, для развлекательного кино с небольшим бюджетом (около 3 млн долларов) вполне подходят.
Есть детки с необычными способностями, которые тратят их, то есть способности, не на благие цели, а на заработок некого количества денег. Есть те, кто за детками охотится. Зачем - так и останется своего рода загадкой. Кто - будет понятно почти сразу. Необычные способности особенно не покажут. Так, осы полетают, да у Вани Янковского с носом проблемы окажутся (как что с другими индиго случится - сразу кровью хлюпает).
Так вот мой главный вопрос - в морали. Причем оговорюсь, я главный противник бесконечного копания и разыскивания морали в кино. Обычная моя фраза: кино снимают для интереса, а не для морали. Однако всегда есть исключение. Оно называется подростковое и детское кино.
Понятно почему. Может быть, и взрослых надо воспитывать. Но уж точно надо воспитывать детей. Посмотрите голливудское кино. Даже какой–нибудь «Американский пирог» со всеми его издевательствами над маминой выпечкой в результате учит, что семья - это самое ценное, секс должен быть по любви (пусть и с пирогом), а друзья не предают. Наше же кино как будто специально выбивает любую хорошую мысль из голов.
Вспомнить тех же «Героев». Что делают положительные, уж извините за повторение, герои? Они спасают мир. Причем уже второй сезон подряд. Им нужны способности, чтобы помогать другим. «Люди Х»? То же самое.
Что делают наши? Простите, разве что не тырят мелочь по карманам: они разводят игральные автоматы, продают «вроде как пропавших» животных хозяевам и вершат судьбы людей. Финальный аккорд так просто фантастичен по своей обезоруживающей недвусмысленности: если ты сильнее, ты можешь наплевать на закон. Американский герой чаще всего отдаст злодея в руки правосудия. Потому что никто не имеет права быть законом в собственном лице. Эдак мы любого соседа сможем на куски порубить, решив, что он виновен. Я ненавижу рассуждения о морали и нравственности. Но если кинематографист или писатель дает продукт, который должен быть привлекательным для подростков, мне кажется, он не может позволить себе легкомысленно относится к тем моделям поведения, которые он выстраивает для своих героев.
Впрочем, к интересу, а именно для него, как мы помним, снимают кино, это не имеет никакого отношения. Смотреть «Индиго», как развлечение, вполне приятно. Этот фильм легко скрасит досуг приятными лицами и незатейливым сюжетом.
И оставит в сердце киномана главную интригу: за что режиссер Роман Прыгунов так не любит критика Лидию Маслову, что назвал ее именем девочку, да и внес в список павших героев?
Наталья Дьячкова
Детки в клетке
«Детей, конечно, убивать нельзя. Но что-то с ними делать — надо».
Даниил Хармс
Олег ДЕНЕЖКА
В принципе, «индиго» это такое красящее вещество, насыщенный оттенок синего цвета, которое добывается в Индии из растения с одноимённым названием. Используется, кстати, для окраски джинсовой ткани. А ещё, для изготовления чернил, синьки и акварельных красок. Это, так сказать, неоспоримые факты. Интересно? Правильно, не интересно. Факты вообще вещь скучная, и чтобы сделать на их основании интересное кино, это надо ещё постараться. Стараться же — дело ещё более скучное, и наши кинематографисты этого, похоже, вообще не любят.
Зато они любят экзотику и идти путем наименьшего сопротивления. Посему гораздо интереснее фактов режиссёру Роману Прыгунову и сценаристам Алексею Тиму и Валентину Спиридонову показалось весьма сомнительное утверждение начала 80-х американской женщины-экстрасенса Нэнси Энн Тэпп, якобы видящей ауры людей, о том, что современные дети часто рождаются с аурой цвета индиго.
