"Железный человек"
Название фильма: | Железный человек |
|
|
Страна-производитель: | США | ||
Английский: | Iron Man | ||
Жанр: | боевик / драма / триллер / фантастика / приключения | ||
Режиссер: | Джон Фавро | ||
В ролях: | Роберт Дауни-мл. (Тони Старк; Железный человек), Гвинет Пэлтроу (Вирджиния Поттс), Терренс Хауард (Джим Родес), Сэмюэл Л. Джексон (Ник Фьюри), Джефф Бриджес, Лесли Бибб, Кларк Грегг, Ghostface Killah, Стэн Ли, Билл Смитрович, Фаран Тахир, Шон Тауб | ||
Год выпуска: | 2008 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
Чтобы выжить после несчастного случая гениальный инженер Тони Старк вынужден создать себе специальный костюм для поддержания жизни. Вскоре он решает использовать свой напичканный новейшими технологиями костюм для борьбы с преступностью.
Железо пока горячо
Текст: Василий Шевченко
Когда-то Железный человек боролся с коммунистами и китайцами, его врагами были Chelovek-Titan и Krasnoye Dinamo. Сегодня этот страдающий алкоголизмом миллиардер, имевший прототипом самого Говарда Хьюза, нашел новых врагов, но остался собой — самым противоречивым из супергероев.
Каждой эпохе нужны свои герои. С американскими комиксами этот принцип работает с какой-то убийственной точностью. Великая Депрессия 1930-х породила всемогущего "парня в трусах поверх трико" Супермена и затянутого в латекс миллионера Бэтмена. Вторая мировая подарила квинтэссенцию ура-патриотизма Капитана Америка (который на обложке своего первого комикса смачно пинал Гитлера в нос — и только через полгода США вступили в войну). В эпоху холодной войны тот же Капитан Америка переквалифицировался в "commie-hunter", а вскоре всю шарашку и вовсе пришлось прикрыть. Консервативные критики во главе с автором книги "Совращение невинных" Фредериком Уортхемом обвинили комиксы во всех смертных грехах, не исключая БДСМ и гомосексуализма. А в 1960-х комикс-оттепель пошла по всем фронтам. Человек полетел в космос? Получите Фантастическую Четверку. Началась борьба за права меньшинств? Люди Икс, милости просим. В массовую культуру пришла молодежь? У нас есть Человек-Паук. Начавшаяся в 1963 году война во Вьетнаме тоже потребовала своего героя. Им и стал Железный Человек.
В комиксах, Энтони Эдвард Старк (он же Железный Человек) впервые засветился еще в 1963, в серии Tales of Suspense. Вундеркинд и потомственный миллиардер, Старк отправился на инспекцию своих заводов в Юго-Восточной Азии, где его самолет и был сбит коварными вьетнамскими партизанами. Раненый Старк создал специальный имплантат, поддерживающий работу сердца — который и стал первым элементом брони Железного Человека. С тех пор, правда, костюм героя эволюционировал настолько, что собственно железа там почти и не осталось — все нанотехнологии да космические сплавы. В фильме нам, кстати, покажут развитие брони — а вот эволюции персонажа никто не обещает. А меж тем, Железный Человек менялся не хуже самой Америки, да и вообще с каждым годом становился все более сложным персонажем.
Прототипом Тони Старка был главный герой недавнего "Авиатор" Мартина Скорсезе, Говард Хьюз. По словам создателя персонажа, Стэна Ли, "Говард Хьюз был одним из самых колоритных персонажей эпохи. Изобретатель, искатель приключений, мультимиллиардер, дамский угодник, и, в конце концов, псих". Хотя проявились многие из этих качеств уже в позднюю эпоху. Первые несколько лет Железный Человек был типичным антикоммунистом, специализировавшимся на восточной угрозе. Его главный враг, Мандарин (в фильме его решили оставить за кадром, сделать этаким скрытым темным властелином) — китаец с манией величия и десятком магических колец. Еще в комплекте живой китайский атомный реактор, советская шпионка, а также наши ответы буржуям, Chelovek-Titan и Krasnoye Dinamo. Но к концу 1960-х выяснилось, что красная угроза, даже обращенная в Азию, уже не так цепляет читателя, и надо придумывать что-то новое.
Тогда-то создатели и решили разыграть "миллиардерскую" карту, и Железный Человек воплотил все сложности отношения Америки к своим богатым. С одной стороны, идеальный WASP Тони Старк никогда не нарушает этику большого бизнеса — никакого потогонного производства, рейдерства, инсайдерской игры на бирже и других гримас капитализма. Более того, супергеройство для него это затратное хобби, которое чаще всего идет во вред основному занятию. Этакий меценат для мира супергероев, Старк снабжает самых разных персонажей своими изобретениями. Даже знаменитый щит Капитана Америка (фильм про которого нас ждет в следующем году) сделан на одном из заводов Старка.
