Описание фильма

"Возвращение мушкетеров / Сокровища кардинала Мазарини "   

Название фильма: Возвращение мушкетеров / Сокровища кардинала Мазарини
Возвращение мушкетеров / Сокровища кардинала Мазарини
Страна-производитель: Россия
Английский: Возвращение мушкетёров
Жанр: приключения / исторические
Режиссер: Георгий Юнгвальд-Хилькевич
В ролях: Михаил Боярский (Д'Артаньян), Вениамин Смехов (Атос), Валентин Смирнитский (Портос), Игорь Старыгин (Арамис), Антон Макарский (Анри), Данила Дунаев (Рауль), Дмитрий Нагиев (Леон), Лянка Грыу (Жаклин), Ирина Пегова (Анжелика), Алиса Фрейндлих (королева), А
Год выпуска: 2009
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
кадры из фильма
 

Сюжет и комментарий

Погибшие в схватке Д'Артаньян, Атос, Портос и Арамис оказываются на небесах, откуда с интересом поглядывают на земные дела. Увидев, как их дети безуспешно пытаются отыскать сокровища капитана Мазарини, бравая четверка выпрашивает у бога "увольнительную", чтобы помочь отпрыскам и вернуть награбленное в Россию.

Старые герои на новый лад
Страна.Ru

5 февраля на экраны страны выходит продолжение знаменитой трилогии про приключения легендарного Д’Артаньяна и его друзей-мушкетеров. Накануне этого события в кинотеатре «Октябрь» прошел премьерный показ фильма «Возвращение мушкетеров», на которую собрался весь цвет творческой элиты: Эммануил Виторган, Аркадий Укупник, поэт Александр Вулых, актер и режиссер Сергей Проханов, участники группы «Дискотека Авария», Андрей Григорьев-Аполлонов. Под руку с женой Людмилой Поргиной на премьеру пришел Николай Караченцов.
Сиквелы картин советских времен выходят на экраны один за другим: «Розыгрыш», «Асса-2», «Ирония Судьбы или с Легким Паром». Конечно же, эта участь не обошла самый любимый приключенческий фильм детей и взрослых «Д’Артаньян и три мушкетера». Всего за 4 месяца была отснята и смонтирована совершенно уникальная история из жизни Франции XVII века.
Стоит отметить, что в мировом кинематографе уже существует «альтернативная» биография Д’Артаньяна и его потомков: в 1994 году во Франции вышел фильм «Дочь Д’Артаньяна», который рассказывает о хитросплетениях судьбы предполагаемой дочери легендарного полководца. Однако, и французская и отечественная версии очень далеки от реальности. Что неудивительно - импровизации на тему исторических событий любил и сам знаменитый Александра Дюма не раз говоривший: «История – гвоздь, на который я вешаю свои романы». Под влиянием непрерывно бушующих революций XIX века, писатель на свой лад переиначил неприглядный быт французских королей.
Однако экранизация – это по сути своей квинтэссенция литературного произведения, а чаще всего бывает, что от оригинала книги остаются лишь образы. Так получилось и с постановкой «Трех Мушкетеров» в 1978 году. И хотя это лучшая экранизация знаменитого романа, она далека от оригинального замысла Дюма.
В новом фильме историческая фактура и вовсе отсутствует, остались имена главных героев. Зато каждая сцена, каждый жест практически является отсылкой к картине Георгия Юнгвальда-Хилькевича 1978 года. Так, сын Арамиса в первый же день умудрился назначить дуэль сыновьям Атоса и Д’Артаньяна. А Анна Австрийская, как и тридцать лет назад, отправляет главных героев в Англию. Заметим, что и композитором в картине оказался Максим Дунаевский, создавший треки к «Д’Артаньяну и трем мушкетерам». Музыка в вышедшем фильме дополнила эффект «возврата в прошлое». Так, король Людовик XIV поет песню, созданную «по мотивам» не вошедшей в фильм 1978 года песни Людовика XIII, а в арии Анны Австрийской только изменены слова. Есть, конечно, и новые саундтреки, которые легко могут неподготовленного зрителя упрятать в «желтый дом». Вот под проникновенную композицию Михаила Боярского «Молитва» воскресают мушкетеры, и буквально через несколько минут молодое поколение дерзких мушкетеров в стиле Жанны Фриске лихо запевает «Мы команда». Саундтреки настолько разные, что не верится, что их написал один и тот же человек.
Диссонанс поколений коснулся не только музыки, но и актерской игры. Разница между актерами советской школы и нынешним поколением просто убийственна. Боярский, Смирнитский, Старыгин и Смехов играют так, что озноб по коже, и ты просто растворяешься в фильме. А работам молодых актеров просто не веришь. Не веришь Янке Грылу (Жаклин), которая просит отца не покидать ее, не веришь признанию в любви Антона Макарского (Анри), а героиня Ирины Пеговой (Анжелика) вызывает лишь грустную улыбку. Но есть и исключения. Так, Дмитрий Нагиев (Леон) и Данила Дунаев (Рауль) явно достойны номинации «лучшая мужская роль второго плана». Нагиев великолепно повторил образ сына Миледи из фильма «Мушкетеры десять лет спустя» в исполнении Виктора Авилова, а Дунаев полностью перевоплотился в наследника благородного Атоса.
Существенными недостатками в фильме кустарно сделанную компьютерную графику, зачастую только портящую общую картину, а также «площадной юмор», который вполне уместен в комедиях уровня «День Радио» или «День Выборов», но коробит, когда их произносит герой-дворянин XVII века.
В целом, картина «Возвращение мушкетеров» получилась гораздо лучше, чем того можно было ожидать. На выходе получилась музыкальная приключенческая комедия с участием любимых героев и актеров детства. Конечно, первый фильм тридцатилетней давности так и остался непревзойденным, однако «Возвращение мушкетеров» определенно найдет свое место в этой героической эпопее.
Наталья Ступникова
 