Почему именно индиго, а не просто синий, фиолетовый или голубой, непонятно, очевидно так звучит «красивше». Ну, и конечно, как и следовало ожидать от экстрасенса, она считает, что это не просто дети, а нечто посланное нам то ли высшим разумом, то ли богами, то ли марсианами. Хотя всем известно, что у марсиан аура должна быть зелёная. Но тем не менее, как утверждает экстрасенс, дети эти непростые, и даже не золотые, а крайне необычные и наделённые сверхспособностями. «Дети-Хэ», короче. Ну, как из этого не сделать кино?
А ещё наши режиссёры любят снимать в своём кино жён, дальних и близких родственников, домашних животных и собственных детей. Передача «Сам себе режиссёр», судя по всему, имеет у них просто бешеную популярность, непонятно только, почему свои опусы они не отправляют непосредственно в редакцию, а норовят подать нам на большой экран? Наверное, корысть.
В результате сочетания этих факторов — «модная» экстрасенсорная тема и засилье «детей режиссёров» в отечественном кино — не могло не привести к появлению на наших экранах фильма «Дети индиго». И он, фильм, снятый сыном известного актёра Льва Прыгунова, и набитый под завязку большим количеством «звёздных» детей, появился. Помимо Вани Янковского, внука и сына сами знаете кого, в фильме играют оба Ефремовых — Коля и Михаил, одна из дочерей Шукшина, а где-то на заднем плане мелькает Никита Пресняков.
Пересказывать сюжет бессмысленно: самая яркая особенность фильма — это полное отсутствие сюжета. Нет, не в том смысле, как мы привыкли это понимать — примитивный там сюжет или бессодержательный. В фильме «Дети индиго» всё намного круче, сюжета, как связной истории с прологом, кульминацией и эпилогом в картине нет во-об-ще.
Зато там есть набор мегакрасивых планов (работа оператора-постановщика Джеймса Гуччиардо — одно из немногих наличных достоинств фильма), едва заметно связанных между собой. Эта, с позволения сказать, пунктирная связь осуществлена путем применения одного несложного приёма — в планах периодически встречаются одни и те же актёры. Это единственное, что позволяет зрителю понять, что он всё ещё смотрит то же кино, на которое купил билеты. Правда от чувства разочарования это не спасает.
Больше всего фильм напоминает прямой плагиат Акунинской «Азазели», из которой выдернули всю логическую начинку, оставив лишь ситуационный каркас: кто-то очень плохой (которым, конечно, окажется «хороший», а задекламированный злодей окажется так себе), выявляет для чего-то «детей индиго», а маньяк у него на содержании, причём сам «бывший индиго», почему-то этих детей убивает. Типа, мстит.
Вы поняли что-нибудь?
Герои фильма тоже регулярно задают себе тот же сакраментальный вопрос: а что, собственно происходит? То же спрашивает на протяжении ленты сам себя зритель. Ответ прост и сконцентрирован в одном из финальных диалогов. «Зачем ей это было нужно?» — спрашивает один герой у другого. «А я не знаю…» — отвечает второй. Но не знают этого не только они, а и режиссёр со сценаристом, которые, кажется, и не удосужились придумать какую-нибудь внятную мотивацию своим персонажам.
Не увидеть весьма плоское подражание «Людям-Икс» и вообще кинокомиксам может только слепой. Прибавьте сюда музыку — почти точную стилистическую копию саунда «Бэтмана» — а также тот факт, что 90 процентов экранного времени проходит на крышах недостроенных домов, и картина будет ясна.
Подаётся весь этот опус под соусом «научно-фантастического триллера». Из фантастики в нём плохо скроенные плоские компьютерные эффекты, и дети знаменитостей, высунув язык, старательно играющие «детей из народа». Из «науки» — бесконечные разговоры о мушке-дрозофиле — по мнению создателей, знаменитая муха и есть наука-генетика. И последняя деталька, явно от подержанного триллера — чудовищная голова «из компутера», диктующая приказы главному маньяку. Причем дизайн головы, кажется, любезно навеян говорящим зеркалом из «Шрека», что, согласитесь, плохо согласуется с понятием «ужас». Скорее «ужас-ужас», как и было сказано в кинокадровском аудиоанонсе.
