"Я - легенда!"
Название фильма: | Я - легенда! |
|
|
Страна-производитель: | США | ||
Английский: | I Am Legend | ||
Жанр: | драма / фантастика / ужасы | ||
Режиссер: | Фрэнсис Лоуренс | ||
В ролях: | Уилл Смит, Алиса Брага, Сэлли Ричардсон, Томас Дж. Пилутик, Парадокс Поллак, Чарли Тэхэн | ||
Год выпуска: | 2007 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
Роберт Невилл — ученый, единственный неуязвимый перед лицом жуткого вируса: необратимого, неизлечимого... и созданного человеческим умом. Его окружают "Инфицированные" — жертвы эпидемии, превратившиеся в плотоядных мутантов, способных существовать только в темноте, поглощающих и заражающих все и всех на своем пути. Инфицированные наблюдают за каждым движением главного героя, выжидая, когда же он все-таки совершит роковую ошибку, и они смогут завладеть его кровью.
Один дома
Однажды в вечернем телешоу доктор Криппен дрожащим от волнения голосом сообщила нации хорошую новость. Врачам удалось вырастить вирус, избирательно уничтожающий раковые клетки. 10009 больных были инфицированы. Из 10009 инфицированных излечились от рака 10009.
Три года спустя, в центре Нью-Йорка резвились львы и вампиры: у вируса оказалось побочное действие.
Роберт Нэвилл – военный врач с врожденным иммунитетом – остался в городе один. Днем он болтал с манекенами в магазинах, охотился на оленей, отлавливал упырей (чтобы тестировать на них антивирусную сыворотку). Ночью запирал железные ставни, сворачивался клубком в пустой ванне и слушал, как за стенами визжит и постанывает армия тьмы. Потом издалека на радиомаяк Нэвилла приехала девушка с ребенком, которая никогда не слышала про Боба Марли, но была уверена, что есть и другие выжившие. Нэвилл тезисно рассказал ей, что никакой колонии, равно как и Бога нет, после чего вручил девушке ампулу со своей противовирусной кровью, выдернул чеку и бросился в гущу кровососов.
Бывает, что клипмейкер, получив полномочия управлять полным метром, «перевоспитывается», и снимает приличное «большое кино» - так было с Майклом Бэем или тем же Мишелем Гондри. Однако у Фрэнсиса Лоуренса обнаружился иммунитет, который не побороть никакими прививками. Его прошлый фильм – «Константин» - был роскошным двухчасовым клипом. И «Я легенда» - такая же победа формы над содержанием, пустая, точно вымерший Нью-Йорк, радость для глаз. Старательный Смит поддает драмы, которая не очень-то вяжется с комиксной фабулой, сюжетная логика хромает на обе ноги, финал претендует на звание самой скомканной развязки в истории кинематографа. Лоуренса все это ничуть не заботит. Его больше волнует красота пустынного кадра, асфальт, побитый проплешинами травы, мячик для гольфа звонко пущенный с ржавеющего авианосца, змеящиеся за горизонт вереницы брошенных машин. И здесь, нужно признать, Лоуренсу нет равных: щемящая эта красота и впрямь невыносима.
Андрей Зимоглядов
ГАЗЕТА САЛОН
Перепечатка только с прямой ссылкой на Новости кино
Нью-Йорк обезлюдел
Газета
В российских кинотеатрах с 7 февраля появится новый американский фильм о глобальной катастрофе "Я - легенда". Центром бедствия стал Нью-Йорк. Жители этого города, очевидно, вполне оправились от психологических последствий 11 сентября, раз кинематографистам вновь не возбраняется понарошку наносить Нью-Йорку ущерб. В "Послезавтра" его затопили и отморозили, в недавнем "Монстро" довольно сильно разрушили и снесли голову статуе Свободы. В фильме Фрэнсиса Лоуренса "Я - легенда", поставленном по роману Ричарда Матесона, из города убрали все население.
Люди в картине Лоуренса вымерли от вируса, который был разработан учеными для лечения рака. За какие-то три года - и всего несколько секунд экранного времени - бурлящий мегаполис превратился в безмолвный памятник самому себе. Стрит и авеню поросли компьютерной травой, по обочинам и у разрушенных мостов на выезде с Манхэттена скопились битые автомобили, однако следов тех, кто удирал на них в панике, не видать. В окрестностях Центрального парка бродят львы, кабаны и рогатые олени, немного фальшивые в цифровом исполнении. Зато совсем живой и настоящий - одинокий охотник с ружьем и собакой. Он рыщет по городу, пытаясь подстрелить себе на ужин какого-нибудь зверя.
