"Беовульф"
Название фильма: | Беовульф |
|
|
Страна-производитель: | США | ||
Английский: | Beowulf | ||
Жанр: | драма / фантастика / приключения | ||
Режиссер: | Роберт Земекис | ||
В ролях: | Рэй Уинстоун (Беовульф), Анджелина Джоли (мать Гренделя), Энтони Хопкинс (король Хротгар), Джон Малкович (Унферт), Робин Райт Пенн (королева), Брендан Глисон (Уилгаф), Криспин Гловер (Грендель), Элисон Ломан (Урсула), Грег Эллис (Гармунд), Крис Коппола (О | ||
Год выпуска: | 2007 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
Приключенческий фильм, созданный по мотивам одноименного эпоса "Беовульф", в котором рассказывается о подвигах скандинавского героя Беовульфа, освободившего жителей Дании от необузданного злодея Гренделя.
Границы иллюзии
"TimeOut Москва"
В кинопрокат выходит фильм "Беовульф" режиссера Роберта Земекиса. Мастер анимационного кино и технологических инноваций вновь потратил 70 миллионов долларов, превратив классический эпос в трехмерное фэнтези.
Проще всего предположить, что Роберт Земекис — мультяшка. Это многое объясняет: и его страсть к рисованным персонажам, и его тягу к спецэффектам, и, наконец, то, что даже в его серьезных фильмах вроде "Форреста Гампа" /Forrest Gump/ (1994) все время маячат какие-то мультперсонажи, притворяющиеся то Джоном Ленноном, то президентом США. Его новый проект "Беовульф", в котором заняты Рэй Уинстоун, Энтони Хопкинс, Анджелина Джоли и Джон Малкович, создан по технологии motion capture — нечто среднее между мультфильмом и традиционным кино.
Кадр из фильма "Беовульф"
Земекис — и сам нечто среднее между персонажем мультфильма и реальным человеком. Полулитовец-полусерб, он вспоминал, что в детстве его семья не ходила в театр, не слушала музыку, и единственным развлечением будущего режиссера был телевизор. А в нем, очевидно, показывали одни мультфильмы. Тогда Земескис думал, что его профессия будет иметь отношение к технике, например он станет оператором. Но потом выяснилось, что единственный человек на съемочной площадке, кому позволено делать все что угодно, — это режиссер.
"Делать все что угодно" — это основной принцип Земекиса. "Нет ничего невозможного, в крайнем случае, это будет стоить миллиарды долларов", — говорит он. Поэтому он так любит спецэффекты, пытаясь стереть грань между актером и персонажем, между реальностью и воображаемым миром. Неудивительно, что известность Земекис получил после выхода анимационно-художественного фильма "Кто подставил Кролика Роджера" /Who Framed Roger Rabbit/ (1988) — одного из самых захватывающих фильмов всех времен и народов. Анимационные персонажи сосуществуют в одном пространстве с настоящими людьми, убивают и любят друг друга, и никто этому не удивляется. Сам Земекис считает, что взяться за такой проект было чистым безумием: в 1988 году бюджет в 70 миллионов долларов казался запредельным. Уже после того, как фильм был отснят с живыми актерами, аниматоры два года работали над "мультяшной" частью. Все ошибки актеров приходилось исправлять мультипликаторам: например, Боб Хоскинс, играющий детектива-алкоголика, в одном из эпизодов смотрел не туда, где должен был находиться его нарисованный партнер кролик Роджер. Аниматорам пришлось растянуть животное, чтобы оно могло встретиться взглядом с Хоскинсом.