Но Америка не была бы собой, если бы в Старке не было какой-то гнильцы, позволяющей простым людям не чувствовать зависти. Она и обнаружилась — алкоголизм. Чтобы снять напряжение, Железный Человек основательно закладывает за воротник, предпочитает дешевый виски. При этом становится неконтролируем, и опасен для окружающих. Пару раз даже с остервенением Плэйнвью из "Нефти" поколачивал других героев — правда, без фатальных последствий. К тому же Старк по-фетишистски одержим секретностью технологии своей брони. Герой даже пошел на открытое противостояние с властью, когда посчитал, что в боевых костюмах нового правительственного спецподразделения использованы его ноу-хау. Хотя гораздо чаще Старк, как и подобает комикс-олицетворению большого бизнеса, сливается с властью в экономическом экстазе. В какой-то момент он даже стал министром обороны США — но алкоголизм быстро разрушил его карьеру политика.
В итоге, Железный Человек стал одним из самых противоречивых супергероев-мейджоров. Про него даже именные серии комиксов выходят нерегулярно. А когда все-таки появляются, то редко пользуются популярностью. Потому что миллиардер в железной броне оказывается слишком странным персонажем для традиционной комикс-схемы "черного и белого", в которой оттенки нужны только чтобы подчеркнуть основные цвета.
Кинокадр Ру
Спаси нас, Самоделкин
Текст: Ксения Рождественская
Вышел "Железный человек", из которого стало ясно: Тони Старк — это любой мужик, ценитель гаджетов и девочек, вдруг осознавший, что жизнь его катится к черту, и винить некого, все сделал сам.
Любой супергерой в чем-то — Золушка: наступает момент, когда он, с помощью феи-крестной или без нее, надевает красивое платье (красный, черный, зеленый плащ) и идет очаровывать принца (спасать мир). Миллионер, изобретатель и торговец оружием Тони Старк однажды отправляется в Афганистан, продавать американским войскам супероружие "Иерихон", но там, в горах, его похищают члены братства "Десяти колец" и требуют, чтобы он построил для них свое супероружие. Он, к тому же, ранен, но местный умелец вделал в его грудь магнит, препятствующий осколкам дойти до сердца. Старк, понимая, что его не выпустят, строит не "Иерихон", а костюм Железного человека, вставляет себе вместо сердца ядерный мотор и сбегает из плена. Вернувшись домой, он делает более совершенную версию костюма и идет разбираться со своей идиотской жизнью. Выяснив, что кто-то продает его оружие талибам, он отправляется — нет, не убивать талибов, а уничтожать оружие и искать того, кто торгует смертью за его спиной. Как если бы Золушка поехала не на бал, а бить мачехе морду.
Марвеловский "Железный человек" — экранизация не то Ницше, не то "Мцыри", с его тюрьмой и пламенем в груди. Изначально, в 60-е, герой оказывался во вьетнамском плену, но режиссер Джон Фавро решил, что фильм должен быть осовременен. В результате получился скорее "Человек из железа", чем "Робокоп". Тони Старк весело исследует возможности своего нового костюма, он летает и хлопочет, он пьет меньше, чем мог бы, выглядит умнее, чем должен, и, несмотря на то, что это очень смешное кино, оно гораздо, гораздо мрачнее, чем самые мрачные закоулки Готэм-сити.
В основном потому, что все происходит пугающе взаправду, несмотря на венгерских талибов и загадочное братство "Десяти колец" ("а одно — всесильное — властелину Мордора", что ли?). Битва Железного человека с глуповатыми воинами джихада выглядит не только более правдивой, чем похождения Рэмбо, но и более реальной, чем все видеоэксперименты Брайана де Пальмы. Примерно это и есть война: прилетел человек, всех перестрелял, улетел. Обещал вернуться — милый, милый.
Супергероические комиксы чаще всего рассказывают о мире с точки зрения подростка, который хочет прославиться. Человек-паук с ужасом наблюдает за изменениями собственного организма и пытается извлечь из них пользу для всего человечества. Супермен спасает хороших людей, раз уж все равно умеет летать. Бэтмен пытается отомстить за смерть своих родителей, мешая плохим людям. А Железный человек борется с Тони Старком, и не верьте тем, кто говорит, что это борьба с терроризмом. Враг не снаружи, враг — это сам Тони Старк и есть: его пофигизм, его былая самоуверенность, его доверие к партнерам.
