"Железнодорожный роман"
Название фильма: | Железнодорожный роман |
|
|
Страна-производитель: | Франция | ||
Английский: | Roman de gare | ||
Жанр: | детектив | ||
Режиссер: | Клод Лелуш | ||
В ролях: | Доминик Пиньон, Фанни Ардан, Одри Дана, Зинедин Суалем, Мириам Буайе, Мишель Бернье, Сириль Элден, Жиль Лемэр | ||
Год выпуска: | 2007 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
Полиция допрашивает писательницу Жюдит Ралитцер ( Ф.Ардан). Она подозревается в убийстве, но кто её жертва? Из тюрьмы сбегает серийный убийца по кличке Фокусник, названным так из-за привычки показывать фокусы своим жертвам. На заправке парикмахерша Югетт, только что поссорившаяся с другом, переживает разрыв. К ней подходит незнакомец, который не прочь завязать разговор (Д.Пиньон) А вдруг это тот самый маньяк? Действие перепрыгивает во времени, герои оказываются связаны друг с другом, а зрителю предстоит поломать голову в попытках понять, кто же на самом деле Фокусник и в чём обвиняется знаменитая писательница...
Фильм «Железнодорожный роман» (это французское выражение означает легкое бульварное чтиво) закрывал Московский кинофестиваль-2007. Роковая зрелая красавица Джудит Ралитцер — известнейший автор романов. Она постоянно ищет что-то новое, из чего можно сотворить очередную историю. Ее новая история начинается с героя — им будет серийный убийца, сбежавший из тюрьмы. Дальше ситуация складывается таким образом, что судьбы писательницы, героя и еще кое-кого переплетаются. Все идет на пользу творчеству, но цена искусства для кого-то будет слишком высока… Всматриваясь в фильм, ловишь себя на мысли, что это не детектив, а кино о любви. Погодите, очень у многих любовные отношения напоминают детектив, а то и триллер. Это нормально? Похоже, Клод Лелуш создал историю крайностей на фоне обыденности лишь для того, чтобы ткнуть зрителя носом в собственные противоречия. Может, поэтому фильм неоднозначно приняли во Франции? — За 40 лет, которые прошли с момента создания фильма «Мужчина и женщина», в обществе многое изменилось. — Констатирует Клод Лелуш. — Сейчас представительницы прекрасного пола знают, что мужчина может уйти, убежать, предать их, поэтому стараются быть сильными, играя двойную роль — свою и мужскую. Об этом я и хотел рассказать в своей ленте.
Фокусник-убийца
Текст: Ксения Рождественская
Название фильма, "Roman de gare", переводится точно так же, как и "Pulp Fiction". Но что у Тарантино было криминальным чтивом, у Клода Лелуша — умный и ироничный бульварный роман.
Известную писательницу-детективщицу, вроде Марининой или Устиновой, вызывают в полицию на допрос: недавнее преступление слишком напоминает сюжет ее последнего романа. Может быть, ей что-то известно о преступнике?
Ей, может, и нет, а вот ее литературному секретарю, скорее всего, что-то известно. Возможно даже, именно он является маньяком по прозвищу Фокусник. Убийца знаменит тем, что заманивает своих жертв, показывая им фокусы. Однажды он знакомится на автозаправке с некой неудачницей, которую только что бросил возлюбленный, причем бросил, тварь такая, так и не доехав с ней до дома ее родителей. Секретарь случайно встретит неудачницу, поедет с ней к ее родителям, покажет всем фокус, и лавина мелкого вранья вскоре накроет всех с головой.
На самом деле, оригинальное название фильма "Железнодорожный роман" — "Roman de gare" — переводится точно так же, как и "Pulp Fiction". Но что у Тарантино было криминальным чтивом, у Лелуша — бульварный роман. Французский классик честно признает, что просто хочет развлечь зрителя. Так и получается: в "Железнодорожном романе" есть все, за что мы так ценим и ненавидим французское кино, — любовь, криминал, тайна, недосказанность, быстрые взгляды, медленные касания, лузеры на марше, заигрывания с Богом.
Маленький литературный секретарь оказывается автором всех романов прославленной писательницы, и следующий роман хочет издать под собственным именем. Неудачница врет родителям, что ее жизнь безоблачна. Писательница врет самой себе, что она заслуживает славы. Ложь — это своеобразная игра в бога, каждый персонаж пытается создать собственный безупречный мир. Но каждый сюжетный поворот уничтожает предыдущее вранье, делая его частью более сложной картины, каждый персонаж оказывается лишь марионеткой в чужих руках, каждый обман становится лишь одной из версий правды, у каждого фокуса есть объяснение, а над всем этим весело хихикает Клод Лелуш, кичевик-затейник. В общем-то, "Железнодорожный роман" — история любого настоящего творца: любой творец лжет, каждый считает себя богом, но в конце концов все складывается наиболее удачным для него образом.
Фильм полон фокусов. Непонятно, как удивительной Фанни Ардан удается, старея, становиться еще более притягательной. Непонятно, как Доминику Пиньону удается играть героя-любовника — да так, что по сравнению с ним все Брэды Питты этого мира кажутся унылыми сморчками. Непонятно, как из кичевого фаст-фуда бульварных романов можно построить умный и ироничный триллер. А вот, оказывается, можно, и Лелуш сам оказывается серийным убийцей-Фокусником, дразня зрителя, прежде чем убить его очередной историей любви.
В самом знаменитом фильме Лелуша, "Мужчина и женщина", героиня говорила: "Я не пытаюсь быть оригинальной. Просто люди сходятся, женятся, расходятся, — заурядная история. В ней незауряден только любимый человек". Похоже, Лелуша, о чем бы он ни рассказывал, интересует именно этот сдвиг восприятия в отношениях мужчины и женщины. Все его истории происходят на фоне совершенно невероятных сюжетов, но сводятся, в конечном счете, к "сходятся, расходятся". Спроси любого зрителя после "Железнодорожного романа", о чем это было, — никто не скажет "о серийном маньяке, литературном негре и известной писательнице". О любви, — скажут вам, — о любви. Ахалай-махалай, сим-салабим, абракадабра.
С сайта Филм Ру