"Мольер"
Название фильма: | Мольер |
|
|
Страна-производитель: | Франция | ||
Английский: | Moliere | ||
Жанр: | комедия / экранизация | ||
Режиссер: | Лоран Тирар | ||
В ролях: | Ромен Дюри, Людивин Санье, Фабрис Лукини, Лаура Моранте, Эдуар Баэр, Филип Дю Жанеран, Фанни Валетт, Мелани Дос Сантос, Гонзаг Рекильяр, Гилиан Петровски, Ари Эльмалех, Эрик Бергер, Энн Суарес, Аннелиз Эсм, Николя Воде, Изабель Кобер, Пьер ЛаПлас, Жан-Миш | ||
Год выпуска: | 2007 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
XVI век. После долгих скитаний в Париж возвращается Мольер, его ждет работа в Королевском театре. Некто месье Жордэн оплачивает долги знаменитого автора, рассчитывая на то, что Мольер поставит в театре его одноактную пьесу весьма пикантного содержания. В жизни великого комедианта завязывается еще одна остроумная, но далеко не единственная интрига. Своим домочадцам Жордэн представляет Мольера ревностным католиком по имени Тартюф...
Концентрированный Мольер
Удивительное дело. Человек жил и творил почти пять веков назад где-то во Франции, а современные всячески образованные и генетически модифицированные люди от души хохочут над его остротами. Другое время, чужая страна, новый уровень развития цивилизации и совершенно разные условия существования – а механизм продолжает исправно работать. Правда, в случае с этим фильмом дело, возможно, не только в гении Мольера. Режиссер и соавтор сценария Лоран Тирар смешал в одну кучу жизнь драматурга и все его произведения. Такой способ, конечно же, больше соответствует современной динамике, чем экранизация, пусть замечательной, но все же одной-единственной старой комедии. Ведь современному зрителю-потребителю, как правило, нужно подавать все и сразу, его мозг жаждет переваривать большие объемы разжеванной информации за минимум времени. И вот он, пожалуйста, концентрат из Мольера, с обязательными шутками про прекрасные глаза прекрасной маркизы и проклятые галеры.
В картине Тирара французский поэт и актер предстает то Мольером, то помолодевшим Жаном-Батистом Покленом, то собственным персонажем Тартюфом. При этом исполнителю главной роли Ромену Дюри приходится играть не только всю эту могучую кучку, но также несколько пород лошадей и даже «воющую козу, потерявшую всю семью на войне». С задачей он справляется, а в отдельные моменты может и вовсе заставить впечатлительного зрителя расчувствоваться. Еще больше может растрогать Фабрис Лукини, сыгравший господина Журдена. Прекрасный комедийный герой, после разоблачения всех обманов он становится невозможно трагичен, и на экране это превращение очень живо и убедительно.
Постановка временами немного гротескна, игра стилизована под театральную, действие развивается легко и ритмично, словно повинуясь движению дирижерской палочки. Правда, иногда, когда режиссер ударяется в минорное звучание, случаются перегибы – точно так же, как у самого Мольера, когда тот пытался изображать из себя трагика. Если не считать пары излишне кровавых кадров, вас ждет хорошая доза здорового, концентрированного юмора. Старого, доброго, проверенного временем и покрывшегося благородной плесенью, как дорогой французский сыр. Хотя это угощение, что и говорить, очень на любителя.
Света Писцова, afisha.mail.ru
Влюбленный Мольер
Утро.ру
Очень сложно не думать о картине "Мольер", выходящей на российские экраны после участия в основной конкурсной программе Московского кинофестиваля, иначе, чем о французской версии "Влюбленного Шекспира". Сравнение неизбежно, потому что схема совершенно такая же: берется самый известный драматург отдельно взятой страны, сюжет помещается во времена его актерской молодости, и рассказывается любовная история, ставшая основой одного или нескольких всемирно известных произведений. Попутно вводится несколько шуточных аллюзий на современность - и игрушка для детей постмодернизма готова.
Двадцатидвухлетний Жан-Батист Поклен (Ромен Дюри), сын королевского обойщика, еще не превратился в гениального комедиографа Мольера. Он всего лишь плохой актер-трагик и директор прогоревшего театра, за долги посаженный в тюрьму. Неожиданно его выкупает некий господин Журден (Фабрис Лукини) - простак-мещанин, который хочет покорить ветреную куртизанку Целимену (Людивин Санье). Журдену нужны уроки Мольера, а Мольер, вместо того чтобы учить нанимателя премудростям светского общества, влюбляется в его обманутую красавицу-жену Эльмиру (Лаура Моранте), которая презирает актера, носящего маску ханжи Тартюфа. И, как будто забот у него мало, Мольеру еще нужно удержать от побега из дома юную дочь Журдена и Эльмиры.
Лоран Тирар - режиссер и, вместе с Грегуаром Виньероном, сценарист фильма - сам признался, что в "Мольере", где эпизоды биографии драматурга соединены с фрагментами его творений, он пошел по стопам Михаила Булгакова. В своей биографии Мольера советский писатель не забывал упоминать фантастические и придуманные им самим версии событий, случившихся с французским классиком в те промежутки времени, о которых не сохранилось точных сведений касательно его местонахождения и действий.
Булгаков, впрочем, насмешливо-скептически относился к чужим попыткам найти оригиналы мольеровских характеров в его родных и знакомых. Как раз этим и занимается Тирар, рассказывая жизнь замечательного человека Жана-Батиста Поклена в жанре псевдобиографического фильма. Такие в Советском Союзе любили снимать про композитора Глинку - в них не произведения объяснялись эпизодами жизни их создателя, а личная жизнь творца конструировалась из деталей его собственного воображения и воображения биографа, согласно политическим установкам текущего времени. Текущее время снова предполагает веселое мифотворчество, и, чем больше в биографии героя "белых пятен", тем вольнее чувствует себя его биограф - как, к примеру, в еще одном недавнем "житии комедиографа", "Распутнике", где Джонни Депп изображал Джона Уилмота, беспутного и безносого графа Рочестера.
Поэтому, хотя фильм Тирара и называется "Мольер", большая часть действия происходит не с драматургом, а вокруг него. Не удивительно, что приз за лучшую мужскую роль Московского кинофестиваля получил не Ромен Дюри, любимый в России после своей прогулки по Санкт-Петербургу в "Русских красотках", а ветеран французского кино Фабрис Лукини, сыгравший Журдена. Лукини в 1990-е гг. играл и драматургов, и литературных мифических персонажей (в "Бомарше" Эдуара Молинаро и в "Возвращении Казановы" Эдуара Ньемана), и образ "мещанина во дворянстве" он делает более глубоким, чем он обычно предстает в экранизациях. Впрочем, Журден Тирара - это смесь мольеровского Журдена с Оргоном из "Тартюфа" и Кризаля в "Ученых женщинах". Озорная куртизанка Селимена - смесь Селимены из "Мизантропа" и Филаминты из "Ученых женщин", а сам Мольер тоже приобрел черты нескольких своих персонажей помимо Тартюфа, которого вынужден изображать перед семьей Журдена.
Сценаристы запихали в фильм реплики из большинства произведений Мольера и добавили к ним свои, сняв это введение в драматургию классика национальной литературы с французским размахом, который в области костюмных мелодрам не уступает, а порой и превосходит американский. Учителя американских школ радуются: теперь есть чем увлечь подростков на скучных уроках невразумительной европейской литературы в придачу к Лео-Ромео и Джозефу-Уиллу. Нам тоже давно пора перейти от сериальной формы к кино - сериалы перед экзаменом смотреть слишком долго.
Наталья Рябчикова