"Духовные голоса (из дневников войны, повествование в пяти частях) "
Название фильма: | Духовные голоса (из дневников войны, повествование в пяти частях) |
|
|
Страна-производитель: | Россия-Япония | ||
Английский: | Духовные голоса (из дневников войны, повествование в пяти частях | ||
Жанр: | документальный | ||
Режиссер: | Александр Сокуров | ||
В ролях: | . | ||
Год выпуска: | 1995 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
||||||||
Сюжет и комментарий
«Мы снимали летом, потом приезжали на съемки зимой. Мы снимали там, где война является как бы нормой, где военное состояние не внезапное нападение, а норма жизни. Это боевые операции на границе Таджикистана и Афганистана. Иногда это многие дни ожидания нападения. Иногда это схватка — нападение, схватка — отражение. Но всегда это жертвы, и всегда это разлука с близкими, с родными, и всегда это тоска и брошенность… Исходя из того представления о моем Отечестве, которое у меня внутренне сложилось, Россия — страна вечно воюющая, в готовности к войне она воспитала свой народ. И основные наши герои — люди, которые воевали, а не те, кто что–то создал особенное в созидательном труде. Для меня Россия без воинской дрожи, без этих судорог военных представляема очень трудно». - Александр Сокуров.
«Из дневников войны» - так обозначил автор ее жанр. Война в фильме не имеет хронологических рамок, обозначены только сезонные ее этапы. Дневник художника, в котором показаны люди на войне и в то же время раскрыты интимные переживания автора — это традиционная форма литературного повествования, к которой не раз обращались русские писатели; для телевидения она непривычна. Эту новизну отметило жюри кинофестиваля в Локарно присудив фильму специальный приз фирмы SONY с формулировкой: «За проникновение в истоки образного языка, с которым режиссер освоил Видео, передав в метафорической форме свою тревогу, а также тех своих соотечественников, которые постоянно существуют в условиях войны».
Картина разворачивается как дневник автора, где объективное повествование растворено в лирической интонации. На телеэкране вы наблюдаете реальных людей в конкретных обстоятельствах. Это российские пограничники на таджико–афганской границе. И все же перед вами художественный опус, где законы искусства задают тему и компонуют материал жизни.
Поэтому в первой части, в интерлюдии фильма, был рассказ о Моцарте, о смерти, таящейся в скудной оболочке обыденности, о музыке, прорывающейся сквозь эту оболочку и вбирающей духовные голоса мироздания. И неподвижная 10–минутная картина северного пейзажа, меняющегося неуловимо.
Граница между жизнью, которая далеко, и смертью, которая всегда рядом — это и есть среда обитания людей на войне, этим они интересны автору фильма и нам, зрителям. Режиссер иногда отождествляет себя с этими людьми. Сокуров вырос в семье военного и детский интерес к делу войны, которым призваны заниматься совсем юноши, почти мальчики, ему понятен. Он идет за людьми в солдатских ботинках их дорогами, а мы, зрители, идем за ним. Но вот автор отделяется от своих героев, он любуется и недоумевает, сочувствует и молится.
Изысканный, многослойный образ пространства, воссоздаваемый на телеэкране, и тонкие звуковые образы метафоричны, как и портреты людей, хотя фильм снимался в реальных условиях, и герои его отнюдь не выдуманы. Перед вами не хроника будней пограничной заставы — это пограничная ситуация человеческой жизни вообще: неведение будущего, тоска, подчиненность судьбе, но и концентрация всех жизненных сил в минуты опасности, напряжение воли в борьбе за существование.