Описание фильма

"Отважная"   

Название фильма: Отважная
Отважная
Страна-производитель: США
Английский: Brave One, The
Жанр: боевик / драма / триллер / детектив
Режиссер: Нил Джордан
В ролях: Джоди Фостер, Нэвин Эндрюс, Никки Кэтт, Терренс Хауард, Мэри Стинберджен, Джейн Адамс, Зои Кравиц, Ларри Фесседен, Брайан Дилэйт, Дэйна Эскельсон
Год выпуска: 2007
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
кадры из фильма
 

Сюжет и комментарий

Женщина пытается оправиться после жестокого нападения, а единственным способом выживания для нее становится месть.

Вас ожидает маньяк...
Итоги

"Не люблю сниматься много", - призналась исполнительница главной роли Джоди Фостер. И добавила, что идеальный для нее вариант - одна картина раз в два года. А ведь могла бы сниматься в разных там мелодрамах и, особо не выкладываясь, получать миллионные гонорары в режиме нон-стоп. Чем она хуже Хелен Хант? Однако Фостер предпочитает проводить время с семьей и всегда очень придирчиво выбирает сценарии. Возможно, поэтому почти всегда фильмы с участием этой актрисы смотреть так интересно.
В новой ленте Нила Джордана Фостер - как и год назад в фильме "Не пойман - не вор" - играет холодную, расчетливую женщину, которой, как ни парадоксально это прозвучит, управляют эмоции. Эрика Бейн ведет уютную радиопередачу "Прогулки по городу". Ходит с микрофоном по своему любимому Нью-Йорку, записывает шум улиц, а потом задушевным голосом рассказывает слушателям о том, что лучше и безопаснее места на земле не существует. Обожает престарелую овчарку и жениха Дэвида (Навин Эндрюс). Все в ее жизни замечательно, грядет свадьба, но однажды какая-то шпана насмерть забивает ее жениха, а Эрику отправляет в кому. Очнувшись, она первым делом покупает пистолет, коробку патронов и начинает методично ("Странно, руки не дрожат", - бормочет героиня) отстреливать уличных подонков, пока не добирается до непосредственных убийц жениха.
Кто-то назовет этот сюжет банальным. Тема мести за убитого возлюбленного (возлюбленной) и впрямь разработана кинематографистами вполне обстоятельно. И Джордан, всегда балансирующий на грани мейнстрима и авторского кино, временами скатывается до совершеннейших банальностей. Так, в жизни героини появляются понимающая чернокожая соседка, честный коп, прознавший, кто истребляет городских бандитов, но прикрывший мстительницу. Все эти сюжетные ходы и штампованные герои - атрибуты крепкой голливудской драмы. На них клюнула слезливая американская публика, и картина на какое-то время заняла первую строчку в хит-параде самых кассовых фильмов США (американский бокс-офис на сегодняшний момент составляет 31 миллион долларов). Однако "Отважная" - отнюдь не банальная драма. Это фильм о том, что мир человека может разрушиться в одно мгновение. О том, как большой, но уютный и знакомый мегаполис превращается в ад. О добром, хорошем, приятном человеке, на глазах превращающемся в убийцу. Не в того неопрятного и с разбитыми очками на носу профессора математики из "Соломенных псов" Пекинпа, калечившего в порыве безысходной истерики. А с иголочки одетого, сексуального, хладнокровного маньяка, для которого ежедневная кровь - единственный смысл жизни. И это уже, согласитесь, никакая не драма, как квалифицируют ленту на сайте IMDB и как ее позиционируют создатели, а настоящая трагедия. Впору за пистолет хвататься.

