"Доказательство смерти"
Название фильма: | Доказательство смерти |
|
|
Страна-производитель: | США | ||
Английский: | Grindhouse. Death Proof | ||
Жанр: | триллер / ужасы | ||
Режиссер: | Квентин Тарантино | ||
В ролях: | Роуз МакГауэн, Квентин Тарантино, Курт Расселл, Розарио Доусон, Ванесса Ферлито, Марли Шелтон, Майкл Паркс, Джордан Лэдд, Трэйси Томс, Мэри Элизабет Уинстед, Зои Белл, Майкл Бэколл, Моника Стэггс, Илай Рот | ||
Год выпуска: | 2007 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
Второй фильм совместного проекта Квентина Тарантино и Роберта Родригеса "GrindHouse".
Психопат Стантмен Майк на своей машине охотится за красивой девушкой.
В чтиве только девушки
Текст: Юрий Гладильщиков
"Русский Newsweek"
Пятый полнометражный фильм Квентина Тарантино "Доказательство смерти" /Grindhouse. Death Proof/ (2007) выходит в прокат 7 июня. В Канне он провалился, заняв по оценкам мировой прессы — результаты опубликовал фестивальный журнал Screen International, — второе-третье место от конца среди всех картин-конкурсантов. Тем не менее Тарантино позировал фотографам, обеими руками изображая "виктори". Он полагал, что все равно выиграл: поскольку Канн его любил и любит, поскольку сделал фильм, какой хотел, и поскольку с ним верные фанаты, которых по-прежнему тьма и тьма. В отличие от каннских критиков, многотысячные посетители форума www.imdb.com оценили проект "Грайндхаус", объединивший "Доказательство смерти" с "Планетой страха" /Grindhouse. Planet Terror/ (2007) Роберта Родригеса (выходит через две недели, 21 июня), так высоко, что он достиг 64-го места в списке 250 лучших фильмов всех времен. Забавно, что на 63-м — "Бешеные псы" /Reservoir Dogs/ (1992). Фанаты "за", хотя Тарантино их обманул.
"Доказательство смерти" подавалось как ужастик. И не типичный, а категории "Б", сделанный в традициях 1970-х. Чем этот фильм, по нашему мнению, является на самом деле, поговорим ниже. Пока же о "Грайндхаусе". Под названием "Грайндхаус" фильмы Тарантино и Родригеса в апреле вышли в США как единое целое. Общий сеанс длился 3 часа 10 минут. Между фильмами демонстрировались три рекламных ролика других хорроров, в частности, снятых такими новомодными стращателями, как Роб Зомби (автор двух частей "Дома 1000 трупов") и Илай Рот (снял два "Хостела" /Hostel/ (2005)). На самом деле ролики рекламировали несуществующие проекты и являлись шуточными подарками для киноманов.
Grindhouse- антоним понятия art-house, то есть не киноискусство, а трэш. Помимо прочего целью проекта, идея которого принадлежит Родригесу, было воспроизвести традицию просмотра "Б-фильмов", принятую в Америке 70-х (до эры мультиплексов, когда две ленты про зомби и кровавые погони за сексапильными девочками давали в кинотеатрах по цене одной).
За один билет в кинотеатрах класса "Грайндхаус" можно было получить и больше. Как вспоминал в Канне Тарантино, ночами там показывали и по три-четыре фильма разом. На сеансы валили бомжи и прочая уличная шушера — чтобы попросту поспать и не попасться на глаза полиции. В шесть утра всех будили и выставляли вон.
Похоже, от такого типа просмотра в Америке отвыкли: "Грайндхаус" не собрал ожидаемых денег, а некоторые зрители после первого фильма шли к выходу, элементарно забыв про второй. В результате для проката в Европе авторы и продюсеры фильмов решили их разделить, полуразвалив замысел. Лично мне искренне жаль, что наш зритель не увидит фальшивых рекламных роликов. Последняя возможность ощутить проект как целое — зайти на русскоязычный сайт www.grindhouse.ru. Сайт забавный, позволяет, например, в качестве бонуса замочить зомби, используя разные виды оружия, записать свой опыт и переслать друзьям. Зато мы увидим версию "Доказательства смерти", которая на 27 минут длиннее заокеанской. В той нет, например, смачного эпизода лэп-данса — танца, который стриптизерша исполняет, сидя на коленях у клиента. Предполагалось, что бессовестный киномеханик — как часто поступали киномеханики 70-х — вырезал его для личной коллекции. Теперь эпизод вставлен на место.