Одним словом, перед нами очередная охота за молодёжной аудиторией. Поскольку гламуром (см. «Питер FM», «Жара») и патриотизмом («Мы из будущего», «1612», «1814») деток двухтысячных уже накормили по самое не балуйся, решено было немного поумничать в антигламурном ключе. И действительно, кино про необычных детей обычных родителей, находящихся в явной оппозиции к взрослым, пытается играть именно на этом поле. Но проблема в том, что в кадре суетятся всё больше обычные дети явно необычных родителей, а их «протестность» того же поля ягода, что и «ганстаризм» Тимати. Пластмассой воняет ещё при взгляде на афишу.
Правда сам режиссёр Роман Прыгунов утверждает, что он вдохновлялся ни много ни мало, фильмом «Донни Дарко» и советскими семейными фильмами 70-80-х. Впрочем, мегапевица Аллегрова тоже сказала как-то, что её кумир — Дайана Росс. А это уже даже не смешно.
Впрочем, в одном интервью Прыгунов был неожиданно откровенен и даже циничен. «А вы хотели удивить зрителя или развлечь?» — спросил Романа журналист. «Я хотел получить работу, чтобы заниматься кино дальше», — неожиданно ответил режиссёр. Ответ простой, в отличие от фильма «Дети индиго», понятный, и всё расставляет по своим местам. Вы только неясно — а мы-то, зрители, тут причём? И почему для «дальнейшего занятия кином» нельзя снять что-то качественное, желательно со сценарием? Знаю, знаю… Поэтому — любите кино.
С сайта Кинокадр Ру
До 16 и старше
Русский Newsweek
Триллер Романа Прыгунова «Индиго» выходит 26 марта. Как всякий фильм, в съемках которого участвовали продолжатели актерских династий (от сыгравшего главную роль Ивана Янковского до мелькнувшего в эпизоде Никиты Преснякова, не забудем про самого Прыгунова, а также Михаила Ефремова и Марию Шукшину), «Индиго» обречен на предвзятую критику. Между тем фильм любопытно проанализировать как редкую - что даже странно - попытку поработать на ту аудиторию, которая в основном и посещает у нас кинотеатры: на подростков старшего возраста. Таких попыток в нашем кино - хорошо если по две в год. Прежние «молодежные фильмы» (напомним о столь разных, как «Займемся любовью», «Даже не думай», «Жара», «1612» и «1814») изготавливались в жанрах романтической комедии, псевдоотвязного стебалова, авантюрной псевдоисторической драмы. «Индиго» - едва ли не первый у нас подростковый фильм с фантастическим сюжетом. И едва ли не первый стилизованный под комикс.
После рекламных плакатов и роликов я думал, будто «Индиго» - фильм про юношей и девушку с супернатуральными способностями - окажется нашим вариантом «Людей Икс» (с поправкой, понятно, на более скромный бюджет). На плакате есть некто в черном: должно быть, грядут битвы супернатурального добра с супернатуральным злом. Если уж появились отечественные варианты «Беглеца», «Форсажа» и «Властелина колец», то отчего не ждать нашего ответа Росомахе?
Была у меня и версия № 2: что увижу более или менее серьезное кино про проблемы сверходаренных детей и их конфликты с обществом. На нее опять-таки настроили сами создатели фильма - аннотацией в официальном пресс-релизе: «Индиго, люди будущего. Чувствуют опасность, понимают язык животных, читают мысли и помнят свои прошлые жизни. Их уникальность пугает одних и восхищает других. Они не дают покоя родителям, учителям, врачам, прессе и милиции… Индиго слишком свободны, чтобы бояться, и слишком независимы, чтобы идти на поводу».
Фильм, однако, совсем другой. Споры о том, являются ли дети-индиго, которые четко распознают своих и отвергают чужих, чудом эволюции или угрозой для человечества, служат в фильме лишь отправной точкой. Для чего? Вы удивитесь, но для триллера с маньяком, который мстит индиго за то, что должен был стать одним из них, но не стал, утратив дар. И истребляет одаренных, пытаясь заодно выйти на избранного - этакого Нео, чувствующего связь с паранормальными друзьями как никто другой, способного их объединить, выработать для них особую идеологию.
