Описание фильма

"Мечта Кассандры"   

Название фильма: Мечта Кассандры
Мечта Кассандры
Страна-производитель: США — Великобритания
Английский: Cassandra's Dream
Жанр: драма / детектив
Режиссер: Вуди Аллен
В ролях: Колин Фаррелл, Эван МакГрегор, Хэйли Этвелл, Том Уилкинсон, Салли Хоукинс, Эндрю Хауард, Тэмзин Аутуэйт, Марк Амберс, Кеннет Эдельсон
Год выпуска: 2007
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
кадры из фильма
 

Сюжет и комментарий

Третий лондонский фильм Вуди Аллена, в котором суровый английский климат все чаще будит трагические настроения. Шотландец  Макгрегор и ирландец  Фаррелл разыгрывают закамуфлированную под бытовой триллер греческую трагедию о невозможности сопротивляться фатуму. Не все присутствующие на экране доживут до финальных титров, но это не повод убиваться.

   Пока  Аллен снимал фильмы про самого себя, к его желчным наблюдениям за человеческой суетой примешивалась изрядная доля нарциссической нежности. К посторонним же гражданам, особенно если они не являются молодыми блондинками с фигурой Скарлетт Йоханссон, режиссер не находит особой теплоты в своей изъеденной мучительным самоанализом душе. Если с кем-то и идентифицируется Вуди Аллен вэтой работе, разве что с прорицательницей Кассандрой, которая все предупреждает и предупреждает, а ее никто не слушает. Есть в такой позиции стороннего наблюдателя легкий оттенок снисходительности умудренного опытом старикана по отношению к молодым.

   «Мечта Кассандры» минималистична, как задающая ей бодрый темп рубленая музыка Филиппа Гласса,  а герои Эвана Макгрегора и Колина Фаррелла удивительно слаженно и целеустремленно пилят под нее сук, на котором сидят, по мере того как среда заедает их, а судьба разъедает их моральный облик. Старший (Макгрегор) из двух братьев-инфантилов с одинаково торчащими на лбу мальчишескими чубчиками мечтает соскочить с менеджерской должности в родительском ресторане и грезит о собственном гостиничном бизнесе в Калифорнии. Младший свою работу в автослесарной мастерской более или менее терпит, но его роковой ошибкой становится пристрастие к азартным играм, которое сначала приносит ему не только острые ощущения, но и кой-какие деньги: на них братья покупают давшую название фильму яхту, рассчитывая уплыть на ней из монотонных будней если не насовсем, то хотя бы на уикенд-другой.

    Конфликт между опостылевшей реальностью и манящей мечтой у скептически настроенного режиссера запускает цепь непоправимых событий, которые только кажутся подвластными контролю со стороны героев. Если каждый из них по отдельности еще мог бы сказать «Нет» перед искушением решить разом все проблемы (и тем самым впутаться в еще более неразрешимые), то братская любовь и взаимовыручка, заставляющая их цепляться друг за друга, не дает им выплыть из рокового водоворота. Старший не может кинуть младшего, которому необходимо вернуть изрядный проигрыш, пока ему не переломали ноги, а младший не хочет подводить старшего, обалдевшего от любви к начинающей актрисуле, которой он не может признаться в финансовой зависимости от родителей.

   Когда почва для решающего вмешательства судьбы подготовлена, в качестве бога из машины к несчастным братьям спускается американский дядя (Том Уилкинсон), который служит для всей семьи символом благосостояния и успеха. Однако вместо того, чтобы разрубить узлы, он их только запутывает, предлагая племянникам в обмен на матпомощь замочить его партнера, чьи показания в суде грозят разрушить его бизнес.

Не без злорадства поставив своих героев в безвыходное положение, режиссер начинает над ними издеваться, обставляя их дальнейшие потуги принять вызов судьбы унизительными деталями: тут и взятая напрокат почти игрушечная машинка Nissan Micra, в которой самодеятельные киллеры едут на дело, и какие-то невероятные, собственноручно выпиленные деревянные пистолетики, которые можно сжечь после применения..  Но «Мечта Кассандры» снята Вуди Алленом в меланхоличном настроении и завершается скорее в сочувственном ключе: все-таки, как режиссер ни крепится, не получается из него настоящий древний грек с куском мрамора вместо сердца.

