"Мираж"
Название фильма: | Мираж |
|
|
Страна-производитель: | Россия | ||
Английский: | Мираж | ||
Жанр: | боевик / приключения | ||
Режиссер: | Тигран Кеосаян | ||
В ролях: | Алексей Чадов, Дмитрий Марьянов, Алена Хмельницкая, Наталья Наумова, Антонина Комиссарова, Алексей Бардуков, Рустам Уразаев, Алексей Панин, Виктор Вержбицкий, Джамал Тетруашвили, Алексей Дмитриев, Сергей Требесов, Юрий Сафаров. | ||
Год выпуска: | 2008 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
Три русские девушки, соблазнившиеся "выгодной работой на Ближнем Востоке" оказываются жертвой современных работорговцев. При помощи двух заблудившихся русских туристов, девушкам удается бежать. Случайно обнаруженная база боевиков, Мертвый город на берегу моря, становится крепостью для беглецов. Крепостью на осадном положении. Три девушки, двое мужчин, город, набитый боеприпасами и наркотиками и армия разъяренных бандитов, жаждущих мести — участь беглецов практически предрешена. Но, оказывается, жизнь одной из девушек стоит больших денег: некто Ловец получает заказ найти и доставить девушку обратно в Россию.
Оборона кишлака
РБК daily
Под бодрую ретромузыку в черно-белых декорациях ресторана женский голос раздает приказания. Деловая дамочка за кадром говорит одному официанту, что тот уволен, второму — «работаем» и интересуется, где же тут сортир. Вместо сортира обнаруживает комнату, откуда ей навстречу вываливается некто с дырой в голове. На этом ретро заканчивается, и в современной Москве человек с лицом Виктора Вержбицкого просит загадочного Ловца (Дмитрий Марьянов) найти его дочку Леру, у которой непростой характер и поэтому она не хочет общаться с папой. Дальнейшее будет действительно напоминать мираж — бредовое видение, не имеющее ничего общего с реальностью.
В открытом кузове машины, трясущейся по ухабам условной ближневосточной страны, едут три девицы: блондинка в штанах розового оттенка, похожая на Катю Пушкареву рыжая «ботаничка» и Лера, зрелая брюнетка с поджатыми губами (Алена Хмельницкая). Ближневосточный колорит Темрюкскому району Краснодарского края, где и проходили съемки, придают пыль, конвоиры восточной наружности и чахлая хижина, рядом с которой сидит почему-то актер Юрий Стоянов в галстуке и с цветами. Во время поездки до рыжей доходит, что везут ее вовсе не на стройку, как было обещано, а в секс-рабство. Она пытается бежать, но конвоиры ловят ее и тащат обратно на веревке брюхом по пыльной дороге. Девиц привозят в Мертвый город (кишлак из трех сараев, отстроенный по проекту художника-постановщика «1612» и «Параграфа 78» Константина Мельникова), однако надругаться по разным причинам не успевают: одного кусает змея, другой тащит укушенного в больницу, третий, посягнув сразу на рыжую и блондинку, получает камнем в лоб от сильной женщины Леры.
В кишлак тем временем подтягиваются заблудшие туристы Миша и Жендос (Алексей Чадов и Алексей Бардуков). Парни обнаруживают и девушек, и склад наркотиков, и весь молодняк смачно накуривается, сворачивая косяки прямо из конспектов рыжей, под неодобрительное ворчание героини Хмельницкой. Накурка является одним из стратегически важных моментов в картине. Ибо объяснить дальнейшую сюжетную свистопляску можно только тем, что героев так и не отпустило и все это им только привиделось. Проснувшись поутру, Миша и Жендос сражаются с вернувшимися хозяевами кишлака и пытаются найти оставшуюся наркоту. За наркотой охотится и Ловец, состоящий в странных отношениях с местным авторитетом Джамалом. Тот, узнав, что кишлак захвачен русскими, выдвигает Ловцу условие: вытащишь оттуда товар — забирай свою девицу. Не найдя искомого, Ловец понимает, что соотечественникам не жить, и идет на переговоры с Джамалом. «Выйди из города — это все, что я могу для тебя сделать», — мудро советует Ловцу Джамал, и смехотворный пафос этой фразы, адресованной одинокому вояке и трем сараям, описанию не поддается.