Дом охотника превращен в крепость с надежными дверьми и железными занавесями на окнах. Но в интерьере хозяин попытался сохранить подобие привычного быта. У него даже телевизор работает, показывая записи городских новостей трехлетней давности. Единственный здоровый человек в пустынном городе - это доктор Невилл, герой Уилла Смита. К вирусу у него оказался иммунитет. В домашней лаборатории доктор упорно ищет спасительную вакцину, поскольку кое-кто из двуногих в Нью-Йорке, как вскоре выяснится, все же остался, но выходят они на улицу только по ночам. Часть зараженных не погибла, а превратилась в одичавших злобных существ, которые, как вампиры, боятся солнечного света. Невилл - Смит вроде бы надеется, что ему удастся вернуть их в нормальное состояние.
Следить за дневными передвижениями Уилла Смита по мертвому городу с прекрасно сохранившимися зданиями поначалу даже интересно. Доктор Невилл поражает несгибаемостью воли и военной самодисциплиной. Восхищает, как четко этот персонаж смог организовать свою жизнь в создавшихся условиях и насколько он стремится не растерять навыки человеческого общения, даже когда поговорить, кроме как с любимой собакой, не с кем. Разве что с манекенами, заботливо расставленными у полок в видеопрокате, куда доктор по-прежнему заходит за фильмами. Иллюзия человеческого присутствия создана, по-видимому, самим же Невиллом, и он не упускает случая адресовать ряженым куклам несколько реплик.
Интриги с патологическим одиночеством авторам ленты "Я - Легенда" хватает примерно на полкартины. Уилл Смит на морально-волевых качествах и актерском таланте мог бы продержаться и дольше, если б только постановщик или сценаристы хоть чуточку ему помогли. Но вместо того чтобы прибавить в динамизме и напряжении, действие тормозится, замедляется, и зрителю впору пожалеть, что у него в руках нет пульта для промотки вперед.
Впрочем, ни публику, ни Уилла Смита впереди не ждет ничего хорошего. В город прибудет еще пара выживших - женщина с ребенком. Не оценив по достоинству усилия доктора в борьбе с вирусом и его агрессивными носителями, новая героиня примется рассуждать о божественном промысле и миссии. По мнению дамочки, они не последние люди на Земле. То ли из высших сфер, то ли по радио она услышала: где-то в лесистом штате Вермонт есть лагерь беженцев, охраняемый военными, и надо двигаться туда. Словно в страхе сбиться на совсем уж очевидный ремейк британского фильма ужасов "28 дней спустя", авторы фильма "Я - легенда" комкают свою историю, спрямляют сюжетные ходы в сторону политкорректного хеппи-энда. И лишь непокорный герой Уилла Смита отказывается подчиниться такому диктату.
Екатерина Чен
Людям здесь не место
Итоги
Права на экранизацию романа "Я - легенда" Ричарда Мэтсона студия Warner Bros. приобрела еще в 1970 году. И уже в 1971-м на экраны вышла первая киноверсия - "Человек Омега" Бориса Сагала с Чарльтоном Хестоном в главной роли. Однако Warner Bros. неоднократно возвращалась к идее снять новый вариант: в разное время на роль главного героя прочили Арнольда Шварценеггера, Майкла Дугласа, Тома Круза. А снимать картину приглашали Ридли Скотта, Майкла Бэя и Гильермо Дель Торро, который сначала вроде бы согласился, а потом сдал назад, отыскав деньги на постановку второй части своего любимого голливудского детища "Хеллбой: Золотая армия". Так что в итоге у руля нового проекта стал Фрэнсис Лоуренс, бывший клипмейкер и автор ураганного боевика "Константин: Повелитель тьмы". А последнего человека, выжившего на пораженной страшной заразой земле, сыграл Уилл Смит.
Герой Смита - вирусолог Роберт Невилл - живет строго по расписанию. Завтракает, кормит пса, едет по пустой Таймс-сквер в видеопрокат, где разговаривает с манекенами и берет очередной DVD. Затем играет в гольф, запуская мячики в никуда с палубы авианосца, и отправляется охотиться. Вирус поразил только людей, и олени, кролики, львы и другие животные, сбежавшие из зоопарка, спокойно бродят по городу. День заканчивается с наступлением темноты: Невилл намертво баррикадирует все входы и выходы своей квартиры, заряжает пистолет и под жуткий вой и стенания снаружи засыпает в обнимку с овчаркой Сэмом в ванне. Ведь в ночное время улицы оккупированы голодными человекомонстрами.
