"Молодость без молодости / Юность без юности"
Название фильма: | Молодость без молодости / Юность без юности |
|
|
Страна-производитель: | США — Германия — Италия — Франция | ||
Английский: | Youth Without Youth | ||
Жанр: | мелодрама / триллер / экранизация | ||
Режиссер: | Фрэнсис Форд Коппола | ||
В ролях: | Тим Рот, Александра Мария Лара, Бруно Ганц, Андре Хеннике, Марсель Юреш, Эдриэн Пинтеа, Александра Пиричи, Флорин Пирсич-мл., Золтан Бутук, Адриана Титьени, Дорина Лазар, Мэтт Дэймон | ||
Год выпуска: | 2007 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
Европа накануне Второй Мировой войны. Жизнь робкого профессора внезапно меняется после одного происшествия, и он вынужден пуститься в бега.
Знание языков умножает скорбь
В основу положен роман румынского писателя, философа и известного религиоведа Мирчи Элиаде. Герой, старенький профессор Доминик Матеи (Тим Рот), преподает в румынском университете, постепенно впадает в старческое слабоумие и, не в состоянии закончить свой главный труд – книгу о происхождении языков, - решает свести счеты с жизнью. Но не успевает. В Доминика попадает молния. Электрический разряд чудовищной силы не убивает его, как можно было бы предположить, а, наоборот, дарит шанс начать жизнь заново: Доминик приходит в себя помолодевшим на сорок лет. У него обнаруживаются способности, о которых он не мог и мечтать. Он может узнать и запомнить содержание книги, даже не читая ее; его память позволяет ему выучить любые древние и современные языки.
Доминик понимает, что теперь может закончить свою книгу и, если еще немного повезет, докопаться до корней «протоязыка» - единого языка древних людей. Но поскольку дело происходит в 1938 году, и в Румынии уже активно действуют нацисты, крайне заинтересованные в подобном феномене, профессор готовится бежать в нейтральную Швейцарию.
На этом этапе линейность и относительная реальность повествования обрываются окончательно. Все, что происходит дальше, напоминает притчу о китайском императоре, которому снится, что он бабочка (эту притчу Доминик тоже вспомнит – в самом конце). Сны и явь переплетаются, образуя сложные и не всегда симметричные узоры. Тим Рот, полузакрыв сумасшедшие глаза, напевно говорит на незнакомых языках, и чудится, что уже понимаешь, о чем. Гримасничают гофмановские двойники, а фигура телепата и провидца Вольфа Мессинга, с историей которого автор романа явно был хорошо знаком, в контексте происходящих событий уже кажется простой и понятной.
Но потом Доминик встретит Веронику, как две капли воды похожую на его первую давнюю любовь, Лауру (Александра-Мария Лара). И сюжет, кроме мистико-лингвистической составляющей, будет расцвечен еще и любовной линией. Как это ни смешно прозвучит, эта история любви напоминает красивейшую из вампирских сказок, снятую именно Копполой, - о Дракуле. То же чувство, неподвластное времени; та же нечеловеческая жертвенность; и наконец, невыносимая, щемящая тоска по чему-то необъяснимому, очень нужному, но явно ускользающему прямо у тебя из рук. Возможно, главная ценность картины в том и заключается, что Коппола, решив экранизировать этот сюрреалистический материал, явно больше подходящий, например, Дэвиду Линчу, смог сделать из него не просто загадочное и жутковатое, но еще и очень красивое (еще чуть-чуть – и будет глянцевое) зрелище.
// Маша Вильямс, afisha.mail.ru
Апокалипсис отменяется
Независимая газета
«Молодость без молодости» – первый фильм Фрэнсиса Форда Копполы после 10-летнего молчания. Такого Копполу мы еще не видели. Создатель «Апокалипсиса сегодня» и «Крестного отца» резко сменил жанровые пристрастия и экранизировал мрачноватый роман румынского философа Мичи Элиаде. Этот фильм – обращение к собственной молодости, которая не умирает с годами. «Молодость без молодости» стала для Копполы настолько важной, что он даже не доверил ее никому финансировать, а вложил собственные средства – доходы с виноградников в Калифорнии.