Триллер - камерный. Кровищи мало. Он камерный даже несмотря на то, что монтаж, как во всяком стандартно молодежном фильме, временами становится рейвовым, а часть действия разворачивается на крыше недостроенной (на момент съемок) башни «Федерация», откуда открывается роскошная панорама ночной Москвы. Примерно так же в «Малхолланд Драйве» выглядел ночной Лос-Анджелес. Не случайно, видно, музыка ушедшего в кинокомпозиторы Аркадия Укупника напоминает в тот момент тревожные звуки производства Анджело Бадаламенти. Много тайн у этого мира. Все их не познать.
Рецепт востребованного молодежного фильма в случае с «Индиго» таков. Новые симпатичные юные лица. Легкая претензия на создание не образа даже, но абриса нового юного поколения - некоторые сцены вольно или невольно напоминают о шахназаровском «Курьере», который, безусловно, сотворил образ юного поколения начала перестройки и все еще продолжающейся афганской войны - равно оптимистический и трагический. Два-три громко звучащих в кадре хита. Красивая Москва. Много эффектных крупных планов. Много красивой размытости. Лица России в главных взрослых ролях (наряду с хулиганом Михаилом Ефремовым в фильме заняты Гоша Куценко и Мария Шукшина, без позитива которых теперь не обходятся ни думские, ни президентские кампании). Ударная сцена, которая запомнится, даже если фильм категорически не понравится - в данном случае, безусловно, сцена с осами, которыми маньяк пытается пытать связанную девушку, облив ее сладким раствором. Навязчиво ненавязчивый продакт плейсмент, ставший у нас особенно агрессивным именно в молодежном кино: иностранный оператор, снимавший «Индиго», то и дело как бы случайно ловит в объектив логотипы одной известной газовой компании, одного интернет-провайдера, одного интернет-ресурса и одного компьютерного брэнда.
Плюс отсылки к другим известным картинам, каковых в «Индиго» и вовсе много. Про Нео мы уже сказали. Скейтбордисты из фильма адресуют к «Параноид-парку», а продвинутых - к лентам Ларри Кларка «Детки» и «Кен-парк». Визуальное чудо-юдо, появляющееся в компьютере маньяка и руководящее им на непонятном электронном наречии, напоминает о всемирном Зле из «Пятого элемента», подмявшем под себя персонажа Гэри Олдмена.
Last but not least, как любят изъясняться мои американские коллеги, - теория заговора. Фильмы с теорией заговора, то есть не просто детективы, а такие, которые строятся на существовании тайных сил, проводящих непонятную человеку, но зловредную политику, стали модны в молодежной среде после «Секретных материалов» и до сих пор волнуют некоторую часть подростковой общественности. Из «Индиго» не сразу ясно, что это за силы. Не сходу объяснимы и мотивы главных злодеев, которые раскроют себя лишь в финале. Но поразмыслив, эти мотивы можно понять. Необходимость поразмыслить придает фильму толику интеллектуализма.
Интеллектуализма добавляет и неожиданный перехлест сюжета фильма с сюжетом одного из романов Бориса Акунина. В фильме явно действует двойник… Молчу, кого именно. Создатели фильма на пресс-конференции после показа для прессы всячески открещивались от Акунина. Но, как выяснилось, сравнение пришло в голову не только мне, но и большинству посмотревших.
Насчет интеллектуальности фильма мы, конечно, загнули.
