"Александр. Невская Битва"
Название фильма: | Александр. Невская Битва |
|
|
Страна-производитель: | Россия | ||
Английский: | Aleksandr. Nevskaya bitva | ||
Жанр: | исторические | ||
Режиссер: | Алексей Карелин | ||
В ролях: | Антон Пампушный (Князь Александр Ярославович), Светлана Башмакова (Княжна Александра Брячиславна), Игорь Ботвин (Ратмир), Юлия Галкина (Дарья), Сергей Лысов (Воевода Миша) | ||
Год выпуска: | 2008 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
Молодой князь Александр правит Новгородом, ругается с боярами, защищает землю русскую от немцев и беспокоится о судьбе всех русских городов, захваченных татарами. В городе шпион, бояре сговорились сдать Новгород немцам, а друг князя положил глаз на его жену.
В съемках массовых сцен приняли участие реконструкторы — любители-энтузиасты, создающие оружие и доспехи разных эпох. Причем с каждым новым съемочным днем их становилось все больше.
"Я понимаю, что сравнений с гениальной картиной "Александр Невский" Сергея Эйзенштейна нам не избежать. Но мы сняли другое кино. Не плакат и не эпос, а историю о мальчике, который вступает во взрослую жизнь и учится жить по правилам, которые диктует политика", — Игорь Каленов, продюсер. Первая половина 13 века. Новгородский князь Александр любим народом, но имеет и многих противников. Огромная армия Батыя угрожает нашествием с юга. Шведские рыцари, с севера, замышляют крестовый поход на Русь. Боярская оппозиция готовит покушение на Александра, вынашивая предательский план сдачи города. Начались съемки фильма о молодых годах Александра НевскогоВ кадре
За кадром
Цитаты
В довершение ко всему, лучший друг князя Ратмир проникся страстью к красавице? княжне и теперь может стать для Александра опасным врагом.
Князь молод, но жизнь требует от него воинской доблести, дальновидности дипломата и глубокой житейской мудрости.
В июле студия "Никола-фильм" начала съемки исторической картины о молодых годах Александра Невского — "Александр. Невская битва".
Алексей Карелин, режиссер картины, назвал этот фильм "продюсерским кино": "Мне дали сценарий, он меня заинтересовал и я согласился над ним работать. Так что идея снять картину "Александр. Невская битва" возникла не у меня".
Одним из авторов идеи стал Игорь Каленов, который и продюсирует фильм совместно с Рустамом Ибрагимбековым — автором сценария "Утомленных солнцем" (1994).
"Еще в детстве — после того, как у меня появилась чудесная книжка-раскраска "Невская битва", — я заинтересовался личностью и делами Александра Невского. Спустя 35 лет у меня появилась возможность реализовать свою детскую мечту — снять о новгородском князе фильм", — так говорит Игорь Каленов.
Главные моменты сюжета описаны еще в учебниках истории , но автор сценария Владимир Вардунас проштудировал около сотни летописей, прежде чем браться за перо. Действия фильма происходят в 1238-1240 годах, когда завершились детство и отрочество Александра и он стал правителем свободолюбивого Великого Новгорода, впервые принял участие в битве в качестве полководца и 19-летним женился на половецкой княжне Александре Брячиславовне. Продолжая исторический экскурс, надо напомнить, что 15 июля 1240 года состоялась знаменитая битва в устье реки Ижоры, притоке Невы. Шведы направлялись на Ладогу, Волхов, а потом и на Великий Новгород. Александр Ярославович встал во главе небольшого войска, которое под покровом ночи привел к вражескому лагерю и атаковал неприятеля. Шведы были разбиты. И Александр стал Невским.
В картине роль Александра Ярославовича досталась Антону Пампушному, а его жены — Светлане Башмаковой.
Игорь Каленов так описывает главного героя: "Наша картина — о юном Александре, только что взошедшем на новгородский престол. И князь предстает в фильме не иконой, а живым человеком со свойственным молодым годам максимализмом и страстностью".
"Александр Ярославич, разумеется, личность неоднозначная. Сейчас о нем говорят и пишут очень много и не всегда положительно. Но было бы здорово, если бы нам удалось рассказать об Александре не как о святом, не как о каком-то символе, а как о юноше, в неполные двадцать лет ставшего правителем одного из самых богатых и процветающих государств того времени, оказавшемся на вершине в полном одиночестве, но сохранившем при этом человечность", — в свою очередь, так говорит режиссер.
