Описание фильма

"Русская игра"   

Название фильма: Русская игра
Русская игра
Страна-производитель: Россия
Английский: Русская игра
Жанр: комедия / экранизация
Режиссер: Павел Чухрай
В ролях: Cергей Маковецкий, Сергей Гармаш, Андрей Мерзликин, Джулиано Ди Капуа
Год выпуска: 2007
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
кадры из фильма
 

Сюжет и комментарий

Итальянского карточного шулера высшего пилотажа Лукино Форца нашли его многочисленные кредиторы и заставили подписать закладную на все, что у него есть. Если до определенного срока он не соберет всю долговую сумму, в Италии его будет ждать тюрьма. Форца отправляется на родину умершей жены — в Россию, чтобы выиграть там огромные деньги, расплатиться с долгами, тем самым спасти себя и свое имущество. На все про все у него неделя. К тому моменту, когда судьба сводит его с компанией развеселых русских шулеров (Швохнев, Кугель и Утешительный), он уже заработал при помощи крапленых карт 80 тысяч. Они признают друг в друге "мастеров своего дела" и поначалу договариваются работать вместе. Швохнев подсовывает Форца некоего помещика Глова, обладающего значительной суммой, которую тот поручает забрать своему сыну Александру. Мошенники обыгрывают молодого человека и получают от него вексель на 200 тысяч. Но деньги должны прийти только через пару дней. Тогда мошенники предлагают Форца остаться и подождать выплаты. Сами же они, прикрываясь якобы поступившей очень выгодной "наводкой" в другом городе, забирают 80 тысяч, собираются уезжать, уверяя встретиться с итальянцем через пару дней. Форца соглашается. Через считанные минуты после обмена он узнает, что никаких 200 тысяч не существует, и весь этот спектакль был разыгран специально для него, дабы заполучить его деньги.

Игрок игрока видит издалека
Известия.RU
Режиссер "Вора" и "Водителя для Веры" экранизировал "Игроков" Гоголя. На крупные фестивали "Русская игра" не попала, но главный приз выборгского "Окна в Европу" завоевать все-таки смогла. А завтра она выходит на российские экраны.
Отборщики выборгского фестиваля, приглашая "Русскую игру" в конкурсную программу, руководствовались громкими именами создателей и не обратили внимания, что фильм Чухрая в корне противоречит идеологии смотра. Конкуренты "Русской игры", правда, тоже окна в Европу не прорубали, но они по крайней мере не захлопывали его с таким звоном, как это делает экранизация "Игроков".
Павел Чухрай - режиссер на редкость добросовестный, вот и в гоголевской пьесе он не поменял почти ни строчки. За исключением национальности главного героя: вместо шулера Ихарева имеем итальянца Лукино Форца (на эту роль режиссер собирался пригласить Тото Кутуньо, но в конце концов остановился на менее известном, зато говорящем по-русски Джулиано Ди Капуа). Молодого человека собирались арестовать за долги, но, вспомнив, что на Востоке есть страна, где "земля богата, а люди доверчивы и простодушны", он вымолил месяц отсрочки и помчался в Россию.
Там его ждали пьющие извозчики, сонные официанты и приятнейшая во всех отношениях троица: Швохнев (Сергей Маковецкий), Кугель (Андрей Мерзликин) и Утешительный (Сергей Гармаш). Узнав, что Лукино мастерски владеет всеми секретами нечестной игры, они предложили ему союз. Наивный Форца, не веря своему счастью, согласился совместными усилиями обчистить юного помещика Глова. Далее - все по гоголевскому тексту, кроме финальной ремарки: "Поделом, а то Европа так и норовит у русского на холке прокатиться".
Так случилось, что в российских кинотеатрах фильм Чухрая окажется по соседству с михалковскими "12". По масштабу ленты эти, конечно, несравнимы, но точки соприкосновения наблюдаются. Чухрай, как и Михалков, исследует русский характер и размышляет о судьбах родины, причем делает это на том же самом материале. Не литературном - актерском. Как ни крути, главными заводилами в "12" были Маковецкий и Гармаш, на них же держится богатая не событиями, но деталями "Русская игра". Отрадно, что этой паре все по плечу. Обидно, что, похоже, только ей.
Впрочем, соприкоснувшись, "12" и "Русская игра" движутся дальше в противоположных направлениях. Несмотря на хеппи-энд, фильм Михалкова сокрушительный: человеколюбие герои вроде бы проявили, широту души - нет. У Чухрая фильм утешительный: да, пьем, деремся, играем в карты, зато с каким азартом! И пройдох-европейцев вокруг пальца обводим, пусть не считают нас дураками. Просто не кино, а бочка меда получилась. Не хватает только чего-то. Ложки правды, наверное.
Анна Федина