Специалисты критиковали фильм за слишком дотошную прорисовку, лишние движения, совершенно не обязательные в мультфильмах. Но Земекис снимает не мультфильмы. Он делает кино, причем, как сам говорит, кино для взрослых. Его мультфильм "Полярный экспресс" /Polar Express, The/ (2004), еще один революционный прорыв в технологии motion capture, оказался провальным — и взрослые, и дети говорили, что персонажи выглядят очень странно.Тогда эта технология еще не была толком освоена, и персонажи получались недоживыми, вроде зомби. Идея motion capture, по-русски неуклюже называющаяся "технологией захвата движения", в том, что актеры, облепленные датчиками, играют свои роли на фоне синего экрана. Все действие снимается большим количеством камер. Потом компьютер анализирует изменение положения датчиков, а аниматоры стирают актеров и рисуют вместо них персонажей. Чем дальше, тем технология становится сложнее: уже в "Полярном экспрессе" на лица актеров прикреплялось до 180 датчиков, чтобы регистрировать их мимику, а сейчас существуют датчики, фиксирующие даже движение глаз. Режиссер начал работу над "Полярным экспрессом" с того, что предложил Хэнксу сыграть все роли в фильме. В этом еще один плюс такой технологии: любой актер способен сыграть кого угодно и сколько угодно ролей в одном проекте.
Хэнкс,рассуждая о motion capture, любит приводить пример про Чингисхана: допустим, говорит он, что лучше всего воплотить на экране образ Чингисхана смогла бы Мерил Стрип. Так вот, теперь у нее есть такая возможность. "Актер больше не ограничен своим ростом, весом, полом или расой", — говорил Хэнкс еще до выхода "Полярного экспресса". Сниматься в таком проекте — все равно что играть в современном театре: ни декораций, ни костюмов, ни зрителей. И невозможно представить себе, как будет выглядеть готовый продукт.
В "Беовульфе" Земекис пошел еще дальше. Главное достоинство новой версии знаменитого эпоса — в технологии Real D. Специалисты обещают, что лет через десять все развлекательные фильмы будут трехмерными. Все эти специальные очки (нет, уже не те красно-зеленые, которые раздавали на ВДНХ 30 лет назад), проекторы и экраны скоро оставят "пиратов" без работы. Потому что при отсутствии такой техники фильм нельзя будет даже увидеть, не то что переснять.
И в этом же главная проблема восприятия "Беовульфа". Многие уже видели трейлеры или эпизоды фильма в интернете и были разочарованы — обычная компьютерная игрушка. Но дело в том, что "Беовульф" не предназначен для обычного просмотра. Все-таки 2D отличается от 3D даже больше, чем грудь размера 2D отличается от груди размера 3D. Гораздо, гораздо больше.
Когда более чем сто лет назад с экрана на зрителей поехал поезд, прибывавший на вокзал в Ла-Сьота, многие вскакивали с мест и кричали. Сегодня при виде выдвигающейся с экрана Анджелины Джоли никто не кричит, но впечатление она производит не меньшее. Сто лет назад, обсуждая кино, все ахали: надо же, все как в жизни, и лишь потом стали ценить в этом искусстве все то, что не похоже на жизнь. Возможно, когда технологии продвинутся еще чуть дальше, зрители фильмов 3D перестанут восхищаться тем, что на экране "все как в жизни", и начнут замечать что-то другое.
Классический эпос "Беовульф" для кино переписали Нил Гейман, автор "Американских богов" — одной из лучших фантастических книг последнего десятилетия, и Роджер Эйвери, известный, прежде всего, по сценарию "Криминального чтива" /Pulp Fiction/ (1994). Сценарий, правда, пришлось доработать: в частности, битву с драконом сценаристы по просьбе Земекиса полностью переписали. Изначально герой с драконом "просто разговаривали", но аниматорам все равно, какого персонажа обрабатывать — мужика, стоящего неподвижно, или дракона, крушащего все направо и налево, — стоит эта работа одинаково.
Для Земекиса этот фильм стал закономерным шагом по нарисованной дорожке в его нарисованный рай. Когда-то в его вселенной мультики шли рука об руку с "настоящими людьми", потом "настоящие люди" выглядели совсем как в мультиках. "Я просто снимаю фильмы, которые сам бы хотел посмотреть", — говорит Земекис. Скоро он скажет что-нибудь вроде "я просто снимаю фильмы, внутри которых мне было бы интересно оказаться".