Создатели фильма очень удивляются, как до сих пор никому из современных кинодеятелей не пришло в голову экранизировать историю жизни столь значительной фигуры в истории государства Российского.
Снимают картину в Новгородской, Псковской и Ленинградской областях — в настоящих местах исторических событий. Правда, воссоздать для экрана Невскую битву в устье Ижоры, где она и происходила, оказалось невозможным. Там сейчас стоит целый городок, да и многое в ландшафте XXI века отличается от ландшафта века XIII.
Учить историю по фильму, который должен выйти на экраны 2008 года, его создатели не советуют. Какой бы точной не была картина, она остается произведением, в первую очередь, художественным. Режиссер и вовсе заявляет на этот счет: "Жизнь показывает, что историю не учат — ее придумывают. И кто знает, какую версию примут потомки за истинную".
Авторы адресуют свое кино, в первую очередь, молодежи — в надежде на то, что молодые люди, пропустившие соответствующий параграф в школьном учебнике, придут узнать, почему же историк Владимир Соловьев так написал об Александре Невском: "Соблюдение Русской земли от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру — на западе, доставили Александру Невскому славную память на Руси и сделали его самым видным историческим лицом в древней истории от Мономаха до Дмитрия Донского".
С сайта Филм Ру
"В нашем кинематографе звезд нет"
Текст: Семен Кваша
Накануне выхода фильма "Александр. Невская битва" режиссер и продюсер Игорь Каленов рассказал о ядовитых гадюках, обычаях татар, жанровом кино, интригах и католиках.
Продюсер Игорь Каленов начал производство фильма "Александр. Невская битва" и еще до начала съемок самой битвы расстался с режиссером картины Алексеем Карелиным, решив ставить картину самостоятельно. Режиссер и сопродюсер одновременно (самое трудное сочетание в кино), Каленов рассказывает о реконструкторах, ядовитых гадюках, жанровом кино и экранизациях "Вишневого сада".
- Следует ли считать ваш фильм римейком "Александра Невского" Эйзенштейна?
- Римейк — это когда переснимается уже снятый фильм. Действие фильма Эйзенштейна происходило в 1242 году, когда на льду Чудского озера Александр Невский разбил рыцарей Ливонского ордена. У нас действие происходит 15 июля 1240 года, то есть за два года до этого, когда Александр Ярославич, молодой новгородский князь, неожиданно напав на лагерь шведов, разбил их, за что и получил прозвище "Невский". Если выражаться современными терминами, то скорее кино можно назвать "приквелом".
- Но тем не менее, все равно сравнения неизбежны.
- Вы знаете, никакого сравнения с фильмом "Александр Невский" здесь не может быть. Это по жанру другое произведение. Понимаете, Чехова в мире ставят чаще Шекспира. Сколько в месяц ставят "Вишневых садов"? Мы сняли кино про знаменитого полководца, знаменитого князя.
- Почему вы сняли историческое кино именно сейчас? Что, мода такая началась? "Монгол", "1612"...
- По русской истории снят пока что один фильм в последние десять лет. "1612". У нас второй фильм. "Тарас Бульба" — из украинской истории, а "Чингисхан" — вообще другая история, он завоеватель... а сколько снимается боевиков? А сколько снимается детективов?
Пять лет назад не хватало компьютерной технологии, умения... а сейчас все это появилось. Компьютерную графику у нас делают ребята, которые работали на "Монголе". Второй момент — сейчас несколько спал политический пафос. И то меня пытаются обвинить в каком-то политическом заказе. А мы просто кино снимаем, причем мы его решаем не в рамках исторической драмы, исторического эпоса, а мы снимаем нормальное современное кино, шпионский детектив. О том, как тяжело жилось на Руси в то время, не только простому люду, но и князьям. Как были интриги, политическое влияние с востока и с запада, как Александр, юношей взошедший на престол, избежал с одной стороны вторжение татаро-монгол, он договорился с ними, а с другой стороны дал сокрушительный отпор католическим, западном завоевателем.
По-моему это достойная фигура для кино. Более того, я хочу задать вам вопрос, как киноведу: а почему его до сих пор не сняли?
