Описание фильма

"О празднике и о гостях"   

Название фильма: О празднике и о гостях
Страна-производитель: Чехословакия
Английский: О slavnosti a hostech
Жанр: комедия
Режиссер: Ян Немец
В ролях: Иван Выскочил, Ян Клусак, Иржи Немец, Павел Босек, Эвальд Шорм,Карел Марес
Год выпуска: 1966
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
 

Сюжет и комментарий

    Легендарная лента  чешской “новой волны”  - «кафкианская» притча о механизмах Власти, о Палачах и Жертвах тоталитарного общества, решенная в эстетике «под документ». На экране разыгрывается жестокая игра с вовлечением некой веселой компании в импровизационный суд, где всем правит Хозяин – распределитель ролей палачей и жертв.

   Убедившись, что ему не дадут снять "Превращение" по Кафке, Ян Немец вместе со своей женой Эстер Крумбаховой, режиссером и художницей, знаковой фигурой чешского сюрреализма 60-х, принимавшей участие в подготовке самых престижных фильмов чехословацкой "новой волны" ("Маргаритки" и др.), в рекордные сроки и с минимальным бюджетом снимает один из самых острых и дискутируемых фильмов 60-х гг. "О празднике и о гостях". В качестве исполнителей этого насыщенного кафкианскими мотивами памфлета о механизмах тоталитарной власти он приглашает режиссера Э. Шорма, композитора Я. Клусака и других известных деятелей современной чешской культуры, что придает картине провоцирующую политическую значимость. Этот фильм Немца не имел ничего общего с его знаменитым "галлюцинаторным"  дебютом “Алмазы ночи”. Он был снят в скрупулезно педантичной манере, имитирующей документальность происходящего. Эффект документальности постоянно поддерживался за счет стилизации мимики, жестов, костюмов, декораций, мизансцен и т.п. под документальные снимки фашистских боссов, сцен насилия во время войны во Вьетнаме, собраний, демонстрирующих иерархический порядок (прием по случаю вручения Нобе­левской премии и др.).

    История начинается совсем обычно. Веселая компания погожим летним днем направляется в гости к пригласившему их владельцу виллы. Дорогой приглашенных останавливают странные люди и вынуждают принять участие в импровизированном суде. Компания раскалывается. Кто, ощущая угрозу, соглашается, кто слабо протестует. И только один человек отказывается подчиниться произволу. Атмосфера накаляется, но положение спасает появившийся Хозяин, любезный и вежливый, который ведет компанию к уже накрытому столу, где оказывается, что именно он был инициатором нападения и что все только начинается. Каждое новое условие Хозяина последовательно разрушает дружеские и семейные связи, унижает достоинство присутствующих. И все тот же один-единственный человек из всей компании в знак протеста покидает компанию и рассерженного Хозяина, который предлагает присутствующим догнать и вернуть ушедшего, инициируя травлю на человека. Жестокая игра, правила которой диктует Хозяин дома, становится узнаваемой и приобретает вселенские масштабы.     Принимая или не принимая правила игры, человек обрекает себя на роль либо палача, наслаждающегося властью, либо жертвы, униженной и оскорбленной, воплощающей в себе бессилие, страх, робость, трусость. Других ролей, по убеждению Немца, в игровом обществе XX века не предусмотрено. В условиях, когда одним дано все, а другим ничего, робким героям — жертвам остается лишь одна свобода — мечтать. Подобным ощущением жизни и мира пронизана художественная ткань большинства его фильмов.

   Ян Немец - один из ярких представителей чехословацкой "новой волны". Художественный мир Немца изначально был отмечен синтезом трех влияний — Достоевского, Кафки и сюрреализма, что всегда накладывало особый отпечаток на каждый его фильм.  Через все творчество Немца проходит тема "униженных и оскорбленных", мотив деления человечества на "преследуемых и преследующих, характерная для многих фильмов чешской "новой волны" кафкианская атмосфера ситуации без выхода, экзистенциальной трагической тщеты.

 

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#