Если картина Сагала была своеобразной антиутопией, плевком в адрес мировой военщины - люди заразились из-за того, что Китай и США жахнули друг по другу биологическим оружием, то фильм Лоуренса, местами хоть и захватывающий, но все-таки самый обыкновенный блокбастер. Со среднестатистическим голливудским бюджетом в 150 миллионов долларов, временами не идеальной, но симпатичной компьютерной графикой и агрессивным саундтреком. Все здесь отыграно как надо - мука одиночества главного героя, редкие, но жутковатые вылазки в темные логова монстров, обретение надежды и, наконец, финальная битва с голодными чудищами. Кажется, режиссера Лоуренса в первую очередь интересуют не смысл или его оттенки, а изобразительный ряд, не содержание, а форма: весь этот компьютерный цирк со львами и обезьянами, искусственно состаренные и разрушенные здания, поездки на ядовито-красном автомобиле - единственном ярком пятне, прорывающем бедноватый колор пустого города... Впрочем, можно сколь угодно нудить о том, что сюжеты становятся все более поверхностными, а персонажи ходульными, но большинству посетителей кинотеатров именно это и нравится. Желающие оспорить пусть отправятся по известному интернет-адресу Boxofficemojo.com и проверят результаты мировых кассовых сборов "Легенды" - более 500 миллионов долларов. А начиная с этой недели бокс-офис пополнится еще и российскими рублями.
Стас Лобастов
Робинзон в Нью-Йорке
Газета.ру
Главное сюжетообразующее звено многих апокалиптических историй – безалаберные ученые. Наизобретают умники всяких вирусов и мутантов, оглянуться не успеешь – злыдни уже гуляют на свободе. «Я – легенда» – не исключение. Здесь тоже отличились люди науки, которые со зловещей самоуверенностью в первых кадрах фильма рассказывают о новом замечательном лекарстве от рака. И конечно, через пару минут оказывается, что большая часть человечества вскоре погибла, а некоторые превратились в мутантов-вампиров.
И только вирусолог Роберт Невилл (Уилл Смит) в силу ничем не объяснимого иммунитета сохранил человеческий облик.
Невилл неприкаянным призраком ходит-бродит по пустому заброшенному Нью-Йорку, беседует о жизни с манекенами в магазинах, а в центре города, уже заросшего зеленью и одичавшего, охотится вместе со своей собакой на оленей. Еще одно важное занятие Невилла – портить жизнь несчастным вампирам, которые виноваты лишь в том, что не выносят дневного света, экспрессивны, кусачи и безволосы. Вооружившись ноутбуками, пробирками, подопытными животными и даже живым мутантом, Невилл коварно изобретает вакцину, чтобы превратить бедняг обратно в людей. Правда, кубики пресса Невилла, которые нам невзначай демонстрируют во время его утреннего моциона, внушают опасения, что великий ученый проводил больше времени в спортзале, нежели в университетской библиотеке, так что у популяции мутантов большие шансы на выживание.
Книга Ричарда Мэтьюсона, по которой снят «Я – легенда», была экранизирована уже не раз («Последний человек на земле», «Человек-Омега»), а в ее основе лежит довольно любопытная идея.
Вампиры-мутанты, по Мэтьюсону, вовсе не бездумные твари, а вполне разумны и представляют собой параллельную ветвь эволюции. И для мутантов Ричард Невилл (который никак не может поверить в их здравомыслие и продолжает методично уничтожать неверных) вскорости становится страшной сказкой – легендой, которую рассказывают детям на ночь. Но «Я – легенда» режиссера Фрэнсиса Лоуренса (ранее порадовавшего зрителей «Константином», клипами Дженнифер Лопес и Бритни Спирс) не оставил от первоначальной идеи и следа. Тема разумности мутантов развивается вяло и под конец попросту оказывается забыта, а финал оборачивается оптимистичной патриотической бравадой, а легендой Невилл оказывается совсем для другой группы живых существ.