- Вы сами как для себя решили — Александр хороший или плохой? Он убил брата Андрея или нет? Он продал Северо-Восточную Русь монголам или нет?
- Эти вопросы, конечно, перед нами стояли. Мы не историки, мы не претендуем на то, чтобы создать какой-то документ. Мы хотели сделать кино о том, какой был человек. Любовь. Друзья. Первое предательство. Первая ревность. Первые враги. Попытка отравления. Его призывают к тому, чтобы биться насмерть с татаро-монголами, хотя это была совершенно бессмысленная вещь. Ясно было, что в одиночку новгородское княжество не устоит и будет полностью разорено. А по правилам той войны, которую вели татаро-монголы, любой город, который оказал сопротивление, уничтожался полностью, под корень.
С другой стороны — католический мир, который предлагал свой протекторат, и который, вроде бы, выгоден с точки зрения экономики, в реальности не выполнял своих обещаний. Несколько было русских княжеств западных, которые выполнили эти условия, выгнали татаро-монгольских послов, объявили себя независимыми, надеясь на помощь католического мира, но они ее не получили и были полностью уничтожены. Мне кажется, Александр сделал правильный выбор. А результат — как раз то, что мы имеем.
Даже на Невскую битву есть два противоположных взгляда. Первый — западный. В хрониках написано, что охотничья партия шведских рыцарей была повергнута нападению русских мужиков, которые пытались отбить добычу. Второй — русский. Несметные полчища рыцарей напали на новгородские земли, и только святые Борис и Глеб помогли Александру Невскому победить в этой битве. Правда, как всегда, где-то посередине.
- А откуда взялся сценарий?
- Это оригинальный сценарий, его написал Владимир Вардунас, мы с ним долго беседовали на эту тему, после того, как я определили жанр — шпионский детектив-боевик — работа пошла легко. При том, что мы рассказываем историю человека. Не было ничего лишнего — ни попыток создать эпос, ни попыток построить блокбастер на ровном месте.
- А что такое вообще блокбастер?
- Блокбастер прежде всего подразумевает звезду. Жан Рено — французская звезда, которую знают в всем мире. Если у вас есть такая звезда, вы можете привлечь любое количество денег. Или у вас есть произведение, которое знают во всем мире — "Властелин колец", "Гарри Поттер". Или вы приглашаете Пола Верховена в качестве режиссера — он тоже звезда. В нашем кинематографе сегодня звезд нет. Так что использование слова "блокбастер" не совсем правомерно.
- В вашем интервью примерно трехлетней давности вы говорили, что занимаетесь артхаусом и настаиваете на том, что он в наших условиях уж во всяком случае не менее прибылен, чем жанровое кино, а сейчас вы как раз пошли в "крепкий жанр". Ситуация изменилась?
- Мы в течение многих лет были самой большой студией в России, делавшей арт-кино. Два фильма Муратовой, два фильма Сокурова, которые представили нашу страну в конкурсе фестивалей в Берлине, в Канне, в Москве. Это такой непременный атрибут. Артхаусное кино надо показать в Берлине. Все остальное — кино, которое никому не понравилось, кроме автора и пары кинокритиков, вот его и назвали артхаусом. Если фильм здесь не поняли, там не поняли — это скорее проблема фильма, а не публики или критиков. И тогда это действительно было выгодно.
А сейчас уже есть кинотеатры, есть система кинопроката, если доверие к русскому кино, которое не всегда оправдывается, но есть замечательные примеры — "Дозоры" и "9 рота". Сейчас мне стало интересно жанровое кино. Это наш такой первый серьезный эксперимент, хотя когда-то давно мы делали "Особенности национальной рыбалки".
- Расскажите, пожалуйста, про актеров.
- Молодые ребята, потому что Александру было 19 лет. Соответственно и друзья его были его сверстники в основном. У меня было несколько требований. Первое — незамыленность в сериалах. Ну не может князь Александр быть узнаваем как Вася Чорт из сериала "5 отделение милиции"-3. Второе — нам бы хотелось, чтобы это были более или менее славянское лица. Нам нужен был такой Антон Пампушный и мы его нашли.
- Правда ли, что в массовке у вас были заняты реконструкторы? С этим какие-то анекдоты были связаны...
