"Двое"
Название фильма: | Двое |
|
|
Страна-производитель: | СССР / Латвия | ||
Английский: | Two | ||
Жанр: | драма / мелодрама | ||
Режиссер: | Михаил Богин | ||
В ролях: | Виктория Федорова, Валентин Смирнитский, Лина Бракните, Волдемар Акурат | ||
Год выпуска: | 1965 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
||||||||
Сюжет и комментарий
Гуляя по шумным улицам Риги, студент консерватории Сергей вдруг увидел красивую девушку. Она действительно красива какой-то своеобразной, необычной красотой. И вдруг юноша остановился в изумлении: девушка, встретившись с каким-то человеком, объясняется сним жестами! Она глухонемая! Это поразило юношу. Замерла улица, остановились люди, машины, вся жизнь вокруг остановилась. И вслед за этим на экране крупным планом возникло лицо девушки. В нем такое достоинство, такое благородство и такая душевная ясность, что сразу становится понятно — девушка глухонемая, но не страдающая. Так состоялось их знакомство. Любовь, вспыхнувшая в их сердцах, светла и всесильна, она выше несчастья Наташи.
Молодой режиссер взял для своего фильма сюжет из жизни глухой актрисы Московского театра мимики и жеста Светланы Сониной. За сорок минут экранного времени зритель начинает видеть и слышать окружающий мир по-иному. Всё в этой истории очень просто и очень глубоко.
Сергей - кажется - беспечнейший из музыкантов: сломя голову вылетает из здания рижской "консы", держа за пазухой любимый гобой; бросает товарищам мимолётные реплики. На улице плюётся дождём и слякотью поздняя осень, почему-то с весенним настроением, а городская суета мешает местному импрессионисту дописать очередное расплывчатое чудо. Вот Серёжа заворачивает за угол, вот видит изящную фигурку, облачённую в серенькое пальтишко. Случайный взгляд... и всё... теперь противостоять влиянию магнита, переведшего простой зрительный контакт в нечто эмпирическое, невозможно, да и нужно ли? Диплом Богина отсылает к былой Франции 50-х, с дрожащей камерой, фокусами диафрагмы и тягой к экзистенциализму. Герои мечутся, словно мотыльки вокруг манящего огонька, сталкиваются взглядами, подкреплёнными мимолётными репликами, наличие которых, в принципе, и ни к чему. Можно приводить великое множество аллегорий и символов, которые могли бы охарактеризовать проблематику этой ленты. Звук и тишина, Чёрное и белое, как ахроматическая основа, на которой зиждутся остальные цвета, как огонь и вода, горькое и сладкое и т.п. Но «отсыл» Богина - нечто несоизмеримо ценное, подающее руку, словно приглашение окунуться в воды онтологии Киноискусства, задавая вопрос: "А зачем он, звук?". Путём экспонирования традиционных выразительных средств Богин создал подобие симбиоза, переведшего взаимное существование детальных, крупных, общих планов в взаимное же существование двух жизненных параллелей - немой и звуковой. Например "сцена в сквере", предлагающая целую горсть стилистически примечательных кадров. Герои, удобно расположившиеся на скамейке, завязывают практически немой диалог, реплики которого отчасти вербализированы, а отчасти изливаются на первую попавшуюся газету письмом. Написанный текст тут же подхватывается плавно появляющимся интертитром, являющимся эстетическим завершением кадра. Всё обретает практически метафизический характер, стартуя с первого случайного взгляда и плавно переходя в "осязательное поглощение музыки", впитыванию её пульса, вибраций инструмента. Сразу же подлетает сцена, экспонирующая тщетные, поначалу, старания Наташи попасть в ритм, выполняя сложный трюк на арене цирка. Девушка отдаёт всю себя во власть физических мук. Падает, но отчаиваться не собирается. Берёт в руки мел и выводит на доске пассионарное утверждение: "ВЫЙДЕТ!". Опять интертитр, но на этот раз вгрызшийся в кинематографическую породу "изнутри", без применения двойной экспозиции. Вот она, беззвучная сладость, любовь глазами. На кой чёрт нам этот звук? Давайте слушать тишину!
М.Богин: “Когда мы снимали «Двое», Виктории было 18 лет. Партнёром её был студент Щукинского училища Валентин Смирнитский. В фильме «Двое» Виктория cыграла роль глухонемой девушки, которая отказалась смириться с обстоятельствами своего физического несовершенства. Её характер стремился вырваться из замкнутого круга, который очертила вокруг неё судьба. Гордая, необычайно красивая, элегантная, с прямой спиной, она постоянно бросала жизни вызов, делая то, что, казалось, было недостижимым для неслышащего человека: училась в цирковом училище, делала там танцевальный номер под музыку, а если горячо полюбила, то музыканта, студента консерватории. И при этом никаких заискивающих знаков благодарности в его адрес, что вот он, из мира гармонии и недоступных и неизвестных ей звуков, полюбил её, неслышащую, неполноценную. Она была насторожена, но хранила про себя свою боль и держалась с большим достоинством, духовно более взрослая, нежели он, ибо, как говорят в народе, «горе старит». Однажды спросила его, - письменно, - пытаясь постигнуть его мир: «А на что похожа Ваша музыка?» И потом добавила: «Вы любите Бетховена? Он был глухой». Это была история о том, как двое любящих людей находят путь друг к другу, преодолевая стену, воздвигнутую между ними трагическими жизненными обстоятельствами.