"Кролик Роджер" приучил зрителей к мысли, что любое существо рядом с тобой может оказаться мультяшкой. "Беовульф" их окончательно убедит в этом: посмотрите на губы Анджелины Джоли, взгляните в глаза сэру Энтони Хопкинсу. Вы что же, думаете, это все настоящее?
Земекис объясняет: "Само искусство кино — это иллюзия. Даже самая обычная техника — монтаж, крупный план — это все иллюзия. Магия. В реальной жизни ничего этого не существует. Ну а раз все иллюзия, я просто чуть-чуть расширяю ее границы".
С сайта Филм Ру
Истина - в хвосте
Итоги
Древняя англосаксонская легенда о воителе Беовульфе уже много раз переносилась на экран. Но существовавшие ранее киноварианты легенды ни в какое сравнение не идут с тем, что снял известнейший американский режиссер Роберт Земекис. Его переложение истории о витязе Беовульфе отняло у массы людей кучу времени, нервов и закончилось страшной фрустрацией для исполнительницы главной роли Анджелины Джоли.
Сценарий фильма Нил Гэйман и Роджер Эйвери (соавтор тарантиновского "Криминального чтива") написали аж в 1997 году. Однако тогда проект заморозили. И вот несколько лет назад им заинтересовался Земекис. Он показал труд Геймана и Эйвери представителям WarnerBros, убедил боссов кинокомпании в прибыльности затеи, получил добро на работу и бюджет всего в 70 миллионов долларов. И это при том, что талантище Земекис - один из величайших киносказочников последнего времени, подаривший миру детское фэнтези "Полярный экспресс", подростково-пубертатную картину "Назад в будущее" и взрослую, об американской мечте - "Форрест Гамп". Главные роли в "Беовульфе" исполнили актеры настоящие, но потом фильм был полностью оцифрован и превратился в сагу анимационную (хотя при этом лица исполнителей вполне узнаваемы) - представьте себе, сколько времени может отнять такая работа. Точь-в-точь, как и "Полярный экспресс", - что поделать, именно такой Земекис видит сказку XXI века.
И вот оцифрованный по технологии performance-capture (актеры снимались в спецкостюмах, передававших на компьютер малейшее движение их мускулов) Рэй Уинстон в роли Беовульфа идет на бой с монстром. Однако победа оборачивается еще большей бедой. На тропу войны выходит мать чудища, воинственная, сексуальная фурия с хвостом - не менее оцифрованная Анджелина Джоли.
Посмотрев итоговый вариант картины, актриса пришла в ужас от собственного образа. В одном из интервью она призналась, что ей стало не по себе, когда она увидела, насколько устрашающей изобразил ее Земекис, и теперь сомневается: стоит ли показывать фильм Брэду Питту и детям (на премьеру все-таки пришла с Питтом, а вот детям ленту решила не показывать). А теперь задумайтесь на минуту: уж если Анджелина Джоли, актриса, видавшая виды в своем Голливуде, исполнившая уйму самых странных ролей, ахнула, увидев себя хвостатой и голой валькирией, что ждет простых зрителей? Зрелище, доселе невиданное, фильм-гигант, которому просто суждено войти в историю мирового кинематографа.