- Правда. Мы с самого начала понимали, что обычные студенты-курсанты нам не подходят, не смогут пятнадцать дней биться на мечах в натуральную силу. И мы пригласили реконструкторов. Они фанатично преданы своему делу, и очень внимательны к деталям. И в какой-то момент, когда мы несколько дней снимали одну и ту же сцену, я вдруг понял, что людей стало больше. "А почему больше?" "Они приезжать стали". Реконструкторы, узнав, что снимается такое неимоверное кино под Ленинградом, они стали приезжать — за еду и жилье. Я их всех конечно поблагодарил, но не может в одной сцене количество людей увеличиваться.
- Это здорово, конечно, но у них же совсем другие стандарты безопасности по сравнению с каскадерами, ну и вообще они любители. Это не было проблемой?
- Основные трюки делали профессиональные каскадеры. Реконструкторы — это второй-третий ряд массовки. Вы знаете, мы, как люди разумные, опасались травм, у нас скорая дежурила на съемочной площадке, ребята, которые выполняли боевые трюки, тренировались несколько месяцев. Но на площадке было всего два несчастных случая. Один раз стало плохо водителю, а второй, тоже водитель, нашел гадюку и стал ее носить и всем показывать. Естественно она его укусила, его увезли на скорой.
- Давайте поговорим про деньги. Какой бюджет? Есть ли государственное финансирование?
- Смотрите: фильм снят при поддержке Министерства культуры, за что мы очень благодарны. Второе: я принципиально не отвечаю на вопросы о бюджете и компьютерной графике. Кино — это чудесный мир. Мне совершенно не интересно, сколько потратили денег на фильм "Гладиатор". Мне неинтересно, где там компьютерная графика, где актеры, а где каскадеры. Когда мне показали передачу про то, как снимали "Титаник", как он тонет — я уже не могу смотреть этот фильм с тем удовольствием (печальным, драматическим удовольствием), с каким смотрел гибель корабля.
Нужно, чтобы компьютерной графики было не видно. Это наша тайна с артистом. Какая разница, почему у на актер плачет? Может мы ему соли насыпали, может, глицерина налили, а может он и впрямь такой талантливый и жалеет о гибели своего товарища.
С бюджетом та же самая история. Допустим, мой фильм стоил 25 миллионов долларов. А много это или мало? А если я скажу, что он стоил 7 миллионов долларов? Это абстрактная цифра, которая практически никак не отражается на качестве картины. Я вам могу привести кучу камерных картин, которые собрали огромную кассу. "Бешеные псы" — семь актеров и гараж. Для зрителей это не имеет никакого значения. А профессиональный интерес — я считаю, это какой-то моветон стал. "А сколько у вас копий? А какой у вас бюджет?"
- Сколько копий — это простой вопрос. Каков будет прокат?
- Прокат будет широкий. А вопросы про бюджет создают нездоровый ажиотаж. Скажешь много спросят: "ого, где это он их собрал", скажешь мало — "зачем это смотреть?". Пускай зритель оценивает наше кино, давайте соревноваться качеством фильмов, а не надуванием щек: "Я тут рекламу такую забубенил".
- А рекламу забубенили? Просто у нас же очень интересно все. Бывает, что отличные фильмы проваливаются в прокате. И плохие проваливаются. А иногда совсем бредовые фильмы становятся лидерами нашего проката.
- Все знают: первый уикенд делает реклама, второй — сарафанное радио.
- А третьему не бывать...
- Первый уик-енд будет, а второй — посмотрим, что получится. Вот это важный показатель. Мы делали упор на кинотеатральную рекламу и практически отказались от наружной рекламы. Ну теряется в этой братской могиле на, допустим, Щелковском шоссе или на Ленинградке — тут же и тампоны, и шампуни, и фильмы...
С сайта Филм Ру
Не про того князя
Газета.ру
Над буйной белокурой головушкой едва вступившего на княжество в Новгороде 20-летнего Александра Ярославовича (Антон Пампушный), которого позднее народ и историки назовут Невским, сгущаются тучи. С одной стороны, в окрестностях города шастает притворяющийся странствующим рыцарем шпион ливонского ордена Андреас фон Верден, думающий, как бы огнем, мечом и златом распространить на Руси католичество. С другой – не дремлет внутренняя контра в лице отдельных новгородских бояр-космополитов, которым до религии большого дела нет, а есть желание потеснее сдружиться с европейскими партнерами и продать им все, что только можно, включая маковки церквей, заливные луга и родную мать. Добавляют проблем крепко обиженные еще отцом Александра соседние князья, а также товарищ детских игр Ратмир, обладающий тем непростым нравом, про который в народе говорят: с такими друзьями никаких врагов не надо.