Пустыня, трое пленных неудавшихся секс-рабынь и бравый вояка против стаи негодяев отчетливо намекают на то, что Тигран Кеосаян собирался сделать пародию на истерн. И судя по цитатам из «Неуловимых мстителей» и «Белого солнца пустыни», с этим жанром он более чем знаком. Но намек не превращается в полноценную пародию: многие вещи режиссер снимает с убийственной серьезностью, отчего картина вихляет из стороны в сторону, как укуренная лошадь, табун которых, кстати, в «Мираже» тоже есть. Люди мрут один за другим, но мрут на полном серьезе, с кровищей, брызгающей из ран, и без всяких комических подергиваний. Перед атакой одна из героинь рассказывает о себе, и рассказ ее серьезен, как похоронная речь: «родилась в канаве и умру в канаве». Образцовая блондинка, поначалу глядящая на одного из заблудших туристов осоловелыми от восторга глазами, неожиданно пускается в горькие рассуждения о том, что жизнь вовсе не так прекрасна, как рассказывала мальчику мама-профессорша. Совсем серьезный оборот дело принимает, когда герой и негодяй стоят друг напротив друга на крышах сараев, глаза по-клинтиствудовски сощурены, руки подергиваются над рукоятками револьверов — и все это великолепие прерывает дурацкая автоматная очередь. Финальным аккордом галлюциногенной атаки становятся артист Стоянов, трюхающий навстречу закату на лошадке, и титр «Продолжение следует...». Но вряд ли зритель будет нуждаться в этом продолжении: в отечественном кино бреда и без этого хватает.
Алиса Курманаева
Шуточки в пустыне
Новые Известия
Когда снимаешь фильм в очень «замыленном» жанре, лучше сохранять чувство юмора по отношению к тому, что делаешь. Тигран Кеосаян об этом помнит, поэтому его новый фильм «Мираж» смотрится легко. Во всяком случае, столь же невероятные боевики, сделанные на голубом глазу, порождают, как правило, немало вопросов. Картина Кеосаяна – нет. Кроме того, действие происходит к востоку от России, так что в немногочисленном полку отечественных «истернов» появилось пополнение.
Три девицы, «красотка», «шалава» и «дурнушка» (Алена Хмельницкая, Антонина Комиссарова и Наталья Наумова), соблазненные предложением «выгодной работы на Ближнем Востоке», попадают в лапы торговцев женской плотью. Те продают их бандитам, обитающим в Мертвом городе на берегу моря. Убив одного из насильников, девушки ждут неминуемой расправы, но тут появляются два заблудившихся русских туриста (Алексей Чадов и Алексей Бардуков) и русский же супермен (Дмитрий Марьянов), прибывший с заданием доставить беглую «красотку» родному папе в Россию. Образовавшаяся великолепная шестерка с минимальными потерями уничтожает конную банду единиц в сто, возглавляемую бывшим товарищем супермена (Рустам Уразаев), перекрыв достижения семи самураев и великолепной семерки.
Легко представить, как выглядел бы фильм с подобным бредовым сюжетом, будь он снят всерьез – достаточно вспомнить, если кто видел, «Куклу» Юрия Кары или «Все, о чем мы так долго мечтали» Рудольфа Фрунтова, которые не могли вызвать у любителей кино ничего, кроме стеба. Именно потому, что своим пафосом старались выбить слезу.
Кеосаян заявляет правила игры в первом же кадре, где папа поручает супермену найти дочку. Встреча происходит ночью на улице под дождем. Камера сперва показывает ноги заказчика, потом переводит взгляд на его лицо, которое оказывается лицом Виктора Вержбицкого. Умному, как сказали бы древние римляне, достаточно для заключения, что если перед нами отец, то крестный.
Стопроцентно попадает в роль Рустам Уразаев, изобразивший умудренного опытом восточного злодея-наркобарона с мировой скорбью на лице. Оно и понятно – не может же столь сведущий человек не знать, какой конец ожидает его в соответствии с законами жанра, в коем ему предписано действовать. Прекрасно чувствует себя на экране также обвешанный оружием Дмитрий Марьянов в бандане, которая выдает в нем вольного стрелка – тоже знакомый кинематографический тип, причем более современный, чем двое описанных выше антагонистов.
Не портят песни и молодые персонажи фильма, расписанные как по нотам: «тюфяк» (Бардуков) и «крепкий пацан» (Чадов) с мужской стороны, и три разнохарактерных представительницы неслабого пола – с женской. Само собой понятно, что «тюфяк» должен клюнуть на «шалаву», супермену в награду достанется «красотка», а вот что будет с «крепким пацаном» и «дурнушкой» – вопрос. С одной стороны, без жертв у мужчин обойтись не может, а красотки и шлюхи в кинематографической традиции должны выйти сухими из воды. С другой – отстрел дурнушек с современной точки зрения неполиткорректен, и на какую сторону встанет Кеосаян, под европейской оболочкой которого бурлит южная кровь, – дело темное. С третьей стороны, обиженная дурнушка может залезть в косметичку красотки и сделать себе витрину, от которой отпадет пацан, и тогда, чтобы не было полного хеппи-энда, придется замочить самого пацана, но Чадова с его амплуа мочить нельзя, и тогда… В общем, кинообозревателю «НИ» так не удалось логически решить задачку, которую один молодой коллега из обозревательского цеха интуитивно решил сходу, попрекнув режиссера «аллергией» на негламурных девушек.
