"Энтузиазм (Симфония Донбасса)"
Название фильма: | Энтузиазм (Симфония Донбасса) |
|
|
Страна-производитель: | СССР | ||
Английский: | Энтузиазм (Симфония Донбасса) | ||
Жанр: | документальный | ||
Режиссер: | Дзига Вертов | ||
В ролях: | ... | ||
Год выпуска: | 1930 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
||||||||
Сюжет и комментарий
Фильм начинается вполне однозначной сценой: из храма, где, по-видимому, только что закончилась литургия, выходит толпа народа. Мужики-пропойцы, древние бабки и, конечно, представители интеллигенции. Все крестятся. Далее мужики соревнуются между собой, кто больше выпьет. .Вертов как будто бросает эти кадры нам в лицо и смеется: «Ну что, где ваша Российская Империя? Где великая держава? Остались только безграмотная чернь да ‘чересчур умные’ господа. И вы хотите жить в этом болоте?» Попробуй-ка в 1930-ом году ответь утвердительно. Стране нужны перемены, нужна новая экономика и НЭП не заставляет себя долго ждать, объявив о начале национализации, коллективизации и индустриализации. Со всем старым решено было покончить. Церковные реликвии выносятся из храмов под ликование народа, кресты снимаются, безграмотность ликвидируется.
В молодой стране все должно быть молодое, наверное, поэтому до конца фильма в кадре нет ни одного старика. Вертов показывает, как государство позаботилось детях, которые еще вчера были беспризорниками, а сегодня дружно шагают в ногу под дробь пионерского барабана. Все в одинаковых белых рубашках и красных галстуках. Затем появляется молодежь – энтузиасты, всем сердцем мечтающие построить социализм. В фильме присутствуют и работники сельского хозяйства, и шахтеры Донецкого угольного бассейна (Донбасса). Последующие минут сорок можно назвать одой труду и энтузиазму. Труд облагораживает человека. А если мы хотим построить коммунизм, нужно хорошенько попотеть. Нужно пообещать, что перевыполнишь план этого месяца на 28 тысяч тон, как делают энергичные бригадиры в фильме. Даешь пятилетку за четыре года! Нужно доказать себе и всему миру, что Советский Союз – первый во всем. СССР – страна идеалистов. Простой советский человек вовсе не был наивным, как нам может показаться в “Симфонии Донбасса”, - он просто искренне верил в идеал.
Лейтмотивы фильма - это поезд, несущийся вперед на всех парах и кочегары, подбрасывающие уголь в печку на заводе. Очень многие планы в фильме – это композиции, выстроенные по-диагонали, где все направляющие кадра не параллельны его границам (марш пионеров, паровой гудок позади линий электропередачи, водружение флага на собор, шахтерская йога или плавка на заводе, демонстрация). Сцены, в которых отображается сельское хозяйство – более спокойны в композиционном отношении, но свидетельство прогресса, колесная конструкция с ремнем показана в сильном перспективном искажении, создающим те самые диагональные направляющие, которые становятся образным индикатором прогрессивности показываемого.
Высокая контрастность картинки, и как следствие, силуэтность многих форм в кадре создает зачастую ощущение мультипликационности, будто силуэты передних планов и фоны отрисованы в ручную на разных слоях, что заставляет абстрагироваться от ее документальности и концентрироваться не на прямом значении транслируемого, а на эпических взаимосвязях между сценами, их подтексте. Присутствует много ракурсных съёмок, добавляющих работе еще больший динамизм и насыщенность. Довольно наивно смотрятся спецэффекты того времени (соединение со смещением двух одинаковых кадров, клонирование объектов – скульптуры ангела), но если вспомнить, что делалось это на пленке, вручную и в качестве эксперимента...Но главное даже не то, как они сделаны, а для чего. Такой агрессивный монтаж используется только в сценах обезглавливания церкви, тем самым обозначая важность происходящего.
Большое впечатление производит сцена с раскаленными трубами, образующими неоновый рисунок на черном фоне, комбайны на поле в контровом свете и шахтерская гимнастика. Последняя ужаает и и завораживает как символ зомбированного общества. Как и здоровый макет книги Ленина на параде, V-образную кувалду, которой орудовали трое человек, и женщину, одетую в патриаршие одежды.
Очень тонкая портретная работа: портреты играют роль связок между сценами и являются дополнительной параллельной историей в лицах: как было (старые бабки, пьющие мужики) и как стало (серьезные рабочие шахтеры, веселые крестьянки). Особенно впечатляет радистка в первой части фильма – так трогательно и глубоко ее показал Вертов – близкие планы глаз и ушей, смех, смущение. Хоть работа и была снята для пропаганды благ, даваемых социализмом, художественное мастерство автора позволило собрать все таким образом, что с современных позиций картинка строящегося социализма радостной совсем не кажется, угадывается лишь энтузиазм участников, которые просто радуются жизни и молодости как таковой. Становится даже страшно, когда в очередной раз себе напоминаешь – это не художественное преувеличение автора, это документальная съемка, хоть и искусно собранная.
В этом фильме Вертов сделал то, что в 60-е стало называться "конкретной музыкой", использующей реальные жизненные и промышленные шумы как составную часть музыкального образа. Киногруппа Вертова не только записала подлинные шумы и звуки, она впервые осуществила серию синхронных съемок - одновременную съемку изображения с записью звука. Он стремился к тому, чтобы его фильмы были не озвученными, а звуковыми.
Этот фильм проложил дорогу на экран хроникальным звукам, организованным в симфонию. Немецкие газеты писали о цельности художественной композиции "Энтузиакзма". Композитор Ганс Эйслер считал, что не только режиссеры - все музыканты мира могут учиться по нему, ибо "Энтузиазм" есть самое гениальное из того, что нам дало звуковое кино". Оставил свой восхищенный отзыв и Чарли Чаплин: "Я никогда не мог себе представить, что эти индустриальные звуки можно организовать так, чтобы они казались прекрасными. Я считаю "Энтузиазм" одной из самых волнующих симфоний, которые я когда-либо слышал. Мистер Дзига Вертов - музыкант. Профессора должны у него учиться, а не спорить с ним".