Мушкетеры постарели
Газета "Труд"

Новый фильм Георгия Юнгвальда-Хилькевича "Возвращение мушкетеров", стартовавший в конце минувшей недели, едва не разрушил легенду, благополучно существовавшую 30 лет. Среди участников проекта "Возвращение мушкетеров" больше всего повезло Александру Ширвиндту и Дмитрию Харатьяну. Ширвиндту, играющему министра финансов Кольбера, благодаря иронической флегматичности удается сохранять достоинство даже в самых безнадежных ситуациях, а Харатьяну трактовка образа "короля-солнца" Людовика позволяла вести себя глупо, не дисгармонируя при этом с общим стилем капустника. Жаль, но "Возвращение мушкетеров" принадлежит скорее к этому жанру. Помимо сходства картины с вечером самодеятельности в пользу этого вывода говорит еще и то, что в фильме присутствуют актеры, работающие в разного рода юмористических телепрограммах. А это, в свою очередь, наводит на следующую мысль: даже если бы Юнгвальд-Хилькевич пригласил Евгения Петросяна, это не сильно изменило бы атмосферу картины.
Мушкетеры (Михаил Боярский, Вениамин Смехов, Валентин Смирнитский, Игорь Старыгин) в "Возвращении" оказываются на том свете и стоят там живописной группой. А на земле тем временем опять надо спасать честь королевы (Алиса Фрейндлих) и разыскивать ларец с сокровищами. Эта честь достается не знакомым друг с другом детям мушкетеров - двум молодым людям и двум девушкам, одна из которых (Лянка Грыу), будучи воспитана отцом Д'Артаньяном по-мужски, притворяется юношей. Пятый ребенок сперва станет противостоять группе, но к финалу образумится и перейдет в мушкетеры. В этот момент зрители смогут наблюдать плачущего Дмитрия Нагиева, и в определенном эффекте этому зрелищу не откажешь. Остальные дети нашли свой актерский путь: Ирина Пегова в монашеском одеянии исполняет упражнение "колесо", Лянка Грыу широко распахивает глаза, Антон Макарский чувственно исполняет песни, написанные Кареном Кавалеряном.
В отличие от Юрия Ряшенцева и Леонида Дербенева, работавших над первым фильмом о мушкетерах, известный сочинитель песен в данном случае позволяет себе не уделять особенного внимания ни качеству рифм, ни содержанию. Стоит сказать, что к своим текстам для эстрадных исполнителей Кавалерян относится с куда большим тщанием. А вот глуповатую песню из фильма "Мы - команда" уже окрестили гимном менеджеров среднего звена.
Что до самих мушкетеров, которые благодаря молитве Д'Артаньяна спустятся с небес и будут помогать детям, то они постарели. У Портоса на парике бантик, Атос кроткими кивками реагирует на небезосновательные обвинения в алкоголизме, Арамис ласково улыбается, Д'Артаньян говорит: "Каналья!" и в ряде сцен появляется без шляпы. И для тех, кто никогда не видел, но мечтал увидеть Михаила Сергеевича Боярского без головного убора, это станет в "Возвращении мушкетеров" единственным бонусом.
Сергеева Жанна

