"Красная палатка"
Название фильма: | Красная палатка |
|
|
Страна-производитель: | Россия - Италия | ||
Английский: | Red Tent | ||
Жанр: | драма | ||
Режиссер: | Михаил Калатозов | ||
В ролях: | Питер Финч, Шон Коннери, Клаудиа Кариданале, Харди Крюгер, Массимо Джиротти, Эдуард Марцевич, Никита Михалков, Юрий Визбор, Юрий Соломин, Донатас Банионис, Борис Хмельницкий, Луиджи Ваннукки, Григорий Гай, Отар Коберидзе, Марио Адольф | ||
Год выпуска: | 1969 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
||||||||
Сюжет и комментарий
Иван Дыховичный: «Это был удивительный опыт международной копродукции. На советско-итальянские деньги снималась картина, в которой играли молодой Шон Коннери, Клаудиа Кардинале, Никита Михалков и даже Юрий Визбор. _ В общем, смотрите "Красную палатку" и наслаждайтесь, потому что, несмотря на всю чехарду, Михаил Калатозов никогда не терял удивительного чувства кино, особенно его пластики”.
Полное драматизма киноповествование об интернациональной арктической экспедиции 1928 г. под руководством Умберто Нобиле (П.Финч), о постигшей ее катастрофе и спасении большинства участников советскими летчиками и моряками ледокола "Красин". На фоне драматических событий разворачивается история любви одного из участников экспедиции, шведа Мальмгейна (Э.Марцевич) и медсестры Валерии (К.Кардинале). Спасенных было семеро, включая Нобиле. Семнадцать человек погибли, и среди них норвежец Руал Амундсен (Ш.Коннери), пропавший без вести при попытке отыскать останки дирижабля. События обрамляет повторяющийся сон Нобиле, где погибшие встречаются с выжившими и устраивают суд над ними - вновь и вновь: этот фантазийный прием накаляет эмоции и усиливает философский пласт фильма. Авторы сами пытались ответить на поставленные еще сорок лет назад вопросы: «Имел ли генерал Нобиле право на полет? Все ли было сделано, чтобы предотвратить гибель людей? Почему генерал покинул льдину первым, тогда как по всем не писаным законам капитан покидает корабль последним, а то и не покидает его вовсе. Это фильм о мужестве и риске, о силе и слабости духа, о цене жизни и смерти, о самом суровом суде - суде совести. Величественной и свирепой стихии, природной и общественной, человек противостоит только своей человечностью, волей к жизни и духом.
Фильм «Красная палатка» представлял собой прекрасно реализованный грандиозный проект. Картина была снята по замечательно сделанному сценарию на фоне потрясающих ландшафтов и удивляла приверженностью своих создателей правде жизни. Эту картину отличало блистательное созвездие английских, итальянских и русских актеров. Съемки продолжались шестьдесят недель в разных местах от Рима до Земли Франца Иосифа. О «Красной палатке» говорили как об эпическом фильме, который, несомненно, войдет в классику киноискусства. Деньги на съемки – баснословные по тем временам десять миллионов долларов – дал итальянец Кристальди. Их потратили с размахом. Причина – стремление показать грандиозные северные ландшафты. И все же большая часть денег ушла на гонорары суперзвезд. Но на съемках все вертелось вокруг лишь одной звезды – Клаудии Кардинале. Фактически Кардинале получила главную роль, причем единственную вымышленную. Ее Валерия по сценарию была медсестрой и возлюбленной одного из тех, кто полетел вместе с итальянцем Нобиле к Северному полюсу на дирижабле. По фильму именно Валерия в исполнении Кардинале уговаривает Амундсена полететь к месту трагедии, чтобы спасти возлюбленного, чей образ создал Марцевич. Роли медсестры и самой любовной истории в первоначальном сценарии не было вовсе. Ее написали специально для Кардинале. У Калатозова был философский сценарий эпической драмы, который не предусматривает женских ролей. Но от введения образа Валерии фильм только выиграл.
Шону Коннери досталась роль легендарного полярника, норвежского ученого, Амундсена, полетевшего к Северному полюсу спасать итальянцев и погибшего где-то в бескрайних ледяных пустынях. Герой Коннери был сильным, мужественным, упрямым человеком, не привыкшим отступать перед смертельной опасностью. Мощное личностное обаяние, грустная ироничность Шона Коннери попали здесь, что называется, в точку. Известно, что отношение между Нобиле и Амундсеном были достаточно сложными. За два года до полета дирижабля «Италия» Амундсен возглавил полет на дирижабле «Норвегия» - первый полет через Северный полюс. Конструктором «Норвегии» и ее капитаном был итальянский офицер инженер Нобиле. После успеха полета Нобиле попытался оспорить, что действительным руководителем его был Амундсен. Разразился скандал. Отношения между Нобиле и Амундсеном были испорчены. В последующие годы норвежский ученый уже не участвовал в новых походах, жил скромно, как отшельник, мечтая остаток жизни посвятить науке. И по этому особенно благороден поступок Амунсена, решившего отбросить личные мотивы и смело пустившегося в опасное предприятие, стоившее ему жизни.
Когда была закончена экспедиция в Арктику, Кристальди вдруг заговорил о... новой экспедиции! И это когда все съемки давно позади! Но когда разобрались, что он хочет, еще раз убедились, насколько Кристальди великий продюсер. Именно он, а не режиссер, задумал снять для финала фильма настоящий «отел» ледника (так называют гляциологи рождение айсбергов). Даже в документальном кино такие кадры редкость, а в художественном их, наверное, вообще никто не снимал. Эпизод длился несколько секунд. Продюсер хотел за эти секунды показать зрителю мощь, величие и красоту Арктики и еще более поднять пафос картины. «Отел» ледника снимали в Норвегии.