"Аустерлиц"
Название фильма: | Аустерлиц |
|
|
Страна-производитель: | Франция - Италия - Югославия - Лихтенштейн | ||
Английский: | Austerlitz The Battle of Austerlitz | ||
Жанр: | драма / исторические / военный | ||
Режиссер: | Абель Ганс | ||
В ролях: | Пьер Монди, Клаудия Кардинале, Жан Маре, Россано Брацци, Джордж Маршалл Джек Пэлэнс, Мартина Кароль, Орсон Уэллс, Витторио Де Сика | ||
Год выпуска: | 1962 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
||||||||
Сюжет и комментарий
2 декабря 1805 г, на территории Южной Моравии (в то время часть Австрии) французские войска во главе с Наполеоном готовятся к решающей битве с российско-австрийской армией, объединившейся под началом Императора России Александра I и австрийского императора Франца I. Французская армия почти вдвое меньше, чем войска коалиции, тем не менее Наполеон начинает подготовку к сражению и разрабатывает план, который в последствии будет назван одним из самых гениальных планов сражений. Самонадеянные императоры России и Австрии, надеясь на превосходящую численность своих армий, не прислушались к стратегическим советам Кутузова. Быстрота перемещений - вот что послужило ключом к успеху Наполеона. "Я могу проиграть битву, - сказал Наполеон, - но не могу потерять ни минуты". Аустерлиц - триумф стратегического и тактического гения Наполеона. Эта битва - блестящий пример перехода от оборонительной тактики к наступательной. В этой битве пало более 39 тысяч воинов трех армий. Одной этой победой Наполеон выиграл целую кампанию, подчинил своему влиянию всю Центральную Европу.
Выдающийся французский режиссер Абель Ганс не раз обращался в своем творчестве к эпохе и личности Наполеона. Выпустив «Наполеона» (1927), Ганс не успокоился, и не считал тему жизни Бонапарта закрытой для себя. Когда, уже в конце 50-х гг., техническое оснащение кинематографии достигло неких успехов (были не только звук, но и цвет!), Ганс решил, что настало то самое время. Так появилась идея создания двухсерийной кино-баталии «Аустерлиц». Эта картина Абеля Ганса оказалась вершиной его творчества. Быть может, это — самая грамотная работа в наполеоновской кино-истории на сегодняшний день. Однако далеко не каждый специалист выдержит столь насыщенный сюжет. Первая часть лишь служит прологом к самой битве: режиссер как будто стремиться истолковать зрителю причины надвигающейся войны Австрии и России против Наполеона. Ганс очень добросовестен, как в подборе схожих с оригиналами лиц, так и в изображении фактов.
Начало весьма экстравагантно, чувствуется «рука мэтра»: на экране сплошной пар, первый консул что-то весело напевает, внезапно вопрошая своего камердинера: «Который час? Какое сегодня число?». И снова фильм не лишен иронии: например, когда камердинер, по обыкновению, замеряет рост Бонапарта на дверном косяке, Наполеон просит его смотреть внимательней. Удивленный слуга обнаруживает, что хозяин подрос,… но замечает, что Наполеон стал на цыпочки. Потянув слугу за ухо, консул просит его на будущее: при написании мемуаров прибавить ему пару дюймов.
Наполеон у Ганса проходит некую эволюцию: это уже не тот хладнокровный генерал, что был в немом фильме 1927 г. В первой серии «Аустерлица» это экспрессивный, порывистый человек, мечтающий лишь о наследнике от возлюбленной жены и о благополучие народа. Он часто посещает любовниц, которые требуют с него средств на содержание. В первой серии раскрываются все злодеяния английского правительства против Франции и самого консула. Знаменитая коронация в Нотр-Дам изображена Гансом своеобразно: придворный художник Изабе делает ее кукольную копию и торжественно двигает фигурки на глазах у собравшейся прислуги Тюильри, в то самое время, когда в центральном соборе Парижа проходит настоящая церемония.
Вторая часть «Аустерлица» наиболее динамична и представляет собой шедевр батального кинематографа. С началом самой баталии постигается суть всего предшествовавшего действия. На взгляд специалистов в области исторической реконструкции, Ганс слишком четок в изображении битвы: она идет как по учебнику, и ощущение свершающегося ужаса приходит только после битвы, когда Наполеон с адъютантами проходит по полю. Он снимает шляпу перед раненым Кутузовым и беспрепятственно отпускает его. За несколько лет до выхода «Войны и мира» Сергея Бондарчука Абель Ганс воплотил одну из самых масштабных наполеоновских битв на киноэкране. Несмотря на то, что павильонные съемки весьма заметны, все пиротехнические и иные постановочные эффекты — новшество для того периода.
Работа окончена и, будто, закрыта самая исписанная страница жизни Ганса. Он сам ощущал, насколько опустошил его этот затянувшийся поиск единственного образа. И, возможно, Ганс был одним из тех творцов, что впервые почувствовал, насколько засасывает магнетизм Бонапарта. Те, кто имел неосторожность однажды прикоснуться к его истории, постоянно возвращались к ней в последующем. Камнем преткновения служит личность Наполеона и по сей день. Мы не знаем, открылась ли тайна Бонапарта Абелю Гансу, но факт в том, что последней работой выдающегося французского режиссера стала последняя авторская вариация того же «Наполеона» «Бонапарт и революция» (1971).