"Сегодня"
Название фильма: | Сегодня |
|
|
Страна-производитель: | СССР | ||
Английский: | Сегодня | ||
Жанр: | документальный | ||
Режиссер: | Эсфирь Шуб | ||
В ролях: | . | ||
Год выпуска: | 1930 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
||||||||
Сюжет и комментарий
С начала 1930-х гг. пионер монтажного кино Эсфирь Шуб обратилась к современной тематике. Ее фильмы стали еще более тенденциозными и приобрели еще более пропагандистский характер. В монтажном фильме «Сегодня» (сценарий совместно с М. З. Цейтлиным) она использовала прием чередования кадров советской и американской кинохроник, чтобы показать превосходство социалистического строя. Публицистическая направленность дарования Шуб становится здесь как бы мускулистей, напряженней, острей. Шуб широко, разнообразно и смело привлекает материал зарубежной хроники и, сталкивая, сопоставляя кадры экономического и духовного кризиса в Америке с победами социалистического строительства в СССР, разворачивает панораму борьбы двух систем, борьбы, в конечном "сходе которой не сомневается художница, стоящая, как всегда, на позициях боевого партийного искусства. И здесь впервые, в кадрах шествия ку-клукс-клана, появляется тема фашизма. С этих пор ненависть, презрение, анализ исторической обреченности фашизма, борьба с ним становятся одной из доминант в творчестве Эсфири Шуб.
Шуб справедливо прежде всего отдавала должное операторам-хроникерам — пионерам советского документального фильма, которые в те годы настойчиво вели свою скромную, но такую важную работу. Их материал был в руках Эсфири Шуб, но ею овладевала более честолюбивая и одновременно полемическая мечта. Если такие мастера, как Эйзенштейн и Пудовкин, смогли воспроизвести историю страны и революции методом игровой инсценировки, то почему бы не попытаться ей, убежденной стороннице всемогущества хроники, не попробовать вступить в соревнование с ними, доказав возможность обобщения исторических фактов новым методом монтажного документального фильма? "Монтировать документальный фильм надо просто и смыслово ясно. Зритель должен успеть не только хорошо увидеть людей и события, но и запомнить их. Пусть помнят любители дешевых эффектов монтажа, что монтировать просто и смыслово ясно совсем не легко, а очень трудно".
Творческие находки Шуб, в частности принципы так называемого монтажного фильма, оказали значительное влияние на развитие мирового кино, особенно на включение документальных кадров в художественно-публицистические фильмы. Сегодня, когда на экранах мира вот уже несколько десятилетий появляются фильмы, смонтированные из старых и новых хроник, когда этот жанр, так по-разному и неточно называемых, то художественно-документальных, то публицистически-хроникальных картин, повсеместно признан, стоит по достоинству еще раз оценить мужество и талант первооткрывателей. И здесь имена Дзиги Вертова и Эсфири Шуб находятся у самых истоков этого знаменательного явления. В революционной России кино ив рук ловких деляг и торговцев перешло во владение молодого Советского государства. Отечественных фильмов было мало, ничтожно мало. Кулешов в своей мастерской показывал "фильмы без пленки", ибо ее не хватало. Дзига Вертов монтировал свои первые "Киноправды", операторы-хроникеры снимали чуть ли не на обрывках позитивных лент. На экранах шумели заграничные боевики. Их надо было хоть как-то приспособить к восприятию нового зрителя.
За эту черную и малозаметную работу ваялась молодая женщина из интеллигентной семьи, за плечами у которой к этому времени было не только гуманитарное образование, но и общение с мастерами революционного искусства. На первых порах Эсфирь Шуб старательно училась, присматривалась, склеивая куски чужой пленки, не до конца догадываясь в то время о силе, заключенной в этих целлулоидных роликах. Вскоре Шуб овладела всеми секретами ремесла. Эсфирь Шуб была подлинным поэтом экрана. Лиризм ее фильмов, возникающий от глубоко личной влюбленности в советскую действительность, роднит ее с Маяковским. Задолго до Бертольта Брехта Шуб сформулировала некоторые особенности современной эстетики и не только теоретически осмыслила их, но, что самое важное, применила в своей практике.