"Пекарь императора и император пекарей"
Название фильма: | Пекарь императора и император пекарей |
|
|
Страна-производитель: | Чехословакия | ||
Английский: | Emperor's Baker and the Golem / Cisaruv pekar, pekaruv cisar | ||
Жанр: | комедия / сказка | ||
Режиссер: | Мартин Фрич | ||
В ролях: | Ян Верих, Мария Васова, Наташа Голлова, Богус Загорский, Иржи Плачий, Зденек Степанек, Вера Хитилова | ||
Год выпуска: | 1951 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
||||||||
Сюжет и комментарий
1950-е годы критики считают мертвым периодом в чешской кинематографии. Снимались одни “созидательные” фильмы, и хороших картин удалось снять мало. Самым ярким исключением является как раз фильм «Пекарь императора и Император пекаря», особая историческая сказка, разыгрывающаяся в Праге во времена эпохи Возрождения.
знаменитый чешский комедийный актёр Ян Верих здесь выступает в двух ролях – играет габсбурского императора Рудольфа Второго и простого хлебопека Матвея, который на императора настолько похож, что их во второй половине фильма заменят. Пекарь из глины создаёт искусственного человека Голема. Фильм – одна из версий истории об этом искуственном человеке. Фильму, снятому в 1951-м году, не удалось совсем избежать созидательного схематизма, но, не смотря на все, он снят с большим вкусом и юмором. Фильм ещё примечателен тем, что с него начался путь Веры Хитиловой в кино.
Рудольф II - римский император, чешский и венгерский король. Его главное значение для Чехии связано с тем, что Прага в его эпоху стала настоящим европейским центром искусства и науки. Рудольф II любил артистов, художников, астрономов, врачей и алхимиков намного больше, чем генералов, дипломатов и видных политиков. Его интерес к художественным и научным дисциплинам преобладал над его политико-общественной деятельностью. Обязанности правителя полностью свалились на голову Рудольфа II после смерти его отца Максмилиана в 1576 году. Рудольф, привыкший к спокойной, беззаботной жизни в Мадриде, внезапно должен был решать политические, экономические, религиозные вопросы, а также проблемы внутри семьи, то есть непрерывные споры и интриги, возникающие среди представителей габсбургской династии, и постоянный недостаток денег. Вдобавок ко всему, душевная болезнь, которая раньше только время от времени припоминала о своём существовании, в 1580 году вспыхнула у Рудольфа в полной силе. Рудольф страдал бессонницей, отсутствием аппетита, повышенной утомляемостью, его мучали депрессии. Только сейчас, опираясь на знания современной психиатрии, можно сказать, что у императора начинал развиваться маниодепрессивный психоз или даже шизофрения.
В 1583 году Рудольф II окончательно переселился в Прагу, сделав из этого города императорскую резиденцию и культурный центр Европы. Благодаря переселению императора в Прагу, увеличилось население города. Сюда приехали папские нунции с многочисленной свитой, зарубежные послы и дипломаты, учёные, художники, немецкие торговцы, предприниматели, ремесленники, итальянские каменщики и многие другие. Рудольф II был страстным любителем искусства и науки. При его императорском дворе работали десятки художников, скульпторов, алхимиков, звездочётов, среди которых находились и такие известные личности, как Бартоломеус Спрангер, Джузеппе Арчимболдо, Ганс фон Ахен, Тихо Браге, Ян Кеплер, Ян Есенски-Есениус или даже легендарный маг Эдвард Келли.
Кроме этих настоящих исторических личностей с Прагой эпохи Рудольфа II связаны и некоторые придуманные персонажи, о которых возникло много очень популярных легенд. К ним принадлежит, например, доктор Иоганн Фауст, известный благодаря роману Вольфганга Гёте. Не менее известным фантастическим персонажем стал легендарный голем – огромный, могучий антропоид, искусственно созданный раввином Леве, герой ряда иудейских преданий и знаменитого романа Густава Майринка.