Описание фильма

"Барышня и хулиган"   

Название фильма: Барышня и хулиган
Страна-производитель: СССР
Английский: Барышня и хулиган
Жанр: драма / экранизация
Режиссер: Владимир Маяковский, Евгений Славинский
В ролях: Владимир Маяковский, Александра Ребикова, Федор Дунаев
Год выпуска: 1918
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
 

Сюжет и комментарий

Место действия рассказа итальянского писателя Эдмонда д'Амичиса перенесено в дореволюционную Россию. Рассказ подвергся существенным переделкам. Маяковский сделал акцент на противоречиях в характере героя: сочитание анархо-индивидуалистического бунтарства с трогательной самоотверженной любовью к учительнице.

   Как и многие люди начала ХХ века, Маяковский был охвачен ощущением смерти старого.  Так жить и творить больше нельзя! - восклицали то тут, то там, и жаждали новых форм, нового искусства, новой жизни. В живописи и поэзии возникали всё новые и новые причудливые направления. Футуристы, имажинисты, абстракционисты... Мейерхольд искал новых форм в театре. Маяковский примкнул к кубофутуристам, а потом вплотную занялся сотворением революционного искусства.  Маяковский оказался на коне. Он пламенно воспевает новую власть. И использует для этого новые революционные формы. Вместе Мейерхольдом Маяковский призывает закрыть Большой театр. Высмеивает дамские стишки Есенина. В кинематографе нападает на Якова Протазанова: «Наша кинематография насквозь старая, - говорит он на одном из диспутов. - С этим Протазановым лезут столетние древности кинематографии. Со всех сторон лезут столетние эстетические пошлости, и никакой связи с советской современностью эти пошлости не имеют…»     Но так ли уж сам Маяковский оказался далёк от того, что ругал и высмеивал? Так ли легко было по-новому говорить в кинематографе, в искусстве, которое только определялось как искусство?  Обратимся за ответом к фильму, снятому в 1918 году. «Барышня и хулиган», сценарий Маяковского, он же играет главную роль. Поэт пока ещё не набил в кинематографе руку и потому может неожиданно проговориться, раскрыться с неожиданной стороны.  К тому же сам 18-й год весьма примечателен. Кровь льётся рекой, а в искусстве вдруг стало можно всё. Старой цензуры уже нет, новой - ещё нет.

   Маяковский здесь оказывается киноактёром выразительным и колоритным. Но это вряд ли можно назвать неожиданностью. А вот имя режиссёра и оператора картины Евгения Славинского вызывает, по меньшей мере, удивление. Ведь Славинский был оператором у Протазанова на «Пиковой даме»! То есть у человека, с которым лезут, по слову поэта, «столетние древности кинематографии».  Но, может быть, сценарист оговорился, и всё остальное будет уже по революционно-кубофутуристически? Увы. События развиваются, скорее, по-есенински.

   Посудите сами, хулиган, которого играет Маяковский, влюбляется в приехавшую учительницу. Учительница начинает преподавать в какой-то странной школе. Тут и старики учатся и дети. Что-то похожее на Школу Рабочей Молодёжи из советских фильмов. Да и сюжет спустя годы повторится по-своему в «Весне на Заречной улице».  Хулиган начинает посещать занятия учительницы. Один из учеников оскорбляет барышню. Хулиган в лице Маяковского наказывает обидчика. Но за того вступается бородатый отец с ножом за поясом. Он подговаривает дружков, и хулигана убивают в неравной драке. «Саданули под сердце финский нож», - как писал Есенин…

Умирающего хулигана приносят умирать в белой рубахе в дом. Приходит священник. Прибегает учительница и целует хулигана. Тогда он берёт у священника крест, целует его и, положа себе на сердце, умирает. Смотрите сами. И всё это при известном, неоднократно провозглашённом атеизме Маяковского!  «…Положили меня в русской рубашке под иконами умирать»!.. Есть в фильме и ещё одна молитва: барышня молится у креста, а хулиган целует её одежды. Есть в картине и ещё одна параллель с «пошлым» Протазановым. Вглядитесь в эти кадры. На пути учительницы - лужа. Хулиган, не задумываясь, скидывает с себя пиджак и бросает к её ногам. Учительница перебегает по пиджаку лужу. Ничего не напоминает?.. То же самое сделает герой Кторова спустя восемнадцать лет в протазановской «Бесприданнице».

Фильм «Барышня и хулиган» несёт в себе отпечаток раннего Маяковского. Его предчувствие трагичности своей судьбы, жертвенности. Гибель из-за несчастной любви к женщине, сходится с одной из версий причины самоубийства поэта. Кадры с вскинутой навзничь, запрокинутой головой умирающего хулигана напоминают страшную фотографию, сделанную 14 апреля 1930 года после рокового выстрела.

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#