Первые две трети «Я – легенда» посвящены серьезной и даже периодически кажущейся актуальной проблеме одиночества в постапокалиптическом мире. Что делать, если ты остался один на белом свете? Можно есть консервы, смотреть фильмы (например, любимого вирусологом «Шрека»), играть в гольф на палубе заброшенного танкера, выращивать кукурузу и слушать Боба Марли – всем этим Невилл нудно и грустно занимается в кадре. Но в одиночку Уилл Смит не в состоянии удерживать напряжение, поэтому в первой части фильма его сопровождает любимая овчарка, а когда отсутствие действия становится невыносимо заметным, приходится развернуть драму вокруг собаки.
Когда же и эпизод с собакой оказывается исчерпан – сценарист начинает нервничать, и тут на нервной почве в ход идут идеи одна другой глупее.
Классический замкнутый круг – без огромного бюджета (одна двухминутная сцена эвакуации Нью-Йорка стоила 5 миллионов долларов) «Я – легенда» не получился бы столь эффектным: не было бы ни завораживающих панорам пустого Нью-Йорка, ни живописных постапокалиптических деталей. Но за эту красоту приходится расплачиваться – и тягучий арт-хаус про одиночество и отношения с зомби здесь не уместен. Поэтому к финалу «Я – легенда» окончательно превращается в заурядный блокбастер с голливудским геройством и неминуемым, пусть и частичным, хэппи-эндом.
Дарья Горячева
...Но это нормально!
Время новостей
В 2009 году практически все население земли было уничтожено смертельным вирусом, зародившимся в недрах государственной лаборатории, там изобретали безотказную вакцину от рака, да что-то перемудрили, в результате чего несколько миллиардов человек отправились в лучший из миров вне зависимости от наличия у них злокачественных опухолей, а те немногие, что остались в живых, превратились в свирепых зомби-каннибалов, боящихся солнечного, да и любого другого света, а потому выходящих на охоту по ночам. Так что весь день до заката в огромном Нью-Йорке принадлежит Роберту Невиллу и его верной овчарке Саманте. Целыми днями Невилл, в прошлом ученый-вирусолог, нежданно обнаруживший, что является носителем иммунитета против страшной заразы, проводит в освоении городских ресурсов, собирает по домам тушенку и предметы первой необходимости, играет в гольф... чтобы с наступлением темноты запереться в своем доме и продолжить исследования, которые, возможно, помогут в будущем возродить человеческий род. Если будет кого возрождать, ведь уже несколько лет радиосигналы, которые каждый день посылает Невилл, остаются без ответа. Но однажды кое-что меняется - манекен, с которым Невилл имел обыкновение беседовать каждый день, переставлен с места на место, и сделали это явно не мутанты.
Во всей это истории было практически не к чему придраться, если бы не ощущение дежавю, которым проникнут весь просмотр от начала до конца. Вымерший город, одинокий, пользующийся иссякающими остатками цивилизационных благ человек и его собака, отчаянные попытки спрятать в ладонях еле-еле трепыхающийся огонек здоровой жизни - все это уже было. И в книгах - в основу фильма положен великолепный роман Ричарда Мэтесона, и в фильмах - до сего момента мэтесоновская книга «Я легенда» была экранизирована минимум четырежды. В свое время (а точнее, в начале 90-х годов) должна была состояться каноническая пересъемка этого сюжета силами режиссера Ридли Скотта и самого Арнольда Шварценеггера, который мог составить достойную смену Чарльтону Хестону (сыгравшему главную роль в самой главной до сего момента киноверсии романа под названием «Человек Омега»). Но в конце концов все случилось как случилось - режиссером был выбран Френсис Лоуренс (создатель небезнадежного, но по большому счету все же неудачного «Константина» про частного детектива-экзорциста), на съемки потрачено соответствующие 150 млн долл. (тут, впрочем, придраться не к чему - виды опустевшего Нью-Йорка впечатляют даже того, кто никогда там не был, а помнит топографию Большого Яблока исключительно по кинофильмам), приглашена актуальная на сегодня звезда... И в результате вышел фильм, по просмотру которого в голове беспокойно бьется одна-единственная мысль: собрать бы книги все да сжечь, во всяком случае хорошие, чтобы они не попали в руки заокеанских бракоделов, привыкших даже самые интересные мысли перековывать в звонкую монету с непоправимым ущербом для смысла.