Это почти Джеймс Бонд, но вместо холодного шика и уверенности в себе у Тони Старка есть ум и страсть. Да что Джеймс Бонд, Тони Старк — это любой мужик, ценитель гаджетов и девочек, вдруг осознавший, что жизнь его катится к черту, и винить некого, все сделал сам.
Всего этого, конечно, не было бы, если бы не растерянный гений Роберта Дауни-мл., неотразимая отвратность Джеффа Бриджеса и милая покорность Гвинет Пэлтроу. Если вы любите большое холодное веселье, это идеальный фильм: Железный человек сбивает самолеты, ловит машины (продакт плейсмент, кстати, назойлив и глуп), улетает в небеса, убивает плохих людей и спасает хороших. Все жужжит, сияет и развивает сверхзвуковую скорость, Black Sabbath бьет по ушам, а в сцене финальной драки ласкают глаз два безмысленных трансформера, гламурные сыновья Самоделкина из "Веселых картинок". Если вы любите драйв, который никакими моторчиками не заменить, это идеальный фильм: Тони Старка ведет, тащит и плющит жажда исправить все то, что можно исправить, и спасти тех, кого можно спасти. Если вы любите умное кино... В общем, вот оно — настоящее умное кино. "Железный человек — это я", — говорит Тони Старк, отметая весь негласный супергероический кодекс: молчи, скрывайся и таи. Нет, сегодня нужно действовать по-другому: встань и сделай. Больше некому.
Человеческое, слишком человеческое. Железное, слишком железное.
С сайта Филм Ру
… и скрипит, и рычит, и царапает пол
Железный человек стал последним монстром студии Marvel, окученным фабрикой грез. Самым нормальным – его никто не кусал, его никто не пугал, он ни в кого не мутировал. Самым понятным – в отличие от других супергероев, он любит выпить и покрасоваться. И самым на сегодняшний день политически востребованным – ходячее и летающее подтверждение того, что добро непременно должно быть оснащено кулаками или хотя бы крылатыми ракетами.
Производитель оружия, известный конструктор и просто красавчик Тони Старк (Роберт Дауни-мл.) попадает в плен к афганским террористам и с изумлением обнаруживает, что с Америкой они воюют с помощью его же, Старка, продукции. Это открытие заставляет его пересмотреть бизнес-план на ближайшее время. Бандиты требуют, чтобы Старк собрал им свою последнюю ракету – «Иерихон». Но изобретатель, не желая сотрудничать с врагами Америки и очень желая попасть обратно домой, вставляет себе в грудь термоядерный реактор (у Старка осколочное ранение, реактор помогает ему выжить, и не нужно спрашивать, как), вместо ракеты мастерит огромного железного болвана, влезает в него и улетает восвояси.
Оказавшись в США, немного придя в себя, поев чизбургеров и толкнув с трибуны загадочную речь, Старк приступает к более продуманной разработке «железного человека». Он уверен, что созданная им машина, с одной стороны, будет способствовать укреплению мира на всей планете, а с другой – не оставит без заказов и саму Stark Industries. Подобные убеждения может разделить только Пеппер (Гвинет Пэлтроу), секретарь Старка, но с нее спрос невелик, потому что она влюблена в босса и поверит во что угодно.
Пафос этой миротворческой деятельности снижают гнусные проделки совладельца Stark Industries – Обадайи Стейна (Джефф Бриджес) и ненавязчивая реклама продукции концерна Audi. Стейн, как человек разумный, верит в будущее «железного человека», но не в качестве носителя идеалов справедливости, а в качестве машины смерти, поработителя народов и так далее. Концерн же Audi, в свою очередь, уверен, что все затраты на рекламу, показанную в этом фильме, окупятся с лихвой. А создатели фильма уж точно знают, что если десять раз крупным планом показывать американский флаг и благодарные детские лица, то во рту станет сладко, и успех будет обеспечен.
Полученный кинопродукт – следствие такой уверенности. Яркий, красивый, дорогущий, насквозь идеологизированный. Спецэффектный до правдоподобности. Безупречно профессиональный. Но стоит ли два часа смотреть рекламный ролик, если вы не уверены, что купите рекламируемый предмет?
// Маша Вильямс, afisha.mail.ru
Чтобы железный костюмчик сидел
Газета.ру
Комиксу легендарного Марвела про Железного Человека уже почти полвека. Почему его не экранизировали до сих пор – тайна великая есть (мультсериал 1966 года не в счет). Попытки снять фильм предпринимались с 1990 года, за него брался даже божественный Тарантино, но все как-то не складывалось. Тем кошмарнее выглядела идея в конце концов вручить бразды правления съемкой совершенно неизвестному в мире серьезного кино Джону Фавро.