73-летний профессор лингвистики Доминик Матеи (Тим Рот), собравшись на собственный суицид, вдруг падает, сраженный и сожженный молнией. В больнице через какое-то время выясняется, что профессор мало того что умудрился выжить, но и отчасти пошел по стопам Фауста – обрел новую молодость. Тело его окрепло, морщины разгладились, выпали старые зубы и выросли новые, вернулась бодрость духа и желание любить, а мозг запомнил все, что он успел узнать за 73 года. Еще появилась способность читать закрытые книги и управлять оружием на расстоянии.
Дело происходит в Румынии в 1938-м. Разумеется, на профессора начинают охоту нацисты, чтобы с его помощью создать сверхрасу. Матеи спасается от немцев под чужим именем в Швейцарии, потом его заносит на Мальту, потом – в Индию. Он встречает девушку, поразительно похожую на его давнюю любовь. Вероника после страшного стресса тоже обретает молодость, только иного порядка – в ней вдруг рождается она сама тысячелетней давности, говорящая то на санскрите, то на древнеегипетском, то вообще на неизвестном праязыке.
Не надо искать в этом фильме примет фэнтези. Это не фантастика и не мистика. И хоть в «Молодости без молодости» нет даже намека на того режиссера, что снял «Апокалипсис сегодня» и «Крестного отца», этот фильм стал исповедью художника. Он снят рукой мастера, который знает как, но не знает что. Коппола знает, что даже самый мощный электрический разряд не разгладит морщины. Но один из главных признаков молодости – отвага. И вместе с Тимом Ротом – неимоверно талантливым и органичным и в образе немощного старика, и в образе молодого влюбленного – Коппола устремляется в воронку времени. Для него главный персонаж фильма – Вероника, вспомнившая молодость человечества каким-то диким инстинктом. Коппола решительно отбрасывает сам себя если не на тысячу, то уж лет на сорок назад точно, чтобы вспомнить и культивировать изначальный, не замутненный профессионализмом талант.
Вообще, если честно, все выглядит довольно странно. Маститый режиссер, оскароносец, дважды обладатель «Золотой пальмовой ветви», вдруг впадает в детство, примеряя на себя 70-летнюю собственную молодость, когда всего хотелось, но ничего не зналось. Он ничего не хочет никому доказать, кроме, пожалуй, одного: никто не знает, где и что в жизни главное, оно разбросано по всей жизни неравномерно и у всех по-разному.
Артхаусные виньетки фильма – вроде alter ego профессора, с которым тот периодически вступает в споры и которое в конечном итоге возвращает героя в старость, долгие, порой передержанные крупные планы, внутренние монологи – все это заметно утяжеляет и без того громоздкую конструкцию картины. Кажется, порой даже слегка теряется видавший виды Тим Рот – талант и профессионализм, конечно, спасают, но нечеткость задачи смущает.
Не надо очень многого хотеть от этой картины. Впрочем, ее уже успели наречь философской драмой, хотя сам Коппола об этом жанре даже не заикался. Он честно признается, что вступил в возраст, когда мучит любопытство: а каким ты был в самом начале. Мы его таким не видели – раздумчивым, не очень внятным. Артхаусным, словом. Но если Копполе кажется, что это есть его начало и его естество, – отчего бы нам ему не поверить?
Екатерина Барабаш
Роман КУЛАНИН
Возвращение — первое, что приходит на ум при появлении на горизонте «Молодости без молодости». Могучий Фрэнсис последние десять лет продюсировал разного рода поделки, тщательно избегая режиссёрского кресла — отговариваясь, что лучше предыдущих работ всё равно не снимет. Видимо, на этот раз фантазии для отговорок не хватило, зато вполне хватило на новую картину.
При первом же непосредственном взгляде на «Молодость» закрадываются сомнения — небольшой бюджет, из голливудских стахановцев — лишь Тим Рот, да и прокатом у нас занимается сугубо артхаусная «Кино без границ». В общем, возвращение без фанфар и хоругвеносцев, мягко скажем. Но куда деваться — Коппола, он уже на все времена Коппола.
Далее из-за спины всего мероприятия то и дело выглядывает силуэт Мирчи Элиаде, по мотивам книги которого и поставлена «Молодость». Как известно, с литературными адаптациями Копполе работать не впервой, но, если Конрад и Пьюзо были прежде всего художественной литературой, то за Элиаде тянется шлейф философских и религиозных идей — адекватно экранизировать которые не так уж и просто. На деле же выходит совсем презабавная история.