Насторожиться следовало уже тогда, когда в числе авторов сценария засветился Акива Голдсман - большого ума сценарист, умудрившийся за последние несколько лет вогнать в гроб немало изначально мощных голливудских мифов и испортить несколько весьма значительных книг, комиксов и сериалов («Бэтмен и Робин», «Затерянные в космосе», «Я, робот»). Да и выбор актера на главную роль вызывал определенные вопросы. «Черты его лица нельзя было бы назвать приметными, если бы не резкий очерченный волевой рот и яркая глубина голубых глаз» - ну как в этом нордическом юберменше не узнать разбитного афроамериканца Уилла Смита? Который в отличие от книжного героя предпочитает на досуге не слушать «Дафнис и Хлою» Равеля или Бетховена, а наизусть шпарить монологи говорящего осла из «Шрека». А ведь для Мэтисона (скорее всего без всякой расистской подоплеки) было принципиально важно, чтобы единственным человеком на земле остался бы именно представитель так называемой «высшей расы», тем куда более трагически и символично воспринимался бы финал романа. От которого в фильме, впрочем, тоже остались плохопереваренные ножки да рожки. Вместо того чтобы погибнуть по доброй воле, став настоящей легендой для нарождающегося среди мутантов общества нового типа, Невилл-Смит попросту жертвует собой ради нормальных людей, успев передать им ампулу с собственной, несущий внутри себя иммунный ген крови. Ее немного, но, судя по всему, должно хватить для второй серии, премьера которой намечена менее чем через два года. У добросовестной экранизации книги-оригинала никакого продолжения не могло быть в принципе, но в данном случае это уже никого не беспокоит. Что называется, «какой там умер-шмумер - лишь бы здоровеньким был».
Станислав Ф. Ростоцкий
Заразные собаки вылезают на закате
Роберт Невилл (Уилл Смит) живет в Нью-Йорке, на площади Вашингтона, в 2012 году. Днем он привычно гоняет по улицам на блестящем красном авто, охотясь на оленей, разговаривает с манекенами и ходит в видеопрокат. К вечеру спешит домой, где хорошенько закрыв все окна и двери, смотрит старые новости, слушает Боба Марли, готовит ужин из консервов (если с оленем не повезет) и общается с единственным другом – молодой овчаркой по имени Саманта.
Во сне Роберт видит кошмары. Снова и снова являются ему события трехлетней давности, когда сам он был мужем и отцом, а только что найденное лекарство от рака еще не обернулось чудовищным вирусом. Вирус Криппин, уничтоживший половину человечества, превратил оставшуюся часть в страшных лысых существ с повадками вампиров. Собакам тоже досталось и, они, подобно мутировавшим людям, ушли в подполье: всем зараженным стал невыносим дневной свет, зато на закате они дружно выходили на охоту. И теперь Роберт Невилл – последний человек на Манхэттене, а возможно и во всем мире.
К счастью (или к несчастью?) Роберт – ученый, и все эти годы, день за днем, он пытается создать вакцину против злосчастного вируса. И каждый полдень торчит в порту, надеясь встретить других выживших.
Фильм «Я – легенда» снят по мотивам одноименной книги Ричарда Мэтисона, американского писателя-фантаста и вдохновителя Стивена Кинга. Две предыдущие экранизации романа – «Последний человек на Земле» 1964 года и «Человек Омега» 1971-го – последовательно одна дальше другой уходили от оригинала, и в общем, вполне логично, что третья попытка получилась, пока что, самой непохожей. В книге ответ на вопрос, кого считать монстром, а кого человеком, не так очевиден. Невилл отчаянно пытается «спасти человечество», экспериментируя над мутантами и безжалостно пуская их в расход. Мутанты, в свою очередь, считают себя новой расой, а Невилла – злом.
Зато кино у клипмейкера Фрэнсиса Лоуренса получилось простым и зрелищным, примерно как Бритни Спирс. И львы на заросших улицах Нью-Йорка смотрятся живописней, чем в Лос-Анджелесе, и Уилл Смит, согласитесь, отличный актер – может даже слезу пустить, и причем, весьма правдоподобно и душераздирающе. Хотя в «Легенде» ему нетрудно было расплакаться в сцене прощания с дочкой: ее сыграла Уиллоу Смит, ненаглядный семилетний ребенок Человека в Черном.
Если серьезно, хорошее вышло кино. Пусть до него сняли уже «28 дней спустя» с продолжением и три «Обители зла» – это все-таки больше ужасы, а «Я – легенда» – скорей ужасная драма.