Если вспомнить действительно интеллектуальный фильм на подобный сюжет об одаренных детях как новом витке эволюции, то это недавние «Гадкие лебеди» арт-мэтра Константина Лопушанского, снятые по роману Стругацких. Там речь об истинной генетической аномалии. В одном отдельно взятом российском городке - по неизвестным причинам - строится странное пугающее человеческое будущее. Сначала в городке возникла аномалия экологическая (постоянно идет дождь, постоянная ночь). Потом появились то ли мутанты, то ли пришельцы. Именно они прибрали к рукам интернат для сверходаренных детей (примерно такой же, но лицей, существует в «Индиго»). Эти новые дети ходят в черном, никогда не улыбаются, глядят не моргая, увлечены высокофилософскими спорами и уверены, что человечество ждет интеллектуальная деградация. Фактически дети отринули человечество с его слабостями и перешли на сторону нового, более интеллектуально развитого гуманоидного вида. Конфликт в том, что многие на Земле уверены: мутанты - враги, чужие. Что их цель - уничтожение человечества. И что не зря они перетаскивают на свою сторону именно детей. Как говорится в фильме: «Кто управляет детьми - тот управляет будущим». Но защитники традиционного человечества выглядят в фильме еще хуже - этакими наследниками НКВД времен «черных воронков». Так на чьей стороне правда?
«Индиго» подобных полемических вопросов не вызывает, причем осознанно. Режиссер Роман Прыгунов сказал после пресс-показа, что у фильма был двойственный финал, показывающий, что детки-гении, которых фильм защищает, не столь «просты» (в данном случае позитивны), каковыми кажутся. Но финал решили изменить, дабы (перевожу на свой язык) не запутать зрителя и не ввести его в интеллектуальное смущение.
Продюсер фильма, умудренный Ренат Давлетьяров, настойчиво подчеркивает, что у «Индиго» нет серьезного подтекста. Что это приключенческий фильм, построенный на жесткой основе триллера, который не ставит перед собой цель показать миру проблему детей-индиго. Ренат Давлетьяров сказал мне, что несколько месяцев «прорежал смысл фильма», чтобы тот выглядел как можно более внятным для массовой аудитории.
В этом нет ничего дурного. У «Индиго» своя задача. «Гадкие лебеди» (хотя это тоже триллер) вышли в России в одной копии, у «Индиго» - 400 копий.
Но лично мне крайне любопытно: при всех описанных вроде бы безусловно выигрышных ходах по отношению к новой аудитории завоюет ли облегченное «Индиго» подростковую публику? И если завоюет, считать ли это благом?
Юрий Гладильщиков
Донести синь
Время новостей
Какие ассоциации возникают у современного индивидуума при слове «индиго»? Большинство, конечно же, в первую очередь вспомнят о темно-синем кристаллическом веществе, не растворимом в воде и спирте, известном с древних времен красителе хлопка и шерсти; иной умник вызовет из памяти баденские опыты Хеуманна по приготовлению индиго из нафталина; наиболее отпетые эстеты не дадут забыть и о пьесе Динабандху Митры «Зеркало индиго», давшей мощный толчок развитию бенгальской драмы середины XIX века. Но начиная с 1999 года, когда международным бестселлером стала книга Ли Кэррола и Энн Тоубер «Дети индиго: Прибытие новых ребят», термин этот получил свое наиболее распространенное на сегодня значение: детьми индиго (названными так по цвету ауры, которую они якобы излучают) именуют представителей новой человеческой генерации, эмиссаров очередного витка эволюции, плеяду новоявленных вундеркиндов, обладающих многочисленными талантами и способностями, чувствительностью к разного рода энергетикам и повышенной интуицией. Да и нейронов у них в мозге, как показывают исследования, побольше, чем у рядового гомо сапиенс. Именно таким чудо-детям, а вовсе не пронафталиненному господину Хеуманну или персонажам Митры, посвящен новый фильм Романа Прыгунова.