Стас Лобастов

Женщины стреляют в упор
Газета.ру

Как причудливо тасуется кровь – проницательно заметил один заезжий господин из известного романа. В этом он, разумеется, прав, но не только в смысле родственных связей. Кровь жертв, пролитая на асфальт больших городов, тасуется не менее причудливо.
Когда говорят об «Отважной», первым делом вспоминают «Таксиста» - историю народного мстителя, историю Нью-Йорка, в которой так же сыграла Джоди Фостер. Тогда – нимфетку-проститутку. Сейчас – собственно мстителя. Прогуливаясь в Центральном парке со своим любимым, ее героиня, ведущая посвященного родному городу радио-шоу, стала жертвой уличных гопников. Ее парень убит, собака украдена, сама женщина провалялась три недели в коме и, вернувшись домой, обнаружила, что не может жить по-прежнему. Страх отравляет ее жизнь, город кажется опасным зверинцем, пистолет – единственной точкой опоры. Она покупает оружие у нелегального торговца и, довольно скоро, пускает его в ход, случайно оказавшись свидетелем убийства в ночном магазине.
Злодей пал, перепуганная мстительница, уничтожив улики, спешит домой, понимая, что это только начало. Следующими погибнут два негодяя, попытавшиеся ограбить ее в метро.
Так уж вышло, что между мстительницей и полицейским, ведущим расследования о зачистках в городе, возникнет дружба. Он, конечно, начнет догадываться, она, конечно, не сможет повернуть назад, чувства, долг и месть будет запутываться все сложнее, трупы множиться, пока им не придется выяснить отношения – с пистолетами в руках.
Таксист, фильм скорее о времени, чем о моральных дилеммах, похоже тут совсем не причем. «Отважная» - гендерный перевертыш из другой классической американской драмы «Жажда смерти» с Чарльзом Бронсоном, блистательного ультра-консервативного, почти фашистского манифеста 1975 года, вышедшего годом раньше «Таксиста». Тихая улыбка круглолицего Бронсона, наставлявшего в финальном кадре на всех негодяев мира палец в характером жесте «Ба-бах, ты убит», тогда предвещала мэра Рудольфа Джулиани, расчистившего город довольно крутыми мерами.
«Отважная» живет совсем в другом городе, мегаполисе, который ждет главную опасность с неба, а не от отморозка в сабвее.
Выглядит он, однако, теми же джунглями, что и тридцать лет назад и удивление от того, почему жертва так ошеломлена насилием, если по выходе из больницы она непрерывно попадает в передряги, как-то портит сочувствие.
Но дело, в конце концов, не в этом. Фильм снял Нил Джордан, автор гениальной «Жестокой игры», и «Интервью с вампиром», режиссер причудливый и любящий ходить по краю, обожающий моральные и аморальные парадоксы, ценящий непостижимость человеческой природы, который поднимает ставки в споре тридцатилетней давности – а что если убийца, карающий подонков – женщина? А что если эта женщина – Джоди Фостер, которая всегда – потерянная душа во враждебном мире?
А ничего. Кровь на асфальте так и остается красной, Фостер – прекрасной актрисой, а Нью-Йорк – Нью-Йорком. Слишком мелодраматичный для истории болезни пациентки, страдающей от посттравматического синдрома, слишком сдержанный, чтобы стать плевком поигравшего в ку-клус-клановца трикстера-Джордана в физиономию либеральной общественности, слишком наивный, чтобы стать «Таксистом» нулевых, фильм – лишь возможность убедиться, что качество фильмов, в которых играет Джоди Фостер, значения не имеет.

Антон Костылев

Радиорасдача
ИД "Коммерсантъ"