Света Писцова, afisha.mail.ru
Рецензия:
В недалеком будущем смертельный вирус уничтожит почти всё население планеты Земля. Военный ученый Роберт Невилл – единственный, кто остался в живых после пронесшейся над Нью-Йорком пандемии. Вместе со своей овчаркой Самантой он ежедневно объезжает город в надежде обнаружить переживших катастрофу людей. Три года одиночества (конечно, если не считать собаку) приучили Роберта к мысли о тщетности поисков и ожиданий. Тем не менее, он не бросает попыток найти спасительный антивирус, чтобы помочь тем, кто выходит на улицы опустевшего Нью-Йорка сразу после захода солнца.
«Я – легенда!» – классический голливудский долгострой, от замысла до воплощения которого минуло почти десять лет, а первоначальный сценарий переписывался не один раз. В конце 90-х проект ассоциировался с именами Шварценеггера и Скотта-старшего. В начале 2000-х казалось, что идея благополучно умерла, и только благодаря стараниям Уилла Смита производственный маховик был перезапущен. Сюжетная канва – герой-одиночка, борющийся с мутировавшей нечистью в антураже пустынного Нью-Йорка – явно не блещет новизной, а значит завоевывать зрительские сердца надо было чем-то иным. Режиссёр Фрэнсис Лоуренс («Константин: Повелитель тьмы») сделал ставку на человеческий фактор, давая понять, что центральной темой фильма является не война с монстрами-полуночниками, а драма главного героя, каждый день балансирующего на грани умопомешательства (общение Невилла с манекенами лишь поначалу кажется забавным).
Наполнив фильм обязательными для блокбастера визуальными аттракционами, авторы, надо полагать, открестились бы от определений вроде фантастический боевик или фильм-катастрофа. Лоуренс сотоварищи претендовал на большее, нежели близкие по тематике «Обитель зла 2: Апокалипсис» или «Земля мертвых». С другой стороны, подобные надежды есть участь любого уважающего себя продюсера и режиссёра, решивших создать нечто новое в хорошо известных координатах жанрового кино, где успели отметиться многие предшественники-конкуренты. Недавний «Монстро» наглядно доказал, что такая возможность существует даже в эпоху бесконечных самоповторов и бессознательного цитирования. Но Фрэнсис Лоуренс выбрал путь попроще.
Картину сложно упрекнуть в желании потрафить ожиданиям (ярче, громче, быстрее!) подростков-киноманов. Нет, скорее перед нами попытка привлечь в кинотеатры публику постарше. Жаль, что реализация этой благородной идеи осталась в рамках стандартного развлечения, когда за «взрослость» всего происходящего отвечает лишь актёр Смит, а всё остальное является классическим набором приемов и штампов. Цифры бокс-офиса в США показывают правомерность и, в конечном счёте, правильность данной стратегии, что, впрочем, свидетельствует не о реальных достоинствах ладно скроенной (и не более) ленты, а об уровне современных кинохитов made in Hollywood.
(с) Станислав Никулин
С сайта Киномания Ру
Еще рецензия:
Уиллу Смиту как-то здорово везёт на экранизации фантастической литературной классики с местоимением «я» в названии, настолько дорогой сердцу своих многочисленных читателей, что за неуважение к ней они готовы порвать каждого. Пуристы уже плевались от якобы неуважительного к Азимову «Я, робота», теперь настал черёд праведного гнева любителей романа Ричарда Матесона «Я – легенда». За полувековую историю романа его экранизируют уже третий раз, и в первые два захода киношникам не удалось завоевать безоговорочное одобрение почитателей книги. Создатели новой «Легенды» эту почетную миссию также провалили, но, чёрт, сама попытка вышла весьма выдающаяся.
Проект «правильной» экранизации про борьбу единственного выжившего человека на Земле с эпидемией, превратившей всех остальных в кровожадных мутантов, болтался по студиям последние лет двадцать. Изначально за него должен был взяться Ридли Скотт со Шварценеггером в главной роли; потом в кандидатах в постановщики ходил Майкл Бэй. В конце концов, за дело взялся Фрэнсис Лоуренс, бывший клипмейкер и режиссер несколько недооцененного «Константина» – и это, пожалуй, лучшее, что могло с фильмом произойти. Судя по «Легенде», Лоуренс прямо на наших глазах вызревает в самого правильного постановщика отличных блокбастеров – а нам такого человека как раз не хватает, примерно с тех пор, как Спилберга утвердили в статусе большого художника «Оскаром» за «Список Шиндлера».