Пожилой профессор лингвистики, проворонивший соки своей жизни, но заработавший авторитет среди досточтимых коллег, оказывается мишенью молнии. Но не умирает, а начинает молодеть, превращаясь не только в щёголя, но и в обладателя паранормальных способностей. Нет, летать он не учится, но понимание, что всю жизнь не за тем зайцем гнался плюс некоторое жизненные приятности — вполне себе обретает. Как раз накануне Второй мировой — а это, сами понимаете, зверствующие фашисты, хитрые шпионы и, само собой, обретённая любовь, с которой — учитывая и без того фантастическую обложку — ещё сложнее, чем со всем предыдущим вместе взятым.
Следующий пункт для смеха, после феноменальности сюжета, это — рекордный для такого количества событий и персонажей хронометраж в скромных два часа. Для Копполы, чьи лучшие вещи стремятся перелезть через третий час киноповествования — выглядит это как-то несерьёзно, даже отбросив факт «возвращения» в большой кинематограф. И действительно, ничего разумного, доброго и вечного из этого не выходит. Экранное время, словно по своей воле, а не по твёрдой указке режиссёра, ускоряется и замедляется, переставляя акценты таким образом, что ещё чуть-чуть, и «Молодость», заряженная, казалось бы, идеями вовсе не второго сорта, скатится к телепостановке, даже несмотря на хитроумные траектории камеры и эффектность декораций.
Виной всему намешанные без всякого остроумия сюжетные линии, путающие кино так, что разобрать, где заканчивается местный «Индиана Джонс» и начинается, скажем, «Чёрная книга», становится совсем тяжело. Ожидать такое вполне можно было бы от голливудского ремесленника, снимающего всю свою жизнь «Ад помидоров» и последующие сиквелы, но не от человека по фамилии Коппола. И попенять на неприветливость румынской атмосферы, где снималась большая часть фильма — после прошлогодней Пальмовой ветви-то — совсем не получается.
Зато всё натурально и очень красиво. Местный оператор творит просто чудеса, двигая камеру то горизонтально, то вертикально, совмещая экспозиции — в общем, творчески осваивает бюджет, даром что ни в каких златоэмблемных ассоциациях не числится. Получается, что румынские кинематографисты держат планку, предоставляя заморскому маэстро первоклассный материал, только вот сам маэстро, кажется, немного страдает от мегаломании, превращая понятную, казалось бы, концепцию в какое-то пышно цветущее барокко.
В которое без промедления проваливаются и прекрасные актёры. Мечущийся из эпизода в эпизод Тим Рот, прекрасно-свежая Александра Мария Лара и даже вечно непоколебимый Бруно Ганц, который прекрасно играет что ангела, что Гитлера, все они кажутся какими-то беккетовскими персонажами, которые ожидают непонятно кого. Ясное дело, что не Мэтта Дэймона, который, как всегда, играет Мэтта Дэймона — только на этот раз всего несколько минут, прикрываясь журналистской корочкой. И довольно наивно полагать, что при повторном просмотре свастика с чулочков вражеской агентши куда-нибудь да пропадёт.
Так и десять лет, минувшие с момента «Благодетеля», вряд ли выстроят в кинематографии Копполы какое-то подобие логики, по крайней мере «Молодость без молодости» этому не очень способствует. Перегруженный и многослойный фильм — как раз то, что сделало режиссёру мировое имя и прочие прижизненные почести — по иронии судьбы, именно это же и погубило интересную идею, распластав на два часа технически прекрасно выполненное подобие внутреннего монолога на тему «как хорошо быть молодым».
Всё это бы прекрасно смотрелось в какой-нибудь Санденс-ориентированной работе дебютанта, более-менее сносно в резюме средней руки европейского режиссёра, но никак не в биографии человека, ответственного за «Крёстного отца», «Апокалипсис сегодня», да чего уж там — «Разговор», «Дракулу», «Коттон-клуб» и «Бойцовую рыбку». Иногда молчание бывает куда более многозначительным.
Любите кино.
С сайта Кинокадр Ру