Начинается совсем замечательно - с черно-белой стилизации не то под научно-популярное кино 70-х годов (а точнее, под кинохронику «для служебного пользования», которая в гомеопатических дозах иногда в такое кино попадала), не то под гипотетическую экранизацию пролога «Нормы» Владимира Сорокина: в обшарпанной, но от того еще более зловещей лаборатории нехорошо улыбающиеся дяденьки в белых халатах испытывают маленького мальчика, заставляя его двигать взглядом спичечный коробок. Поначалу все вроде идет хорошо, но вот накрытый стеклянным колпаком коробок остается недвижим - способностей все-таки не хватает. В кого вырос этот мальчуган и как сложилась его непростая судьба, мы узнаем через считанные минуты, когда действие перенесется в современную Москву, где держатся обособленной могучей кучкой нынешние индиго - компания подростков, внешне мало чем отличающаяся от своих сверстников. «Дар напрасный, дар случайный» не приносит им особой радости - учатся они все довольно средне, с родителями находят общий язык через два раза на третий, и единственное, что приносит недолгую радость, - способность одного из приятелей просчитывать джекпоты в игровых автоматах, чтобы на чипсы с сыром хватало. Да вдобавок среди вундеркиндов происходит не то мор, не то падеж: то один, то другой индиго становится жертвой очень странных несчастных случаев, в высшей степени подозрительных суицидов или прямого насилия. Довольно скоро и самый обычный человек понимает: на индиго ведется целенаправленная охота, и главный ее объект - Андрей Каляев (Иван Янковский), лидер компании, поддерживающий с братьями по сверхразуму телепатическую связь.
Следить за всем этим весьма интересно. Даже несмотря на то, что напряжение временами падает, драматургия сбоит (иногда кажется, что молодых персонажей слишком много и они создают на экране сутолоку, то наоборот, кто-то из значимых героев из действия по неясным причинам пропадает), а из кустов то и дело доносятся нестройные прописные гаммы притаившихся там роялей-выручалочек, помогающих сплеча рубить гордиевы узлы сюжета. Да и собственно главный нечестивец (Артем Ткаченко) выглядит порой слишком уж эксцентричным - ему не помешало бы изобразить свою патологию чуть более спокойно и приглушенно - саспенса бы от этого только прибавилось. Тем не менее, даже будучи накрытым стеклянным колпаком неувязок и провисов, коробок «Индиго» вполне ощутимо передвигается в нужном направлении. Потому что здесь есть уникальная возможность увидеть Гошу Куценко в образе плешивого и малахольного детского психолога в роговых очках с толстыми линзами и москвошвееском костюме, а Михаила Ефремова, сыгравшего отца главного героя - кажется, впервые за его актерскую карьеру, - в милицейской форме (которая сидит на нем настолько же безупречно-дико, как и облачение священнослужителя в недавнем «Дне выборов»). Потому что стилистически фильм вобрал в себя (причем скорее на подсознательном, далеком от постмодерна уровне) все мало-мальски занятное, что было сделано у нас в направлении данного жанра, - то вспомнится «Ночной дозор» (оттуда кровь, идущая носом у необыкновенного мальчика и всполохи инфернальных молний над окраинными многоэтажками), то наиболее вменяемые моменты «Мертвых дочерей» (их создатель Павел Руминов был сценаристом дебютного фильма Прыгунова «Одиночество крови»). Потому что не забыли про на самом деле эффектные сцены - погоня злодея за главным героем, удирающим от преследования на скейтборде по станции метро, украсила бы любой молодежный боевик из серии «Люк Бессон представляет», а момент, когда, повинуясь воле индиго, в свои права вступает рассерженный осиный рой, как влитой подошел бы голливудскому ужаснику средней руки вроде тех, что производит компания Dark Castle, - и это ни в коем случае не ирония, а вполне большой по нашим временам комплимент. Наконец, в кои-то веки молодые персонажи выглядят хотя бы иногда похожими на своих реальных ровесников, а не скатываются в стилизацию и не выглядят аморфными и не имеющими никакого отношения к реальности перистыми облачками в модных штанах. Все эти элементы смотрятся разложенными на столе элементами мозаики-головоломки, с помощью которой тестируют одаренных детей. В конце же концов «осколки» сложились в нечто вполне репрезентативное. И пусть происходит это не в мгновение ока и не при завязанных глазах, а сосредоточенно, временами даже чересчур старательно - результат налицо. Закшкаливающей гениальности не выявлено, но и про спецшколу думать, мягко говоря, преждевременно. Норма.
Станислав Ф. Ростоцкий