 

Появление обилия гоголевских экранизаций в кино и театральных постановок на сцене было предсказуемо и вполне ожидаемо, учитывая грядущий юбилей. А кроме того, и режиссерам да и зрителям, видимо, уже несколько наскучили тупые боевики, катастрофы и проч. Хочется чего-то человечного, умного, чтобы посмотреть и впасть в задумчивость. А где искать все это, как не в классике? Вы думаете, я сейчас начну ругать комедию? Да ничуть…

От фильма я получила удовольствие, сидя с  утра в пустом зале ещё с двумя зрителями. Отсутствие народа – это вообще отдельное удовольствие.

Я бы охарактеризовала эту экранизацию нашей поговоркой– «Мухи отдельно, котлеты отдельно». Комедия получилась веселая и милая. Очаровательная троица весело облапошивает итальянского мошенника. С огоньком. Но несмотря на гоголевский текст, местами разбавляемый репликами сценариста – это не Гоголь. Гоголь остался в своем печатном тексте. Несколько скучноватый и суховатый, но гораздо более интересный, глубокий и неоднозначный. Ведь у него не было веселых цыган и попоек с безумными плясками героев. Это невозможно передать словами. Вернее, возможно, но почему-то Николай Васильевич не сделал этого.  И с фильмом текст не связался. Вернее, не очень связался.

Режиссер ввел одно незначительное изменение в гоголевскую комедию: изменил национальность главного героя. Вместо русского родного шулера нам показали шулера итальянского, который, спасаясь от наказания, отправился в неведомую Россию раздобыть средства на уплату долгов. Ну а поскольку, по его мнению, Россия - страна наивных дурачков, у которых временами попадаются денежки и немалые, то надеялся очень быстро воспользоваться своим «секретным оружием» и заработать за неделю нужную сумму. А дальше начались приключения итальянца в России, вернее, в уездном городе. И его неудача вполне объяснима:  ведь он иностранец, ничего реально не знающий ни о русских людях, ни о русских обычаях, ни о русских шулерах. Он, видимо, думал, что у нас играют в карты исключительно для удовольствия. Одного он не учел: принцип «нае…и соседа» у нас является едва ли не главенствующим в жизни, а не только в карточной игре. Достаточно посмотреть на бегающие глазки полового, встречающего незадачливого итальянца в дверях гостиницы.

В ходе истории наши симпатии исключительно на стороне троицы. Итальянец же с его вечным стремлением работать вместо того, чтобы отрываться на полную катушку, вызывает недоумение. Так и хочется сказать: «Да ты расслабься, выпей... А дальше все будет хорошо». И не вызывает он никакой жалости, потому что нечего считать нас дураками. Мы и сами с усами. И куча неприличных пословиц и поговорок выползли из дальних уголков моей памяти, что дополнительно меня повеселило. И только в финале возникает намек на нечто большее, когда потерявшему все заезжему гостю милая русская барышня дает немытое зеленое яблочко. И глаза ее говорят о том, чего он так и не понял. По крайней мере, хочется в это верить. Хотя тут же это настроение смазывается развеселой троицей, катящей по матушке-России, радующейся успешно обделанному дельцу и предчувствующей новые победы.

И становится понятной такая замена. Ведь гоголевский вариант был гораздо более сложным. Со всех точек зрения. И недаром «Игроков» неоднократно связывали с «Ревизором» - лучшей комедией в истории литературы. Гениальной комедией. И до таких «Игроков», видимо, мы пока ещё не доросли. А жаль. Впрочем, до юбилея время ещё есть.

А пока будем получать удовольствие от того, что есть, не очень ориентируясь на гоголевский текст. Ведь фильм снят как всегда «по мотивам»…

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#