Стас Лобастов
Происхождение героя
Время новостей
«Истинно! Исстари слово мы слышим о доблести данов, о конунгах датских, чья слава в битвах была добыта!» Знаменитая англосаксонская эпопея VII века об отважном гаутском витязе Беовульфе, победившем чудовищного Гренделя и совершившем немало других славных подвигов, появлялась на экранах неоднократно, но почти никогда не прочитывалась канонически. Наиболее близкой к исходному тексту можно считать, пожалуй, двухлетней давности англо-канадско-исландскую картину Снурла Гуннарсона "Беовульф и Грендель" с Жераром Батлером в роли Беовульфа. У нас же под чудесным названием "Биоволк" более всего известен совершенно некондиционный "Беовульф" (1999) Грема Бейкера с Кристофером Ламбертом в заглавной роли, где действие было перенесено в условное постапокалиптическое будущее. Наконец, самая дикая в лучшем смысле этого слова версия была предложена в том же 1999 году Дариусоми Савафи - в его сверхкультовом "Снобе" помимо Беовульфа появлялись Иисус Христос, Малькольм Икс, космические роботы и японские ниндзя, а роль чудовища исполнял шестиметровый пингвин с длинными зелеными щупальцами.
Однако теперь про все прошлые версии, и даже, как ни сложно в это поверить, ту, что про пингвина, придется, видимо, забыть навсегда. Потому что на экраны вышел "Беовульф" Роберта Земекиса, с которым мало что может сравниться. Если может вообще. Фильм (фильм ли?) снят в набирающей обороты системе motion capture, технологии "захвата движения", когда к артистам подключают датчики, фиксирующие все их действия, на фоне синего экрана, а после этого с помощью компьютера дорисовывается весь антураж и изменяются сами актеры - порой до неузнаваемости. В "Беовульфе" к этому добавлена еще и трехмерность изображения, оценить которую можно в специальных кинотеатрах. Но даже в двумерном варианте "Беовульф" оставляет впечатление сногсшибательное. Принято считать, что новейшие технологии в конце концов убьют настоящее кино, превратив его в аттракцион. Но, во все глаза смотря фильм Земекиса, волей-неволей приходишь к несколько кощунственному выводу: если кино будут убивать ТАК, то, пожалуй, жалеть об этом не стоит.
Самое главное в фильме Земекиса то, что это не просто визуальное пиршество с огнедышащими драконами, сражениями и пирами, не привычное фэнтези меча и магии, но и по-настоящему умное и серьезное кино. Это неудивительно - сценарием долгих десять лет занимались без преувеличения великий современный писатель Нил Гейман (автор "Американских богов", "Детей Ананси", "Звездной пыли", а также блестящей поэмы "Неовульф", трактующей древний эпос с позиций футуристического нуара, и полного тем не менее подлинных чувств) и Роджер Эйвери - соавтор Тарантино по "Криминальному чтиву". Поэтому, хотя сюжет не сильно отличается от канона, в нем появились по-настоящему важные и интересные нюансы. Грендель в новом "Беовульфе" не просто чудовище-мародер, но существо страдающее и вызывающее едва ли не жалость, ребенок-монстр, этакий выросший до размеров великана Горлум. Его мать (Анджелина Джоли) - тоже не столько злобная фурия, сколько соблазнительница, способная и любить, и страдать, и ревновать. Да и сам Беовульф (Рэй Уинстон) далек от примитивного образа героя без страха и упрека, одним махом побивающего отвратительных злобных тварей: не всякий "настоящий", не нарисованный киногерой в последнее время может похвастаться настолько сильно прописанным характером. Впору менять правила американской киноакадемии и выдвигать рисованных персонажей на "Оскара" в одних номинациях с живыми артистами. Да и с идеями тут все в порядке: помимо прочего в метафорической форме, но крайне убедительно показан момент перехода англосаксонской цивилизации к христианству и сопутствующие этому рефлексии: «Время героев умерло. Христианский бог убил его, не оставив ничего, кроме страстотерпцев, страха и стыда». На «Беовульфе» можно не только получить порцию на самом деле незабываемых впечатлений от эффектов, но и как следует пошевелить мозгами - занятие, от которого посетители кинотеатров в последнее время как-то поотвыкли. Так что - «среди владык земных он был щедрейший, любил народ свой и жаждал славы вековечной». Как и его литературный предшественник, новый Беовульф заслужил славу по праву.