С тем и пора бы к фильму, но отвлечемся еще и на название. Death Proof не "Доказательство смерти". Это что-то типа "гарантии от гибели" — так называется система креплений в машинах каскадеров, позволяющая избежать травм при опасных трюках. Тарантино признался американскому Newsweek, что идея ленты об убийце на каскадерском авто пришла ему в голову, когда он сказал приятелю о боязни аварий типа той, в которую персонаж Брюса Уиллиса попадает в "Криминальном чтиве" /Pulp Fiction/ (1994). А тот ему и посоветовал: да отвези свою машину каскадерам, и те за десять штук "can death-proof it for you", т. е. сделают безопасной. Зато название "Доказательство смерти", укоренившееся в печати еще до того, как его избрали прокатчики, эффектнее.
Главное неожиданное впечатление от фильма — с него поначалу хочется свалить. Не потому, что страшно, а потому, что скучновато. Долго нет экшна (зато потом он, может, по контрасту, кажется ударным). Чтобы оценить радикальность "Доказательства смерти" и прийти в восторг, необходимо досмотреть фильм до конца. Те, кто оценивал "Грайнхдаус" на imdb.com, явно досмотрели.
Обманов два. Прежде всего стилистический. Фильм действительно поначалу выглядит трэшем 70-х. Музыка — тупо динамичная. Титры — аляповатые, крупно-желтые. Пленка — выцветшая, по ней идут царапины, эпизоды обрываются, словно бы киномеханик резал и заново склеивал обветшавшую пленку. Но при этом оказывается, что у героинь, одетых стиле 70-х, мобильные телефоны. А потом Тарантино и вовсе отказывается от формального "остаривания" ленты — некоторых это разочаровывает.
Другой обман — жанровый. Ну ведь было обещано два ужастика! Ужастик Родригеса — про зомби, а Тарантино — про убийцу по прозвищу "Каскадер" Майк (Тарантино писал роль для Микки Рурка, но в итоге позвал Курта Расселла), который убивает красоток своим автомобилем. Все так — да не так. Он и впрямь убивает. Но это не ужастик.
Во-первых, сам маньяк не кровавый злодей, а душка. Тарантино намеревался сделать его сексуальным извращенцем, которого возбуждают окровавленные тела, но затем убрал этот мотив. "Каскадер" Майк теперь — этакий ребенок с искренне восторженной улыбкой. Погони и убийства для него не злодейство, а увлекательная игра. Причем он наивно уверен, что это игра и для жертв. Когда во время очередной погони одна из девочек его ранит, он искренне обижается и кричит: "За что?" Он ведь так веселился и развлекал тех, за кем охотился, а они оказались столь жестокими и неблагодарными. Думал о том Тарантино или нет, но в какой-то мере "Каскадер" Майк — его альтер эго: Тарантино с таким же детским восторгом устраивает кровавые разборки, правда, лишь на экране.
Во-вторых, в фильме вообще много стебалова. Даже с фальшивым продакт плейсментом — несуществующих Red Apple Cigarettes и Chango Beer. Смешно уже то, что на журнальной стойке в магазине сплошь издания, на обложках которых — фильм "Мария-Антуанетта" Софии Копполы, большой приятельницы Тарантино.
Фактически "Доказательство смерти", что называется, омаж — дань уважения. Три из пяти фильмов Тарантино ("Криминальное чтиво", "Убить Билла" и этот) — дань уважения кинематографу, а также поп- и субкультуре его детства. Но если вы подумаете, что "Доказательство смерти" — очередной омаж кинопрошлому, то ошибетесь, хотя фанатские интернет-списки лент 1940—2000-х, которым "Доказательство" выражает свое почтение, длинны, как хвост Годзиллы.
Кому и чему Тарантино выразил свое почтение в этот раз, догадываешься лишь в последнюю минуту фильма. Хотя можно было, наверное, понять и раньше. Знаете, из-за чего хочется сбежать с "Доказательства смерти"? Из-за обилия пустого трепа. Тарантино всегда обожал треп — но на сей раз он еще и девичий, со всеми вытекающими. Так вот: "Доказательство смерти" — омаж кинодевушкам. Тарантино отдал дань уважения не определенным жанрам, как от него ожидали, а противоположному полу, разглядев особую субкультуру там, где до него почему-то никто ее не обнаруживал: в том стиле, которому следовали и следуют красивые девочки, в тех разговорах, какие они вели и ведут, а заодно и в тех ролях, что им доставались и достаются.
Какие роли всегда доставались блондиночкам, брюнеточкам, негритяночкам? Чаще всего — и то если повезет — эпизодической жертвы маньяка, которой только то и играть, что визжать.