Четвертое пришествие
lenta.ru

В фильме "Возвращение мушкетеров, или Сокровища кардинала Мазарини" безумно практически все. Сама идея, которая уже имеет мало общего с произведениями Дюма, мушкетерские дети, олицетворяющие собой пропасть между настоящими актерами и участниками студенческого драмкружка, монтаж, разрывающий фильм на слабо связанные между собой скетчи, звук, дающий представление о старте ракеты-носителя "Энергия", и так далее. Но, тем не менее, это лучший отечественный фильм зимнего сезона.
Сначала коротко о сюжете, который не является уже тайной даже для тех, кто еще не смотрел фильм.
Французская корона опять в опасности. Естественно, речь не о короне Людовика ХIV, ибо какие могли быть проблемы у монарха, говорившего о себе "государство - это я". В бедственном положении оказалась его любвеобильная мамаша Анна Австрийская, долги которой превысили годовой бюджет Франции. А тут еще всесильный кардинал Мазарини сбежал с сокровищами в английскую глубинку, прихватив таинственный перстень тамплиеров, дарующий бессмертие.
Тут бы и вызвать погрязших в беспробудном пьянстве головорезов, некогда спасших королеву от позора, но беда в том, что все они погибли в один день. Портоса завалило пенопластовыми камнями, Арамис был сражен именной шпагой бравого гвардейского капитана, чью тайну еще предстоит выяснить, д'Артаньяна застрелили из пушки, а Атос... Что произошло с Атосом, не совсем понятно. Он долго смотрел в стакан с вином и вдруг умер. Наверное, потому что вино кончилось.
И тогда королева поручает найти сокровища Мазарини наследникам почивших головорезов: сыну Арамиса Анри, сыну Атоса Раулю, дочери Портоса Анжелике и странному отпрыску д'Артаньяна по имени Жак. Странному, потому что в дальнейшем выяснится, что это девочка, которую отец считал мальчиком, что в итоге привело к раздвоению личности несчастной.
На этом можно было бы и завершить сюжетные хитросплетения и наслаждаться тем, как наследники привычно мутузят по пути гвардейцев, но не тут то было. За всеми бесчинствами отпрысков наблюдают застрявшие где-то между раем и адом папаши, и когда деткам приходится совсем туго, д'Артаньян взывает к Создателю с просьбой вернуть их на бренную землю, чтобы побесчинствовать вместе с отпрысками. И так далее.
Все попытки беспристрастного анализа подобной мешанины с самого начала тонут в самой природе этой знаменитой отечественной кинофраншизы. Ну, разве можно было серьезно оценивать оригинальный сериал Юнгвальда-Хилькевича 1979 года выпуска? Разве не понимал кто-то тогда, что шпага, зажатая подмышкой, не может вызвать смертельное ранение, разве не видел кто-то заасфальтированных тротуаров на "парижских" мостовых XVII-го века? И разве все это помешало фильму стать хитом национального масштаба и не отправило сотни тысяч мальчишек изготавливать шпаги из ореховых прутьев?
В равной степени бессмысленно пытаться понять, почему пушечное ядро, попавшее д'Артаньяну в грудь, даже не сбивает его с ног, а оставляет лишь аккуратную вмятину в жестяной кирасе. Или почему забыли снять ограничительные канаты в залах музеев, изображающих покои Лувра. А бурная радость отцов и детей после каждого массового уничтожения представителей закона в виде гвардейцев? Попытка анализировать это с точки зрения здравого смысла даже менее адекватна, чем оценка художественных достоинств популярного мультсериала про Чипа, Дейла и секс-бомбу Гаечку.
