"Победа веры"
Название фильма: | Победа веры |
|
|
Страна-производитель: | Германия | ||
Английский: | Der Sieg des Glaubens | ||
Жанр: | документальный | ||
Режиссер: | Лени Ришфенталь | ||
В ролях: | участвуют: Адольф Гитлер, Йозеф Геббельс, Германн Геринг, Рудольф Гесс, Эрнст Рём | ||
Год выпуска: | 1933 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
||||||||
Сюжет и комментарий
Первый фильм Лени Рифеншталь о НСДАП. Посвящён её пятому съезду, первому после прихода к власти. В августе 1933 года Рифеншталь принимает предложение снять фильм о пятом съезде НСДАП в Нюрнберге. Она работает над фильмом вместе с известными операторами (такими, как Зепп Алльгайер, Франц Ваймайр и Вальтер Френцц и сама монтирует фильм. Продюсером фильма выступает министерство пропаганды во главе с Геббельсом. Премьера «Победы веры» состоялась 1 декабря 1933 года. Лента посвящена торжествам, проходившим на съезде Национал-социалистической рабочей партии Германии в Нюрнберге в 1933 году. Выпущенный в начале 1934 года фильм был с энтузиазмом взят "на вооружение членами нацисткой партии в качестве простой и в то же время убедительной пропагандисткой ленты для представления своих идей немецкому народу”. Однако, в результате путча Рёма (Гитлер провел кровавую чистку в рядах своих "старых товарищей", одним из первых в их списке значился Эрнст Рем – руководитель отрядов штурмовиков, одна из ключевых фигур СА на съезде 1933 года), фильм практически сразу после премьеры выходит из проката. Причиной этого, среди прочего, стало относительно равное изображение в фильме начальника штаба нацистских штурмовых отрядов Эрнста Рёма и Адольфа Гитлера, чего, естественно, Гитлер не мог допустить. В основном благодаря участию Рема, так внезапно ставшим неугодным, тысячи копий "Победы Веры" были срочно изъяты из кинопроката и уничтожены, все упоминания о Реме тщательно стирались из общественной и политической жизни немцев.
Близился очередной ежегодный съезд нацисткой партии, и Гитлером была поставлена новая задача: заполнить образовавшийся вакуум и создать новый, еще более масштабный и значимый шедевр пропагандистского кино – им стала следующая работа Рифеншталь, "Триумф Воли" (1935 г.).
Что касается "Победы Веры", долгое время считалось, что не сохранилось ни одной копии, и фильм стал еще одной утраченной частью истории Третьего Рейха. Но в 2003 году, в Англии, неожиданно была обнаружена уцелевшая неизвестная копия, скорее всего полная версия фильма, все эти годы хранившаяся в архиве – в начале 1934 года Рифеншталь посещала Англию и вполне могла привезти экземпляр фильма.
Фильм стал для Рифеншталь отправной точкой в становлении новых идей в режиссуре и киносъемке, позже многие удачные находки были снова использованы в "Триумфе Воли". Оба фильма проливают свет на ранний период развития нацисткой пропаганды, однако при этом "Победа Веры" представляет интерес именно как раритетный кинодокумент, восполняющий существующий пробел в наших знаниях о периоде становления Третьего Рейха.
В «Победе веры» имеется несколько эстетических недоработок, с которыми Рифеншталь, как режиссёр, ориентированный на совершенное исполнение фильма, не могла согласиться. Отснятый материал всё ещё отчётливо носит характер репортажа и содержит достаточно много случайного и несистематизированного материала, и запечатлевает, таким образом, недостаточно зрелую презентацию НСДАП как политической партии. И Рифеншталь, и НСДАП ещё предстояла работа над собой.
Поражает зомбированность толпы, ещё только учащейся вскидывать руку при первой же возможности. Никаких страшных бесчеловечных идей пока не высказывается - всё ещё только начинается, только всё время звучат прославления Гитлера.