В "Доказательстве смерти" все они, с благоволения Тарантино, берут концептуальный реванш. От лица всех замоченных киноманьяками блондинок и негритянок — вот вам, кровавые ублюдки!
Опасные трюки
Роман КОРНЕЕВ
Если совместный проект Тарантино-Родригеса и задумывался как ностальгический и разнузданно-трэшовый, то, будучи разделённым надвое «в странах, где не было культуры грайндхаусов», а заодно после перемонтажа, увеличившего его продолжительность с часа до почти двух, «Доказательство смерти» (а на самом деле «Смертенепроницаемый») стал чем-то совсем иным.
То, что изначально было контркультурной акцией для любителей эксплуатейшн-муви с обязательными для этого дела атрибутами в виде рвущейся плёнки, потерянных в процессе показа бобин, пропадающего «цвета, а впоследствии и звука», нескольких фильмов подряд, перемежаемых не менее трэшовыми фейк-трейлерами несуществующих в природе фильмов столько же разнузданного качества — в наших весях очутилось в несколько ином виде.
Если вы в самом деле хотите вышеописанного, то совет тут очевиден: у нас не было культуры грайндхаусов, но у нас была культура полуподвальных видеосалонов «за два рубля» с заезженными видеокассетами через видеомагнитофон «Электроника» и впаянный в отечественный телевизор «Горизонт» декодер PAL-SECAM, с гнусавым голосом за кадром и красным маревом поперёк всего экрана, через которое с трудом продиралось скрежетание хищника или рычание натруженного Рокки.
Потому если вы хотите испытать то самое ностальжи — пойдите до ближайшего недобитого видеопирата, прикупите у него самую поганую экраночку «Грайндхауса» в его оригинальной, американской версии, с фейк-трейлерами и стремительным часовым развитием сюжета, на который ко всему добавится тот самый переводчик, да плюс будут бродить всю дорогу по экрану призрачные тени неусидчивых зрителей безвестного сеанса, слышны их невнятные речи под мутную, покачивающуюся в неверных руках таланта-оператора картинку.
Будет там сразу и Тарантино со своим Каскадёром Майком, и Родригес со своим Мачете в исполнении как всегда шедеврального Дэнни Трехо, и трейлер фильма «Бабы-оборотни из СС». Душа завзятого трэш-маньяка свернётся и развернётся, с гарантией.
Совсем другое дело «Доказательство смерти» каким оно досталось старушке-Европе. Это фильм Тарантино и только Тарантино, он ностальгирует, но вовсе не стремится напугать (заявленный жанр фильма изначально — «слэшер»), девяносто процентов его хронометража занимают феерические протяжные тарантиновские диалоги, в кадре красуется «в образе» девушка в жёлтом, Каскадёр Майк то и дело лучезарно улыбается на камеру, крутятся пластинки в музыкальном автомате, а главными героями становятся, право, не кинематографические барышни и их антагонист-маньяк, а харизматичные даже на взгляд отсюда, из антиэстетичного бумеровского настоящего «Шеви» и «Доджи».
Они гоняются друг за другом как бы сами по себе, под вопли и визги своих обитателей, расшибаясь на радость режиссёру, который, право, из сдвоенного фильма сумел выкроить себе настоящий «пятый фильм Квентина Тарантино», сделав его таковым до мозга костей и филигранным монтажом, и нагло тыкающейся повсюду камерой, и всеми этими требующими немедленного массажа голыми ступнями, музыкальными автоматами, «отысканным» в процессе лэпдэнсом Ванессы Ферлито и, конечно же, бесконечными отсылками к другим фильмам мистера Q.
В процессе просмотра «Доказательства смерти» даже тот цитатник, который успеваешь высмотреть, не даёт покоя киноманскому зуду, но даже вычитав предварительно все аллюзии и прямые отсылки, которые успела нарыть в фильме сетевая общественность, никак не отделаешься от мысли, что, право, чтобы понять их все нужно проработать подобно Квентину нашему Заступилу несколько лет продавцом в заштатном видеомагазине, где пересмотреть до дыр всю трэш-классику семидесятых.
Тарантино прекрасен даже своими чудовищными провисаниями, алогичностью повествования, рывками стилистик и оборванным финалом. За его любовь к кино можно простить что угодно, ведь в его исполнении кинематограф напоминает нам про нечто почти уже позабытое — за бизнес-планами, франчайзами, блокбастерами, бюджетами и расфуфыренными звёздами — про то, за что же мы всё-таки любим кинематограф.
До встречи в кино.