P.S. Рукопись оригинального "Беовульфа", датированная примерно 1000 годом н.э., существует в единственном экземпляре. "Беовульф" Роберта Земекиса только в Москве выходит в количестве 75 копий плюс трехмерная версия для кинотеатра системы IMAX.
Станислав Ф. Ростоцкий
Гиперборейцы, молчать!
Газета.ру
По хорошему, конечно, всю эту банду ловкачей нужно, как в стародавнем фильме «Викинги», приковать в гроте накануне прилива, чтобы крабы обглодали их бледные ноги, а холодные волны остудили не в меру хитроумные головы. Роберт Земекис, снявший «Форреста Гампа», Нил Гейман, написавший «Американских богов» и Роджер Айвори, сочинивший «Криминальное чтиво» и «Убить Зои» сняли эпос – доверяли кошке хранить рыбку. Настоящему гиперборейцу смотреть на их фокусы будет горько, тяжелый боевой топор выпадет из рук (главное, не на ногу), тяжкий вздох вырвется из груди, вздох о тех временах, когда герои могли просто и без затей поставить тролля к стенке, не исполняя предварительно клоунаду на радость скальдов-зубоскалов.
Этот трехмерный перевертыш (фильм выходит сразу в трех форматах: 3-D IMAX, 3-D в обычных кинотеатрах и в традиционном двухмерном) стал, кажется, плодом тайной зависти троицы создателей к безымянному британскому монаху VIII века, написавшему «Беовульфа».
Сочинение было существенно переработано с неожиданным эффектом: все написанное монахом выглядит комично и современно, сочиненное Айвори и Гейманом – трагично и архаично.
Начинается все, впрочем, традиционно – король данов Хротгар празднует в своем дворце. Звуки пира доносятся до пещеры, в которой обитает Грендель – безобразное чудовище, изгой среди людей и демонов. И тут начинаются разночтения – в оригинале монстра приводили в ярость звуки человеческого веселья, в фильме он просто невыносимо страдает от громких звуков. Доведенный до отчаяния Грендель отправляется во дворец, где учиняет бойню. С этого дня начинаются его набеги, двор Хродгара погружается в уныние, которое развеяло прибытие Беовульфа с дружиной – герой желает натянуть монстру глаз на это самое. Вдоволь нахваставшись на пиру своими подвигами, и произведя неизгладимое впечатление на молодую королеву, герой готовится к битве – то есть раздевается догола (и как раздевается! Дита фон Тиз отдыхает), поскольку его противник так же наг и безоружен. Внимание, вопрос: это Гейман с Айвори придумали? Нет, монах. Зато они придумали, чтобы самая героическая часть героя прикрывалась то мечом, то мускулистым плечом товарища, то мебелью, возбуждая нервный хохот в зале.
Грендель будет повержен, его мать – монстр еще более лютый – отомстит, а Беовульфу придется схватиться и с ней. Мать играет Анжелина Джоли, так что эта битва пройдет совсем иначе, и тут из всех щелей полезут мрачные позорные тайны и тяжкие проклятия, итогом которых станет грандиозная схватка Беовульфа с драконом – возможно, лучшим драконом со времен «Прибытия поезда».
Проклятия, однако, долговечней людей и героев, в чем и позволит убедиться финал.
Земекис использовал тут ту же технологию, что в «Полярном экспрессе» – увешанные датчиками актеры играли свои роли, мимика и жесты передавались рисованным на компьютере персонажам, которые либо походят на оригинал, либо нет. Джоли и сыгравший короля Хродгара Энтони Хопкинс – похожи. Эта штука оказалось очень подходящей для 3-D – копья, камни, оторванные конечности летят в украшенный стереоочками нос зрителя предельно достоверно, и этот аттракцион сам по себе заслуживает внимания. Голая Анжелина Джоли с хвостом, впрочем, тоже.
