"Кира"
Название фильма: | Кира |
|
|
Страна-производитель: | Россия | ||
Английский: | Кира | ||
Жанр: | документальный | ||
Режиссер: | Владимир Непевный | ||
В ролях: | . | ||
Год выпуска: | 2003 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
||||||||
Сюжет и комментарий
Этот фильм - портрет режиссера Киры Муратовой, чье имя и творчество принадлежит живой легенде, но никогда не становится предметом светских хроник«“Для меня кино – царство свободы. Там можно делать, что вздумается! Там нет моральных норм. Нет ограничений. Там нет бремени долга, который довлеет надо мной в течение всей моей жизни...» – признается героиня фильма уже в первых его кадрах.
В фильме использованы материалы Государственного Архива кино- и фотодокументов, Госфильмофонда РФ, архива киностудии «Никола-фильм». В съемках приняли участие режиссеры Анджей Вайда, Алексей Герман, Александр Сокуров, Али Хамраев, актрисы Рената Литвинова, Зинаида Шарко, сценаристка Наталия Рязанцева.
В.Непевный: - Мы понимали, что бессмысленно снимать правильный фильм с перечислением биографических данных, фильмографии, приведением киноведческого анализа. Было желание получить картину, в которой художественность формы соответствовала бы выбранному персонажу. В фильме "Кира" мне хотелось выразить собственные ощущения от кино Киры Георгиевны. Концепций я не выстраивал, логических умопостроений не вынашивал, даже сценарий не писал. Шел от настроения и эмоций. Тем не менее, подбор материала нельзя назвать интуитивным. Узловые моменты — интервью деятелей кино. _ Если честно, я абсолютно не ожидал таких замечательно интересных, человечных высказываний от Германа и Сокурова. Не предполагал, что Сокуров испытывает столь теплое и уважительное отношение к ее кино, ведь оно не содержит той метафизики и глубокомысленности, которая прочно ассоциируется с его кинематографом. Я знал, что о Муратовой смогут рассказать Наталья Рязанцева и режиссер Али Хамраев: Кира Георгиевна несколько раз монтировала его картины, _ снялась у него в эпизоде. Даже по небольшим эпизодам, не говоря о "Коротких встречах", видно, что она — замечательная сильная актриса. Что касается Рязанцевой... Известно, что когда Муратовой задают вопросы личного характера, которые она очень не любит, она адресует к Наталье Борисовне, которую "уполномочила" рассказывать о себе. Рязанцева, наверное, один из наиболее близких ей людей, хотя после "Долгих проводов" длительное время у женщин были крайне непростые отношения.
_ …я изначально решил избегать биографических штампов, потому что рассчитывал сохранить недосказанность, составляющую ее ореол. Не хотелось вульгаризировать миф, существующий вокруг этого имени: о Муратовой известно многое, но как бы не до конца. В то же время, нельзя было сделать вид, что детства, юности не существовало. Рязанцева рассказывает, что в румынской школе — Муратова в детстве жила в Румынии — Кира Георгиевна притворялась, что не знает русского языка, а в русской школе — наоборот, то есть с ранних лет привыкла умалчивать, вести "двойственную" жизнь, что, по-видимому, в значительной мере сформировало ее характер.
_ Если бы мы начали раскручивать сюжет с "Долгими проводами", получилась бы история фильма. Его создание, перипетии со сценарием, который многократно переделывался. Муратова и Рязанцева ругались и мирились — ведь Наталья Борисовна до последнего времени не принимала фильм в его готовом виде. Возможно, Муратова была бы против такого кино — она не живет прошлым. В одном из наших разговоров она наподдала Андрею Тарковскому, сказав, что терпеть не может позы "художник-страдалец". Такие позы ей глубоко противны, и это вызывает огромную симпатию. Редко встречается человек, не озабоченный собственным величием. Тем не менее, нельзя было проигнорировать факт, что около двух десятилетий Муратова вообще не снимала кино. Это большой срок, он не мог не сказаться на ее творчестве. Нас выручил сантехник Зиновий Тененбойм. Он озвучил этакий "глас народа", а не официальную версию и не интерпретацию диссидентов. _ Однажды, копаясь в интернете, я обнаружил ссылку на сайт, на котором оказалась выложена пресса о фильмах Муратовой, начиная с разгромных рецензий в одесских газетах. Самое страшное обвинение того времени — по фильму невозможно понять, в какой стране происходит действие, в какие времена. Действительно, в картине Муратова игнорирует власть. _ Не исключено, что отсутствие таковой показалось непереносимым. Чиновники, наверное, офонарели от подобной наглости — режиссер понимает, какое время на дворе? "Долгие проводы" возбудили ярость и ненависть более сильную и непримиримую, нежели идеологические диссидентские ленты. Герман рассказывает, что отлучка этого произведения вызвала недоумение: зачем преследовать фильм, где мать ревнует сына? Так вот, обнаружив сайт, я связался с его автором. Замечательный человек. Тогда он активно пытался защитить Муратову. Опасаясь, что копии картины уничтожат, принимал участие в выкрадывании копии из кинопроката. На всякий случай, чтобы сохранилась хотя бы одна. Играя по правилам системы, писал официальные запросы от имени трудящихся в ЦК Компартии Украины и спрашивал, почему кино, снятое на государственные деньги, не показывают в государственных кинотеатрах, по какому праву Госкино принимает "вредительские" решения? Запускал бюрократический механизм, и чиновники, в том числе Романов, были вынуждены ему отвечать. _ _ Она необыкновенно обаятельная, артистичная, этим пользуется и немного играет.
_ Хотелось обнаружить мотивы, которые варьируются у Муратовой из фильма в фильм. Нечто постоянное, что ей присуще как художнику. Я хорошо знаю ее кино и помню практически каждый кадр, поэтому заранее знал, из какого фильма какой фрагмент возьму. Единственная работа, которой я раньше не видел — диплом "У крутого яра". Муратова не включает его в фильмографию. Она считает, что это "не ее кино". Но автору не всегда нужно доверять. Я посмотрел фильм и обнаружил, что "У крутого яра" вполне муратовский фильм, хотя она делала его вместе со своим мужем, Александром Муратовым. Есть лирическая интонация, мир, где человек, зверь, косарь, лиса, волк где-то там на заднем плане составляют единое целое. Идиллический момент, зыбкий и краткий, как капля росы на кончике травинки — в фильме есть такой кадр. Абсолютное муратовское внимание к капельке, к детали. В "Коротких встречах" оно перерастает в какое-то очень наивное вглядывание в нюансы человеческих взаимоотношений. И потом — об этом уже написано многократно — животные как важная деталь ее фильмов. Мне кажется, их присутствие интерпретируют не совсем верно: животное лучше человека. Но такое простое противопоставление не может быть сюжетом художественного произведения. У Муратовой животные — естественное органическое начало, присутствующее во всех лентах. _ . Оно есть и в Муратовой. Она как "кошка, гуляющая сама по себе", владеет уникальной способностью чувствовать природу и искусство, жизнь и кино, обладает животным чувством кинематографической пластики. Природное существо не думает, оно живет. В связи с этим было интересно узнать, что Муратова монтирует фильм параллельно со съемками — не строит фильм, а "выращивает" его. Результат несет в себе нечто, что не задумывалось изначально. Интуиция богаче, чем замысел.