"Мелодии Верийского квартала"
Название фильма: | Мелодии Верийского квартала |
|
|
Страна-производитель: | СССР | ||
Английский: | Мелодии Верийского квартала | ||
Жанр: | музыкальный / музыка | ||
Режиссер: | Георгий Шенгелая | ||
В ролях: | Софико Чиаурели, Вахтанг Кикабидзе, Ия Нинидзе, Майя Канкава, Давид Абашидзе, Эросий Манджгаладзе, Зураб Кикалейшвили, Алиса Фрейндлих, Кахи Кавсадзе, Рамаз Чхиквадзе, Георгий Гегечкорц, Георгий Кавтарадзе | ||
Год выпуска: | 1973 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
||||||||
Сюжет и комментарий
Этот фильм Георгия Шенгелая появился вслед за более интеллектуальным «Пиросмани». Творчество этого грузинского режиссера вообще можно посчитать разностильным, даже несколько хаотичным из-за того, что он снимал приключенческие ленты («Он убивать не хотел», «Хареба и Гогия»), социальные драмы («Приди в долину винограда») и авторские картины (помимо «Пиросмани» — короткометражка «Алавердоба», «Путешествие молодого композитора» и в какой-то степени «Смерть Орфея», последняя по времени работа младшего из братьев Шенгелая). Кстати, вольное или невольное творческое соперничество Георгия с Эльдаром Шенгелая подвигло каждого из них на неожиданные подчас повороты в режиссерской биографии, хотя трагикомическая манера старшего из братьев все равно представляется более цельной. В то же время и в произведениях Георгия Шенгелая можно найти некую постоянную тягу к опосредованному или прямому обращению к музыке, которая выполняет роль отстраняющего комментатора или как бы непосредственного соучастника событий. В фильме «Мелодии Верийского квартала», созданном на основе музыки Георгия Цабадзе и стихов Мориса Поцхишвили, сразу же увидели образец первого грузинского мюзикла — и за национальное своеобразие, проявленное при интерпретации сугубо американского жанра, наградили одной из первых премий на Всесоюзном кинофестивале. Мелодраматическая история бедного извозчика Павле с двумя малыми дочерьми и неугомонной прачки Вардо из Верийского квартала (Софико Чиаурели, жена режиссера, тоже получила приз за эту роль) — словно озвученные картинки старого Тифлиса. Будто наивные художества гения-самоучки Нико Пиросмани, поданные в более привлекательной для зрителей манере, которая приближалась к эстрадному шлягеру (заметим, что это было еще до всенародного увлечения спетой Аллой Пугачевой песней «Миллион алых роз» — мало кто из поклонников знал, что в ней поэт Андрей Вознесенский намекал на судьбу именно Пиросмани). Конечно, музыкальная лента Шенгелая не стала таким хитом, как «Женщина, которая поет» с Пугачевой или хотя бы как «Душа» с Софией Ротару. Она всего лишь ненамного по сборам в прокате опередила почти параллельно вышедшую трагикомедию «Чудаки» Эльдара Шенгелая, которую посмотрели 7, 8 млн зрителей. И несмотря на внешний антураж жизнерадостного киноспектакля, «Мелодии Верийского квартала» — столь же горьковатая притча о бегстве в мир прекрасных иллюзий из обездоленной действительности, как и «Чудаки». Разумеется, это не саркастичная «Пастораль» Отара Иоселиани, моментально попавшая на «полку». Но тоже пример художнического эскапизма, пусть и в ситуации возникших, но мало оправдавшихся надежд на обновление грузинского общества после прихода к власти в 1972 году нового руководителя Эдуарда Шеварднадзе. В этом плане мрачное и глухо протестующее «Путешествие молодого композитора» (1984) и лишенная последних иллюзий «Смерть Орфея»(1995) — будто авторские послесловия к «Мелодиям Верийского квартала».
Еще:
Грузинский народ славится своей музыкальностью и редким, узнаваемым художественным вкусом. Даже образ жизни в чем-то сопоставим с искусством. Уникальное чувство юмора и жизнелюбие нации сконцетрировано в этой прекрасной музыкальной комедии, органично вобравшей в себя все лучшее, как виноградная лоза впитывает в себя солнце, воздух и соки земли. Бедный извозчик Павле (Кикабидзе) один воспитывает двух дочерей, наделенных талантом от природы, обучение стоит 50 рублей, и заработать такие деньги бедняга не сможет за всю жизнь. Но ему, как добрая фея, помогает прачка (бесподобная Софико Чиаурели). Как? Если Вы любите шутку, музыку, песни, то этот обаятельнейший шедевр национальной культуры Вы просто обязаны посмотреть сами. (М. Иванов)