Он легко и уверенно работает с компьютерными эффектами и крупными бюджетами («Я - легенда» обошлась в какие-то баснословные полторы сотни миллионов, которые, впрочем, она легко отбила за какие-то пару недель). И вместе с тем, может одной-единственной, как бы случайно брошенной фразой передать невероятную человеческую трагедию. Он выстраивает прекрасные, ласкающие взор кадры, но в следующую секунду может вздернуть под зрителем кресло самым брутальным образом. Наконец, у него нет ни спилберговской навязчивой сентиментальности, ни бэевского пристрастия к бессмысленному грохотанию, ни лукасовского технологического фетишизма пополам со сценарным кретинизмом. Нет в нём и мультяшной схематичности, свойственной Роланду Эммериху, ни чрезмерной мелодраматичности Сэма Рэйми.
Идеальный, короче, человек, чтобы воодушевлять зрителей красивым мощным фильмом с картинками, где будет и страшно, и смешно, и трагично, и эмоционально, и всё остальное. «Я – легенда» – ровно такое кино. Не без огрехов – композитора с его периодическими вступлениями чувственного пианино вполне можно было бы выключить, да и оригинальный книжный финал был посильнее придуманного местного. Но всё равно – это кино страшное и смешное, трагичное и эмоциональное. И с картинками. А что фанаты книги ругаются, так и пусть – на всех, как известно, не угодишь.
Вердикт Кочерыжкина – сильный фантастический триллер; пожалуй, лучшее, что проходило под грифом «Голливудский блокбастер» за последнее время.
Серж Кочерыжкин
Его здесь нет
Роман КОРНЕЕВ
Сразу замечу, фильм Фрэнсиса Лоуренса не имеет с романом Ричарда Мэтисона ничего общего за исключением нескольких избранных фабульных моментов, равно как и с упомянутым в шапке фильмом Бориса Сагала. Если первый названный источник просто является такой суровой НФ-классикой, что содержит в себе целые россыпи будущих жанровых спецификаций от кондового зомботрэша до высоколобой постапокалиптической остросоциальной агитки (кстати, оба жанра успешно сходятся, но вовсе не на «Я легенде», а в виде «Земли мёртвых» Джорджа Ромеро), то предыдущий фильм является, по сути, неким упрощённым переложением этого сюжета применительно к техническим возможностям кино начала семидесятых.
На этом фоне, увы, новейшая экранизация ещё дальше уходит от первоисточника, до предела упрощая фабулу, пересыпая её новоприобретёнными глупостями, в оригинале не содержащимися, в итоге сводя всё происходящее к разговорам о вакцинах, красивым задникам разрушающегося Нью-Йорка и нелепой беготне по темноте со снайперской винтовкой в руках. А вот почему так получилось, попытаемся разобраться.
Начнём с того, что Акива Голдсман и Марк Протосевич, конечно, профессионалы своего дела, да только сценарные их работы к настоящему моменту вряд ли можно отнести к вершинам мастерства. Скорее, это крепкие середнячки — что «Клетка» и «Посейдон» одного, что «Я, робот», «Код Да Винчи» другого не есть особый повод для сценарной гордости. Возможным исключением являются блистательные «Игры разума», но мы не знаем, каково было влияние на конечный скрипт Рона Ховарда и оригинального романа Сильвии Насар. А потому примем за гипотезу, что сценарий собрались писать два вполне средних сценариста, один ещё и под гнётом продюсерской должности, с недостаточно опытным режиссёром вполне культового, но всё-таки не богатого на сценарий «Константина».
И вначале вроде было всё прекрасно — доктор Роберт Невилль тихо сходит с ума посреди безлюдного мегаполиса, гоняет на чужих тачках и изображает охоту на оленей, играет в гольф на палубе музейного авианосца и раз в сутки третий год подряд выходит в эфир с одним и тем же сообщением: выжившие, отзовитесь. Чтобы услышать в ответ традиционное молчание.
А по вечерам наш доктор запирается в собственном оборудованном доме с лабораторией в подвале и колоритной ванной для себя и верного друга — собаки. И боится. Потому что он на самом деле — не один, даже если не считать друзей-манекенов.