Режиссер "Отважной" Нил Джордан не настолько глуп, чтобы снять просто очередной фильм о сладости мести, которую способны испытывать даже самые высокоорганизованные гуманитарии вроде героини Джоди Фостер, ведущей авторскую программу на не лишенном интеллектуальных претензий нью-йоркском радио. Режиссерская программа-максимум заключается в том, чтобы показать превращение одного человека в совершенно другого под влиянием психологической травмы. Такой, мягко говоря, травмой оборачивается для радиоведущей роковая прогулка с женихом и собакой по Центральному парку, с которой измордованная гарлемскими хулиганами героиня отправляется в реанимацию, а ее возлюбленный - на кладбище. Самое подлое и обидное, что до инцидента героиня была уверена, что живет в самом безопасном городе на свете (еще бы, после одиннадцатого-то сентября, повлекшего обострение полицейской бдительности), и по мере сил возделывала культурный слой, покрывающий многострадальную нью-йоркскую землю: создавала поэтические радиозарисовки из городских звуков, перемежая их цитатами из Энди Уорхола и Эдгара По.
Согласно первоначальному замыслу, героиня "Отважной" должна была быть бумажной журналисткой, но актриса и режиссер решили, что радио - это более психологически фактурно и лучше передает настроение. Хотя, с другой стороны, выступления героини по радио, лепечущей что-то про "Нью-Йорк как организм, где здания - это хромосомы в ДНК улиц", несколько разбавляют ее образ как Чарльза Бронсона в юбке, отказавшегося от своей прежней личности, доверчивой к окружающему миру и вставшего на тропу войны. Увидев истинное лицо любимого города и ощутив на себе его увесистые кулаки, в которых зажаты обломки железной арматуры, радиоведущая радикально меняет концепцию своей лирической передачи. Кто ее слушал раньше, кроме жертв бессонницы, непонятно, но теперь зловещий хрип героини в эфире "Нью-Йорррррк" производит леденящее впечатление на аудиторию, и без того потрясенную серией хладнокровных убийств представителей мелкоуголовной шушеры. Полемический задор звонящих в студию слушателей резко возрастает: одни благодарят загадочного убийцу, другие в шоке от того, что убийства вообще обсуждаются по радио.
Кинозритель, в отличие от радиослушателя, давно знает, что расправляется с бандитами сама же ведущая программы, и ему эфирные препирательства не слишком интересны, тем более что героиня Джоди Фостер ничуть не пытается воспользоваться своим преимуществом и спровоцировать хоть кого-то из слушателей на необычный разговор, который и ей самой помог бы понять, почему лучшей психотерапией для нее стала стрельба из крупнокалиберного пистолета в головы антиобщественных элементов. Такого рода разговоры она ведет с расследующим ее убийства детективом (Терренс Ховард), который до последнего отстаивает необходимость соблюдать закон, но слишком симпатизирует подозреваемой, чтобы педантично соответствовать букве закона применительно к ней, такой беззащитной на больничной койке и такой отчаянной со своим нелегально купленным пистолетом, приставленным к голове обидчика.
Поклонники Джоди Фостер, безусловно, получат от "Отважной" все, чего они ждут,- стальной взгляд, квадратную челюсть, ум и самодостаточность во всем, включая походку, осанку и прическу. Однако когда в финале, замочив всех, героиня признается, что теперь она стала другой и превратилась в незнакомку, не очень верится. Уж больно знакома давно наблюдающему за ней зрителю эта настороженная пластика спецагента Клариссы Старлинг, всегда держащей руку на кобуре в ожидании очередных фокусов доктора Лектера, а теперь вдруг ради морального эксперимента притворившейся дилетанткой, впервые видящей огнестрельное оружие.

Лидия Маслова

Еще:

Радиоведущая Эрика (Фостер) две недели проводит на больничной койке под капельницей — так закончилась ее романтическая прогулка в парке вечером. Бойфренда гопники забили до смерти, а у нее теперь — сплошные шрамы, душевная травма на всю жизнь и страх перед злыми улицами. Сжав волю в кулак, Эрика доходит до оружейной лавки. Там предлагают заполнить бумаги и подождать 30 дней, но у чувака за углом 38-й калибр приобретается мгновенно.
Джоди Фостер вот уже лет двадцать не выходит из образа маленькой женщины с большими проблемами, но ее имя на постере по-прежнему гарантирует сюрпризы. «Отважная» оказывается скорее драмой, чем обычным экшен-фильмом, хотя в ней присутствуют и саспенс, и стрельба, и причудливая нежная дружба с полицейским офицером (почти как у Клариссы Старлинг с Ганнибалом Лектером), и даже легкий намек на эротику. Удивителен тут новый взгляд на реванш маленького человека.
Эту тему особенно любило кино 70—80-х годов, в стремные времена холодной войны, чутко реагируя на градус общественного неспокойствия. В политкорректные и в целом тихие 90-е с плохими парнями разбирались профессионалы, а обыватель спал спокойно. После 11 сентября 2001 года выяснилось, что ничего не под контролем и безопасность гражданина — его личная проблема. И вот законопослушный человечек снова сжал в своих маленьких ручках ствол.
Но с рефлексией покончено. Вопросы морали, пафос воздаяния, вкус мести режиссер Джордан обсуждает только ради приличия — они ему неинтересны, он уже все для себя решил. Да, утверждает «Отважная», вокруг полно козлов, которые могут попортить и без того хрупкий мир интеллигентного человека. Но если ты по-настоящему хороший парень или девушка, то вполне можешь грохнуть пару-другую уродов — общество только скажет тебе «спасибо». Мораль для серьезного кино с Джоди Фостер, прямо скажем, неожиданная.
Дмитрий Аношин
www.timeout.ru

