"И возвращается ветер"
Название фильма: | И возвращается ветер |
|
|
Страна-производитель: | Россия - США | ||
Английский: | И возвращается ветер | ||
Жанр: | драма / мелодрама | ||
Режиссер: | Михаил Калик | ||
В ролях: | Алла Балтер, Борислав Брондуков, Эммануил Виторган, Станислав Говорухин, Олег Ефремов, Аристарх Ливанов, Виталик Кайзер, Юлия Рутберг, Владимир Валов, Олег Гущин, Сергей Десницкий, Елена Казаринова, Ирина Ликсо, Геннадий Матвеев, Василий Мищенко, Галина П | ||
Год выпуска: | 1991 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
||||||||
Сюжет и комментарий
После двадцати с лишним лет молчания (мелочной работы в Израиле - съемки на ТВ, преподавания - он не сумел вписаться в тамошний культурный процесс, оставаясь российским режиссером...) Михаил Калик подарил нам еще один удивительный фильм, со всеми достоинствами его стиля - тонкий лиризм, нежный юмор - где источником вдохновения стала его собственная жизнь. И композитор фильма - как и других фильмов Калика - Микаэл Таривердиев (музыку для фильмов Калика он всегда создавал параллельно со съемками). Этот удивительно мощный фильм-исповедь - рассказ режиссера о своей жизни в Советском Союзе до отъезда в Израиль и одновременно своеобразный итог прожитых лет. Как и в фильме “Любить”, удивительно органично вплетаются в игровую ткань фильма фрагменты хроники, старые фото и эпизоды из прежних лент Калика. Этот стилистический прием дал возможность не только расширить границы повествования, но посмотреть на прошлое из сегодняшнего дня и осмыслить целый пласт отечественной истории.
Калик эмигрировал в ноябре 1971 г. Дата 14 ноября, как напоминание о прощании с родиной и дорогими людьми, присутствует в фильме. Работа эта, полемически автобиографичная, начинается с документальных кадров - приезда Калика после 18 лет отсутствия в Москву, встреча со старыми друзьями и актерами его фильмов, а потом окунается в детство героя, когда мир кажется таким огромным. Период детства в фильме самый чудный, более всего напоминает “До свиданья, мальчики”, особенно приключения маленького героя на приморском пляже, а сцена “первой встречи с искусством” особенно забавна (маленький Миша сидит в кинозале и громко хохочет, в то время как весь зал дружно находится на грани слез: показывают немую душещипательную мелодраму, но героиня - призрак - все время то исчезает, то материализуется, и значит, это - фокусы, и значит - смешно!) А подростком Миша в эвакуации в Алма-Ате видит С. Эйзенштейна, снимающего картину «Иван Грозный»! - В фильме инсценированы эти съемки. Затем - картины лагерной жизни, начальственные проработки и не только со стороны кинематографических деятелей, но и партийных и государственных работников Молдавии, решительно осудивших фильм «Человек идет за солнцем», вплоть до проводов, мучительных посиделок перед отъездом. Монтаж фильма не связан с ритмом или единством художественного решения, режиссер пытается доказать свою правоту, для чего вводит и кадры из предыдущих своих картин. Фильм этот, в первую очередь, человеческий документ, органичным его не назовешь, впрочем, как и жизнь, выпавшую на долю Калика, режиссера, чье творчество мощно повлияло на стилистику кинематографа 60-х годов.
В одном интервью Михаил Калик рассказывал, что у него «есть два неисчерпаемых резервуара впечатлений: первый—детство <...>, второй — одиночная камера и лагерь». Опыт лагерей Озерлага, где человеческая жизнь имела ничтожную цену, а смерть всегда была рядом, стал для режиссера жестким испытанием памяти детства. Помогла выжить изобретательная фантазия художника: «...я играл еще в такую игру, будто меня сюда специально послали как режиссера, чтобы я увидел, изучил жизнь и стал богат духовно». Лагерная жизнь оказалась «полем» испытания нравственных сил и лирического дара художника, поставленного в ситуацию непрерывного конфликта с жестоким миром. Поэтическая свобода и красота картин Калика будет всегда рождаться из преодоления несвободы, одиночества и унижения художника, осознавшего свое предназначение.
Проблема художественной независимости в отечественном кино 1960-х годов оказалась не менее острой и болезненной, чем в 50-х, несмотря на смену эпох. Михаила Калика обвиняли в «абстрактном гуманизме» и «формализме», ему постоянно приходилось отстаивать права на существование своих картин и сражаться с бессмысленными придирками редакторов. Фильмы режиссера вовсе не были демонстративно обличительными или «антисоветскими»; напротив, они жизнерадостны и поэтичны, но отсутствие в них всякой классовой идеологии казалось советским цензорам подозрительным. Эпоха Оттепели устанавливала новые отношения человека с миром — родственные и доверительные: мир и человек с точки зрения искусства стали равновелики и взаимопроницаемы. Традиционному советскому кинематографу героического склада Михаил Калик противопоставляет жизнеутверждающую поэтическую эстетику, основанную на восхищении предметно-образной красотой окружающего мира. Режиссеры картин «большого стиля» фальсифицировали пафос единодушия, уверяя, что «хорошо в стране советской жить». Калик вносит в отечественное кино точку зрения «естественного оптимиста», неистребимого жизнелюбия, но не «абстрактного гуманиста», а подлинного. Внутреннее ощущение свободы и непосредственность мировосприятия — качества, которые были так присущи оттепельной культуре, лирическому кинематографу Калика, и по которым так тоскует наше время.
Калику удалось сделать чудесный фильм, снятый в жанре киномемуаров с большими массовыми сценами, в котором было задействовано 150 актеров. «И возвращается ветер» был показан 14 ноября 1991 года. День в день ровно через двадцать лет после того, как он покинул страну. Большой зал Дома кино был забит до отказа. Лента, шедшая около трех часов, которые промчались за мгновенье. Когда в зале зажгли свет, у многих в глазах стояли слезы.
Сегодня Михаил Калик продолжает жить в Израиле и редко приезжает в Москву. Но Рильке однажды сказал: «Есть такая страна—Бог. Россия граничит с ней». А Марина Цветаева, продолжая мысль, заметила: «Россия никогда не была страной земной карты. И ехавшие отсюда—ехали именно за границу: видимого»