"Люди и звери"
Название фильма: | Люди и звери |
|
|
Страна-производитель: | СССР , ГДР | ||
Английский: | Люди и звери | ||
Жанр: | драма / семейный | ||
Режиссер: | Сергей Аполлинаревич Герасимов | ||
В ролях: | Жанна Болотова , Виталий Доронин , Николай Еременко Ст. , Тамара Макарова , Сергей Никоненко | ||
Год выпуска: | 1962 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|||||
Сюжет и комментарий
В основе сюжета — драматическая судьба советского офицера Алексея Павлова (Николай Еременко-старший). Попав во время второй мировой войны в плен и оказавшись в числе перемещенных лиц, герой не сразу решился на возвращение в СССР. Поскитавшись по чужбине, Алексей все же вернулся на родину. Случайные попутчицы, ехавшие из Москвы на юг, — врач Анна Андреевна (Тамара Макарова) и ее дочь Таня (Жанна Болотова) — стали первыми, кому Павлов поведал о своих мытарствах.
Драматическая судьба советского офицера Алексея Павлова (Н.Еременко-старший). Попав во время второй мировой войны в плен и оказавшись в числе перемещенных лиц, герой не сразу решился на возвращение в СССР Он перенес немецкий концлагерь, сахарные плантации и работу лакеем в Аргентине, унизительную работу в Гамбурге... Во времена хрущевской оттепели он, наконец, возвращается на родину, и, не найдя сочувствия и понимания у близких, затравленных страхом за свои судьбы, поехал в Запорожье со случайными попутчицами, ехавшими из Москвы на Юг. Врач Анна Андреевна (Т.Макарова) и ее дочь Таня (Ж.Болотова) стали тогда первыми, кому Алексей Павлов, поведал о своих мытарствах...
Сам Герасимов сыграл в этом фильме очень колоритную роль опустившегося эмигранта в Аргентине, князя Львова-Щербацкого, приживалы в поместье у своей богатой племянницы. Николай Еременко-старший блестяще сыграл здесь свою первую большую роль в кино.
"Люди и звери" охватывает события эпического масштаба и жизнь множества людей. Фильм поднимает важные проблемы современной морали. Характерную особенность творчества Герасимова составляет умение глубоко исследовать внутренний мир человека, создавать подробные психологические портреты своих героев, в повседневности, "прозе жизни" раскрывать поэзию труда и быта советских людей. Герасимов — режиссёр по преимуществу "актёрский", свои замыслы он раскрывает через актёрское творчество, все его фильмы отличает тщательная работа с актёрами, цельность ансамбля, внимание к эмоциональному подтексту действия и его атмосфере.
Сегодня молодые режиссеры хотят снять героическое кино, но у них это плохо получается. По-видимому, дело в том, что им не хватает идеи. У Герасимова идея была. Причем это была отнюдь не советская идея, как это можно было бы подумать. Это была манихейская идея борьбы со злом. Убивают только ненависть и презрение. Герасимов обладал этими чувствами. В годы оттепели он снял очень смелый фильм - «Люди и звери». Это был фильм о выборе. Герой должен был решить, возвращается ли он на родину, или остается за рубежом. Слово «рубеж» здесь очень важно. Потому что фактически это фильм о ежедневном выборе каждого человека. То, что Герасимов в те годы поднял эту тему, говорит о том, что он думал о главной проблеме человека, который живет за железным занавесом. Он говорил со зрителем о том, о чем его зритель думал. Он не снимал «интеллектуальное кино». Но вместе с тем он не пытался заигрывать с «наивным» человеком. Он ясно и точно говорил о том, о чем говорили в те годы на интеллигентских кухнях. Удивительно, но его за это уважало начальство. Конечно, он сегодня кажется несколько наивным. Конечно, он говорил вполголоса о том, о чем нынче принято говорить вслух. Конечно, он был человек своего времени. Но мы должны понимать, что то, что он в свое время говорил вслух, даже сейчас мы говорим вполголоса. По-видимому, он был смелее нас. Если мы честно взглянем в лицо действительности, то мы поймем, что он принадлежал тому поколению, которое было более мощным и более смелым. Недаром мы его называем классиком. Абстрактные добро и зло не всегда убедительны. Воплощенные в конкретных героях, они намного больше воздействуют на зрителя. Скорее всего, Сергей Герасимов это отчетливо понимал. Для него не было абстрактно, что хорошо, а что плохо. Мы можем сегодня говорить, что это романтизм. Но мы, кажется, потеряли способность это определять. Нынешние продукты сделаны химическим путем, поэтому мы не всегда отличаем сладкое от кислого. Пересмотрим фильмы Герасимова. Он, кажется, отличал.