Вопреки предчувствиям, навеянным просмотром трейлеров, и собственно названию, фильм не являет собой одну сплошную адреналиновую сечу.
Непосредственно ратным делом здесь занимаются только в прологе и ближе к финалу, и жертвенный энтузиазм набранной по клубам исторической реконструкции массовки посильно компенсирует неважную операторскую работу. Но все равно похоже не на Эйзенштейна или хотя бы Петерсена, а на драку на небольшом пригородном пляже, которой выпившие рыцари в запасе могли бы, например, традиционно отмечать День рыцаря, как нынешние экс-пограничники отмечают День пограничника. Прочие минут семьдесят экранного времени представляют собой шпионский детектив, не особенно, впрочем, захватывающий по причине своего несколько корявого простодушия.
То есть можно вслед за сценаристом Владимиром Вардунасом (проанализировавшим, как сообщается, более 100 летописей) предположить, что наилучшим способом расследования неудачного отравления князя как вариант представлялось оптом перерезать всю отиравшуюся у стола челядь – дескать, среди казненных наверняка случится и преступник.
Однако сомнительно, что боярам-заговорщикам, будь они сколь угодно древнерусские, хватило бы простоты оставить в катакомбах на месте сговора со шведскими шпионами свой фирменный боярский посох. А затем, вернувшись на то же место для второй встречи и наткнувшись на двух людей, наглухо закутанных в католические рясы, по примеру профессора Плейшнера не испросить у незнакомцев пароль, а с ходу слить им всю информацию о своих злодейских намерениях.
Выслушав предателей, князь Александр (а одним из ряженых монахов оказывается именно он) тут же на месте поступает с боярами по законам сурового времени, не потрудившись вытрясти из них еще какие-нибудь подробности. Единственным, кто что-то понимает в происходящем, категоричной логикой напоминающим игру «зарница», затеянную двумя детсадовскими группами, оказывается дворовый юродивый Яшка. Но поскольку вместе с разумом у него в свое время отняли и язык, безумцу остается изъясняться путем причудливых плясок – довольно странных по части юмористического эффекта, но неизменно забавляющих Александра Ярославовича.
Фигура правителя, надо сказать, дана в развитии.
Напоминая менеджера-идеалиста, присланного в офис, кишащий неперспективными злыднями, князь поначалу рассуждает о ценности человеческой жизни, однако довольно быстро спускается с небес на землю, без особых оснований сплавляет оппонента за оппонентом «в яму» и сыплет державными наблюдениями: «Всех гадов перебьешь, правды не узнаешь», «Кончилось детство, враги кругом, и их все больше».
Режиссер и продюсер Александр Каленов, в отличие от героев фильма, совершенно, кажется, не страдает избытком простодушия и не устает суровой ниткой подшивать реалии древней политической ситуации к нюансам новейшей истории.
Над Русью алчными коршунами кружат бесчисленные враги, и из всех соседей наиболее предпочтительными выглядят одиозные восточные диктаторы.
Обладающие набором олигархических повадок бояре не устают что-то вякать о демократических свободах и прямо говорят: «Охоту имеем на западный манер жить». Роль подпитываемой из заграничной кормушки оппозиционной прессы исполняет препротивный человечек Корнилий, распевающий по кабакам антигосударственные частушки и зарезанный на том простом основании, что «не про того князя пел, обознался». Тогда как лояльные агитаторы совершенно в духе публицистов-былинников с государственных телеканалов грезят призраками святых Бориса и Глеба, которые, якобы проплывая в урочный час над рекой, выражают этим на свой призрачный манер полную поддержку замыслам властителя. Вот разве только Владимир Владимирович, в отличие от Александра Ярославовича, и в молодости, отданной органам, по отзывам наблюдателей, в идеалистах не числился.
Сергей Синяков
Батый милее Папы Римского
Новые Известия
Фильм Игоря Каленова «Александр. Невская битва» заменил антинемецкую направленность картины Эйзенштейна «Александр Невский» на антиевропейскую и добавил к ней проазиатский настрой. Ордынский посланник в отличие от агентов Ватикана выглядит в нем безвредным и симпатичным: ему нужна только дань, а им – господство и духовная власть. Словом, новая лента об Александре Ярославиче впитала многое из того, что разлито в нынешней политической атмосфере.