Завораживает, однако, другое – странный танец, который исполняет трагическое, комическое и героическое в «Беовульфе» Для ироничных Айвори и Геймана герой – создание довольно забавное, так же как монстр. Их Грендель – скорее нелепый идиот с развитием пятилетнего ребенка, чем мрачный и свирепый дух мертвых скал и северной зимы. Беовульф – слегка комичный нарцисс, до тех пор, пока остается героем. А вот что совсем не смешно – это утро героя после победы. Не смешна судьба, которая ломает самых стойких. И к середине фильм превращается из едва прячущего сардоническое хихиканье балагана в высокую трагедию, где ослепительно прекрасный золотой дракон сжигает христианскую церковь, усталый и постаревший герой мечтает о смерти и дает свою последнюю битву – зная, что вину его не искупят ни победа, ни поражение.
На финальном кадре даже гипербореец уронит слезу, подберет свой топор и пойдет отвязывать Земекиса и Геймана с Айвори, и прогонять крабов. Какие-никакие, а все же скальды…
Антон Костылев
Волчья сыть
Московские новости
От "Беовульфа" ждали или невероятного провала, или немыслимого триумфа. Роберт Земекис покусился на канонический древнеанглийский эпос, с которого в британских школах начинается курс литературы, и вновь взялся за передовую технологию performance capture, превратив и героя Беовульфа, и чудище Гренделя в причудливых компьютерных големов - неживых и ненарисованных. Критики примолкли в недоумении: вроде и не шедевр, и никак не провал (рекордные сборы в IMAX, где фильм пошел в версии 3D). Никто не заметил, что на глазах просвещенной публики свершилась революция.
Назад в будущее
Сначала это называлось motion capture, теперь performance capture: компьютеры "захватывают" уже не только движение актера, но все подробности его игры, вплоть до выражения глаз. В "Беовульфе" сыграли узнаваемые звезды: Энтони Хопкинс, Джон Малкович, Анджелина Джоли. А Земекис готовится к следующему шагу - открытию гигантской студии, где в десятках павильонах разной величины стены будут одной сплошной камерой. Тогда на артистов больше не придется лепить электроды, а результат их усилий будет сразу оказываться в компьютере.
Дальнейшее - в руках (и голове) режиссера. Вот тут и начнется тотальный "захват движения". Выходит, Земекис окончательно попрощался с любимым ретро в "Форресте Гампе". После неудачи "Полярного экспресса" - первого комковатого блина motion capture, где Том Хэнкс был больше похож на Большого Брата, чем на Санта Клауса, - режиссер набирался сил, пока под его продюсерским руководством экспериментировала молодежь (итог - яркий "Дом-монстр"), и теперь вернулся королем и победителем. Параг Хавальдар - пионер performance capture, отвечающий за компьютерную анимацию в Sony Pictures, рассказал о работе над "Беовульфом" корреспонденту "МН" в Турине на крупнейшей конференции VIEW, посвященной новейшим технологиям кино: "В "Полярном экспрессе" мы с Земекисом не решились вывести на виртуальную площадку более двух актеров - а в "Беовульфе" их 21! Причем каждый похож сам на себя... кроме разве что Рэя Уинстона - он в реальной жизни не столь высок и могуч, как Беовульф, и Криспина Гловера, сыгравшего монстра Гренделя. Синтез компьютера и актера уже гораздо лучше, чем раньше, но нам еще есть над чем работать".
"Не уверен, что многие актеры смотрят на performance capture как на дверь в светлое будущее: увы, многим из них непросто и даже неприятно видеть на экране трехмерные компьютерные версии самих себя. Но уже завтра они привыкнут к новому способу самовыражения. И все будут счастливы! Особенно режиссер, которому не придется беспокоиться о свете на площадке, о движениях камеры или декорациях: все это можно будет дорисовать при помощи компьютерной графики. Именно тогда постановщик сможет сконцентрироваться на игре актеров. Земекис понимает революционные возможности новой технологии: он амбициозен, внимателен, одержим своей работой.