Рецензия(и):
«Ад – прямо за углом», угрожающе бормотал в своё время на альбоме “Maxinquaye” тщедушный лондонский параноик по прозвищу Трики, и был, в общем, совершенно прав. Формально фильм Нила Джордана «Отважная» – криминальная драма о потере и жестокой мести за неё. Но на самом деле он как раз о том, о чём говорил Трики – об аде за углом, о том, что он действительно всегда с нами, на расстоянии вытянутой руки, и о том, как можно (и можно ли) жить дальше после того, как столкнёшься с ним куда ближе, чем хотелось бы.

Подобных историй о том, как тихий обыватель, доведённый до точки кипения, брался за оружие и отправлялся насильственно сеять справедливость, снято было уже немало, от «Таксиста» Скорсезе, классики мирового кинематографа, до «Жажды смерти» с Чарльзом Бронсоном, классики эксплуатационного кино. Где-то между этими полюсами «Отважная» и застыла – причём, надо сказать, в довольно неудобной позе. Сценарно она крепко сидит в эксплуатации, но Джордан и Фостер упорно тянут её в сторону серьёзного драматического кино, стараясь сквозь нарочитую простоту этой истории выйти на уровень общечеловеческого, рассказать не конкретную историю конкретного персонажа, а создать элегантное размышление о насилии и морально-нравственных рамках.

Намерения, бесспорно, благородные, но воплотить их в полном виде удаётся далеко не всегда. Отчасти по вине всё той же нарочитой простоты сценария – когда Джоди Фостер с криком «И кто теперь сука?» всаживает три пули в спину подонка, сломавшего её жизнь, залу становится как-то не до серьёзных размышлений. Он в этот момент радостно аплодирует.

Джордан поднаторел в фильмах совершенно разных жанров, и потому у него получается всякое – есть в фильме и нерв, и мускул, и драма, и напряжение. И Фостер, и Терренс Ховад, играющий дружественно настроенного, но честного и умного копа, играют мощно и тонко, сцены с перестрелками внушают всё, что нужно, и так далее – но гармонии между пальбой и мыслью, низким жанровым и высоким духовным в «Отважной», к несчастью, нет.

Она словно всё время ездит вверх-вниз, как незакреплённая деталь по тросу – для серьёзной драмы в ней слишком много экстатической стрелялки, а для экстатической стрелялки в ней слишком много серьёзной драмы. Такое ощущение, что создатели фильма просто не смогли до конца поверить в сценарий, решив, что они действительно умнее него, и сделают его правильно. Не вышло. Занятно, кстати, что в этом сезоне у нас это уже второе кино, стремящееся соединить грубое с возвышенным – неделю назад мы уже писали о «Пороке на экспорт» Дэвида Кроненберга, также исследовавшего корни насилия в блестящей «Истории насилия» пару лет назад. Так вот, то, что у Кроненберга вышло с блеском, у Джордана, человека ничуть не менее талантливого, увы, не получилось ни капли.

Вердикт Кочерыжкина – попытка хороших и талантливейших людей поговорить о высоком на заведомо низком материале – благородная, заслуживающая уважения, но всё-таки провалившаяся.

Серж Кочерыжкин
(c) Портал "Лаборатория новостей"

 

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#