Юнгвальду-Хилькевичу удалось сохранить главное - буффонаду, которая на фоне раздувающихся от собственной значимости "Главных фильмов нового года" выглядит очень выигрышно.
Что же касается актеров, то с грустью приходится признать, что, несмотря на всю бодрость, мушкетеры-отцы сильно сдали, за исключением, пожалуй, Валентина Смирнитского, который за прошедшие 30 лет практически не изменился. Однако удовольствие видеть их всех вместе с лихвой окупает утраченную прыть и еще большую нелепость хореографии дуэлей.
Алиса Фрейндлих в роли Анны Австрийской слегка напоминает свою героиню в "Служебном романе", но все так же хороша; Александр Ширвиндт в роли Кольбера напоминает самого себя, и слегка портит общее впечатление своей значительностью; Дмитрий Нагиев в роли Леона напоминает человека, пытающегося сохранить серьезность в комнате с кривыми зеркалами; Владимир Балон в роли де Жюсака просто напоминает о дружеских отношениях, возникших между актерами в конце 70-х.
Отдельного упоминания достоин Дмитрий Харатьян, сыгравший роль Людовика. После блестящего Табакова трудно было ожидать адекватного "наследника" на французском престоле, но, о чудо, Харатьян не только не уступил своему маститому "родителю", но местами даже дал ему фору. Король-Солнце, безусловно, самый яркий персонаж фильма, и наибольшее количество улыбок в зале вызовет именно его эпизодическое появление.
Молодых актеров в кадре нет. В смысле нет совсем. Есть прекрасно поющий Антон Макарский и несколько статистов, пытающихся войти в ту же реку, в которую 30 лет назад столь успешно вошли Боярский, Смирнитский, Смехов и Старыгин. Однако в отличие от именитых первопроходцев, создавших столь колоритные образы, Даниле Дунаеву, Ирине Пеговой и Лянке Грыу удалось лишь слегка улучшить свое резюме участием в столь громком кинопроекте. Однако и испортить общее впечатление от фильма им не удалось, что уже немало.
Главные претензии к фильму лежат в области музыкального оформления и спецэффектов. Песни из "Возвращения мушкетеров" не пойдут в народ и даже не задержатся в памяти. Никаких "Пора-пора-порадуемся..." или "Бу-ургундия, Нормандия...". Немного ритм-энд-блюза, откровенного хип-хопа и тяжелого рока, которые иначе как истовым желанием понравиться молодому зрителю не назовешь. А это зря. Потому что настоящая аудитория фильмов о мушкетерах - это люди сильно "за", а у них в большинстве своем совсем иные музыкальные пристрастия.
Столь же бессмысленно было стремление привнести в картину сильно затасканные специальные эффекты в виде всех этих "эффектов пули" и нарисованных за окном пейзажей. Техническое исполнение этих трюков оставляет желать много лучшего, и смотрятся они довольно глупо в стилистике кинематографа 70-х годов.
Таким образом, четвертое пришествие мушкетеров можно считать удавшимся. Несмотря на все огрехи Георгию Юнгвальду-Хилькевичу удалось сохранить атмосферу оригинального сериала и воздержаться от претензий на что-либо. Немного ностальгии, чуть-чуть поющего Боярского, несколько интересных режиссерских находок - и перед нами лучший отечественный фильм зимы 2009 года.
Андрей Воронцов

Умереть не получилось
Газета "Труд"

