"Катюша"
Название фильма: | Катюша |
|
|
Страна-производитель: | СССР | ||
Английский: | Катюша | ||
Жанр: | документальный | ||
Режиссер: | Виктор Лисакович | ||
В ролях: | . | ||
Год выпуска: | 1964 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
||||||||
Сюжет и комментарий
Открыть на документальном экране живого человека оказалось не так уж легко, но зато сколько ярких событий произошло в процессе! Одним из важных событий на этом пути стало появление “Катюши” В.Лисаковича. Портрет героини, санитарки-разведчицы Екатерины Деминой, выстраивался в этом нашумевшем фильме вокруг пронзительного, снятого скрытой камерой эпизода: сидя в просмотровом зале, героиня неожиданно видит на экране себя и своих фронтовых товарищей. Отразившуюся на ее лице гамму чувств нельзя ни сыграть, ни снять любым иным способом.
Катюша Демина была единственной девушкой в морской пехоте СССР во время Великой Отечественной войны. Моряки называли ее сестричкой Катюшей Екатерина Демина – Герой Советского Союза, разведчица и медсестра, под огнем спасала раненых. Правда, поначалу ее никуда не брали: девочке было всего 15, а выглядела и того моложе. Ее рост – 144 см. Когда заканчивались бинты, она ножом резала солдатские рубахи и перевязывала ими. На себе таскала раненых моряков. На корабле «Красная Москва» Катя выросла на 13 сантиметров. Ее война закончилась в Линце, под Веной. «Катюша, мы победили», – кричали моряки и подбрасывали девушку в воздух. Потом падали перед ней на колени и признавались в любви. Екатерина Демина: «Я ушла на фронт, ни с кем не целовалась, и пришла – то же. Только вот когда награждали, руку поцелуют и все».
20 лет спустя после войны. Режиссер Виктор Лисакович снял документальный фильм про героическую девушку. Лисакович: «Мы применили хитрость: сказали Екатерине Деминой, что оператор опаздывает, и ее не будут снимать. Она согласилась, что так даже лучше, потому что пришла просто побеседовать. А на самом деле эту беседу снимал второй оператор». Лисакович боялся, что аппаратура спугнет Катю, и не будет тех эмоций, которые невозможно сыграть.
“Катюша” - совсем простой фильм, но он глубок и, раз посмотревши, трудно его забыть.
Это история героической женщины, однако героического в ее сегодняшней внешности нет ничего; это история девушки, которая была на войне, а военного в ее внешности нет ничего; это история необыкновенно храброй девушки, а храброго в ее лице нет ничего. Идет разговор о войне, а на экране -- глубоко мирный человек. Далее -- война, убийства, кровь, ненависть, а эта женщина бесконечно добра, трудно представить человека более доброго, чем эта Катюша. Когда она рассказывает, как она пошла за водой и встретила немца, это рассказ удивительно доброго человека, а ведь это рассказ о самом страшном.
И вот возникает интересная мысль. В итоге этого фильма вы понимаете еще одну чрезвычайно важную грань истории победы над фашизмом -- необыкновенную душевную щедрость, душевную доброту, высокую человечность солдата. Все эти слова не сказаны в фильме, они не декларируются, не произносятся каким-то специальным важным тоном. Простая, полная душевной прелести женщина раскрывает себя в самых обыкновенных словах, и это вызывает у вас целую волну ассоциаций, у вас поднимается "потолок" такого понятия, как национальный характер, понятия огромного.
Когда рядом с Катюшей возникает лицо автора сценария, Сергея Смирнова, тоже очень простое, с морщинами, как бы вырубленное топором, это вызывает огромное количество мыслей и чувств, потому что за этими морщинами тоже есть история жизни, история войны. Поэтому два лица -- Катюша и он -- так сильны. Это воздействие от реально жизненного, от подлинного, от настоящего -- воздействие от бесконечно щедрого и глубокого. Лисакович блестяще использовал прием прямого общения с героиней лепты - на долгое время для многих это станет главным слагаемым телевизионной специфической эстетики.