Кто знает, может, вскоре мы сможем создавать точные цифровые копии реальных людей, и на свет вновь родятся Гитлер или Мэрилин Монро? Бесспорно, рано или поздно это станет возможным. Только не следует путать компьютерную копию с подлинником, а то весь наш мир соскользнет в паранойю и безумие".
Эпос без глянца
В сценарии "Беовульфа" - истории о том, как христианство сменяет язычество, - не обошлось без паранойи и безумия. Фильм отзывается на смутный пантеизм эпоса, в котором христианская символика соседствует с дохристианской. "Один меня побери!" - кричит один воин, а другой уточняет у короля: "Не спасемся ли мы от Гренделя, помолившись новому римскому богу - этому Христу?" Мир впервые узнает о концепции греха (а также искупления), которая и связала три, казалось бы, разрозненных эпизода эпоса - общепризнанного шедевра, написанного в V веке и записанного 500 лет спустя.
Беовульф убивает великана-тролля Гренделя, затем - мстительную мать чудовища и, наконец, огнедышащего дракона - уже после долгой 50-летней паузы, умещенной в две-три строфы, за время которой герой успевает стать королем. Победив змея, воин погибает.
Переписывали "Беовульфа" Роджер Эйвери, обладатель "Оскара" за сценарий к "Криминальному чтиву" (ему не впервой увязывать друг с другом разрозненные фрагменты, да и с трудным литературным материалом он работал, когда экранизировал Брэта Истона Эллиса), и фантаст Нил Гейман - адепт черной готики, наследник Г. Ф. Лавкрафта и, между прочим, урожденный англичанин.
По их предположению, эпос лишь парадная, официальная хроника подвигов Беовульфа. В новой версии событий - кровавой, пугающе натуралистичной, приземленной и неожиданно реалистичной (насколько может быть таковым фильм о троллях и драконах) - выясняется, что во всех преступлениях негуманоидных монстров повинны исключительно люди. Земекис снял фильм об искушениях властью и славой, и потому этот проект оказался для него весьма личным: уж он-то, один из богатейших продюсеров Голливуда и "оскароносец", знает, что такое эти искушения. Вот и убегает от номенклатурной судьбы свадебного генерала в технические эксперименты. А заодно фиксирует новый переходный период: из язычества многожанрового Голливуда ХХ века в монотеизм завтрашнего дня - дня, когда единым богом для всех станет не актер, не режиссер и не продюсер, а компьютер.
Оборотни без погон
Обращаясь к Беовульфу, могущественная колдунья называет его "наполовину волком, наполовину медведем". Сильный, хищный, не человек - зверь. Недаром с врагом (в точности по эпосу) он борется голыми руками. Все в этом фильме оборотни: Грендель - человек-гоблин, его мать - женщина-змея, да еще и дьяволица-искусительница (ноги Анджелины Джоли заканчиваются копытами в форме шпилек, длинная коса превращается в хвост), временами похожая на золоченого робота C3PO из "Звездных войн", дракон изредка превращается в гомо сапиенса. Да и исполнители не то знакомые актеры, не то мультяшные симулякры. Слегка неуютное ощущение от просмотра (что вообще-то в развлекательном кино минус) обеспечено не только потоками крови и прочими жесткими атрибутами массового кино XXI века, но и множественными парадоксами.
Первый и главный из них - соединение новейшей технологии, дополненной эффектным 3D (объемное кино для просмотра в специальных очках обычно снимают режиссеры-ремесленники "по заказу IMAX", а не большие мастера, вроде Земекиса), с древнейшим, непостижимым для нынешнего читателя текстом. Вся вычурность и необъяснимая притягательность эпоса вдруг, вопреки здравому смыслу, обрела плоть и даже своеобразную извращенную логику в компьютерном мире "Беовульфа": ведь герой эпоса (неважно, человек или чудище) не может и не должен выглядеть и вести себя как обычный переодетый киноактер! С этой точки зрения фильм Земекиса куда более точное воспроизведение мифологической системы на экране, чем "Властелин колец" Питера Джексона или даже "Нибелунги" великого Фрица Ланга.