Шутить и век шутить...
Время новостей

Похоже, Вуди Аллен поставил производство занятных драматических историй на конвейер: «Мечта Кассандры» - его третий малобюджетный фильм, снятый в Лондоне, среди типичных городских декораций. На этот раз действие разворачивается в семье мелких буржуа: отец - владелец маленького ресторана, один сын помогает ему, второй - работает механиком в гараже. Но у матери семейства есть брат, воплотивший мечту каждого маленького человека: он стал миллионером, у него вилла, машина, молодая жена, много денег и клиники по всему миру. Он присылает подарки и всегда помогает своим родственникам, потому что - тут мама поднимает палец вверх - надеяться можно только на семью.
В этих декорациях Вуди Аллен снова разворачивает эксперимент над человеческой природой, навеянный основным сюжетом «Преступления и наказания». Там дело заключалось, как вы помните, в легком соблазне преступления и в тяжелом наваждении наказания. В чудесном и лукавом «Матч Пойнт», первом фильме цикла, главная уловка заключалась именно в отсутствии второго акта. Убийство, причем двойное, в точности как у Достоевского, совершалось, но наказания не следовало, убийца с легкостью пользовался плодами своего преступления, не подвергаясь никакой укоризне от собственной совести. У героя фильма в отличие от героя Достоевского отсутствовало чувство вины, что совершенно меняло всю систему координат.
В новом фильме главным становится именно чувство вины, и поэтому Аллену понадобилось два человеческих типа. Один из братьев, Терри (его замечательно играет Колин Фарелл), - человек эмоционально-подвижный, увлекающийся и слабый, второй - Ян (Эван Макгрегор) - самовлюбленный и эгоцентричный честолюбец. Терри играет на бегах и в покер, любит выпить, собирается жениться на простой и любящей его девушке. Ян ненавидит тот образ жизни, который вынужден вести, и он легко притворяется не тем, кто он есть. Оба мечтают о деньгах и о возможностях, реальных или мнимых, которые они дают, и из-за этих фантазий попадают в ситуацию, которая их прогибает и приводит к непредвиденной развязке. Рассказывать сюжет было бы бесчестно, но он как раз в том, что и на этот раз проверяются старые сюжетные схемы, но с иным результатом...
Суть дела, конечно же, не в сюжете, достаточно умозрительном, хотя и виртуозно закрученном. Дьявол в деталях, потому-то картину интересно смотреть, в ней проступает образ современного города, с его ритуалами и обрядами, образ не слишком насыщенный, будто разбавленное вино, но с оттенком знакомого вкуса.
На Венецианском фестивале, представляя свой фильм, показанный вне конкурса, Вуди Аллен сказал, что всегда «мечтал описывать трагические ситуации - просто так вышло, что я довольно долго был комиком». Комический взгляд на трагическую ситуацию - вот то, что отличает новый стиль Аллена, который, как ни старается, не может избежать иронического и отстраненного тона даже в самые, казалось бы, драматические моменты. «У меня холодный, пессимистический взгляд на жизнь и на человеческую судьбу, на природу человека», - объясняется Аллен, но, видимо, именно эта холодность прибавляет зоркости глазу и точности деталям и каким-то загадочным образом лишает происходящее трагизма. Как ни печально закончится это кино, ощущение, что вам показали комедию, вас не оставит.
Алена Солнцева

Мечты сбываются и не сбываются 

После душещипательного «Матч пойнта» и слегка гламурной «Сенсации» публика жила тайной надеждой на продолжение приключений воскресшей Скарлетт Йохансон. Но Вуди Аллен, со свойственными ему хитростью и упрямством, хоть и продолжил снимать в Лондоне, Скарлетт с собой не позвал.
Позвал он исключительно британскую рать в лице МакГрегора, Фаррела и Тома Уилкинсона. Женские роли также достались англичанкам. По признанию самого Алена, с перечисленными актерами ему давно хотелось поработать, а Лондон – вообще «идеально соответствует его съемочным методам».
Тем не менее, сюжет «Мечты Кассандры» с легкостью мог быть перенесен в любой европейский или американский мегаполис. Два брата, умник Иэн (МакГрегор) и работяга Терри (Фаррелл) по разным причинам хотят раздобыть крупную сумму денег. Иэн влюбился в начинающую актриску (Хейли Атуэлл) и уже успел ее убедить, что богат, а Терри сильно проигрался в покер. У них есть одна надежда – на родного дядю Говарда (Том Уилкинсон), который всегда помогал их семейству в трудную минуту. Однако дядя, в свою очередь, просит племянников оказать некую услугу и ему. А именно – убить человека. Просто взять и убить. Ну нету другого выхода, не-ту. Видимо, в «Матч пойнте» тема устранения нежелательной фигуры была недостаточно, с точки зрения Аллена, раскрыта.
Разумеется, стараниями режиссера/сценариста эта простая внутрисемейная история превращается в очередную притчу. Хотя с тем же успехом Аллен мог снять и чернушную комедию с точно таким же сюжетом. Но, наверное, пришло время грустить. И чудится зрителям призрак Раскольникова, в гости к которому приходят персонажи из древнегреческих трагедий, и слышатся в разговорах братьев отголоски библейских заповедей, особенно та, что «не убий», и другая, ее частая спутница - «не лжесвидетельствуй».
Кончается «Мечта Кассандры» самым трагическим образом, да еще и очередным несчастным случаем на воде. Что, кстати, наводит на мысль о том, что если бы не чувство меры и юмора, присущие Аллену, как никому из современных режиссеров, фильм с таким сюжетом невозможно было бы смотреть. Зрителя бы доконали если не морализаторством, то нагрузкой по части аллюзий, причем нагрузкой явно ненужной. Ну кто вспомнит, что у древней провидицы Кассандры было двое сыновей?
Маша Вильямс, afisha.mail.ru

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#