У Фавро получилось. Огромный бюджет он использовал по максимуму, и к спецэффектам и прочим штучкам нет никаких претензий. Гораздо больше их к сюжету, который по части логики хромает на все четыре ноги, но разве это важно, если экранизируется комикс? Надо смотреть и радоваться, а не задумываться, к примеру, откуда у талибов в пещерах Афганистана ядерные технологии.
Еще года три тому назад вместо талибов в фильме фигурировали бы воины гнуснопрославленного Саддама, но в 2008 году, на исходе правления Буша, такие шутки никто бы не понял – это же не «Морпехи» Мендеса, а сугубо коммерческое кино.
Потому бог с ними, с талибами – может, у них в пещерах еще и не то есть.
А в пещеры Тони Старк, он же Железный Человек (Роберт Дауни-младший), попал совершенно случайно – поехал рекламировать созданную им суперракету, угодил в засаду и оказался в плену, где его заставили собрать еще более продвинутую ракету. Старк и собрал – только не ракету, а железный костюмчик с функциями огнеметания, полета и пробивания стальных дверей. В котором и совершил довольно смехотворный побег. Остается еще раз подивиться возможностям моджаххедского подполья, но больше не будем на этом останавливаться.
Еще одна важная фишка: в Старка попали осколки при взрыве, и спасти его сумел только подпольный талибанский врач, который вставил ему в грудь электромагнит, отталкивающий осколки от сердца.
Вопрос, что же курят сценаристы, стучит в мое сердце, но мы договорились не отвлекаться.
Тонкий налет пацифизма, проявляющийся в основном в речах Старка, который отрекается от созданного им оружия, оставим опять же на совести вышеупомянутых сценаристов. Это не антивоенное кино, не «M.A.S.H.» Олтмена, и не станем же искать то, чего тут нет. Тем более консультировали фильм братки из Пентагона, которые ничего просто так не делают.
Но в чем отличие «Железного человека» от остальных картин подобного рода? Прежде всего в том, что остальные супергерои – слишком уж супергерои, то есть, цитируя Стивена Кинга, даже испражняются исключительно алмазами, выпадающими из платинового отверстия. Старк же – обычный богатенький Буратино, который не прочь нажраться в хлам, схватить за задницу первую попавшуюся тетку (в роли первой попавшейся – изрядно подурневшая Гвинет Пэлтроу) и потратить нажитый на продаже оружия бабос на мелкие жизненные радости. Поэтому ему хочется сочувствовать.
И это получается.
Во-вторых, «Железный человек» во многом пародиен. Это, конечно, не «Супергеройское кино», но очень близко. Хохмочки и шуточки сыплются, как из рога изобилия, а похождения Старка в постоянно совершенствуемом костюмчике Железного Человека вовсе не похожи на ежедневное спасение мира все теми же суперменами и бэтменами. И это радует. Да и виноват в сверхъестественности Старка не он сам, а именно костюмчик. Чудеса техники, ничего ирреального. Двадцать первый век на дворе, в конце концов. Даже талибы, и те могут сварганить в своих пещерах супермонстра, что уж говорить о цивилизованной части мира.
Основным же плюсом «Железного человека» является приглашение на главную роль Роберта Дауни-младшего. Изначально шли разговоры о том, что ее сыграет Том Круз или Николас Кейдж, но оба этих парня явно смотрелись бы тут блекло – Круз, простите, слишком корявенький, а Кейдж – чересчур психологичен. Дауни же, в последние времена переживающий не лучшие дни и запомнившийся разве что по «Зодиаку», явно не прогадал –
«Железный человек» может сделать с ним то же, что «Криминальное чтиво» с Траволтой.
Вот уже и «Халк» на подходе, а там и сиквел «Железного человека» не заставит долго ждать…
Но если Дауни изрядно вложился душою в своего героя, то остальные, включая ту же Пэлтроу и главных злодеев от Талибана, получились довольно картонными. Домашний робот Тони Старка выглядит на порядок привлекательнее, но это, видимо, судьба всех фильмов о супергероях – не у каждого Бэтмена есть свой Робин, в конце концов. Это только в «Хэллбое» все экшн-хироуз практически равнозначны, но «Хэллбой» – это кино несколько иного уровня, при всем уважении к Фавро и Дауни-младшему.
Впрочем, свою основную функцию «Железный человек» выполнит: соберет энное количество денег, породит сиквел и кучу побочной продукции, как это уже было с Человеком-Пауком. Да и времени, потраченного на просмотр, откровенно не жалко: кинцо веселое, динамичное, и Дауни симпатичный. Хоть и сделался визуально очень похожим на Сильвестра Сталлоне, что настораживает… Дай бог, пронесет.
Юрий Бурносов