Вот и ответ на главный вопрос: зачем и кому нужна пока несовершенная техника performance capture, на которой даже сэкономить невозможно (по независимым оценкам, бюджет "Беовульфа" зашкалил за 150 млн долларов)? Не для того, чтобы в будущем оживить Чарли Чаплина. Не для того, чтобы дать новый инструмент в руки бездарным голливудским халтурщикам. Не для того, чтобы в будущем расходы на кинопроизводство существенно сократились. Даже не для того, чтобы угодить зрителю.
А только для того, чтобы кино наконец-то смогло, как мечталось тому же Лангу, перейти от имитации реальности к моделированию собственной, что позволит рано или поздно приблизиться к единственному искусству, способному открывать врата в новые миры, - литературе.
Антон Долин, Паоло Перроне, Турин
А драться я буду голым!
Дания, 507 год нашей эры. Весельчак-король Хротгарт устраивает очередной пир для своих подопечных, молодая королева, морщась, подливает пирующим брагу. Праздничный шум достигает заброшенного болота и выводит из себя монстра Гренделя. Истекающий слизью великан, кажется, лишен кожи, вместо ушей у него из головы торчат пузыри, и, как следствие, в конец расстроены нервы. Он вламывается без приглашения и начинает расшвыривать людей направо и налево. Те, в большинстве своем, от такого обращения приходят в негодность. Единственным, кто отваживается вызвать Гренделя на бой, оказывается король Хротгарт, но он такого предложения с чудовищем приключается истерика, и оно временно ретируется. Хротгарт вынужден призвать помощь со стороны, претенденты появляются один за другим, и в том же порядке гибнут.
И тут, наконец, появляется Беовульф, белесый воин, увенчанный славой и увешанный доспехами. Королева хватается за арфу и заводит песни про губы, страсть и «ла-ла-ла-ла», придворные завидуют и напиваются, Грендель у себя на болоте снова мучается от звуков музыки. А Беовульф раздевается догола и ждет. И совершенно не догадывается, что, одолев монстра, проблемы не решить. Потому что у Гренделя есть мать, и мать его – отливающая золотом голая Анжелина Джоли, со встроенными каблуками и хвостом.
Такое вот удивительное и многообещающее начало получилось у древнего эпоса стараниями Роберта Земекиса. Неугомонный американец, получивший множество наград, включая Оскара, за «Форреста Гампа», всегда склонялся к кино более-менее сказочному и фантастическому. Подобно выдуманному им же самим сумасшедшему изобретателю доктору Брауну («Назад в будущее»), Земекис не ищет легких путей и вечно экспериментирует, пытаясь перепрыгнуть через собственную голову. Путешествия во времени, нарисованные кролики, смонтированная кинохроника и оцифрованный Том Хэнкс уже пройдены, значит, требуется нечто большее. И выход найден: всего за 150 миллионов на экранах появляются Энтони Хопкинс, Джон Малкович и Анжелина Джоли, смахивающие на зомби, но зато нарисованные по крутой технологии.
Хотя, если приноровиться, можно почти не замечать рыхлой восковой кожи и нечеловеческих глаз, а попросту следить за сюжетом. Легенда о Беовульфе стара, как мир, и так же, как мир, актуальна. Цена славы и власти, расплата за ошибки и награда за подвиги – от этого никуда не деться, как ни крути. «Беовульф» – еще одно хорошее напоминание о том, как все устроено и как себя вести. Подзабыли? Посмотрите. Земекис изложил это вполне доступно, несмотря на все прибамбасы и голую Джоли.
Света Писцова, afisha.mail.ru