Приятность просмотра усугубляется шуточками, которыми перебрасываются герои, а мысль о том, что аравийская пустыня и та наводнена русскими шалопаями обоего пола, греет сердце каждого патриота. Апофеоз фильма наступает как раз тогда, когда душа просит песни – и конная разбойничья лава несется на позиции героев под вальс «В городском саду играет духовой оркестр». Единственно, чего в этой сцене не хватает, – эвфемистического любовного гур-гурчика у фаллообразного пулемета, за которым в фильме «братьев» Васильевых лежали Петька с Анкой.
Кстати, не пора ли Кеосаяну замутить в аналогичном стиле ремейк «Чапаева»? Все лучше будет, чем кто-то по государственному заказу возьмется пересоздавать глиняные колоссы сталинского кино.
Виктор Матизен
Стреляли...
Время новостей
Под проливным дождем на ночном аэродроме человек без имени, но с прозвищем Ловец и отпечатком бурного боевого прошлого на обманчиво спокойном лице (Дмитрий Марьянов) получает от господина с внешностью предводителя Дневного дозора Завулона (Виктор Вержбицкий) задание: найти в арабских песках и вернуть в Москву его дочь Леру (Алена Хмельницкая). Заказ принят. Для того чтобы поточнее узнать местонахождение беглянки, Ловцу приходится кого-то припугнуть, кого-то повесить вверх тормашками над железнодорожными путями, но в конце концов он оказывается в пустыне, где Лера вместе с почти что случайными попутчицами -- типичнейшей блондинкой из анекдотов Ульяной (Антонина Комиссарова) и Таней, высокодуховной дурехой в очках, которая вряд ли прошла бы кастинг даже в первые серии эпопеи «Не родись красивой» (Наталья Наумова), оказались в не самой приятной ситуации: гогочущие бородачи на конях и с огнестрельным оружием наперевес везут их с вполне ясными целями к возжелавшему гаремных утех некоему клиенту. На счастье девушек, поблизости оказываются еще и двое молодых людей -- Миша (Алексей Бардуков) и Жендос (Алексей Чадов), заблудившиеся во время экскурсии. В результате неожиданно успешных боевых действий ребята отбивают пленниц и оказываются в Мертвом городе, в развалинах которого обнаруживаются склад оружия, тайник с огромным количеством наркотиков, а также Ловец, который настоятельно советует молодежи не терять времени даром и поскорее вооружаться: на горизонте уже клубится пыль под копытами «хоттабычей»-бедуинов во главе с харизматичным злодеем Джамалом (Рустам Уразаев) -- им нужны девушки, нужны наркотики и не нужны лишние свидетели. Довольно скоро выяснится, что Ловец и Джамал прекрасно друг с другом знакомы; что наркотики таинственным образом пропали и с бандитами полюбовно не договориться; что Лера ничья не дочь... Поэтому ребятам и девчатам не остается ничего, кроме как затянуться напоследок последним припрятанным косяком и передернуть автоматные затворы.
«Это все какой-то мираж», -- то и дело повторяют герои фильма, отказываясь верить в реальность происходящего. В принципе создатели фильма с ними особенно и не спорят -- принять творящееся на экране за чистую монету вряд ли удастся даже на самом голубом глазу. «Мираж» Тиграна Кеосаяна (к слову, сына Эдмона Кеосаяна, в свое время подарившего нескольким поколениям благодарных кинозрителей «Неуловимых мстителей», о чем напоминают вполне забавные цитаты) из тех фильмов, в название которых вынесено не просто слово, но жанровое определение (вроде как в «Криминальном чтиве», «Детективе» или «Очень страшном кино»). В ближневосточном мареве раскаленного воздуха то и дело возникают размытые тени незабытых предков -- тех же «Мстителей», «Белого солнца пустыни», спагетти-вестернов Серджо Леоне или боевиков студий союзных республик о борьбе с басмачами. Но к привычному постмодернистскому цитированию кино все-таки не сводится. Само собой, произведение это более чем неровное. На одну удачную шутку приходится две-три проходные. Сюжет то пробуксовывает, то несется галопом, оставляя без ответов не самые сложные вопросы. Комические приключения неожиданно сменяются вполне настоящим насилием, и клюквенный сок авантюрной комедии то и дело начинает приобретать солоноватый привкус реального насилия (впрочем, неожиданное и жестокое убийство одной из героинь связано, пожалуй, не столько с излишней кровожадностью авторов, а тем простым обстоятельством, что сценаристы так и не смогли развести персонажей на полноценные и убедительные пары -- вот и убрали лишнюю). Но тем не менее в «Мираже» присутствует здоровый (или наоборот, нездоровый -- кому уж как покажется) элемент совсем уж завиральной дичи, которая позволяет получить хоть на время искреннее удовольствие. Абсолютно непонятно, почему в качестве пароля бойцы специального назначения используют песню Матвея Блантера и Алексея Фатьянова «На скамейке, где сидишь ты, нет свободных мест» -- но ведь используют же! И когда под лирический распев скачут в замедленной съемке воинственно настроенные бедуины, а им навстречу несется дым от сжигаемого героями зелья, протирать в изумлении глаза совершенно не хочется. Мираж -- он и есть мираж.
Станислав Ф. Ростоцкий