"Светлый путь"
Название фильма: | Светлый путь |
|
|
Страна-производитель: | СССР | ||
Английский: | Светлый путь | ||
Жанр: | комедия / драма / мелодрама | ||
Режиссер: | Григорий Александров | ||
В ролях: | Любовь Орлова, Евгений Самойлов, Елена Тяпкина, Владимир Володин, Осип Абдулов, Николай Коновалов, Анастасия Зуева, Рина Зеленая, Павел Оленев, Вера Алтайская, Ф. Селезнев, В. Житкова, Н. Федосюк, А. Терехина. | ||
Год выпуска: | 1940 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
||||||||
Сюжет и комментарий
Фильм Г. Александрова — отклик на организованное государством во второй половине 1930-х годов стахановское движение в СССР. Пьеса В. Ардова с симптоматичным названием «Золушка» обернулась на экране музыкальной героической комедией-сказкой о необыкновенных для трудового человека возможностях в стране Советов, что нашло отражение в новом названии предложенном товарищем Сталиным, — «Светлый путь».
Новая героиня Любови Орловой проделывает гораздо более блистательный путь, нежели ее предшественница из «Веселых ребят», хотя обе начинают в буквальном смысле от печки. Таня Морозова волшебным образом из домработницы вырастает в известную стахановку, а затем и в инженера текстильной фабрики. И, как в сказке же, получает своего принца в виде первого красавца тогдашнего кино — артиста Евгения Самойлова, сыгравшего здесь роль Алексея Николаевича Лебедева. Наконец, и самая высокая награда — она избирается депутатом Верховного Совета.
В чем же комедийность происходящего? Собственно комедийной интриги нет, но есть утопический оптимизм сказки, свойственный, по сути, почти всем картинам Александрова и в большей степени присущий советскому кино 1930-х годов. Не случайно киноведы именовали такого рода произведения Александрова «жизнеутверждающими комедиями», оптимистический пафос которых связан с ощущением радости и торжества по поводу успехов советского человека на пути его исторического становления. Это главное. Плюс бодрая искрящаяся музыка, отдельные комические трюки и легкие эстрадно-цирковые номера. В итоге жизнерадостность и праздничность.
Фильм разрабатывает традиционный сказочный сюжет, весьма употребимый, кстати говоря, в американском кино, которому всю свою творческую жизнь Александров следовал и с которым в то же время спорил. Но это вовсе не означало, что сказочность в картине «Светлый путь» противостоит некой суровой прозаической действительности. Напротив, кинолента утверждала волшебство, чудесность самой советской реальности, а фильм, с этой точки зрения, становился как бы зеркалом, отражающим чудеса, по утверждению официальной идеологии, органично присущие советскому образу жизни.
Кто же этот волшебник, который помогает простым советским домработницам из золушек превращаться в передовых людей страны, стахановок и народных избранниц? В фильме это, конечно, секретарь парткома Мария Сергеевна (артистка Е. Тяпкина), сыгравшая главную роль в росте и формировании Тани. Но и сама Таня Морозова борется с пережитками прошлого в себе. Главным образом, с неграмотностью, отчужденностью от жизни больших производственных коллективов, порождающей неуверенность в себе. В Советской стране человек сам кузнец своего счастья!