Представленное в картине геополитическое положение Новгорода примерно соответствует тому, что пишут историки: немецко-шведские крестоносцы грозят ему с северо-запада, монголо-татары – с юго-востока, и Александр Ярославич вынужден крутиться меж двух огней. Перед началом работы над картиной продюсеры Рустам Ибрагимбеков и Игорь Каленов не раз говорили, что хотят показать молодого князя не столько полководцем, сколько дипломатом. Боевых сцен в картине и впрямь немного – нападение разбойников на двух рыцарей в начале и бой новгородского ополчения под руководством Александра с рыцарским воинством в конце. Сравнение с эйзенштейновской лентой обнаруживает, что с тех пор увеличилась зрелищность единоборств, но соответственно уменьшилась зрелищность массовых сражений. Нечто подобное случилось и с главным героем – Антон Пампушный настолько же резвее Николая Черкасова в той же роли, насколько уступает ему в величавости.
Что же касается политики, то она оказалась сведена к интригам. Карикатурные новгородские бояре и подлый претендент на престол вступают в предательский сговор с рыцарями против законного правителя города и передают им лоцманскую карту Невы (которая в действительности была бы им нужна как рыбе зонтик). Сама схема «реакционные бояре против прогрессивного царя» позаимствована из сталинского кино, которое выстраивало свою «вертикаль власти» – разница лишь в том, что на советском экране Ивана Грозного и Петра Первого поддерживал народ, тогда как в «Невской битве» народа не видать. О мотивах, которые движут внутренними противниками Александра, говорится так же скупо, как в советских фильмах о мотивах разного рода «вредителей». Все, что сообщается зрителям – что они хотели торговать с Западом и «жить на западный манер». Но от желания поддерживать торговые связи и заимствовать элементы быта до сговора с захватчиками – пропасть. Может, в XIII веке между Русью и Западом пролегала Берлинская стена, древнерусские пограничники стреляли в перебежчиков, а за хранение и распространение скандинавских саг православных бояр отправляли на каторжные работы? Молчит фильм, не дает ответа. Показано лишь, что изменников поймали с поличным и тут же с ними разобрались, а их столь же окарикатуренные приспешники набрались неслыханной наглости и потребовали от Александра доказательств вины убитых.
Интересно, что режиссерская тактика Каленова та же самая, что у Михалкова в «12». Оба режиссера освещают ситуацию только с одной стороны и тем самым тенденциозно ограничивают кругозор зрителей. В «12» им показывают, что чеченский мальчик не убивал своего приемного отца, в «Александре» – что бояре совершили предательство. В нелепое положение ставятся те, кто настаивает на самой судебной процедуре. Такими простейшими средствами компрометируется правовое мышление и само право.
Все это не случайно, поскольку с правом связаны и те отношения между князем и городом, которые в картине старательно обходятся. Новгородский князь не царь-самодержец и не помазанник божий, властный над жизнью и смертью своих подданных. Это слуга, нанятый вольным городом для управления и защиты от врагов. Захотели горожане – позвали княжить, расхотели – расстались с защитником. Так, если верить преданиям, славяне когда-то призвали варягов, которые принесли с собой само слово «Русь». Вообще говоря, могли призвать и рыцарей. Александр княжил в Новгороде не раз – уходил и возвращался. Монархизация княжения, как считает ряд историков, произошла под воздействием Орды. Татары требовали дани и взимать ее обязывали князя, который таким образом становился баскаком. Горожане бунтовали против татарского оброка, и Александр подавлял восстания, карая недовольных новгородцев – не так зверски, как Иван IV, и не так методично, как это делали монголы, усмиряя непокорные народы, но тоже жестко – и носы приказывал рубить, и глаза выкалывать. А это уже иной тип властных отношений – ближе к позднейшему московскому, нежели к староновгородскому. Не будем обсуждать, какой из них лучше – сложилось так, как сложилось, но не стоило это скрывать, чередуя фигуру умолчания с фигурой упрощения. Нынешние зрители хоть и простодушны, но не до такой степени, как их предки конца 30-х годов прошлого века.
Виктор Матизен