Сегодня в прокат выходит фильм "Возвращение мушкетеров", где герои Дюма снова дерутся не на жизнь,а на смерть.
Картина снята тем же режиссером, который работал над первым фильмом - Георгием Юнгвальд-Хилькевичем.В ней будут и длинные парики, и бои на шпагах, и разлетающиеся от ударов столы. Мушкетерам придется вернуться с того света, чтобы помочь своим детям искать сокровища кардинала Мазарини.
Юнгвальд-Хилькевич остался верен своей манере: картина снята будто тридцать лет назад и местами похожа скорее на пародию на фильм "Д`Артаньян и три мушкетера", нежели на ее продолжение. Режиссер попытался воспроизвести то, что имело когда-то успех. Во время съемок в Одессе, где шла работа над первой картиной, актеры опасались встреч со старыми знакомыми. Игорь Старыгин, улыбаясь, рассказывает: "Девушек, с которыми мы тогда общались, встретить не очень хотелось. Подойдет бабулька и спросит: "А помните, мы с вами мороженое ели, шампанское пили?"
Михаил Боярский: "То, что поставлено по романам Дюма, будут смотреть всегда и все"
- Когда вам предложили играть Д`Артаньяна в первой картине, вы к этому, кажется, отнеслись с сомнением?
- Я прочел сценарий и удивился. У меня тогда был небольшой опыт в чтении сценариев, но я хорошо знал книгу. Смотрю, слуг у героев нет, логики нет, песенки какие-то дурацкие. Я-то ждал, что фильм серьезный будет.
- Какие плюсы и минусы в том, что вы тогда согласились?
- Этот фильм дал мне друзей и путь в кинематограф. И отобрал у многих режиссеров смелость попробовать меня в другом качестве. Но я часто говорю о том, что лучше сыграть одну роль, с которой тебя могут идентифицировать, чем всего понемножку.
- Вам было интересно играть немолодого Д`Артаньяна?
- Конечно, интереснее играть какой-то опыт, другое понимание жизни. Мушкетеры же не идиоты, которые застряли в восемнадцатилетнем возрасте. Но после того, как они воскресли, к ним вернулись те силы, которые наполняли их в молодости, и желание быть такими, какими они были тогда. Азарт, с которым они бросаются на защиту своих детей, - святой азарт.
- Как вы думаете, кто будет смотреть "Возвращение мушкетеров"?
- То, что поставлено по романам Дюма, будут смотреть всегда и все. Дюма еще долго будут интерпретировать в самых разных вариантах: во Франции так, в России этак, кто-то придумает, что у королевы родились дети от мушкетеров. Это роман, который никогда не умрет - вот почему Юнгвальд-Хилькевич побоялся мушкетеров уничтожить. Я был против этого, потому что герои обязаны умирать. Мне казалось с самого начала, что в этом есть большой смысл - прощание зрителей с героями Дюма, в которых они влюбились. И я каждому из героев придумал смерть: Портос взрывает себя на мосту, унося с собой сотни гвардейцев, прощается Атос...
- А почему же герой непременно должен умирать?
- Таковы законы драматургии. Через смерть героя зритель испытывает катарсис. Я нормально отношусь к американским хэппи-эндам, но гибель героя влечет за собой душевные переживания, в этом много правды. Чтобы служить добру, надо собой пожертвовать.
- В жизни мушкетерам места нет? - Мушкетеры умели делать то, чего не умеем мы. Дружить - насмерть, пить - до конца, любить - фантастично, за каждого друга отдать жизнь, спасти страну и себя и сохранить честь. И никому из таких персонажей нет места в нашей жизни! Мы сочиняем о том, чего в жизни быть не может. Я - за ложь, за прекрасную ложь, которая делает человека лучше.
- Тем не менее вы перед съемками этого фильма сомневались?
- Меня долго мучил вопрос: зачем мы вообще снимали этот фильм? Мотивация для меня - самое важное. В нашем фильме мотивация есть, вне зависимости от его качества. Она связана с тем, что все самое лучшее не уходит, оно каким-то образом передается. Может быть, не так хорошо играют старые артисты и не так прекрасно - молодые, не идеально фехтуют, не лучший монтаж, не замечательные песни... Но основанием для того, чтобы мы это снимали, было желание верить, что великая фантазия, оставленная нам Александром Дюма, жива.
Сергеева Жанна

 

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#