Всё это не избежало разного рода нелепостей вроде успешно сохранившегося за три года бензина или невесть откуда взявшихся в каменных джунглях стад оленей, но картинка и действо дышит при этом своей жизнью, умело перемежая движение и паузы под философию одиночества, здесь тишина звучит, а четвероногий товарищ остаётся последним настоящим живым другом.
По сути, если развить этот сюжет в бесконечность, туда, где годы спустя последний человек умрёт, оставив Землю грядущим поколениям разумных головоногих из сериалов BBC, это и был бы успех. Но — мы же снимаем экранизацию? Значит, плевать на то, что книга написана давно, и прямое переложение такой фабулы сейчас невозможно, плевать, что от этой фабулы остались рожки да ножки, подать нам гемоцитов (кстати, кто бы объяснил зрителю, причём тут кровь).
Итак, наш доктор неспроста прячется ночами в ванну. Его окружают «10% выживших», а сам он — один процент обладающих иммунитетом. И теперь он ловит наших ультрафиолетобоязненных пациентов и ставит, и ставит им градусники. А что пациент в итоге скорее мёртв, чем жив, его ничуть не смущает, ведь они «потеряли всякие остатки человечности». От последней мысли его не может отвадить даже ловушка, поставленная на него явным главарём банды гемоцитов (в книжке, да и в прошлом фильме они таки были вполне разумными) в отместку за скраденную у того женщину.
Впрочем, какая логика, режиссёр и сценаристы уже вышли на тропу войны — со спецэффектами и здравым смыслом. Компьютерных волков (тм) им не хватило, и невесть с чего живущих неровно дышащих в темноте гемоцитов, не способных преодолеть даже сантиметровую полосочку света, развернули в традиционное действо, знакомое нам по серии «Обитель зла» — когда толпы не очень живых мутантов ногтями и зубами пытаются выцарапать из машины главгероя, мстящего в ночи за своего удушенного друга.
Почему не попытаться вколоть собачке снотворное и не передержать до времени получения настоящей вакцины? Почему не поставить на крышу машины ультрафиолетовые фонари? Почему гемоциты не показываются в пасмурную погоду? Зачем избегающему появляться ночью вне дома доктору столько фар на машине? Если это была месть врагам, а не неловкое самоубийство, зачем ехать на пирс, там что, гемоцитам намазано?
Загадка. Зато таким немудрящим ходом мы возвращаемся к идеальной отмазке для любых сценарных глупостей — мы же экранизацию снимаем. А там по сюжету ничуть не логично должен появиться другой выживший. Или даже два. Тут начнём с главного, то есть с арифметики. Если обладающих иммунитетом в многомиллионном Нью-Йорке один процент, то это некислая армия в сто тысяч человек, обладающих самым страшным оружием человека — разумом, вознёсшим его на вершину эволюции. Это не считая тривиально не заражённых. Какого чёрта остался один доктор? Какого чёрта другие выжившие не выходят в эфир уже три года? Какого чёрта бронированный дом оказался в итоге проходным двором?
Нет, конечно, воспоследовавший финал с гранатой и тупыми компьютерными гемоцитами, бьющимися в башкой бронированное стекло — это очень блаародно, а также подаренная пробирка с двумя кубиками крови, которой и у самой тётеньки хватает с избытком (она тоже имунная), которая кому-то там поможет (самому доктору с дипломом за три года, кто помнит, она так и не помогла), но даже тихий городок с американским флагом и церковью за заборчиком не может сравниться по степени своей неадекватности с ключевым диалогом фильма.
А именно — феноменальным спором про Бога. Нет, всё-таки Буш с его голосами, как говорится, «это норма» рядом с пережившей гибель всего живого тёткой, едущей не пойми куда по обезлюдевшей Земле с молчаливым мальчиком (кажется, он за весь фильм сказал один раз «да») и ведомой своей верой — вот вам сюжет для отдельного апокалиптического фильма, но никак не «Я легенды».
Этот же фильм, ступив на тропу беготни компьютерных моделек за живыми людьми, окончательно теряет всякий интерес к сценарию, который под конец сокращается до пары фраз на десять минут экранного времени. Со всеми вытекающими последствиями. Перед нами на поверку оказывается вовсе не шедевр, а такой безыдейный середнячок со спецэффектами, а ведь какой был задел вначале. Впрочем, финансового его успеха уже хватило продюсерам на планы сиквелизации. А что, оживим Уилла Смита, клонируем из пробирки. А заодно напомним, почему же это на самом деле он — легенда.
Любите кино.
С сайта Кинокадр Ру